РОЛЬ МЕТОДОЛОГИИ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ

Современный бурный рост методологических исследований обусловлен революционными изменениями в общественной практике, науке, технике и других сферах жизни. Особое влияние на развитие методологии оказывают актуальные процессы дифференциации и интеграции научных знаний, появление и развитие их новых отраслей, преобразование науки в непосредственно продуктивную силу общества. Необходимо отметить появление проблем так называемой глобалистики (глобальные проблемы экологии, демографии, урбанизации, овладения космосом и Мировым океаном и др.), что требует обработки крупномасштабных междисциплинарных программ и проектов, действенного взаимодействия всех областей современного научного знания. При этом возникает необходимость не только связать воедино усилия специалистов разного профиля, а и объединить разные представления и решения при условии принципиальной неполноты и неопределенности информации в отношении сложнейшего объекта познания. В этой связи теперь обрабатываются такие методы и способы, которые в определенной степени способны обеспечить эффективное взаимодействие и синтез методов разных наук на единой концептуальной основе (например, системный подход и т. д.).

В современном понимании методология представляет собой средство достижения, действенный механизм строительства научных знаний. Сегодня в философской литературе распространены разные определения методологии, что, в итоге, не противоречит друг другу. Так, методологию понимают как: совокупность общих принципов и методов, которые используются в научном исследовании; систему философских, познавательных и общетеоретических принципов и методов, которые используются в научных исследованиях; систему философских, познавательных и общетеоретических принципов, которые определяют программу и способы исследований, объяснений и доказательств; учения о структуре, логичной организации, методах и способах и др. При этом как основная функция методологических знаний непременно выделяется внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического овладения и преобразования того или иного объекта реальности. Как подчеркивает молдавский ученый А.Д.Урсул, методология науки – это учение не только о методах научного познания, а и о методах экспериментального и вообще практического охвата истины, а также о приемах организации научной деятельности и соответствующих ей социальных институтов. Более того, методология науки включает учение об использовании знания, то есть о движении знания от науки до производства и к другим сферам социальной практики.

Болгарский ученый А.Поликаров (1981) рассматривает методологию как познавательную ценностно-нормативную систему научной деятельности. По его мнению, методология определяет сущностные компоненты исследования (научный язык, методы исследования, процедуры, принципы, оценки), научные взаимодействия, устанавливает познавательные функции, структурирует познание и познавательные процессы.

По мнению известного философа и методолога Н.В.Мостепаненко, методология – учение о методах и принципах познания. Поскольку метод связан с предыдущими знаниями, методология, естественно, разделяется на две части: учение об исходных основах (принципах) познания и учения о способах и приемах исследования, которое основывается на этом. В учении об исходных основах познания анализируются и оцениваются те философские представления и взгляды, на которые исследователь опирается в познавательном процессе. Исходя из этого эта часть методологии непосредственно связана с философией, с мировоззрением и по своей сути является общефилософской. В учении о способах и приемах исследований (конкретно научная методология) рассматриваются общие стороны конкретных методов познания, которые лежат в основе исследований определенной науки.

Существует ряд классификаций методологических знаний. Среди них наибольшей популярностью пользуется классификация, которая разделяет методологию на содержательную и формальную. Первая включает в себя такие проблемы: структура научных знаний вообще и научной теории в частности; возникновение, функционирование и изменение научных теорий; понятийно – категориальный каркас науки и её отдельных дисциплин; оценка схем пояснения принятых в науке, условия и критерии научности. Формальные аспекты методологии связаны с анализом языка науки, формальной структурой научного пояснения, описанием и анализом формальных и формализованных методов исследования, в частности методов построения научных теорий и условий их логической достоверности.

Различают методологию в широком и узком понимании. Методология в широком понимании обозначает совокупность общих установок и философских принципов, которые регулируют исходные познавательные ориентиры и общее направление конкретного научного исследования. Методология в узком понимании –специальная дисциплина, в задачу которой входит теоретическое исследование, анализ и установка правомерности методов конкретной научной деятельности. При этом под методом понимают совокупность норм, правил и критериев, которые регулируют сам способ этой деятельности. Таким образом, методология в узком понимании занимается в основном методами, то есть правилами, нормами и критериями построения знаний теоретического уровня. Потому методологию не стоит смешивать с методикой и «техникой» конкретнонаучного исследования, разные аспекты которых определяются каждой конкретной научной дисциплиной вне рамок компетенции методологии.

