Формирование взглядов П. И. Чайковского.
Реализацией передовых идей в 1860-х гг. стало открытие в Петербурге первого высшего музыкального учебного заведения – консерватории и Русского музыкального общества. В 1862 г. Чайковский поступил в консерваторию.
С первых шагов творческой деятельности Чайковский проявлял интерес к темам, раскрывающим сущность важнейших жизненных явлений в обществе. В 1860 – 1870 гг. в России происходили решительные перемены в общественной и государственной жизни. Однако происходили они противоречиво и непоследовательно. Отмена крепостного права ограничилась лишь свободой одного физического лица от другого. Экономическая и политическая зависимость крестьян оставалась прежней. «Основные положения по судебной части 1862 г.» и «Судебные уставы 1864 г.» хотя и декларировали признание демократических принципов права и правосудия, но уже с начала 70-х гг. XIX в. начинается восстановление дореформенного правосудия.
Ограничивается компетенция суда присяжных, открытие Советов присяжной адвокатуры приостанавливается, в 37 губерниях центральной России упраздняются мировые суды.
Происходившие изменения, сложные противоречия и конфликты времени отразились в идейно-образном строе произведений композитора, основанных на острой борьбе противоположных сил. Чайковскому были близки идеи освободительного движения, однако он не сочувствовал народникам, осуждал их террористические акции, мечтая о более справедливом устройстве общества с помощью Земского собора, о мирном урегулировании классовых противоречий. Он не принимал царизма и бюрократическую государственную машину. Композитора остро волновала судьба русского народа. Именно поэтому он рассматривал как гражданский долг свою деятельность художника.
В своих философских взглядах Чайковский, как и многие передовые деятели искусства того времени, тяготел к материалистическому пониманию мира. О материальной основе духовной жизни людей Чайковский писал: «Известно, что провести резкое разграничение между материальной и духовной сторонами человека – очень трудно. Ведь и мышление есть тоже физиологический процесс, ибо оно принадлежит к функциям мозга». Признавая связь духовной деятельности людей с материальной жизнью, Чайковский, однако, никогда не ставил между ними знака равенства. Он не верил в существование загробного мира и бессмертия души: «Если есть будущая жизнь, то разве только в смысле неисчезаемости материи и еще в пантеистическом смысле вечности природы, которой я составляю одно из микроскопических явлений. Словом, я не могу понять личного бессмертия… В результате всех моих рассуждений я пришел к убеждению, что вечной жизни нет». И далее: «Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередования радостей и горя, из борьбы добра со злом, из света и тени, словом, из разнообразия в единстве». Из этих высказываний видно, что Чайковский понимал окружающий мир как единство и борьбу противоположностей по Гераклиту. И в этом смысле для Чайковского всегда на первый план выступало единство эстетического и этического в художественном произведении. Их слияние создает нечто совершенное и прекрасное. Признавая музыку как средство духовного общения людей, способ воздействия на внутренний мир человека, Чайковский сознательно стремился к доступности, демократичности своего творчества. Композитор всегда старался добиться наиболее точного донесения до слушателя своих идейных концепций. Усвоив достижения мирового музыкального искусства, Чайковский возрождал масштабность философских концепций и идей Бетховена. Унаследовав от него способность создавать крупные симфонические формы, он использовал метод бетховенского симфонизма.
Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 1174;