Опера «Пиковая дама».
Наравне с Шестой симфонией Чайковского стоит другое его произведение – опера «Пиковая дама». Она является произведением самым зрелым. В ней композитор проявился в высшей степени своего художественного мастерства по энергии и сжатости музыкального выражения и музыкального драматизма.
Либретто к опере П. И. Чайковский составил по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама». Однако сама повесть внешне не содержала в себе того драматизма, который в ней заметил Чайковский. Один из авторитетных литературных критиков того времени В. Г. Белинский писал: «Пиковая дама» - собственно не повесть, а мастерский рассказ. В ней удивительно верно очерчена старая графиня, ее воспитанница, их отношения и сильный, по демонически-эгоистический характер Германа. Собственно это не повесть, а анекдот: для повести содержание «Пиковой дамы» слишком исключительно и случайно. Но рассказ – повторяем – верх мастерства». Вот в целом и все, что сказал великий критик о повести Пушкина «Пиковая дама». Даже он не смог заметить в этом произведении огромный внутренний драматизм и трагизм наступающего нового времени, нового общества, нового человека. И только гению оказалось под силу понять гения. Повесть Пушкина привлекла Чайковского потенциальным внутренним драматизмом, вызванным в человеке наступлением капиталистических отношений, изменивших его психологию. Эти изменения только начинали пробивать себе дорогу в России в начале XIX в. А. С. Пушкин первый заметил героя нового времени – противоречивого, неуравновешенного и даже неудомевающего в своих поисках лучшего социального устройства и бытия. К этому времени еще не созрели, не сформировались капиталистические отношения. Пушкин лишь предвидел наступление новых отношений и новое социальное и психологическое напряжение в обществе. Раскрыть эти социально-психологические противоречия удается только Ф. М. Достоевскому. Писатель выразил в своих произведениях социальное неравенство героев, их юридическое бесправие. Внешне мирный, незлобивый человек может превратиться в тирана, деспота, грозного для общества и для самого себя.
На Западе и в России развитие капитализма несло с собой подъем буржуазной свободы личности, который, однако, при капитализме часто мог принимать самые противоречивые формы. Установление формального равенства способствовало внутреннему освобождению личности, которое могло стать силой созидательной или разрушительной. Эти характерные черты нового человека в полной мере отразил Ф. М. Достоевский в таких своих произведениях, как: «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание» и др. В романе «Преступление и наказание» автор раскрывает внутренний мир героя и существующие противоречия социальной действительности, вызывающие идеи необходимости пересмотра общественной жизни. Однако эти идеи могут быть как благотворными, так и разрушительными и для отдельной личности, и для общества в целом. Эта мысль была выражена в эпилоге романа – в символическом сне Раскольникова. Кризис традиционной морали, сознание относительности старых общественных и нравственных норм зачастую рождают вместе с протестом и волей к борьбе реакционные настроения и идеалы, буржуазно-анархистские по своему социальному содержанию. Герман, как и Раскольников, – трагическое лицо, в его внутреннем мире разворачивается борьба добра и зла. Нарастание в России социального неблагополучия порождало стремление к пересмотру старых патриархальных норм поведения и морали, социальные искания, и различного рода реакционные кризисы мысли. Диалектика борьбы и столкновение характеров составляли основу великого реализма искусства Пушкина. Именно эти не до конца раскрытые драматические качества героя и других действующих лиц повести привлекли внимание П. И. Чайковского. Композитор угадал сущность пушкинского героя и подобно Достоевскому раскрыл драму действующих лиц, показал ее масштабное значение, придав повести Пушкина «Пиковая дама» самостоятельное звучание как произведения оперного искусства, ставшего достоянием всего человечества. «Вообще «Пиковая дама» должна занять одно из высших мест в русской оперной литературе», - писал музыкальный критик И. Д. Кашкин.
Выводы.
В творчестве П. И. Чайковского отразилось демократическое общественное движение в России второй половины XIX в. Борьба человеческой личности за свободу и право на счастье. Художник психолог, Чайковский раскрывает внутренний мир человека в различных его проявлениях. Гениальный симфонист, Чайковский раскрывает музыкальные образы в движении, развитии и росте. В опере «Евгений Онегин» Чайковский в жизни обыкновенных людей раскрывает внутренний драматизм переживаний своих героев и кризисное состояние общества первой половины XIX века. В операх «Орлеанская дева» и «Чародейка» Чайковский обращается к народной драме, раскрывая существовавшую социальную несправедливость крепостного права. Вершиной творческого пути композитора являются Шестая симфония и опера «Пиковая дама».
Творчество Чайковского еще при жизни композитора получило признание как в России, так и за рубежом, став неотъемлемой частью мировой художественной культуры.
Темы для повторения материала:
1. Поражение России в Крымской войне 1854 – 1856 гг. и социально-экономический кризис в России (отмена крепостного права 1861 г., судебная реформа 1864 г.).
2. П. И. Чайковский – композитор-юрист, его оценка социальным противоречиям второй половины XIX в.
3. Русский народ и борьба за социальную справедливость в произведениях Чайковского «Опричник» и «Орлеанская дева».
4. Опера «Евгений Онегин» как отражение внутренней борьбы личности, вызванной противоречиями общественного развития.
5. Патриотические идеи Чайковского в музыке («Сербско-русский марш» и Торжественная увертюра – «1812 год».)
6. Четвертая симфония Чайковского и нарастание социальной напряженности в обществе.
7. Шестая симфония – итог творческого пути композитора.
8. Опера «Пиковая дама» - вершина музыкального искусства П. И. Чайковского.
Приложение:симфонии Четвертая и Шестая, оперы: «Опричник», «Чародейка», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», цикл «Времена года».
Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 695;