Главная задача методологии научного познания – всестороннее исследование аппарата добычи новых знаний в различных отраслях науки, изучение способов и методов повышения эффективности развития науки, усовершенствования форм и связей общенаучной (философской) методологии и конкретных теоретико – методологических знаний.Накопленный опыт показывает, что целенаправленная обработка проблем методологии способствует интенсификации научных исследований, коррелятивной реализации актуальных процессов интеграции внутри науки и науки с производством, социальной практикой и культурой в целом.

Специфика методологического анализа состоит в том, что здесь, в отличие от других науковедческих дисциплин, наука рассматривается как выполняющая свою основную функцию - получение адекватных знаний об объективном мире. Характерной чертой такого методологического анализа является его многоплановость, разнообразие уровней и типов анализа, способов и подходов. Методологические исследования существенно отличаются по теоретическому уровню, мерой общности и дифференциации непосредственно методологической проблематики и т. д.

В зависимости от способов, которые используются, методологический анализ отдельных теорий, понятий и проблем может осуществляться на эмпирическом и теоретическом уровнях, приобретать специально-научный или философский характер. Эмпиричность или теоретичность методологического анализа зависит от того, на каком основании проводятся исследования, используются ли методологические инструменты, которые достигли теоретического уровня. Так, в области математики и математической логики существуют особые методологические дисциплины – метаматематика и металогика, которые имеют специальный теоретико-методологический аппарат. В большинстве других наук таких мета дисциплин с соответственным теоретическим аппаратом нет, потому в них методологические исследования, как правило, проводятся пока что на эмпирическом уровне.

Непосредственной базой, на которой исторически возникает и развивается методология как способ научной деятельности, является рефлексия, самосознание науки. Рефлексия рассматривается как специфическая форма познавательной деятельности, направленная на выявление и сознательный контроль основ, условий и способов формирования и развития научного знания. Мера рефлективности научного мышления пропорциональна мере осознания приемов и способов, при помощи которых оно осуществляется, мере творческого контроля над ними и овладения ими. Именно научная рефлексия выступает как своеобразная критика и анализ теоретических знаний, которые применяются на основе использования и понимания тех методов и приемов, которые присущи данной области научных исследований. Ядром теоретического самосознания науки при этом является методология, которая предметно реализует рефлективность научных знаний. Тут методология проявляет себя как радикальный способ и средство осознания устройства науки, её эвристического инструментария, определяя, в итоге, возможности поисков новых методов и принципов исследования и преодоления «тупиковых» ситуаций, которые возникают. Не случайно, что в истории создания большинства отраслей современного производства зафиксировано немало случаев, когда ученые становились «методологами», покидая на некоторое время царство чисто своей профессиональной деятельности, охваченную плоскость научного творчества..

Необходимо сказать, что характер связи между различными способами получения новых знаний, а также формы осуществления научного процесса, изучаются не только методологией, а и логикой науки, основными разделами которой являются формальная и диалектическая логика. Формальная логика изучает приемлемые способы размышления, которые ведут к истине, логически необходимые связи в размышлениях, убедительность которых вытекает из самой их формы не относясь к содержанию мысли. Математизированная часть формальной логики, в которой ряд положений записан языком символов, называется математической логикой. Предметом исследований диалектической логики является также творчески познавательное мышление: принципы и закономерности формирования, изменений и развития знаний, способы и методы их добычи. Одновременно диалектика как логика имеет целью не только построение существующих знаний по некоторой идеальной модели, а и понимание законов перехода от одной теоретической схемы к другой, раскрытие закономерностей генезиса научных теорий, путей и развития. Диалектическая логика рассматривает систему категорий, которые продуктивно работают в процессе движения мышления к новым результатам. Именно диалектическая логика занимает ведущее положение в познавательном процессе, так как, во-первых, она дает возможность правильно представить сущность и обширный ход конкретного познания, во-вторых, только с позиций диалектической логики можно оценить роль и значение всей системы логических методов, которые используются в науке как с целью организации и приращения знаний, так и для конкретного анализа полученных результатов.

