РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО 11—12 вв.
Термин «романский стиль» применяется к искусству 11— 12 вв. Он условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской.
Романский период — время возникновения общеевропейского монументального стиля средневековой архитектуры, скульптуры и живописи. В отличие от Византии, где искусство было строго регламентировано столичной школой, единство романского стиля не исключало обилия местных школ. Их многообразие свидетельствовало о возможности различных исканий в пределах одного стиля.
Средневековое искусство Западной Европы было преимущественно религиозным, так же как и мировоззрение феодального общества. В условиях феодальной раздробленности Европы католическая церковь была единственной силой, объединявшей народы, она обладала огромным могуществом. Церковь в Западной Европе была теснее, чем в Византии, связана с политической борьбой, с повседневной жизнью. Вопросы повседневного нравственного поведения человека, его деятельности решались церковью. Попытки примирения религиозного и рационального объяснения мира отличали также западную церковь от восточной. Они открывали возможность более свободного толкования догматов, познания реального мира. В 11 в. философ Пьер Абеляр считал необходимым доказывать религиозные догматы с помощью разума, для него главное — «сопротивление авторитету церкви».
Стремление к повышенной одухотворенности образа в романском искусстве то же, что и в византийском, но содержание и форма его выражения различны. В западноевропейском искусстве с искренней религиозностью совмещалось непосредственное отношение к жизни. Образ духовно совершенного, отрешенного от реального мира человека не получил здесь развития в такой мере, как в Византии. Романская архитектура поражает своей мощью, скульптура — беспокойным мятущимся духом. В повышенной экспрессии чувств здесь сильнее ощущается бурный и грозный характер эпохи.
Эпоха становления феодализма в Западной Европе, сопровождающаяся разрушением родовых отношений, войнами и крестовыми походами, порождала чувство уродства жизни, несовместимости красоты и действительности. И в проповедях церкви и в сознании народа жила идея греховности мира, исполненного зла, соблазнов, полного страшных таинственных сил.
На этой основе в средневековом искусстве Западной Европы возникает эстетический идеал, противоположный античному искусству.
Превосходство духовного над телесным находит выражение в контрасте неистовой духовной экспрессии и внешнего уродства. В библейских и евангельских сказаниях мастера романского искусства сосредоточивали внимание на выражении чувств, особенно на теме страдания и гибели человечества. Рисуя картины, бедствий, они отражали характерные стороны современной им жизни.
В формировании средневековой художественной культуры громадное значение имело народное творчество. Влияние его сказывалось в монументальных формах архитектуры, в интерпретации библейских и евангельских сюжетов, во влечении к фантастике, в богатом расцвете фольклора, отличающих народное декоративное искусство. Создателями романского искусства были в основном ремесленники. Получив образование в монастырях, они опирались на традицию народного творчества, которое проникало и в церковное искусство.
Светская культура в романскую эпоху не исчезла. Национально-героический эпос, поэзия трубадуров, рыцарский роман, бытовой жанр, полные острой насмешливости поговорки, басни получили в то время законченное выражение.
Особенности средневекового искусства определялись характером феодализма Западной Европы.
Процесс формирования феодального общества на территории бывшей Западной Римской империи протекал иным путем, чем на Востоке. Гибель рабовладельческого строя была ускорена в начале 5 в. нашествием варварских племен (вестготов, гуннов). Попытка создания больших варварских государств в 9—10 вв. не привела к образованию централизованных государств, как в Византии. Западная Римская империя распалась на экономически и политически самостоятельные феоды. Культура и искусство пришли в упадок, но лишь на непродолжительное время. Утверждение феодальной формации, более передовой по сравнению с рабовладельческой, вызывало новый подъем культуры в начале второго тысячелетия. Варвары «омолодили Европу», это обновление совершили «не их специфические национальные особенности, а просто их варварство, их родовой строй». Они принесли более мягкую по сравнению с рабовладельческой форму зависимости, которая «дает порабощенным средство к постепенному освобождению их как класса», «локальную сплоченность и средство сопротивления» феодальному гнету. Появление чувства общности и, с другой стороны, сознания права сильного, которое завоевывалось личным мужеством и отвагой, сопровождали рождение нового общества.
Архитектура.
Ведущим видом средневекового искусства была архитектура, которая носила фортификационный характер. Ее формирование связано с монументальным строительством, начавшимся в Западной Европе в пору образования государств и оживления, хозяйственной деятельности.
Суровая торжественность и мощь романских сооружений создавались внушительными размерами и особенностями конструктивно художественной системы. Заботясь о прочности, строители ограничивались простыми и массивными формами из камня и кирпича.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 4969;