ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ В НАУЧНОМ ИССЛЕДОВАНИИ
В научном исследовании разграничения познавательных заданий играет принципиально важную роль. Познавательные задания можно в самом общем виде определить как необходимые этапы на пути решения научных проблем. Они формулируются как конкретные целевые установки, благодаря которым решение проблемы расчленяется на отдельные познавательные шаги, которые осуществляются в той или другой сознательно заданной последовательности посредством соответствующих методов познания. Познавательные задания организуют все действия исследователей в единую целенаправленную систему, которая позволяет контролировать и согласовывать результаты, которые добываются на разных этапах исследования. Каждой разновидности познавательных заданий отвечает определенный состав познавательных действий как с объектом непосредственно, так и знаниями о нем, те или другие средства и методы познания.
С дифференциацией познавательных задач связано знание условий, необходимых и достаточных для изучения объектов и формулировки разных познавательных выводов. Благодаря этому ученые могут планировать именно исследование, контролировать свои познавательные действия и добывать желаемые результаты на каждом конкретном этапе (уровне) исследования — эмпирическом и теоретическом.
Решение эмпирических познавательных заданий требует от исследователей немалых усилий, навыков и терпения. Иногда добытые новые факты проверяются в течение многих лет. Очень часто в науке выявления новых фактов ведет к открытию новых познавательных объектов. Такие открытия называются эмпирическими, и они играют очень важную роль. Например, открытие и последующее изучение рентгеновского излучения, явлений радиоактивности, электрона начали переход от классической физики к современной, привели к изменениям в природоведении в целом.
К эмпирическим познавательным задачам принадлежат: 1) установление, уточнение и классификация фактов, определение их качественных и количественных характеристик и взаимосвязей; 2) проработка и использование точных способов и средств описания фактов и зависимостей; 3) изучение конкретных условий и сферы зависимостей, сформулированных в виде законов или принципов, а в то же время и сферы действия тех теорий, в которых эти законы и принципы находят согласование и объяснение; 4) опытная проверка моделей, законов, гипотез, теорий; 5) установление реальности объектов познания.
Эмпирические познавательные задания реализуются на основе специфических методов (наблюдение, измерение, эксперимент) и в конечном итоге опираются на практическую деятельность ученых. Последняя включает в себя преобразование предметов с целью изучения, создание материальных средств познания, целенаправленное изменение конкретных условий изучения отдельных характеристик объектов исследования и тому подобное (И. И. Герасимов, 1985).
Теоретические познавательные задания характеризуются исторической изменчивостью критериев и методов решения, ибо в каждую эпоху продукты теоретического мышления приобретают исторически конкретную форму. При решении этого вида познавательных заданий ученые выходят за пределы непосредственно наблюдаемых фактов, выстраивают и логически обосновывают гипотезы относительно тех конкретных причин, процессов или механизмов, которые объясняют установленные факты и взаимосвязи, а также дают возможность их эмпирически проверять. Теоретические познавательные задания решаются посредством логико-методологических методов и математических средств познания, которые координируются с эмпирическими методами и приемами.
В современной науке теоретические познавательные задания включают в себя такие сложные проблемы, как: поиск механизмов природы и развития процессов и явлений; формирования установленных залежностей и взаимосвязей в виде принципов, законов, гипотез, теорий и последствий, что из них выплывают; обоснование и критическая оценка научных проблем и проблемных ситуаций; проработки программных исследований, новых направлений и методов научных поисков и тому подобное.
Цели теоретических познавательных заданий достают разнообразное толкование как среди самих исследователей, так и в философии. Это не случайно. Вместе с расширением и уточнением системы знаний, с открытием и изучением качтвеннее новых объектов изменяются представление о характере и критериях теоретических познавательных заданий. Для анализа последних и теоретического знания в целом прорабатываются разнообразные принципы, критерии, методы при участии философской мысли.
При всем разнообразии подходов к решению теоретических познавательных заданий можно обозначить кое-что общее. Во-первых, эти задания связаны с выявлением и изучением конкретных причин, связей, залежностей, взаимодействий, которые дают возможность объяснить поведение объектов, которые изучаются. В этом понимании теоретические познавательные задания, так же, как и эмпирические, имеют дело с реальными объектами. Во-вторых, в решении этих заданий исследователь всегда вынужден выходить за пределы непосредственно наблюдаемых характеристик объекта. Он выстраивает и обосновывает предположение относительно конкретных причин или механизмов, которые предопределяют установленные изменения, новые факты. В-третьих, исследователь формулирует теоретическое знание в таком виде, чтобы возможно было эмпирически проверить установленные законы, гипотезы, теории.