Формальная и диалектическая логика тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга. Законы и правила формальной логики (закон тождественности, закон противоречия, закон исключения третьего, закон достаточного основания и др.) обязательны для всех наук, в том числе и для диалектической логики. Последняя учит: в природе есть противоречия, но в толковании их не должно быть противоречий. Если формальную логику интересует, как выражена мысль, то диалектическая логика ставит себе вопрос: о чем эта мысль, как она появилась и какова её роль в общем процессе познания действительности.

В целом логика науки рассматривается как структура научного знания и совокупность законов его развития, что дает возможность её включать как важный компонент в методологию. Но проблемы логики и методологии науки неадекватны. Если логика науки на первый план выдвигает конкретные взаимосвязи между отдельными положениями конкретной теории, то методологические исследования предполагают рассмотрение более общих и универсальных принципов научного знания. Методология научного исследования анализирует: механизмы получения новых знаний, проблемы их исторической обусловленности; роль, возможности и границы употребления способов, приемов и методов на эмпирической и теоретической стадиях познавательного процесса.

Так же необходимо четкое размежевание предметно- познавательной области методологии как самостоятельной области современных научных знаний. Так, от теории познания, которая исследует процесс познавательной деятельности в целом, и прежде всего его содержательные основы, методологию отличает акцент на методах, путях достижения истинного и практически полезного знания. От науковедения методология отличается своей направленностью на внутренние механизмы, логику движения и организации знаний.

Изучая конкретные способы осуществления экспериментов, наблюдений и измерений или методы, которые используются и подходы обоснования теорий, методология выделяет существенные признаки, присущие эмпирическим и теоретическим построениям. Категориальный базис методологии каждой конкретной науки (эпистемологии в трудах англоязычных авторов) составляют такие понятия как «факт», «гипотеза», «закон», «теория», «научная проблема», «методы и средства познания», «методы эмпирической проверки знаний», «методы логического обоснования научных знаний» и др.

В каком либо научном исследовании необходимо знать механизм создания научных понятий, условия достоверности знаний, пути и возможности построения и проверки понятий, гипотез, теорий, законов. Главной целью методологии науки является изучение тех средств, методов и предметов изучения, с помощью которых приобретаются новые знания в науке. Если основным заданием логики науки является анализ структуры знания, то методология научного исследования анализирует средства, приемы и методы познания, которые используются как на эмпирическом, так и теоретическом уровнях исследования. Изучая конкретные способы проведения экспериментов, наблюдений и измерений или обоснования теорий, методология выделяет существенные признаки, присущие каким либо экспериментам, измерениям и наблюдениям или теоретическим положениям. Методология как особая наука возникает для обобщения и развития методов и средств исследования, разработанных для конкретных наук. Она составляет часть общей методологии познания, её нельзя свести до простой совокупности отдельных или общих методов познания. Методология изучает прежде всего возможности и границы использования этих методов, их роль и место в познании.

Исходным пунктом для методологии научного познания является решение вопроса сущности. Это требует выхода за рамки данной конкретной науки и соприкосновение с чисто философской проблематикой, потому что общие атрибуты сущности выражаются именно философскими категориями.

Понятие сущности имеет исторический характер, потому что оно отражает реальную многоликость действительности и конкретно- исторический характер её познания. Способ раскрытия сущности определяется основными типами законов, присущих для данного этапа развития науки. В свою очередь, эти типы законов определяют способы пояснения и ставят генеральную цель познания на конкретном историческом промежутке развития знания. Каждый из таких способов пояснения основывается на определенном подходе, давая теоретическое изображение объекта, который исследуется под тем или иным углом зрения соответственно к устоявшейся системе устоев и ценностей. Совокупность такого рода способов и составляет систему основных методологических принципов данной отрасли науки.

Но такие принципы, отражая основные типы законов данной конкретной науки, для своего обоснования требуют выхода за грани этой науки в область мировоззренческих проблем, а потому непременно связаны с философией своей эпохи, её предпосылками, категориями, законами.

