НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА.
Связующим звеном между конкретно-научным и философско-мировоззренческим знанием является своеобразное, сегодня неоднозначное понятие «научная картина мира», в структуре которого выделяются философские принципы и категории, общенаучные категории и понятия конкретных наук. Подобно мировоззрению, научная картина мира служит средством объяснения действительности, но в мировоззрении знания о мире дополняются оценочной ориентацией, содержат специфические эмоциональные характеристики. Выступая в виде некой системы понятий и методологических принципов, научная картина мира создает целенаправленные предпосылки построения конкретных научных теорий. В целом научная картина мира, как и мировоззрение, создает своеобразную сферу духовной деятельности.
Научная картина мира как целостная система представлений об общих особенностях и закономерности, что возникают в результате обобщений и синтеза основных научных понятий И принципов, вмещает теоретические представления и методологические требования, что имеют относительную стойкость на протяжении длительного времени. Методологическим регулятивом познавательной деятельности она виступает - потому, что представляет собой теоретическое образование, которое включает в себя философские представления, понятийный категориальный аппарат, нормы объяснения и доказательства теории. В любой отрасли науки исследователи могут быть поклонниками разных концепций и доктрин, но при этом они непременно опираются на определенную совокупность общеметодологических принципов, нормы и этические постулаты научного исследования, методы теоретических и эмпирических построений, которые характерны для исторически установившейся актуальной научной картины мира как атрибутивного компонента конкретного этапа развития культуры. Более того, на данной стадии прогресса науки методологические характеристики научной картины мира являются важным интегративним фактором при условиях противоречивого видения мироздания.
В истории своего развития философия на основании всей совокупности прогрессирующего знания постоянно решает задание воссоздания истории и научной картины мира. Это задание основывается на таких предпосылках.
1. Основной целью теоретического воссоздания истории материального мира является установление путей и закономерностей появления и развития человека с его познанием и жизненными ценностями, взаимосвязями с окружающей средой.
2. История мира и его актуальная научная картина создается на фундаменте синтеза конкретных научных знаний, логически воспроизводится через систему наиболее общих категорий и законов.
3. Картина мира в каждую конкретную историческую эпоху детерминирована как свойствами действительности, что выделяется как объект исследования, так и способом видения мира, который исторически развивается. Последний является своеобразным способом интеллектуального освоения мира, что регулируется определенными жизненными заданиями, страстями и направлениями, поисками идеалов счастья, добра, свободы и красоты, заданиями человека в его сосуществовании с природой и тому подобное (В. П. Воронцов, О. Т. Москаленко, 1986).
Действительно, границы исходных исторически переменных научных картин мира могут расширяться и в самом деле расширяются, включая все новые типы возможных объектов научного исследования. Вопрос о специфике научного познания связанный с выявлением особенностей этих объектов, а также способов отображения, моделирования, осознания действительности.
Сегодня как базис для проработки иерархической системы научных достижений используется физическая картина мира. Она представляет собой обобщение достижений комплекса физических наук данного этапа развития, системное представление о природе.
Физическая картина мира включает в себя такие основные структурные элементы знания: философские основы; фундаментальные принципы естествоведов, что лежат в основе всех теоретических построений; основные естественные законы и теории, кардинальные проблемы наук о природе; научные гипотезы, связанные с решением этих проблем; наиболее значимые эмпирические зависимости с высокой мерой обобщения. Физическая картина мира не только осуществляет две важные функции — отражающую и систематизирующую, но и выступает как основа всей стратегии научных исканий.
В философской методологической литературе последних лет в плане освещения мировоззренческих предпосылок познания не без основания большое внимание уделяется анализу и аргументированному толкованию процесса формирования актуальной научной картины мира. Она рассматривается как очень сложное и противоречивое субъективно-объективное образование, сущностные характеристики которого тесно переплетены с мировоззрением, с результатами проработки фундаментальных научных теорий на фундаменте нового эмпирического материала. Речь идет, прежде всего, о физической картине мира, исходя из признания теперь неопровержимого факта, что только физика через постижение наиболее фундаментальных сущностей материальных процессов и явлений в своих обобщениях создает своего рода идеальную схему, которая сегодня наиболее пригодна для прогресса познания и его мировоззренческих инвариантов. При этом картина мира понимается как объективный образ системных структурных характеристик природы.
Научная картина мира занимает важное место в системе теоретических знаний. Но вопрос о ее статусе пока еще не имеет однозначного определения, ее относят либо к специфическому слою философских знаний, либо к метатеоретических знаниям, либо к слою теоретических или общетеоретических знаний. В последнем случае научную картину мира противопоставляют, с одной стороны, конкретным теоретическим знанием, с другой — философским знанием, которое выступает как высший уровень в системе теоретического знания.
Между тем научная картина мира имеет достаточно сложную структуру, расчленяется на общую и специальные картины мира. При этом первая из них связанная со специальными теоретическими схемами через специальные картины мира. В то же время научная картина мира отличается от обобщенных теоретических схем, во-первых, в большей степени общности. Во-вторых, она характеризуется особенным типом конструкций, что отличаются от абстрактных объектов теоретических схем. Эти конструкции определенным образом аналогизируются, непосредственно сопоставляются с эмпирическими объектами. В результате этого упрощающий и схематизирующий характер научной картины мира в конечном итоге проявляется во время ее излома, то есть научной революции. Поэтому научная картина мира, подобно теоретическим схемам, имеет опытное (эмпирическое) обоснование.