В решении теоретических познавательных заданий самую важную роль играют логические методы познания: анализ, синтез, аналогия, моделирование и тому подобное. Объяснение наблюдаемых изменений или установленных фактов осуществляется именно логическим путем, для чего приходится выдвигать предположение, прорабатывать гипотезы, искать новые идеи, подходы и тому подобное. Такие познавательные действия осуществляются в виде систем умозаключений, что опираются на полученные выводы и факты. Здесь исследователю приходится преодолевать немалые трудности. Никакие теоретические предположения однозначно не заданы характером наблюдаемых изменений или фактов, нет логически однозначных путей и введения таких предположений. Каким же образом можно избежать чисто спекулятивных рассуждений? Во-первых, исследователь должен владеть критериями для определения именно теоретических познавательных заданий. Во-вторых, он должен иметь достаточную методологическую культуру в широком понимании.
В истории науки упрочился ряд методологических требований к пониманию и решению теоретических познавательных заданий. Эти требования в той или другой форме усваиваются и передаются учеными на протяжении всей научно- исследовательской деятельности. В научных школах и коммуникациях часто складываются определенные традиции в толковании "теоретического знания", "теоретического мышления", "теоретических подходов" и тому подобное. В самом общем виде это все можно сформулировать, например, так .
1. Теоретическое изучение всегда направлено на реальные объекты, не может быть "беспредметного" исследования.
Чаще всего это требование ученые воспринимают вне методологической оценки, как просто надлежащее. Однако по мере развития науки познавательная деятельность изменяется: в научное исследование включаются качественно новые объекты, увеличивается объем знаний, который необходимо учитывать исследователю, совершенствуются средства познания и тому подобное. Поэтому выполнение этого на первый взгляд ясного требования в реальных обстоятельствах приобретает нетривиальный смысл.
2. В формулировке и решении теоретических познавательных заданий необходимо выходить из концепции детерминизма.
Ученые, как правило, уделяют этому требованию достаточно большое внимание, его можно сформулировать таким образом: поскольку в мире существует зависимость одних явлений, процессов и свойств от других, то в теоретическом изучении необходимо искать именно эти зависимости; научное объяснение, в конечном итоге, заключается в том, что одни конкретные явления, процессы, свойства или характеристики относятся к точно сформулированной зависимости от других такого рода. Именно на этом пути наука достигла немалых успехов.
Действительно, познавательная роль концепции детерминизма огромна. Она ориентирует на поиск, изучение и формулировку такой закономерности, регулярности, залежности, которые можно эмпирически проверить. В фундаменте любого систематического и целенаправленного теоретического изучения обязательно находятся те или другие ориентиры детерминизма, особенно когда речь идет о сложных объектах. Между тем во многих случаях недостаточно опираться на концепцию детерминизма интуитивно: ее последствия и связанные с ней познавательные действия приходится делать предметом специального изучения . Именно здесь ученые сталкиваются с немалыми трудностями и вынуждены обращаться к логико-методологическим методам и приемам.
Идеи так называемого механического детерминизма (все изменения в материальном мире происходят непрерывно, в любом процессе каждое следующее изменение однозначно предопределяется предыдущим состоянием объекта) находились в основе всего природоведения вплоть до XX ст. Они имели большое познавательное значение в выделении, изучении и объяснении огромного количества фактов. Целые поколения ученых усваивали и использовали эти идеи без критического восприятия.
Развитие природоведения в XX ст. привело к переоценке идей механического детерминизма, ибо он, в частности, уже начал противоречить многим открытиям. Было установлено, что процесс радиоактивного распада никоим образом не связан с внешними, тем больше механическими, деяниями, и происходит не по динамическим, а по статическим законам. Был открыт дискретный характер многих физических процессов — излучение, поглощение и тому подобное.
В современной науке существенным образом уточняется толкование представлений детерминизма как со стороны естественников, так и философов. Обдумываются новые детерминистские зависимости — статистические, вероятностные, структурные, функциональные и тому подобное.
3. В любом теоретическом изучении исследователи обязательно выходят из имеющихся систем знаний, которые сформулированы в виде научных проблем, законов, принципов, гипотез, теорий и тому подобное.
Исследователь, принимая ту или иную теорию, признает, что в данной предметной области сохраняют силу те зависимости, которые выявлены, изучены и сформулированы этой теорией. В то же время такое познавательное действие имеет своеобразный методологический смысл, который не всегда понимают ученые. Дело в том, что принятие за исходную той или другой системы знаний означает необходимость использовать адекватный понятийный аппарат, теоретические абстракции, а новые понятия нужно вводить и определять, исходя именно из понятий и через понятие именно данной системы знаний. Если в исходной системе теоретического знания разработан соответствующий аппарат, то именно он преимущественно должен использоваться исследователем, который воспринял для себя как исходную эту систему.
Стоит заметить, что именно в использовании исходных знаний исследователи могут столкнуться с трудностями, неудачами и ошибками. В XVII—XIX ст. ученые были убеждены, что прогресс науки заключается в выявлении новых фактов и в объяснении при их помощи уже точно сформулированных и доведенных теоретических положений. К любому критическому разбору принятых теорий ученые относились очень осторожно и недоверчиво. Считалось, что существует надежный фундамент в системах научных знаний, который нужно только перестраивать, но не разрушать или подвергать сомнению.
