Баптистерий (крещальня, 1153 г.— 14 в.)

Кампанила — наклонная башня (начата в 1174 г.).

 

ЖИВОПИСЬ

Романское изобразительное искусство подчинено архитектуре. Наибо­лее значительные его памятники были созданы во Франции.

В убранстве интерьера романского храма большое место принадлежит фреске и витражам (монументальной живописи из разноцветных кусочков стекла, ук­репленных на металлическом каркасе), заполняющим оконные проемы и получившим особое развитие в последующую эпоху готики. Многоцветные росписи покрывали пестрым ковром поверх­ности стен и сводов. Плоскостной характер живописи с ярким локальным цветом и контурным рисунком подчеркивал массивность стен.

Фрески церкви Сен Савен сюр Гартан в Пуату (вторая половина 11 в. — нача­ло 12 в.).

«Битва архангела Михаила с драконом» в притворе церкви (ил. 76).

Сцены из Апокалип­сисапоражают богатством фантазии и драматизмом. Их создатели использовали экспрессивный динамичный рисунок и неяркие светлые краски.

Шпа­леры и вышитые ковры в убранстве помещений играли не только утилитарную, но и декоративную роль, они украшали парадные и жилые по­кои, в праздничные дни — стены храмов. Заменяя настенные росписи, они сообщали мрачным средневековым интерьерам нарядный вид.

Ковёр из Байе (11 в., Байе, собор) – пример светской живописи, в котором выступает другая особенность романской живописи — тяготение к подробному эпическому повествованию. На длинной (70 м в длину и 50 см в ширину) полосе полотняного ковра раз­ноцветной шерстью вытканы эпизоды завоевания Англии норманнами в 1066 г. События, происходящие одновременно, передаются как следую­щие одно за другим. Остро схвачены энергичные движения стремительно скачущих всадников, сумятица рукопашной схватки, плывущие по морю корабли, в бордюр вплетаются образы фольклора. Резко очерченные силуэты, декоративность яркого цвета усиливают эмоциональное воз­действие вышивки и придают ей легендарно-фольклорный оттенок.

Романские миниатюры, иллюст­рирующие хроники и часословы, отличались большим разнообразием.

 

Скульптура.

В то время как в Византии скульптура, ассоциировавшаяся с язы­чеством, была отвергнута церковью, в романском искусстве монументаль­ная скульптура, особенно рельеф, декорировала не только интерьер, но и наружные стены.

Остатки языческих верований варваров, обраще­ние церкви к религиозной «проповеди в камне», необходимость устра­шать «отступников» вызвали к жизни грандиозные монументально-декоративные комплексы романских соборов, выполненные в рельефе и часто расписанные красками.

Важнейшее завоевание романской пластики — усиление роли человеческой фигуры в декоративно-орнаментальной ком­позиции, расширение тематики введением библейских и евангельских тем легенд о мученичестве святых и назидательных притч. Впервые челове­ческая фигура была включена в орнаментально-декоративную резьбу варваров, которая предшествовала романской скульптуре.

Романская скульптура подчинена архитектурным формам и ритмам. Рельефы чаще всего располагаются на западном фасаде, то концентриру­ясь вокруг порталов, то располагаясь по его поверхности. Фигуры в середине тимпана (поле внутри полукруглой арки над порталом) круп­нее угловых; в фризах преобладают фигуры приземистых пропорций, на столбах и колоннах — удлиненные.

Ясная гармония античности уступает место драматической экспрессии и живописности. Появляется композиция с контрастными масштабами фигур, нарушением естественных пропорций, с напряженным ритмом движений. В одной сцене часто соединяются разновременные события. Но при этой условности романская скульптура островыразительна в передаче сюжетной ситуации, чувств, экспрессии поз, жеста. В ней обнаруживается развитое чувство объема, сочности в лепке скульптурных форм, разнообразие и новизна композиционных решений, их живописность.

Центральный образ романской скульптуры — Христос — обычно сближается с образом бога-отца, страшного судьи мира, возвещающего человечеству свой неумолимый приговор. Разрабатывается тема борьбы добра и зла, выраженная в аллегорических образах сражающихся добродетелей и пороков. В сплошном каменном ковре скульптуры часто при­чудливо уживаются легенды христианства, назидательные притчи, жуткие апокалипсические видения, сцены страшного суда с мифологическим образами древних народных поверий.

С развитием городов и распространением ересей в скульптуру проникают темы нерелигиозного, жанрового содержания. В них главными действующие персонажами становятся сеющие, жнущие, делающие вино крестьяне, кузнецы, жонглеры, акробаты. Появляются и эпизоды из древней и средневековой истории, из народных сатирических произведений (рассказы о похождениях «Ренара-лиса»); наконец, образы народной фантастики: полузвериные, получеловеческие маски, наделенные острой выразительностью, насмешливые фантастические лики с гримасами. Романская скульптура открыла новые стороны действительности — образы чудовищ­ного и безобразного. Эти образы обычно включались в орнаменты, покры­вающие наружные стены храма, помещались на капителях и т. д. Против подобного убранства храма резко выступали деятели церкви.

Наибольшее развитие скульптура получила во Франции и Германии.

Для Франции характерна связанная с оформлением стен монументальная скульптура из камня.

В Германии крупная и мелкая пластика из бронзы и дерева была сосредоточена внутри храма.








Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1372;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.