Творческая деятельность П. И. Чайковского.
Эволюция творчества Чайковского представляет собой как бы два этапа, каждый из которых заканчивался своими вершинами: 1866 – 1878 гг. – Четвертая симфония и «Евгений Онегин»; 1878 – 1893 гг. – Шестая симфония и «Пиковая дама».
В 1860-е годы в России возрастает интерес к историческому прошлому страны, русского народа. В литературе, музыке, живописи и театре появляются произведения, раскрывающие историческую тему: оперы «Борис Годунов» Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Иван Грозный» для симфонического оркестра Антона Рубинштейна, «Былое и думы» Герцена, «Война и мир» Л. Н. Толстого и др.
Петр Ильич увидел спектакль по исторической драме И. И. Лажечникова «Опричник», рассказывающей о трагической судьбе молодого опричника Андрея Морозова, вступившего в неравную борьбу с грозным царем, отстаивая честь своей невесты Натальи. Композитора привлекли конфликтные ситуации сюжета, царский произвол и борьба за свободу, честь и справедливость. Чайковский на данном материале создал музыкальные образы страстного борца за свободу Андрея, сильный характер боярыни Морозовой, нежный и трогательный, но вместе с тем волевой Натальи. Премьера состоялась 12 апреля 1874 г., тогда, когда под покровительством реформатора Александра II начинается судебная контрреформа. Усиливается исполнительная власть генерал-губернаторов, создаются специальные суды, ограничивается независимость судей. Данная политика властей была понятна Чайковскому, прослужившему в Министерстве юстиции три года и умевшему дать правовую оценку боязни царского правительства перед нарастанием революционной ситуации в стране. Опера «Опричник» ставится в разных городах и благосклонно принимается публикой.
В конце 1875 – первой половине 1876 г. композитор написал цикл пьес для фортепиано «Времена года». Эпиграфы к 12 пьесам Чайковского подобрал издатель – из произведений русских поэтов: В. А. Жуковского, А. И. Майкова, Н. А. Некрасова, А.Н. Плещеева, А. С. Пушкина, А. К. Толстого, А. А. Фета. Каждая пьеса цикла рисует ту или иную картину русского быта в разные времена года и в то же время создает особое лирическое настроение. Жизнь природы в них органично сплетена с жизнью людей, с праздничными обрядами и трудовыми буднями – все воплощено в правдивых музыкальных образах, все выражает русский национальный характер, составляющий суть творчества композитора.
Горячую поддержку встретила в России война Сербии за освобождение от многовекового турецкого владычества. Славянские благотворительные комитеты помогали раненым, отправляли в Сербию добровольцев. Дирекция Русского музыкального общества в пользу Общества Красного Креста заказала композитору «Сербско-русский марш на народно-славянские темы» для симфонического оркестра. Чайковский, вполне разделявший тогдашнее настроение русского общества, охотно принял предложение Рубинштейна написать сочинение для концерта. Первое исполнение «Сербского марша» состоялось 5 ноября 1876 г. Чайковский стал свидетелем целой бури восторга, произведенной его сочинением.
Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 1344;