Географическая картина мира
Конечным итогом, результатом развития географического знания является географическая картина мира, одно из наиболее общих понятий географической науки. Прежде чем перейти к раскрытию сущности этого понятия, обратим внимание на содержание понятия научная картина мира. Она рассматривается как систематизированное и целостное представление о мире в виде совокупности наиболее фундаментальных, имеющих как прикладное, так и теоретическое и философское значение концепций современной науки.
Наряду с такой, общенаучной, существуют частнонаучные картины мира. Каждая из них отражает не весь мир, а только наблюдаемый с позиций данной частной науки.
Впервые термин картина мира (в дальнейшем – КМ) появился в конце XIX в. в смысле физической картины. После некоторых дискуссий к настоящему времени сложился статус понятия научной КМ как части мировоззрения и общей культуры. Общепризнанно, что КМ не что иное как образ мира, и как таковой он, конечно, субъективен, т.е. зависит от уровня знания мира в целом. Так, физическая КМ прошла этапы механической, электродинамической и квантово-релятивистской картин. Эволюционная КМ в биологии прошла дарвиновский, менделевско-дарвиновский и синтетический этапы. Картина мира как образ является лишь частью, элементом мировоззрения, под которым понимается знание мира, дополненное ценностной ориентацией, принципами действия, позицией. В этом смысле КМ имеет свое определенное место в жизни. Она может быть не только научной, но и мифологической, религиозной, традиционной; ложной и правильной. Понятно, что действие, основанное на научном мировоззрении, опирающееся на научную КМ, может привести к положительным результатам. Нельзя сбрасывать и иррациональные формы КМ, так как многие стороны жизни (нравственность, искусство, право и др.) не всегда рациональны и не всегда доступны научному познанию.
Занимая такое место, КМ, кроме того что она имеет общий вид, должна иметь и какие-то частные формы, так как существуют не только общие законы и теории типа законов диалектики, логики и теории познания, но и частнонаучные законы и теории. Поэтому философы говорят об общей и частнонаучных КМ.
Как и все другие КМ, географическая картина мира (ГКМ) также развивалась, и разные поколения людей (даже группы, индивиды) имеют разные ГКМ. Она своеобразна и многогранна и представляет собой целостное представление о мире в его пространственно-временной и неповторимой определенности, содержит множество элементов физической, биологической и других частнонаучных картин мира, но полностью с ними не совпадает.
Многообразие функций, выполняемых ГКМ, проявляется прежде всего в том, что она является, с одной стороны, неотъемлемой частью общечеловеческой культуры, а с другой – исходной базой географического познания, в которой выражаются представления человека о природе и обществе, его отношение к природе и обществу. Тем самым определяются мировоззренческий характер и роль географической картины мира. Вследствие положения географии на стыке естественных и общественных наук географическая картина мира входит в качестве составляющих как в естественнонаучную, так и общественно-научную картину мира.
Нам представляется, что до того, как вся земная поверхность «нарисовалась» в общих чертах на картах, география вполне четко связывалась с описанием Земли и история географии отождествлялась с историей географических открытий. Даже учебные пособия для вузов до конца 1850-х годов писались как истории открытий. Лишь в 60-е годы стало ясно, что географические открытия являются частью общей истории, а история географии – это история одной из наук, основанной на изучении развития географического знания, поэтому можно с уверенностью констатировать, что в первый этап развития ГКМ однозначно совпала с картой мира, т.е. с буквальной картиной земной поверхности.
Однако к концу XIX в. теоретики географии поняли, что география уже выполнила огромной важности общественный заказ, завершив картографическую модель земной поверхности. В связи с этим стали искать новые модели географии, т.е. создавать новую ГКМ. В результате этой работы, длившейся чуть меньше столетия, сложились компонентно-отраслевая и комплексно-региональная программы исследований в виде представлений о природных комплексах и их компонентах; региональных социально-экономических системах с отраслями хозяйства и формами социальной деятельности; районировании – природном, хозяйственном, демографическом, социальном; разнообразных тематических картах и комплексных атласах. Все эти положения новой ГКМ вошли в традиции не только научных работ, но и учебных дисциплин и стали формировать ГКМ всего поколения. Она включала, естественно, предыдущую ГКМ в качестве своей составной части.
Сейчас начинает формироваться новая ГКМ, которая должна включить сущность двух первых этапов в новых представлениях. Она исходит из понимания ограниченности данного мира. Если раньше география расширяла ойкумену, то теперь пытается найти новые формы организации уже ограниченного пространства. В связи с этим усиленно разрабатываются концепции ресурсов территории, устойчивости и емкости геосистем. Управление территориальной организацией общества на основе синтетических подходов всех отделов географии становится чрезвычайно важной задачей географии и, в конце концов, определит место ГКМ в общей картине мира, место географии в мировоззрении, географической культуре поколения, в общей культуре.
Формирование географической картины мира непрерывно сопровождалось стремлением географов всех эпох к объяснению внутренних различий в природе земной поверхности и жизни населявших ее народов, что находило отражение в географических идеях, т.е. в тех гипотезах и теориях, которые относятся к истолкованию «лика Земли».
Одновременно изменялся и географический кругозор – понятие, предполагающее сумму знаний человечества о внешних чертах земной поверхности (об очертаниях материков и океанов, основных реках и горных системах и т.п.), о природе ее различных частей – рельефе, климате, растительном покрове и т.д., о географических различиях в жизни народов, хозяйственном своеобразии стран и целый ряд других географических знаний.
Чем шире (и глубже) географический кругозор того или иного народа, той или иной группы человечества, тем больше у них возможностей к полному и глубокому познанию географической картины мира, географическому познанию окружающей действительности.
Л. Ф. Кузнецова (1984) указывает на три функции КМ: эвристическую, синтезирующую и объективирование знаний и их включения в культуру. Эвристическая функция даже первого этапа развития ГКМ вполне ясна – история географических открытий полна героических подвигов и личных драм во имя заполнения «белых пятен». Да и последующие ГКМ являются, в сущности, исследовательскими программами и как таковые, разумеется, выполняют эвристические функции. Что касается синтезирующей функции ГКМ, то здесь само место КМ ясно показывает предназначение ее как важного рычага синтеза. Во многих случаях КМ выполняют функции теории. Сейчас, например, мы не можем похвастаться наличием строгой теории устойчивости геосистем, но она вполне удовлетворительно заменяется представлением о разной устойчивости ландшафтов по отношению к антропогенному давлению. Здесь налицо замена теории общим представлением – картиной природы, выработанной поколениями географов и негеографов.
В. С. Преображенский назвал географию наукой, «создающей географическую картину мира, мира с человекам», подчеркивал, что «географическая картина мира – это не просто сочетание материков и человека, мира и человека, это осознание человека в мире. Будущее за этим» [3].
[1] Саушкин Ю. Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М., 1073. С. 471.
[2] Гумбольдт А. Космос. Опыт физического мироописания. Изд. 2-е. Ч. 1, 2. М., 1862. С. 29.
[3] Преображенский В. С. Быть географом // География. 1998. № 23. С. 16.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 6832;