РОМАНСКАЯ Скульптура ФРАНЦИИ.

Переход к скульптурному рельефу и монументальной трактовке человеческой фигуры раньше всего намечается в «повествовательной капители». Отдельные фигуры и группы в ней как бы выступают из массы камня.

Капитель из Клюни (1109—1113, Франция) решена в виде скульптурной группы Адама и Евы. Фигуры с большими головами архаичны, приземисты, неуклюжи, но крепкая моделировка объемов, безыскусственность жеста и мимики сообщают им своеобразную выразительность. Религиозный замысел часто сочетается с наивным реализмом исполнения, с развитым повествовательным началом.

Рельефы бронзовых дверей церкви св. Михаила в Гильдесгейме (1008—1015, Германия). Евангельские и библейские легенды передаются как связный рассказ. Место действия характеризуется самыми необходимыми деталями. Эпизоды сотворения Адама и Евы, грехопадения и изгнания из рая, несмотря на черты условности, захватывают зрителя живостью повествования, фольклорным остроумием и меткостью характеристик персонажей, их состояний: гнева, уныния, энергии. В образах проступает понимание нравственного начала как основы человеческих поступков.

В начале 12 в. наивная повествовательность и живость исчезают. Появляются монументальные композиции тимпанов с сурово-драмати­ческими сценами «Страстей Христовых», «Страшного суда», видениями Апокалипсиса,с грозными прорицаниями конца света и приближающейся кары. В отличие от уравновешенных греческих фронтонных композиций с пластической обособленностью каждой фигуры в романских тимпанах царит беспокойное движение и страстная взволнованность. Заметно стремление к повышенной выразительности и одухотворенности.

Тимпан церкви Сент Мадлен в Везеле (1125—1130), грандиозная фигура Хри­ста, наставляющего апостолов, занимает большую часть тимпана и отде­лена сиянием в виде овала. Христос полон бурного пафоса и взволнован­ности. Неистовые движения выражают смятение, охватившее апостолов. Мистические порывы, преклонение перед всесильным божеством — основ­ное содержание религиозных композиций романского собора. Их обра­зы, однако, косвенно отражали мятущийся, беспокойный дух эпохи с ее чувством непрочности существующего. В них находили отзвуки и ерети­ческие учения.

Тимпан со­бора в Отене (1130—1140) (ил. 78), сцена Страшного суда.В романской пластике встречаются сочетания элементов возвышенного и повседневного, героического и комически-гротескного. Рядом с гроз­ным величественным образом Христа изображен почти гротескно-комедий­ный эпизод взвешивания добрых и злых дел умерших, сопровождающий­ся плутовством дьявола и ангела, причем дьявол дан одновременно страш­ным, безобразным и смешным.

Рельеф собора в Отене, изображение Евы. (ил. 79) В недрах бургундской школы рождаются и более человечные, поэтично-прекрасные образы. К ним относится Ева, целомудренная, не ведающая зла, наивно срывающая плод запретного древа познания. Ее тело исполнено пластической гибкости, движения плавны и текучи.

Романская скульптура достигает вершин к середине 12 в. В школе вая­телей провинции Иль де Франс (северо-восток Франции) синтезируется все лучшее, что было создано французскими мастерами этого периода.

Скульптура западного портала собора Нотр Дам в Шартре (ил. 80),её отличают единство и стройность замысла, просветленная гармоничность образов.

«Христос во славе» исполнен сосредоточенности и сердеч­ной мягкости. Тонкая моделировка сообщает одухотворенность лицам пророков и предков Христа. Скульптура отделяется от стены, приобретает округлость. В столбообразных фигурах Шартрского собора еще много архаичного и наивного, но легкое движение вверх, пронизывающее вы­тянутые фигуры, предвосхищает скульптуру готики.

 

 

ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО конец 12—14 век

Готическое искусство представляет следующую после романского стиля ступень развития. Название это условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые впервые применили этот термин, характеризуя искусство средних веков в це­нтом, не видя в нем его ценных сторон.

Готика - более зрелый стиль искусства средневековья, чем роман­ский. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включает в свой круг всю сум­му средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний. В мечтательности и взволнованности образов готики, в пате­тическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния — пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному.

Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к остроиндивидуальному, к красоте ре­ального мира подготовили расцвет искусства Возрождения.

Готическое искусство — искусство цветущих торговых и ремесленных городов-коммун, добившихся известной независимости внутри феодального мира. Оно было вызвано новыми условиями общественной жизни Европы — высоким подъемом производительных сил, разрастаю­щимся пламенем грандиозных крестьянских войн и победой к началу 13 в. коммунальных революций. В некоторых странах королевская власть, опирающаяся на союз с городами, возвышается над силами феодальной раздробленности.

Религия оставалась по-прежнему основной формой миросозерцания, и церковь продолжала оказывать свое влияние на искусство. Однако потребности жизни торгово-ремесленных городов рождают стремления к знанию и непрестанным исканиям. С образованием городских и церковных школ влияние монастырей на массы стало ослабевать.