Таким образом, система главных методологических принципов – это довольно четко очерченная область идей, занимает некое среднее положение между философией и данной конкретной наукой. Функционирование этих принципов обеспечивает взаимосвязь и субординацию эмпирических данных, концептуального аппарата, законов и категорий, идей, гипотез, теорий. Кроме того, в развитии конкретно-научного знания особая роль принадлежит реализации функций методологических принципов, прежде всего регулятивных и нормативных.

В современной литературе довольно неоднозначно дефинируется и толкуется понятие «принцип», а потому кое- что необходимо уточнить. Во-первых, принцип, выступая логическим началом построения теоретического знания, зачастую оказывается слишком общим, абстрактным и не всегда четко отличается от идеи, которая рождается как результат размещения коллизии между фактами и теорией, между достигнутым результатом и спросом практики. Тем временем, возникая из идеи, принцип отражает собой одну из её сторон, как правило, наиболее важную и существенную. Именно принцип появляется в определенные переломные моменты развития знаний, суммируя и синтезируя в себе их достижения в перспективной форме. В оценке значимости принципа необходимо выделять как важнейшую его регулятивную функцию, которая должна проявляться в двух аспектах: 1)организация научных знаний в русле теоретических построений; 2)преобразование таких знаний в требование метода.

Выделяют довольно много принципов методологического статуса, но прежде всего речь должна идти о таких их группах, как:

1) философско-мировоззренческие принципы - наиболее общие, исходные; это, в частности, принципы всеобщей связи и развития, к которым принадлежат принципы идентичности или тождественности природных сил, непрерывности и длительности исторического времени и т.д.;

2) теоретические принципы, которые образуют концептуальную основу соответствующей области знаний. В науках о Земле к таким, в частности, принадлежат принципы актуализма, развития и историзма, системности (изоморфизма, иерархии, пересечения, абстрагирования, идеализации, эмерджентности и др. принципы);

3) эмпирические принципы, которые формируются в рамках каждой данной предметной области на почве обобщений и систематизации материала наблюдений, добытых фактов и регулярностей и которые из-за этого имеют в основном онтологическую направленность.

В методологии всех наук имеются три неотьемлимых компонента. Это, во-первых, законы функционирования методов исследования, которые используются в данной науке, во-вторых, законы, на которых основывается логика данной науки; в-третьих, некоторые исходные положения, которые выражают определенное понимание собственных законов науки. Итак,методология является прежде всего совокупностью реально функционирующих в данной научной отрасли принципов исследования объекта.

Методология конкретных наук представляет собой синтез теоретического содержания философии и основных законов и принципов данной отрасли науки, а по своей структуре понимается как система идей, которая включает: 1) основные методологические принципы данной конкретной науки; 2) законы взаимодействия и принципы использования методов исследования; 3) логический анализ основных понятий и законов данной области науки.

Методология органично включается в ткань науки и в её познавательный процесс, основываясь на теории объекта, который изучается. Однако ни эта теория, ни алгоритм познавательной деятельности еще не является методологией. Необходимы обработка правил и законов деятельности в данной области научного исследования, создание своеобразного механизма методологического функционирования знаний.

В рамках методологии конкретной науки всесторонне изучаются и оцениваются не только методы и приемы исследований, а и система доказательств, образцов, которыми пользуются ученые в реализации познавательного процесса.В конце концов, именно корректное понимание и решение актуальных методологических проблем непосредственно контактирует с формированием профессионального статуса и престижа исследователя, обуславливает меру правомерности выбора ценностных и нормативных ориентиров его деятельности.

Одним словом, методология науки углубленно изучает нормативную структуру научной деятельности и прежде всего такие характеристики, как исторически изменчивые стандарты обоснованности знания, образцы и «парадигмы», на которые ориентируются ученые. При этом методология науки никоим образом не выдает рецептов для желающих делать открымия, так же как она не ограничивает себя анализом и обоснованием методов процедур, которые используются в научных исследованиях.

