Тема социального неравенства в творчестве композитора.
Тему социальной трагедии Чайковский выразил в опере «Чародейка» по одноименной драме И. П. Шпажинского. Композитора привлекла к себе скрытая сила нравственной красоты героини. Трагедия Настасьи, женщины, вышедшей из народа, с гордым, свободолюбивым характером, стала в опере Чайковского трагедией социальной, и в этом смысле она перекликается с оперой «Опричник», также раскрывающей драму социального неравенства: царя – с опричником, наместника – с народом. Композитор сочинял эту оперу как народную драму, как картину народной жизни, в которой героиня неотделима от народа, она олицетворяет собой честь, достоинство, красоту народа, его жизненную силу, основу общественного и государственного устройства. Героиня – символ красоты, совершенства, перед которым все равны, она гармония бытия, управляющая бытием.
Чайковский ввел в либретто дополнительную сцену народного бунта против угнетений и притеснений наместника. Он хотел, чтобы трагедия заканчивалась «всенародно», чтобы народ был свидетелем злодеяний князя и его жены. Музыка, характеризующая Настасью, проникнута народно-песенными интонациями. В центральных номерах героини – ариозо «Глянуть с нижнего» и «Где же ты, мой желанный» - композитор использовал мелодии подлинных русских песен.
Шестая симфония.
Созданию Шестой симфонии предшествовал длительный период подготовки, хотя процесс самого сочинения занял всего несколько недель. Композитора занимала мысль создать программную симфонию под названием «Жизнь», где в музыкальных образах отразилась бы борьба Добра и Зла, Справедливого и Несправедливого, управляющая жизнью человеческой. В первой части симфонии раскрывается замысел симфонического произведения «Жизнь», как бы подводящего итоги творческого пути композитора. Содержание симфонии воплотило общечеловеческие, вневременные проблемы, и поэтому философско-этическое значение этого произведения, как и художественное, чрезвычайно велико. Вместе с тем в ее содержании отразилась типичная сторона мировосприятия и психологии русских людей конца XIX в. При этом Шестая симфония безусловно субъективна, она в большей степени, чем другие произведения Чайковского, - «музыкальная исповедь души».
Непримиримый конфликт, яростная борьба жизни против смерти отражены Чайковским в произведениях трагедийного характера. Жизнь, в представлении Чайковского, есть непрекращающаяся борьба со смертью, выраженная в самых разнообразных формах. Однако эта борьба имеет социальный характер. Противоречия общественного развития, социальное неравенство приводили к социальному протесту, неразрешимым конфликтам, возникавшим в России во второй половине XIX в.
Шестая симфония в большей степени удалена от музыки бытовой и народной, чем Четвертая и Пятая. Обобщенность ее трагедийного содержания несет в себе философские размышления. Музыкальные образы отражают психологическую трагедию, сложность и противоречивость душевной жизни человека. Каждая часть Шестой симфонии самостоятельна по содержанию, в каждой развита своя большая тема. При интонационном родстве, единстве тонального плана композиция отдельных частей вполне завершена. Цикл Шестой аналогичен не драме или роману, а трилогии или тетралогии. Первая часть имеет характер законченной трагедии, в ней использованы основные черты, характерные для цельного цикла. Вторая часть по своему значению образует связующее звено между двумя крупными частями трилогии, объединенными общностью идеи и героя. Лирический реквием противопоставлен всем остальным частям. По своему содержанию это единственная часть в цикле, где Свет и Тьма даны не столько в борениях, сколько в пассивном сопоставлении. Третья часть с точки значения и симфонического развития также самостоятельна по содержанию. Финал – лирическая исповедь человека, замкнутого в глубоком душевном страдании, – тоже закончен и отделен от предшествующей части. Образ «заката жизни», предчувствие конца преобладают здесь над светлым образом Прекрасного, который в коде превращается в горестное оплакивание.
В Шестой симфонии главная и побочные партии подобны двум мирам, двум противоположностям жизни. Музыкальные образы выражают душевную борьбу в жизни человека, его внутренние переживания, близкие теме рока и самой смерти.
Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 1154;