Готическая архитектура Франции.

Классическое выражение готический стиль получил во Франции — родине готических соборов.

В 12—14 вв. происходит объединение французских земель, формируется государство, закладывается основа национальной культуры. Первые памятники французской готики возник­ли в провинции Иль-де-Франс, центре королевских владений. Они сохраняют черты романской архитектуры: массивность гладких стен, грузность башен, четкость композиций, монументальную простоту форм, скупость декора.

Собор Парижской богоматери (Нотр Дам де Пари, заложен в 1163 г.; в отдельных частях достраи­вался до середины 13 в.; венец капелл — в 14 в.) (ил. 81—82) - величайшее сооружение ранней готики. В плане — это пятинефная базилика со слабо выступающим трансептом. Западный фасад гармоничен в своих пропорциях и равновесии форм. В его композиции еще сохраняются спокойные горизонтальные членения. Три пер­спективно углубленных портала выявляют толщу цокольного этажа, под­черкивая устойчивость сооружения. По всей ширине фасада проходит так называемая «галерея королей». Окно-роза, расположенное под глубокой полуциркульной аркой, отмечает центральный неф и высоту свода. Фланкирующие ее стрельчатые окна освещают залы первого этажа ба­шен. Над всем этим господствует украшенный резной листвой карниз. Построенная на постепенном облегчении форм, композиция фасада завершается двумя башнями, соединенными ажурной галереей. Все проемы портала, окон, арок варьируют форму стрельчатой арки, несколько по­логую в нижнем поясе и заостренную наверху, что сообщает всему фасаду медленное движение вверх.

Реймский собор (заложен в 1210 г.; закончен в начале 14 в.)— воплощение национального творческого гения Франции, место коронования французских королей (ил. 83, 84, 86). Период зрелой готики отмечен дальнейшим совершенством каркасной конструкции, обилием скульптуры и витражей.Реймский собор воспринимался народом как символ национального объединения. Гигантский храм в 150 м. длины с высокими восьмидесятиметровыми башнями — одно из самых цельных создании готики, замечательное воплощение синтеза архитектуры и скульптуры.

По сравнению с собором Парижской богоматери все формы западного фасада Реймского собора стройнее; пропорции фиалов, окон портала удли­няются, стрельчатые арки заостряются. Неудержимый поток линий и масс, устремленных вверх, лишь слегка задерживается горизонталь­ными членениями. Основная тема выражена в энергии нарастающего ввысь движения гигантских стрельчатых порталов и примыкающих к ним контрфорсов. Порталы перекрыты пятью остроконечными вимпергами, украшенными резьбой. Средний портал выше и шире, острие его вимперга, нарушая горизонталь карниза, направляет взор ввысь. Бесчисленные де­тали конструкции, движение вертикальных тяг, аркбутанов, пинаклей (островерхие башенки), стрельчатых арок, колонок, контрфорсов, шпилей повторяют в следующих ярусах в разных вариациях и ритмах основную тему, как бы уподобляясь многоголосому хору. Движение замедляется, успокаивается в центре второго этажа огромной «розой» и стремительно нарастает в боковых частях в фиалах, острых стрельчатых арках галерей, завершаясь мощным взлетом башен. Переходы между отдельными форма­ми, ярусами смягчаются игрой живописной светотени, не уничтожающей, однако, строгости архитектонического решения.

Множество скульптур собора перекликается с шумной городской площадью. Фигуры свя­тых то выступают стройными рядами, образуя фризы, то собираются в груп­пы, то стоят в одиночку на фоне порталов или в нишах, как бы встречая посетителей и беседуя с ними. Движение фигур сплетается в орнаменталь­ные ряды, подчиняется основным архитектурным линиям. Архитектур­но-скульптурные декорации собора пронизаны единым ритмом и воспри­нимаются как завершенное целое, как некий идеальный мир, как выраже­ние высшего порядка.

Амьенский собор (заложен в 1220 г., закончен в 14—15 вв.).Интерьер поражает большой высотой (40 м) и протяженностью (145 м.) центрального нефа. Нефы, трансепт и хор стали менее самостоятельными час­тями, подчинившись общему единству. В Амьенском соборе появляются черты переходного характера готики к ее позднему этапу — пламенеющей готике. Классическое равновесие пропорций нарушается, утрачивается соразмерность частей; перегруженность фасада декоративными элемен­тами нарушает конструктивную ясность форм.

Во второй половине 13—14 вв. еще продолжают достраивать начатые соборы, но типичным становится строительство небольших капелл по за­казу гильдий или частных лиц.

 

Собор Нотр Дам в Амьене. План

Двухэтаж­ная королевская капелла — Сент Шапель (1243—1248),выстроенная в Париже при Людовике IX, является одним из чудесных созданий французской готики. В ее верхней церкви стены полностью замене­ны высокими (15 м) окнами, заполняющими простенки между тонкими опо­рами сводов. Изумительный эффект в этом хрупком здании создают вит­ражи, сияющие чистыми звучными красками. Западный фасад украшен прорезывающей его во всю ширину розой.

Аббатство Мон Сен Мишель (ил. 89) - относится к этому же времени.

 

Готическая архитектура Германии.

Готический стиль в Германии развивается на основе худо­жественного опыта французов. Однако немецкое искусство не обладает цельностью и единством французской готики. Драматизм, экспрессивность, отличающие немецкую готику, сочетаются в архитектуре с сохраняющи­мися романскими традициями.

