Понятия права и истории художественной культуры
Развитие и права, и художественной культуры своими корнями уходит в глубь тысячелетий, в период бурного становления социальных норм (мононорм) и искусства, особенно в эпоху неолитической революции (XVI – IX тыс. до н.э.), когда стала формироваться система новых производственных отношений и экономических связей, круто изменивших родовую организацию первобытного общества. На основе совершенствования орудий труда менялись производственные отношения, росли производительные силы общества, меновые отношения приобретали регулярный характер. Важнейшим фактором развития территориальных экономических связей, вызвавших в свою очередь, формирование системы сложных этнических общностей (этноса) и племенной организации. В этих условиях широкое распространение получает наскальная живопись и терракотовые изделия (лепка из глины животных и женских фигур). Хотя самые ранние изображения, где преобладают «портреты» зверей, относятся к верхнему палеолиту (древнему каменному веку), то есть были созданы 40 – 20 тысяч лет тому назад.
Вместе с тем у людей формируются первые представления об окружающем мире и социальной организации. Устанавливаются определенные правила поведения людей, мораль стала определять принципы новых социальных связей, среди которых общественный интерес становится ведущим, организующим началом общественного развития.
Таким образом, мы видим, что право и искусство зародились в ходе развития экономических отношений первобытного общества, формировавшие новую материальную и духовную культуру, определившие дальнейшие пути становления человеческой цивилизации. И духовная культура становится общим, объединяющим понятием и для права, и для искусства.
Однако с формированием производящего хозяйства, появления частной собственности меняются и экономические, и социальные отношения. Основным звеном в социальной организации становится семья, а центром экономических отношений двор, отдельной хозяйствующей семьи. Появляется новый субъект гражданских отношений – домовладыка, с этого момента начинает формироваться гражданское общество, вызвавшее становление правовых отношений как регулятора гражданского оборота. Художественная культура стала развиваться как одна из форм идеологических представлений не только о производстве и социальной организации, но и о той природной среде, где только и может существовать человек.
Через искусство человек стал отражать действительность в художественно образных формах (в скульптуре, живописи, музыке, литературе). Выражать свои идеалы в образах прекрасного, стремясь достигнуть совершенства, гармонии, целостности в своих произведениях и таким образом показать сущность справедливости, как совершенства, гармонии общественных отношений. И понятие красоты, как эстетической категории, стало распространяться не только на предметы окружающего мира и людей, но и на право, и правовые отношения, как в материальной, так и в духовной жизни общества.
Эстетическое восприятие мира в раннюю эпоху носило прикладной характер и развивалось в рамках появления все новых и новых видов различных ремесел. Данное явление привело также и к новым экономическим отношениям, к дальнейшему разделению общественного труда, и соответственно, к более глубокой дифференциации общества. Постепенно из прикладных ремесел стали выделяться отдельные виды искусства, достигшие высшей степени мастерства. Всякое более или менее развитое искусство есть одновременно и созидание (ремесло), и познание, и общение между людьми. Этими своими гранями оно соприкасается и с производством, и с наукой, и с языком, а значит, уже производство содержит в себе зачатки искусства. В истории художественной культуры, в истории эстетики сущность искусства истолковывалась поначалу как подражание природе. Влияние художественной культуры на формирование общественного сознания, на идеологию общества и государства активно использовалось даже на ранних стадиях развития цивилизации и становления государства. Марксистско-ленинская эстетика рассматривала искусство как форму общественного сознания, как специфический род духовно- практического освоения мира, а также как органическое единство созидания, познания, оценки и отражения реальной действительности.
Таким образом, художественная культура относится к специфической сфере общественных отношений, содержанием и целью деятельности которой является эстетическое освоение мира, вытекающего из практического и эмоционального опыта совершенствования человека красотой. Следствием эстетического освоения мира и стало возникновение различных видов искусств: литературы – искусства слова, музыки – искусство звука, живописи – искусство света, графики – искусство линии, скульптуры – искусство объема, хореографии – искусство движения и т. д.
Право, в отличие от художественной культуры – это система общеобязательных норм, которые выражают общественную, государственную волю, обеспечиваются принудительной силой государства и призваны регулировать наиболее значимые общественные отношения, установленные или санкционированные государством. Таким образом, право выступает в качестве критерия поведения людей – справедливого и несправедливого, правомерного и неправомерного, законного и противозаконного – путем установления меры свободы граждан, границ их поведения.
Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 1540;