Между тем критическая оценка существующих в науке теоретических представлений привела к необходимости систематического изучения самих научных знаний. Но в истории науки и философии специальные методы относительно такого изучения не были проработаны. Лишь в XX ст. начали разрабатываться специальные методы анализа научных знаний, прежде всего язык науки, в конечном итоге, возникла методология науки. Было выявлено, что в фундаменте так называемого классического природоведения есть немало сомнительных предположений, принципов, бездоказательных экстраполяций и тому подобное. Поэтому упрочилась мысль: используя те или другие исходные системы знаний, исследователь должен тщательным образом различить теоретически истинные положения и утверждение от сугубо гипотетических или просто ошибочных построений. Такое разграничение необходимо при формулировке проблем, решении теоретических и эмпирических познавательных заданий и тому подобное.
4. Теоретические познавательные задания должны согласовываться с эмпирическими, позволять контролируемый переход к методам наблюдения, эксперимента и измерения. Существенной целью этих заданий должен быть поиск таких выводов из гипотез, что поддаются эмпирической проверке; возможность снискания и проверки таких выводов является важным показателем плодотворности выдвинутой гипотезы, а в то же время и важным условием прогресса научного знания.
В любом научном исследовании постоянно решаются логические познавательные задания. Поскольку география в основном принадлежит к эмпирическим наукам, рассмотрим логические задания, специфические для таких наук, где решающую роль в снискании знаний играют наблюдение, измерение, эксперименты. Речь идет, прежде всего, о трех группах логических познавательных заданий.
1. Логический анализ научных знаний. С этим заданием исследователь сталкивается тогда, когда обращается к исходным знаниям для формулировки проблем, отграничения точно установленных теоретических знаний от гипотетических, отбора и анализа терминологии и тому подобное.
Целью анализа научных знаний становится изучение суждений или систем суждений (рассуждений), которые являются носителями знаний и которые можно использовать в новых рассуждениях и других познавательных действиях. Это делается на основе методов и приемов, которые прорабатываются современной методологией и логикой науки. Они позволяют установить, есть ли в той или иной системе данное утверждение или суждение (исходным принципом, гипотезой, итоговым знанием и тому подобное), насколько выполнены формальные требования, которые дают возможность эмпирически проверить данную систему знаний.
2. Логические задания, которые возникают в самой организации научного исследования. Характер логических шагов, которые исследователь осуществляет на том или ином этапе своей деятельности, еще недостаточно изучен методологией и логикой науки. Несомненно, в научном исследовании широко используются дедуктивные (прежде всего в математических рассуждениях) и индуктивные умозаключения, рассуждение по аналогии. Любое теоретическое задание, по существу, становится для ученого и логическим заданием; он должен подать цель своего поиска в такой форме, которая давала бы ясное понимание системы познавательных действий и дала бы возможность выстраивать рассуждение в виде логически организованной системы аргументов. С этим связан также выбор и формулировка исходных понятий и принципов. Именно здесь логические неточности и неопределенность усложняют контроль за характером развертывания научного исследования.
3. Логические задания, что встают при построении теорий, формулировке законов и проработке гипотез. В эмпирических науках к разработке таких систем знаний относятся как логические, так и гносеологические требования.
С логической точки зрения, все сроки, понятие и символы (знаки), что используются исследователями в формулировке гипотез, законов и теорий, должны вводиться с однозначным содержанием посредством тех или других правил определения; внутри разрабатываемой системы знаний все сроки, понятия и знаки должно находиться в однозначной связи друг с другом . Например, равномерное движение определяется как движение с постоянной скоростью, то есть одно понятие определено посредством другого в пределах одной системы знаний. Именно возможность формулировать и находить одни характеристики, прежде всего количественные, посредствам других является существенным достоянием науки.
Что касается гносеологических требований, то они преимущественно сводятся к такому: 1) все системы знаний, что создаются для объяснения реально существующих объектов, должны предусматривать эмпирическую проверку; 2) точно установленные факты являются конечным пунктом эмпирической проверки объективной истинности любой научной системы знаний;
3) сроки, знаки (символы), понятия, которые вводятся, должны быть однозначными относительно фактов, их характеристик и тому подобное.
Однозначное отношение сроков, знаков и понятий, которые вводятся, относительно выявленных фактов и предполагаемых свойств объекта является принципиально важным для всех познавательных действий, прежде всего для процедур эмпирической проверки теоретических конструкций. Это обеспечивается применением систем правил и определений. Особенно важную роль имеют так называемые семантические и операциональные определения. Они указывают, каких конкретных предметов, свойств, характеристик или познавательных действий касаются введенные сроки, знаки и понятие. Именно семантические и операциональные определения замещают содержание, которое интуитивно подразумевается, точным содержанием, которое задает характер обращения с объектами и со средствами познания, которые используются, — материальными, языковыми, математическими. Использование таких правил и определений — одно из самых важных условий осуществления познавательной деятельности в науке.
Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 1605;