В научной деятельности как регуляторы непременно реализуются методологические нормы, которые исторически закаляются. Именно они словно организуют движение познавательного мышления, являясь своего рода компасом ориентирования в океане неизведанного. При этом методологические нормы выступают как образцы, проверенные предыдущей научной практикой, которые доказали свою корректность и эффективность. Речь идет об общих принципах, законах познавательной деятельности, характерных например, для реализации наблюдений, экспериментов, научных выводов и т.д. Одновременно методологические нормы упорядочивают путь взаимодействия исследователей, регулируют процесс научных коммуникаций. Знание методологии, соблюдение методологических норм, в конце концов, непосредственно способствуют формированию и проявлению профессиональной компетенции ученого, этики его деятельности и её ценностных ориентиров.

Начало формирования основных идей методологии науки относится к временам эпохи Возрождения и связано с развитием производства, исследовательским изучением природы, возникновением экспериментального природоведения. Становление нового типа научного исследования требовало обработки адекватной логики, методов и средств науки. Это задание решалось или на путях создания индуктивной логики и разработки экспериментальных методов исследования (Ф.Беккон, Г.Галилей), или путем анализа и обработки приемов и способов познания в абстрактных, теоретических науках с использованием дедуктивного метода математики как универсального метода познания (Р.Декарт, Г. Лейбниц). Попытки создания какой либо логики открытия или универсального метода получения новых истин, о которых мечтали мыслители Нового времени, уже тогда оказались жестоко раскритикованными со стороны философов.

Одной из наиболее актуальных проблем в методологии научного познания является проблема закономерностей развития науки. В начале ХХ века сформировалась так называемая культурно-историческая концепция, сущность которой состоит в абстрагировании феномена науки от общественной практики. Вообще же в истории науки разграничиваются две основные концепции - экстерналистическая и интерналистическая. Первая из них, которая возникла под влиянием точки зрения определяющей роли в развитии науки социально- экономических условий, общественной практики, провозглашает приоритет внешних факторов развития науки. Интернационалистическая концепция объясняет развитие науки исключительно внутренними закономерностями движения научного знания.

В связи с становлением науковедения возникли две своеобразные модели развития науки: линейной кумулятивной эволюции и циклического развития с наиболее обоснованным вариантом концепции научных революций. Кумулятивная концепция, в частности, дает возможность поставить и очертить ряд актуальных задач (прогнозирования темпов роста отраслей естествознания, моделирование развития международных научных коммуникаций и т.д.). Но представления о механическом росте знаний, о неограниченном экспоненциальном посте параметров науки зачастую портит прогнозирование научно-технического прогноза. Таким образом вырисовывается ограниченность использования кумулятивной модели развития науки.

Итак, проблема определения закономерностей развития науки является одной из самых актуальных в методологии научного познания.Дело в том, что история каждой науки отражает развитие её предметного содержания, эволюцию научных идей, теорий и др. Она раскрывает не только то, что было в науке того или иного конкретно-исторического периода, а и как это было, благодаря чему. Потому в орбиту интересов истории науки входят также исследования характеристик исторических форм организации науки, её структуры, развития методов познания, особенностей формирования научных школ и направлений, форм и методов подготовки научных кадров и т.д. Действительно, без учета и анализа исторического опыта неправомерен дальнейший прогресс, новый прорыв в неизвестное. Как писал всем известный Феофан Прокопович, «цель истории - приносить пользу, но пользу такую, очевидно, чтобы мы из чужих примеров, так же как и из собственного опыта, знали, что следует делать, а чего избегать». В русле историко – методологического анализа прежде всего необходимо нацелиться на глубокое понимание сущности «исторического», что, по утверждению Н.А.Бердяева, не является адекватным абстрактному «историзму», а являет собой некий специфизм реальности особого рода. Именно признание исторической традиции и наследственности имеет принципиальное значение для распознания специфики «исторического», формирования исторического мышления.

Усложнение современной науки, качественные прыжки и революционные изменения, которые она теперь претерпевает, не могут не задеть всех компонентов научной культуры. Это предполагает необходимость смещения ударений на методологическую культуру ученого. Речь идет об организующем механизме самосознания науки и научной деятельности, которые непременно включают ценностные (аксиологические) характеристики и ориентиры.