Планы соборов просты, большей частью в них отсутствуют обходной хор и венец капелл. Во внешнем облике зда­ния присущая готике устремленность вверх получает предельное выраже­ние. Часто встречается тип однобашенного собора, напоминающего гигантский кристалл, шпиль которого гордо врезается в небо. Наружные формы строги, свободны от резного и скульптурного декора.

Собор во Фрейбург­е (ок. 1200 г.— конец 15 в.) (ил. 85). Мощная башня фасада, завершающаяся ажурным шатром из каменных брусьев, интерьер с невы­соким средним и широкими боковыми нефами производят мрачное впечат­ление.

Собор в Кёльне, (1248—1880). Грандиозный пятинефный собор построен по типу Амьенского. Легкие башни с остроконечными крышами на запад­ном фасаде, необычайно высокий средний неф и изящный архитектурный декор всех деталей конструкции характеризуют его внешний облик. За­мена розы стрельчатым окном повышает стремительность движения. Кельнский собор отличается сухостью форм. Западная часть его была за­кончена лишь в 19 в.

В эпоху готики в искусстве возросло значение светской архитектуры, частной, дворцовой и общественной. Развитая политическая жизнь и рас­тущее самосознание горожан получили отражение в строительстве мону­ментальных ратуш.

Готическая архитектура ИТАЛИИ.

Особенно богата памятниками светской архитектуры Италия.

Дворец дожей (правителей рес­публики; 14—15 вв.), Венеция, (ил. 91) обширный по размерам, поражающий великолепием, во многом определяет своеобразный облик центральной площади святого Марка в Венеции. Это яркий образец венецианской готики, воспринявшей не конструктивность, а де­коративность этого стиля. Фасад его необычен по композиции: нижний ярус дворца опоясывает беломраморная колоннада с переплетающимися стрельчатыми арками. Огромное здание точно вдавливает приземистые колонны в землю. Сплошная открытая лоджия с килевидными арками, с более тонкими, но часто расположенными колоннами образует второй этаж, отличающийся изяществом и легкостью. Над мраморным кружевом резьбы возвышается мерцающая и вибрирующая на солнце розовая стена третьего этажа с редко расположенными стрельчатыми окнами. Вся плос­кость этой части стены покрыта геометрическим белым орнаментом. Розо­во-жемчужный издали, дворец вблизи восхищает звучностью декоратив­ного решения, облегчающего формы. Архитектура Венеции сочетает стро­гую пышность Византии с восточной и готической декоративностью, мону­ментальность со светской жизнерадостностью.

Палаццо делла Синьория (Веккьо, 1298—1314) во Флоренции.Грандиозный дворец города-республики сохраняет черты крепостной романской архитектуры. Трехэтажное здание, сложенное из грубо обтесанных квадров камня (руст), воспринимается как единый замкнутый объем. Его суровый облик подчеркивают зубчатый силуэт и горделиво устремленная вверх грозная сторожевая башня. Соору­женный на месте разрушенного феодального замка, Палаццо Веккьо слу­жил олицетворением могущества свободного города. В Палаццо Веккьо намечаются черты, которые получат развитие в архитектуре жилого дома, дворца эпохи Возрождения.

 

Скульптура.

С готическим зодчеством неразрывно связано развитие пластики. Именно скульптуре принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени. Особенно богато украшался готический собор, который Виктор Гюго образно сравнивал с гигантской книгой. Главное место в его внешнем и внутреннем декоративном убранстве принадлежало статуе и рельефу. Композиционный и идейный замысел скульптурного декора был подчинен разработанной теологами программе. В храме — модели вселен­ной — стремились воплотить религиозную концепцию истории человечества с ее возвышенными и низменными сторонами. Тысячи статуй и рельефов выполнялись в мастерских при соборах. В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев. Сре­доточием скульптурных композиции стали порталы, где большие по раз­меру статуи апостолов, пророков, святых следовали вереницами, как бы встречая посетителей. Тимпаны, арки порталов, промежутки между ними, галереи верхних ярусов, ниши башенок, вимперги украшались рельефами и статуями. Множество мелких фигур и сцен размещалось в архивольтах, трансептах, на консолях, цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах. Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, реб­рам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустив­шиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон.

Готическая скульптура—была органической частью архитектуры собо­ра. Принцип единения всех видов искусств, их подчинения архитектуре нашел яркое и полное воплощение в готике. Статуи сохраняют связь со стеной, с опорой. Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикаль­ные членения архитектуры. Размеры их находились в точном соотноше­нии с архитектурными формами. Скульптура, однако, живет и само­стоятельной жизнью — готика продолжает начатое романскими ваяте­лями обособление человеческого образа от общего убранства. Усиливается роль круглой пластики. Статуи, ставшие округлыми отделяются от сте­ны, часто помещаются в нишах на отдельных постаментах. Легкие изги­бы, повороты в торсах, перенесение тяжести тела на одну ногу, харак­терные позы и жесты наполняют фигуры движением, которое несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора. В характеристике святых появляются человечность, мягкость. Их образы становятся остро-индивидуальными, конкретными, возвышенное сочетается в них с жи­тейским. Лица оживляются мыслью или переживаниями, они обращены к окружающим и друг к другу, как бы беседуют между собой, полны ду­шевного единения.

Возрождая пластические завоевания греков (про­фильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готи­ческие мастера идут самостоятельным путем. Их отношение к окружаю­щему миру носит более личный, эмоциональный характер, они следуют непосредственному наблюдению, обращаются к единичному, к неповто­римым чертам, обогащают пластику множеством жизненных деталей. В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм. Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитек­турой.








Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 2003;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.