В процессе эмпирических исследований наука может столкнуться с явлениями, которые не объясняются существующей теорией. Особенно сложная ситуация возникает в тех случаях, когда опыт устанавливает явления, что вступают в такие противоречия с существующей научной картиной мира, которые требуют ее коренной перестройки или замены. Решение такого рода противоречий связано именно с научными революциями и представляет собой чрезвычайно сложный процесс, что требует анализа философского обоснования существующей научной картины мира, идеалов познавательной деятельности. Такой анализ может привести к выявлению необоснованных упрощений и недостатков идеологами познания, в результате чего создается новая гипотетическая научная картина мира, которая постепенно адаптируется к опыту и теоретическим знаниям.
Необходимо отметить, что научная картина мира, занимая важное место в системе теоретических знаний, владеет достаточно сложной структурой, не без основания распадается на общую и специальные картины мира. Характерно, что связь между ними опосредуется специальными теоретическими схемами, что прорабатываются в разных отраслях науки.
По праву считается, что каждая наука, постигая реальный фрагмент объективной реальности, вносит свой вклад в картину мира. Однако этот процесс никоим образом не тождественен созданию художественного мозаичного полотна общей картины из большого количества "частичных (специальных) картин мира", принадлежащих конкретным наукам. Дело в том, что создание актуальной научной картины мира является чрезвычайно объемным и многомерным познавательным процессом, основным атрибутом которого выступает понятие "мир в целом". Последнее является относительным как и совокупность научного знания каждого исторического времени, но оно есть и абсолютным в своей интегративной роли, поскольку отражает несомненное существование универсума. Включенность человека в мир в целом и в то же время его уникальность отражают внутреннее противоречие человеческого бытия, что подталкивает человека к созданию картины мира с целью осознания себя и своего места в мире. Другими словами, настоятельная необходимость в создании научной картины мира непременно имеет первостепенные мировоззренческие обоснование. При этом научная картина мира должна рассматриваться не как энциклопедическая совокупность знаний, а как своеобразная концептуальная модель мира, единое понятие. Это, по существу, особенный слой знания, в котором происходит синтез естественного и философского знания.
Известный бельгийский ученый И. Пригожин в книге "Новый альянс" (1979) писал, что теперь мы отошли от представления о природе как об автомате, подчиненном математическим законам, чье нерушимое проявление определяет раз и навсегда ее будущее, так же, как было определено ее прошлое; мы приходим к совсем другой теоретической ситуации, к картине мира, которая включает самого человека, который открывает и описывает этот мир. Не будет преувеличением характеризовать эту концептуальную трансформацию как настоящую метаморфозу науки.
По мнению философа Р. С. Карпинской, актуальная общенаучная и социальная ситуация подвергают сомнениям созданный физикой идеал картины мира. Даже если говорить только о естественной картине мира, то она уже не мыслима без химии, биологии, экологии, геологии, географии. Своевременной является проблема доминантных принципов формирования современной естественной картины мира, которая оставляет за физикой ведущую роль в постижении системных структурных характеристик материи и подключает определение развития, проработанное эволюционными концепциями в других отраслях природоведения. Сегодня, как никогда раньше, видится именно та будущность синтетического знания, которое впитает в себя науки о природе, обществе и самом человеке, его сложной биосоциальной сущности.
Теперь мы можем в достаточной степени конкретно говорить о том, что науки о Земле, так же, как биология и другие отрасли природоведения, где в формировании эволюционных концепций пока еще преобладают эмпирические компоненты познавательного процесса, наиболее ощутимо влияют на создание актуальной научной картины мира, обогащая свой вклад в идею глобального эволюционизма. Эта идея, по убеждению Р. С. Карпинского (1980), реально функционирует в структуре научного знания и может рассматриваться как воплощение особенной формы общего принципа развития.
В плане методологического анализа понятие "картина мира" выступает как особенный компонент научного знания. Картина мира представляет собой идеальную модель реальных процессов, исследуемых в данной научной дисциплине. Эта модель отражает главные системные структурные характеристики предмета и образует картину реальности, что изучается, задавая способ видения объекта. В картину реальности вводятся, путем обобщения эмпирических и теоретических знаний, накопленных в процессе исторического развития науки, определенная типология объектов данного фрагмента реальности и общие представления об их структуре, взаимодействиях и эволюции.
Картина реальности отличается от теоретических моделей, во-первых, большей степенью обобщенности и соответствующим языком, в котором фиксируется ее содержание, во-вторых, статусом идеальных объектов. Понятие картины реальности несет в системе науки четко выраженную методологическую нагрузку. Через нее, в частности, можно определить историческую форму развития теории, ее соотношение с эмпирическим фундаментом, оценить ее перспективы, а также аргументированные претензии к этой теории и надежды на развитие процесса теоретизации данной науки. Фиксация компонентов, из которых складывается картина реальности, является нетривиальным методологическим заданием, решение которого способно предоставить новую аргументацию при рассмотрении вопросов, скажем, природы географического исследования.
Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 1332;