Бурное развитие научно-технического прогресса выдвигает актуальное задание относительно обобщения, логико- методологической и философско-мировоззренческой интерпретации новейших достижений науки и техники. Дело в том, что крупные открытия в этих сферах непосредственно соприкасаются с дальнейшим развитием философской мысли, выдвигают новые теоретико-методологические проблемы. К последним принадлежит проблема методологических принципов ученого, функционирования которых много в чем обусловлено как актуальными характеристиками научного познания, так и социокультурными факторами, интегративными элементами духовной, интеллектуальной и методологической культуры конкретной исторической эпохи.

Необходимо заметить, что методологические принципы научной теории, которая развивается, представляют собой систему, которая состоит из принципов разных уровней и формируется под действием ряда других теорий в русле определенного мировоззрения, картины мира и стиля научного мышления. На каждом этапе становления теории они выступают как культурно-историческая ценность конкретной эпохи и являются одним из механизмов непрерывности и последовательности научного познания. Много в чем благодаря методологическим принципам в структуру теории «вписывается» культура определенного этапа развития общества.

Методологические принципы являются основным кольцом пересечения теоретического, социально-исторического и культурного, в своих высших формах они представляют собой синтез методологии и мировоззрения. Эти принципы формируются в процессе подготовки к научной деятельности и её непосредственного осуществления под влиянием внутри научных и конкретно-исторических факторов и условий. Безразличное отношение отдельных исследователей к вопросам методологии, в частности в области наук о Земле, тех ученых, которые в своих исследованиях опираются на достижения точных наук, много в чем объясняется тем, что они в большинстве случаев ограничиваются использованием готовых методологических принципов и систем знания при решении конкретных задач.

Методология науки как целостное учение о методах познания и преобразования действительности имеет много уровней. Высший уровень образует философская методология - общие принципы познания и категориальное устройство науки в целом, мировоззренческая интерпретация результатов. Этот уровень функционирует как система ориентиров познавательной деятельности, включая содержательные (научная картина мира) и формальные, общие формы и методы научного мышления.

Второй уровень методологии современной науки отвечает общенаучным принципам, подходам и формам познания. Речь идет о разработанных на протяжении последних десятилетий методах теоретической кибернетики, системном подходе, методах идеализации, формализации, алгоритмизации, моделирования и т. д. Однако эти методы и подходы не могут и не должны быть абсолютизированы и фетишизированы. Тем временем общенаучные подходы (методы), принципы и формы научного познания являют собой прежде всего дополнительный канал связи философской мысли и конкретных наук, дают возможность более глубоко раскрывать интегративные тенденции в развитии современного научного знания, а так же усиливают взаимосвязи и взаимодействие разнохарактерных отраслей науки, способствуют реализации актуальных процессов математизации и алгоритмизации научного познания. Именно на общенаучном уровне методологического анализа науки при условии прогрессирующей дифференциации знаний и специализации научных языков открывается возможность поиска общих методов и способов решения общенаучных и междисциплинарных проблем, к которым, в частности, принадлежит актуальная экологическая проблематика как основная составляющая современной глобалистики.

Как общий методологический принцип современной науки принимается системный подход к изучению объектов действительности. Этот подход появляется и как результат внутри научного развития, и как требование общества, поскольку речь идет о самой стратегии развития науки.

Третий уровень методологических знаний представляет собой конкретно научную методологию – совокупность методов, принципов и процедур исследования. Этот уровень методологического анализа много в чем основывается на принципах философской методологии, научно- философском фундаменте мировоззрения.

Каждый из указанных уровней методологических знаний выполняет свои, только ему присущие функции в научном познании при непременном их единстве и взаимосвязи. Тем временем все уровни методологии науки так или иначе определяются философией, которая является наиболее общей методологической системой. При чем философия влияет на методологические функции конкретных научных теорий независимо от того, осознается это учеными или нет.

