Опера «Евгений Онегин».
Другое великое творение Чайковского – опера «Евгений Онегин» - как бы замыкает первый этап его творчества.
Творчество Пушкина с иных лет привлекало композитора. Он особо ценил музыкальность поэзии Пушкина, то, что он силою гения очень часто вырывается из тесных рамок стихотворчества в область музыки, независимо от сущности того, что он излагает в форме стиха. В самом стихе, в его ритме, интонации, пропорциональности есть нечто совершенное, которое можно выразить только звуками музыки как самое прекрасное.
В начале 1860-х гг. Чайковский написал «Песнь Земфиры» на стихи из поэмы Пушкина «Цыганы» и музыку для оркестра к его трагедии «Борис Годунов»; некоторые произведения остались только в замыслах (опера «Капитанская дочка»).
В романе «Евгений Онегин» композитор видел правдивые образы, имеющие для русских огромное историческое и общественное значение. Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину жизни русского общества в один из интересных моментов его развития. Пушкин рисует общество, совершенно отдельное от народа по своему образу жизни. Это общество начинает формироваться в период реформ Петра I. Жалованная грамота дворянству 1885 г. Екатерины II определила права и привилегии дворянства, достигшего своего наивысшего развития при Екатерине II. В царствование Александра I значение этого сословия все более увеличивалось, его устремления к наслаждению бытия становились уже потребностью, как признак духовной жизни. Общество это удовлетворялось не только охотой, роскошью и балами: оно, например, говорило по-французски, музыка была необходимой частью в воспитания детей. В «Онегине» Пушкин представил внутреннюю жизнь этого сословия. Поэт сумел отразить действительность 20-х гг. XIX века.
В романе два героя: Онегин и Татьяна. Онегин изображен светским человеком, и его образованность была причиною несоответствия обществу Лариных. Общество Лариных, хотя оно и выглядит милым в стихах Пушкина, в то же время является пустым и бесполезным. Онегин не радуется болезни дядюшки: «Он уважать себя заставил/ И лучше выдумать не мог». Лицемерие Онегина добродушное, добросовестное. Онегин был законным наследником его имения. Закон и право наследства было на его стороне. Нельзя также сказать, что поэт хотел изобразить Онегина холодным эгоистом. Светская жизнь с ее мелочными развлечениями не убила в Онегине чувства, а только охладила их. Однако портрет Онегина нарисован поэтом в пользу его нравственного превосходства над светским обществом. Онегин – добрый малый. Он не гений и не равняется с великими людьми, но бездеятельность общества душит его.
Другой герой романа – Татьяна. Онегин принял Татьяну за невесту Ленского и удивился, узнав о своей ошибке. Онегину хватило одного внимательного взгляда, чтобы понять то, что не приходило в голову Ленскому: его Ольга совсем не идеальное и поэтическое создание, а простенькая хорошенькая девочка. Приезд Онегина в семейство Лариных завязал внутреннюю драму. Онегин, получив письмо Татьяны, не влюбился в нее. Он холодно отверг наивную любовь девушки, а потом страстно влюбился в великосветскую даму. Разгоревшаяся страсть Онегина не произвела на Татьяну впечатления. Роман оканчивается отповедью Татьяны.
Пушкин первый в своем романе показал русское общество мужчин в лице Онегина и Ленского, а в лице Татьяны – русскую женщину. Мужчина во всех слоях общества играел главную роль, а женщина не играла никакой роли. Исключение составляет только высший свет. Мы до сих пор не проявляем внимания к женщине. Все наши клятвы и заверения носят искусственный характер. Стоит нам сыграть свадьбу – и невеста перестает быть желанной.
Обращение Чайковского к «Евгению Онегину» было и случайным моментом, и в то же время необходимостью, вызванной тем, что значение романа имело многоплановый характер. В этом произведении Пушкин нашел не только новый сюжет, новый жанр, нового героя, но и новое отношение к художественному слову. Простота, непринужденность повествования создавались средствами исключительно сложной поэтической структуры. В стихах замечаются различные ритмы, интонации, сравнения, система ассоциаций, цитат, авторская ирония, и все имеет удивительную соразмерность, соподчиненность, пропорциональность, гармонию совершенства, создавая исключительно богатую смысловую конструкцию и придавая музыкальность роману.
Мы уже говорили о возникновении стихов и музыки. Именно стихи вызывают необходимость выражения их посредством музыки не только по форме, но и по существу. Поэтому древние поэты читали свои стихи под сопровождение того или иного музыкального инструмента. Современные поэты также читают свои стихи нараспев.
Пушкин в «Евгении Онегине» выбирал слова обыденные, давая почувствовать читателю свободу выбора слова, и читатель наслаждается вариативностью речи, создающий эффект ее музыкального звучания. Роман как бы выводится из сферы литературности и включается в контекст противоречивой реальной действительности. Пушкин пишет: «Противоречий очень много/ Но их исправить не хочу». Онегин противопоставляется Ленскому, Татьяне, автору. Характеристика Татьяны также противоречивая «Русская душою/ Она по-русски плохо знала/ И изъяснялася с трудом/ На языке своем родном».
Онегин – русский европеец и английский денди. Татьяна – русская женщина с европейским образованием, ведущая светский образ жизни.
Тем не менее, Онегин – герой последекабристской эпохи и в этом смысле лицо историческое, не исчерпавшее своих возможностей. Он повторяется в Рудине, Чичикове, Обломове. Все это вместе взятое и привлекло Чайковского к созданию оперы, чтобы выразить в музыке всю сложность и неоднозначность образов Онегина и Татьяны.
Чайковский глубоко проникся пушкинскими образами отмирающего дворянского общества и на его фоне чистой любовью героев, верностью и пониманием чувства долга и чести, их возвышенными мечтами и стремлением к идеалу. «Я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина», - пишет Чайковский. Пушкин удивительно тонко и глубоко изобразил девическую любовь Татьяны, увидевшей человека, непохожего на других, она вообразила, что это ее идеал, и страсть охватила ее. Любовь Татьяны полна чистой, женственной красоты, еще не тронутой прикосновением к действительной жизни. В опере «Евгений Онегин» Чайковский смог образы Пушкина наполнить музыкальностью, дополнить новыми характеристиками, новыми чертами и вдохнуть в них новую жизнь. Критики писали, что образ Татьяны стал неразлучен с музыкой Чайковского и получил в ней как будто еще более реальную жизненную форму. И. С. Тургенев говорил: «Для меня, например, Ленский у Чайковского как будто вырос, стал чем-то больше, нежели у Пушкина».
После премьеры, состоявшейся 17 марта 1879 г. на сцене Малого театра под управлением Н. Г. Рубинштейна, опера с триумфом прошла на сценах театров Харькова. Одессы, Киева, Петербурга, Гамбурга, Праги, в Большом театре. Постановка оперы доставляла композитору много счастливых минут успеха: «Я никогда не ожидал, что опера может так нравиться массе».
Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 1008;