Познание права через художественную культуру
В XX веке начинают активно происходить процессы интеграции наук между собой. Их взаимообусловленность оказалась феноменом, столь глубоким, что без учета достижений специальных знаний отдельных наук, невозможно было развитие вперед других. Так, например, исследуя проблему возникновения государства, необходимы знания не только археологии и истории, но также антропологии, этнографии, палеоэкономики, ботаники и др. наук. Подобный подход позволяет восстановить, как проходили процессы жизнедеятельности первобытного общества до письменной формации, исследовать хозяйственную деятельность общин, производство, меновые отношения и т. д. Именно во взаимодействии различных наук мы можем отыскать и реконструировать процессы жизнедеятельности первобытного общества, до возникновения письменной истории и лучше понять проблемы современного общества, государства и права. Одной из важнейших проблем в праве, является сложность вопроса о сущности и природе права. Определение понятия права напрямую затрагивает другие вопросы и общей теории права, и всей юридической науки в целом. Данное обстоятельство приводит к необходимости поисков новых путей и связей права с другими областями знаний, чтобы глубже понять очевидное и невероятное в природе права. И такую невероятную связь права мы предлагаем установить с наукой искусствознания, а именно с художественной культурой. Ссылаясь на Гераклита, Климент Александр пишет: «Но сокровенные глубины знания (гносис) я буду скрывать, изумленный их невероятностью… ведь они «ускользают от познания по причине невероятности» (Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. - М. : Наука, 1989, с. 193). Именно по причине невероятности существования связей художественной культуры и права мешает ученым юристам заняться исследованиями этой проблемы, чтобы попытаться увидеть какую-либо новую сторону природы права, его сущности.
Факт влияния художественной культуры (искусства) на развитие общества является очевидным. И в то же время он считается невероятным по отношению к праву, ибо искусство есть сфера эстетических, а не правовых оценок. Однако художественная культура относится к сфере духовной культуры так же, как и право. Тем не менее, юридическая наука не подвергает исследованию степень влияния художественного творчества или отдельных видов искусств на познание права. Более того, она не позволяет смешивать художественное и научное видение в проводимых исследованиях проблем права и государства. Художественное видение воспринимается как дилетантское, не имеющее ничего общего с научным, а потому не заслуживающее какого-либо внимания и интереса.
Проследить связь права и художественной культуры – это нетрадиционный путь поиска скрываемой правовой истины. В начале исследования этих связей необходимо попытаться взглянуть на отдельные стороны общественного развития, отражающих взаимообусловленность права и художественной культуры. Самое главное – важно исследовать природу и сущность права и художественной культуры, проследить истоки зарождения этих явлений и понятий. Только четко представляя себе, что такое право и что такое художественная культура, можно отыскивать особенности, отличающие их друг от друга, и то общее, что объединяет эти явления.
Право и художественная культура возникают и развиваются непосредственно от порождающих их производственных отношений.
Поиски начала – едва ли не самые трудные поиски, в которые пускается пытливый человеческий ум. Любое явление когда-то и где-то началось, зародилось, возникло – это кажется нам очевидным. Но шаг за шагом добрались до его истоков, исследователь находит бесконечную цепь превращений, переходов из одного состояния в другое.
Оказывается, что всякое начало относительно, оно само является следствием долгого предшествующего развития, звеном бесконечной эволюции. Не только происхождение жизни на земле и человеческого рода не мыслиться как единовременный акт «творения» или появления, но и происхождение собственно социальных институтов, таких, как первобытное общество, семья, собственность, государство, право, – также итог длительного процесса, звено в цепи превращений и возникновений.
То же можно сказать и об искусстве. Когда, где и почему оно «началось» - точный и простой ответ невозможен. Оно не возникло в строго определенный исторический момент – оно постепенно вырастало из неискусства, формировалось и видоизменялось вместе с производственной деятельностью человека. Изобразительное искусство, в его древнейших формах, находится в более благоприятном положении, чем искусство слова, музыки, поэзии и права. О последних можно судить только по косвенным данным – по аналогии с ныне живущими народами, задержавшимися вплоть до XX века на стадии первобытно-общинного строя. Эти аналогии приблизительны, протекшие тысячелетия не могли оставаться для них неподвижным временем без развития. Время само есть движение и развитие. И современное состояние австралийцев или африканцев все же совсем иное, чем у людей нашего века. Однако первобытное состояние установить оказалось возможным благодаря развитию археологии и других наук, открывших многие вещественные и изобразительные памятники до исторических эпох. (Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А.. Искусство Древнего мира. - М. : Детская литература, 1989, с. 8).
Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 922;