Здание науки, так сказать, трехэтажное. Первый этаж - научное познание природы. Второй – это изучение процесса познания, всего, что составляет так называемую мета науку, в состав которой входит и методология науки. Специалисты в конкретной науке - физик, биолог, геолог, географ - вынуждены зачастую обязательно подняться на этот второй этаж, когда первый этаж оказывается настолько «затопленным» мутными потоками эмпирического материала («ползучим эмпиризмом»), что возникают огромные трудности в отношении организации и дальнейшей реализации, развития самого познавательного процесса.

Одним словом, исследователю приходится завоевать творческую плоскость методологии как таковой. Здесь он имеет возможность всесторонне взвесить и оценить используемые им методы и способы исследований, осмыслить их результаты и, наконец, создать теорию исследуемого природного объекта. Но это является наиболее сложным и ответственным в познавательной деятельности, так как любая теория имеет два лица, ипостаси, своего рода двухвалентна: с одной стороны, она повернута к тому предмету, который нашел отражение в созданных поясняющих конструкциях; с другой стороны - научная теория выступает как непосредственно метод раскрытия нового, неизвестного, что и представляет собой методологический лик знания, его теоретическую надстройку.

Законы существования и развития последней определяют прежде всего объект методологии. Исследования в этой отрасли непременно имеют собственные задачи, структуру, проблемные ситуации и др., ограничиваются определенным теоретическим простором в рамках той или иной философской концепции, философского знания в целом. Вершиной философии как общей теории познания, является третий этаж научного здания. Овладение этим этажом обеспечивает меру корректности теоретических построений и концепций, соответствие их актуальной научной картине мира, принципам единства научного знания. Стоит выделить, что последствия философско-методологических исследований непосредственно направляются в мир человеческой культуры в целом, только через постоянное обращение к этому миру можно совершенствовать свои мысли и деятельность, рационально их оценивать и изменять.

Теоретическое мышление имеет основой оперирование методологическими принципами, понятиями, категориями,и если оно не поставлено крепко на позиции чисто научной методологии, то перенимает соответствующие представления из обыденного сознания, или из каких либо спекулятивных идей.

В самой науке нечеткость методологических позиций способна возбуждать соблазн возрождения давно уже позабытых, в свое время аргументировано отброшенных в открытой полемике ошибочных или химерных мыслей, или фетишизацию кое каких частичных научных моделей, которые выдаются за общий пример. Потому реализация процесса современного научного исследования требует четкой ориентации в общеметодологических вопросах науки, в проблемах самой методологии научного поиска. Необходимыми являются не только приоритетный арсенал методов, а и всесторонне осмысленный синтез теорий и научных подходов, который обрабатывается в русле философской мысли.

Философия в условиях прогрессирующих процессов дифференциации и специализации научных знаний выполняет важную интегративную функцию, становится мировоззренческо - методологическим основанием, которое необходимым образом отвечает запросам научного поиска, а нередко является необходимым фундаментом формирования новых научных идей. Это прежде всего проявляется в познавательной ситуации, когда конкретная наука, исчерпывая возможности своего экстенсивного развития, вступает на интенсивный путь, связанный с необходимостью создания новых объясняющих конструкций. Отсутствие конкретных возможностей в предыдущей теории, как и отсутствие достаточного эмпирического материала для решения новых заданий, заставляет данную науку, как это было указано выше, выходить за её предметно и методологически очерченные рамки и попытаться интерпретировать новые проблемы под углом зрения идей других, смежных наук, или под углом зрения общих идей философского характера. И тогда проблема поднимается на уровень философии, в её решении начинает преобладать философское осмысление, разворачивается философская полемика, на полную силу срабатывают фильтры и селекция мировоззренческого содержания. Возникает оригинальная гипотеза определенного философского характера, которая, в случае выявления определенных эмпирических фактов, трансформируется в новаторскую теорию уже природоведческого содержания.

Другими словами, философская методология является своего рода алгеброй научной деятельности в условиях современного научно-технического прогресса.Сознательное использование этой методологии определяет стратегию научного поиска, создает предпосылки для управления развитием познания, совершенствует познавательные способы и способствует, в итоге, повышению эффективности научной деятельности, творческой активности исследователей.

