Становление готической скульптуры связано со строительством соборов в Шартре, Реймсе и Амьене, насчитывающих до двух тысяч скульптурных произведений.
Скульптура собора в Реймсе. Мария и Елизавета (ил. 87). Среди реймских статуй выделяются мощные фигуры двух женщин, задрапированных в длинные одежды, Марии и Елизаветы. Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение и поставлена на отдельный постамент, в то же время они внутренне объединены. Чуть повернувшиеся друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумье. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. Духовное волнение выражено не в ее спокойных прекрасных чертах, но в сложном движении корпуса, в трепетной вибрации драпировок одежд, гибких извилистых линиях контуров. Марии с ее внутренней просветленностью и духовным подъемом противопоставлен образ пожилой Елизаветы, поникшей, с осунувшимся, изборожденным морщинами лицом, исполненным трагического предчувствия. Созданные реймскими мастерами, образы привлекают нравственной силой, высотой душевных порывов и в то же время жизненной простотой и характерностью.
Святая Анна,(собор в Реймсе), с тонкими чертами лица задумчива.
Святой Иосиф, (собор в Реймсе),насмешлив, в нём сквозят искрящийся галльский ум и пылкость темперамента. Выразительны отдельные детали: острый задорный взгляд, франтовато закрученные усы, буйно вьющаяся шевелюра, кудрявая бородка, стремительный поворот головы к собеседнику. Энергичная светотеневая моделировка усиливает резкость черт и живость выражения. Широкие линии, обобщающие формы, придают им монументальность.
«Христос-странник» (собор в Реймсе). Изображаются сцены из земной жизни Христа, в которых обнаруживается близость его к страдающему человечеству. Таков образ Христа, самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой.
Скульптура собора в Амьене. «Благословляющий Христос». Изменяется трактовка традиционных образов. В статуе дается образ Христа, доброго и вместе с тем мужественного человека, покровительствующего людям и страдающего за них. Его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. Спокойный и вместе с тем повелительный жест руки точно останавливает зрителя, призывая к исполнению долга, к достойной чистой жизни. Спокойные, широкие линии, обобщая верхнюю часть фигуры, подчеркивают сдержанное благородство его образа; каскад драпировки одежды, устремляясь вверх, акцентирует выразительность жеста.
«Золоченая мадонна» южного фасада собора в Амьене (ок. 1270—1288).В народной среде особенно любим образ Мадонны с младенцем на руках, воплощающий девичью чистоту и материнскую нежность. Ей часто посвящаются порталы. Она изображается с гибким станом, с нежно склоненной к младенцу головой, грациозно улыбающейся, с полузакрытыми глазами. Женственное очарование и мягкость отмечают Широкие изогнутые линии, идущие от бедра к ступне, уже заметные в реймских статуях, развиваются здесь в движение, полное благородного ритма. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен.
«Каменные календари» (собор в Амьене),в них изображаются сюжеты, повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян. В мир возвышенных образов готической скульптуры часто включаются бытовые мотивы: гротескные фигуры монахов, жанровые фигуры мясников, аптекарей, сборщиков винограда, торговцев.
Сцены Страшного суда. Тонкий юмор царит в утративших суровый характер сцен Страшного Суда. Среди уродливых грешников часто находятся короли, монахи и богачи.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1317;