Общие истоки права и художественной культуры.
Казалось бы, что общего может быть между правом и художественной культурой? Однако в этих общественных сферах используются одни и те же понятия: свобода и мера, гармония и справедливость и др. В Древней Греции широко использовался принцип «мера во всем», который определял содержание прекрасного как понятия гармонии. Также понималось и содержание справедливого во многих нормах древнего права. Например, Пифагор, переселившись в Кротон (ок. 532 г. до н.э.) составлял для города законы, в которых устанавливал пределы царской власти, предписывал определенные нормы поведения, регламентировал порядок пользования собственностью и имущественными правами, устанавливал соразмерность преступлений и наказаний. (Лафитский В. И. Поэзия права: страницы правотворчества от древности до наших дней. - М., 2003, с. 23). Принцип «мера во всем» был великим достижением не только древнегреческой философии, но и права, и художественной культуры.
Итак, в праве мера определяет границы прав и свобод, а в искусстве – границы совершенства. Причем понятия свободы и совершенства взаимно дополняют друг друга. Значение понятия «свобода» в праве и есть достижение «совершенства» в регулировании общественных отношений, а «совершенство» как эстетическая категория – есть «свобода» как выражения прекрасного в различных видах искусств. Рассуждая о природе искусства, Леонардо да Винчи высказал замечательную мысль: «Свобода – главный дар природы», и это в одинаковой степени относится и к праву, и к художественной культуре.
Свобода и совершенство в искусстве понимались как образ красоты и доблести человека, как тот идеал, к которому издревле стремился человек.
Свобода и справедливость в праве – цель достижения гармонии развития общественных отношений и благополучия человека, ибо они выступают здесь как категории равенства, соразмерности, упорядоченности и совершенства.
Другим, наиболее общим понятием, объединяющим и право, и искусство, является духовная культура, которая составляет основы и права, и художественной культуры. Оби эти сферы являются составной частью духовной культуры общества. Тем не менее, и право, и художественная культура по-разному отражают развитие общественных отношений и воздействуют на них. Используются разные способы и средства решения поставленных целей и задач. Однако в главном и право и художественная культура направлены на раскрытие и реализацию как материальных, так и духовных интересов общества и индивида, на достижение устойчивости общественных отношений, гармонии общественного развития.
По своей природе и право и художественная культура, в одинаковой степени должны отражать реальную действительность. Когда это отражение соответствует действительности, поспевает за происходящими процессами и изменениями общественного развития, тогда их влияние становится активным фактором и способствует прогрессивному развитию жизнедеятельности социальной организации. Однако в ходе исторического развития мы часто сталкиваемся с фактами, когда и право, и художественная культура искажали реальную действительность в угоду тем или иным экономическим или политическим интересам государства либо политических режимов. Искаженное же право и художественная культура преломляли общественное сознание людей, направляя общественное развитие по ложному пути.
По своему назначению, целям и задачам право и художественная культура оказывают влияние на общество, на государство, на развитие демократических институтов.
Однако не следует смешивать право и художественную культуру с культурологией, которая также включает данные проблемы в свой курс. Культурология – это самостоятельная наука о культуре, в самом широком смысле этого слова, изучающая проблемы существования человека в природной и искусственной среде, закономерности развития материальной и духовной культуры всего человечества в целом и национальные культурные процессы разных народов и стран, культурную жизнь различных обществ, различных исторических типов, все стороны и сферы общественных отношений.
Право и художественная культура представляют собой специфические сферы общественных отношений той или иной цивилизации, общества или государства.
Формируясь в определенной социальной среде, право формирует соответствующую правовую систему. Например, систему римского гражданского права или Романо-германскую правовую семью. С этой точки зрения, право – это система юридических норм, выраженных в нормативно правовых актах (конституциях, законах, указах) и других источниках права (объективное право). Наряду с объективным правом существует понимание права и в субъективном смысле, которое составляет систему прав и свобод человека и гражданина. Субъективное право понимается как мера возможного или дозволенного поведения. Кроме того, понятие права включает отдельные отрасли – гражданское право, уголовное право, семейное право и т. д. В широком понимании «право» включает не только писаное право, но и источники правоприменительной практики судов, администрации. Узкое понимание права содержится лишь исключительно в официальных источниках юридических норм, издаваемых государственными органами.
Художественная культура общества в узком смысле включает в себя художественное творчество в целом, высокую степень умения, мастерства в любой сфере деятельности. В широком смысле художественная культура – это форма общественного сознания духовного и практического освоения мира.
Образное мышление
Искусство как часть художественной культуры создает образы реальной действительности, активно воздействуя на сознание людей. Например, картина «Свобода на баррикадах» Э. Делакруа, росписи Рафаэля комнаты Папского трибунала в Ватикане, третья симфония Л. Бетховена, дореформенное правосудие России в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова и др.
В праве также используется образное мышление. Наиболее яркими примерами такого положения могут служить мифологические представления о правосудии в образе богини Фемиды, о неизбежности наказания – образ богини Немезиды, о справедливости – образ богини Юстиции. Образы в современном праве формируются самой правовой нормой, изложенной в абстрактной форме, но в строго установленной словесной редакции. Например, понятие преступления трактуется в законе как - «виновно совершенное общественно опасное деяние» - и перед нами возникают разные образы: вора, грабителя, убийцы. Наказание - «есть мера государственного принуждения», и перед нами также возникают разные образы ограничения или лишение свободы – тюрьма, колония, смертная казнь и т. д. Правовые образы активно оказывают воздействие на общественное сознание и сознание личности, создавая определенную правовую культуру. И тогда оказывается, что и в искусстве, и в праве человек мыслит образами. Еще один пример из литературы: в «Илиаде» Ахилл характеризует предводителя греческого войска Агамемнона так: «Славою гордый Атрид, беспредельно корыстолюбивый!»; «Царь, облеченный бесстыдством, коварный душою мздолюбец!»; «Грузный вином, со взорами песьими, с сердцем еленя!». В этих сравнениях мы видим не простой образ царя «бесстыдного, коварного душой, корыстолюбивого мздолюбца», а образ ничем не ограниченной власти, осуществляющей произвол и насилие по отношению ко всем слоям общества уже периода военной демократии. Гомер изображает в «Илиаде» начальный процесс формирования монархического правления и в этом смысле его произведения являются источниками для изучения становления периода ранней монархии, в момент разложения первобытнообщинного строя.
Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 1548;