Философские идеи и идеалы, понятия и категории, мировоззренческие принципы всегда выступают как регулятив развития природоведения, плодотворные этапы теоретизации которого непременно так же связываются с обращением к теории познания, философской методологии. В.И.Вернадский в этой связи писал:

«Никогда не наблюдали мы до сих пор в истории человечества науки без философии и, изучая историю научного мышления, мы видим, что философские концепции и философские идеи входят как необходимый, пронизывающий всю науку элемент во все времена её существования».

При всем этом связь методологического анализа науки в философией достаточно своеобразная. Теория научного знания традиционно выступала фактически как часть общефилософской теории познания. В последние годы в связи с развитием специально-научных методологических исследований со своим категориальным аппаратом происходит процесс своеобразной эмансипации методологического анализа науки от философского влияния. Прослеживается тенденция к замене традиционного философского исследования научного познания точным, четким анализом. Эта тенденция, несмотря на некую новизну и радикальность, берет начало в позитивистской концепции соотношения философии и науки.

Именно с позитивизмом связана попытка отрицания философии как формы теоретического знания и попытка решить теоретические, познавательные проблемы средствами «позитивного» специально-научного мышления. Однако предложенные позитивизмом (и неопозитивизмом) модели науки оказались далеко не автономными относительно философии. При их создании так или иначе возникли проблемы установки истинности, отношения речи к действительности и др., которые, безусловно, составляют предмет философского исследования. Итак, не обращая внимания на претензии «освобождения от философии», позитивизм выступает как философская доктрина, которая также старается дать какую либо теоретическую оценку возможности решения «пограничных» философских проблем.

Развитие разных конкретно-научных методологических дисциплин ни как не может отклонить задачу философского исследования научного познания. На определенной стадии своего развития методологический анализ науки непременно переходит на уровень философского анализа.

Специфика философского анализа науки состоит в стремлении отличить науку как форму общественного сознания от искусства, религии, морали, идеологии и определить, осмыслить способ ориентации человека в мире, который обрабатывает наука. Философский анализ природы теоретического сознания совершается в сфере мировоззрения, путем выяснения её возможностей и места в системе взаимоотношений человека и мира.

От других форм мировоззрения философия отличается тем, что свою мировоззренческую функцию она выполняет на теоретическом уровне, а от конкретно-научного мышления – попытками выдвижения предельных основ теоретического отношения к миру. Превращению ее в упорядоченную логическую модель препятствует то, что вопросы методологии познания могут рассматриваться лишь в контексте историчности развития науки.

Методология науки теснее всего связана с мировоззрением. Однородным, по сути, является представление о мировоззренческом значении методологи и представление о методологическом значении мировоззрения. Корда речь идет о мировоззрении, то имеется ввиду не только знания о мире, а и использование этих знаний как метода познания и освоения реального мира. Но при этом методология и мировоззрение никак не однородны.

Мировоззрение выступает как общее методологическое основание развития науки. Одновременно методология являет собой мировоззрение в действии. Потому в литературе небезосновательно замечается, что философско-мировоззренческие принципы принимают активное участие в определении целей и задач исследования. Влияя на понимание учеными сущности науки, методологии познания, они определяют общую познавательную позицию, активно включаются в структуру научно-исследовательской деятельности, формируют логическую культуру мышления. Более того, философско-мировоззренческие принципы и ориентиры пронизывают все этапы научного исследования: играют существенную роль в формировании уровня науки, влияют на содержание теоретических понятий, определяют критерии рациональности, научности и т.д.

Функции связи философии, мировоззрения и наук о природе, интеграции различных элементов культуры осуществляет так называемая система ценностей. Последняя являет собой совокупность идей, которые, с одной стороны, регулируют общественные связи, а с другой - направляют по определенным векторам жизни конкретных людей, формируя их идеалы и социально значимые нормативы жизнедеятельности. В зависимости от исторической эпохи, типа культуры индивидуальная система ценностей приобретает свою конкретную структуру.

Рядом с такого рода системой ценностей непосредственное влияние на конкретно-научное познание осуществляется через развитие таких фундаментальных основ научного знания, как научная картина мира и стиль научного мышления.

 

 








Дата добавления: 2016-01-09; просмотров: 16726;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.026 сек.