В Болонье, Оксфорде, Париже возникают центры науки — университеты. Они становятся ареной религиозных диспутов очагами вольнодумства. В рамках схоластики возникают еретические учения, вызванные но­вым восприятием жизни горожан, ростом критического мышления. В схоластику проникает интерес к опытному познанию, ярко про­явившийся в деятельности Роджера Бэкона. В конце 12 и в 13 в. распространяются близкие материализму взгляды арабских философов Аверроэса и Авиценны. Делаются попытки примирения христианских догматов и наблюдений действительности. Реальный мир уже не отри­цается полностью, его рассматривают как творение божества. Трагиче­ская безысходность, которую внушала людям церковь, сменяется более светлым и радостным восприятием мира. Нравы смягчаются. Вместе с тем растет самосознание народа. В ходе борьбы в разгаре жакерии и восста­ний ремесленников выдвигаются требования братства и равенства, лаконично выразившиеся в кратком изречении: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?»

В придворной рыцарской среде 13—14 вв. рождается светское, глубо­ко личное отношение к миру. Наряду с эпосом и рыцарским романом расцветает любовная лирика трубадуров, в поэзию проникают индивидуальные чувства. Развивается городская литература, склонная к ярким картинам обыденной жизни. В музыке на смену унисону (одноголосью) приходит многоголосье. В мощных хоровых гимнах городская община непосредственно выражала свои чувства, в мистериях деревенские жи­тели и цеховые ремесленники разыгрывали сцены из священного писания. Возникают комические театральные жанры; на площадях представляются фарсы, высмеивающие духовенство, устраиваются нечестивые маскарады.

В средневековых городах второй половины 12 – 13 вв. зародились новые формы архитектуры и изобразительного искусства, в которых соче­тались мистика и рационализм, идеальные порывы и острая наблюдатель­ность, догматизм и искреннее живое чувство. Между романским и готическим стилем трудно провести четкую гра­ницу. 12 в.— время расцвета романского стиля; вместе с тем во второй половине его появляются новые формы, положившие начало готике (ранняя готика). Готический стиль в Западной Европе достигает вершин (высокая готика) в 13 в. Распад стиля (пламенеющая готика) захватывает 14 и 15 вв.

В разных странах готический стиль имеет свои вариации, но они не уничтожают его общности и внутреннего единства:

1. Во Франции — на родине готики — произведения этого стиля характеризуются ясностью пропорций, чувством меры, чёткостью, изяществом форм.

2. В Англии они отличаются тяжеловесностью, перегруженностью композиционных линий, сложностью и богатством архитектурного декора.

3. В Германии готика получает более отвлеченный, мистический, но страстный по выра­жению характер.

4. В Испании готические формы обогащаются элементами мусульманского искусства, привнесенного арабами.

5. В Италию, где рас­цвет городов к концу 13 в. создает благоприятную почву для возникнове­ния культуры Проторенессанса, проникают лишь отдельные элементы готики, не нарушающие принципов романской архитектуры. Но в 14 в. готика распространяется в Италии повсеместно.

 

Архитектура

Архитектурный облик западноевропейского вольного города, надолго опре­делился готическими сооружениями — соборами, ратушами, биржами, крытыми рынками, больницами, жилыми домами, сосредоточенными около площади, к которой сбегались тесные кривые улочки кожевников, кра­сильщиков, плотников, ткачей и т. д.

Строительство осуществлялось теперь не только церковью, монастырями и частными лицами, но и общиной (организованными в цехи профессионалами ремесленниками и архитекторами). Между строительными артелями, странствующими из го­рода в город, существовали связи, обмен опытом, знаниями.

Готический собор.

Самые значи­тельные сооружения, и, прежде всего соборы, возводились на средства горожан. Часто над созданием одного памятника трудились многие по­коления. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля. Они были вместительны, высоки, нарядно декорированы. Их формы поражали динамичностью легкостью и живописностью. Стройный силуэт собора с острыми шпилями и башнями определял характер городского пейзажа. Вслед за собором устрем­лялись вверх жилые постройки, в них увеличивалось количество этажей, вытягивались вверх двускатные щипцовые (остроконечные) крыши. Замкнутый кольцом крепостных стен, город развивался вверх. Предназначенный для многочисленных горожан-мирян, собор был главным общественным центром города. Помимо богослужений здесь устраивались городские собрания, протекали диспуты, читались университетские лекции, разыгры­вались мистерии.

В замысле собора проявились не только новые идеи религии, но и возросшее сплочение и могущество горожан. Подчеркнутое устремление всех форм постройки вверх было порождено идеалистическим «стремлением души к небу» и одновременно рациональными соображениями, вызванными теснотой городской застройки.

Башни собора выполняли функции дозорной башни и пожарной вышки. Иногда они увенчивались фигурой петуха - символа бдительности. Для организации просторных интерье­ров, с развивающимся ввысь и вглубь пространством, в соборе была применена новая конструктивная система свода сложная и логичная, свидетельствовавшая об огромном прогрессе мысли, техники.

Готический собор, по сравнению с романским,— новая ступень в раз­витии базиликального типа постройки. Главное его отличие — устойчи­вая каркасная система, в которой всю конструктивную роль выполняют стрельчатые своды, прорезанные сетью выступающих ребер-нервюр (выложенных из камня), внутренние (колонны, столбы) и внешние (контр­форсы) опоры.Усилия зодчих были направлены к тому, чтобы выделить и укрепить основной несущий скелет здания и до предела облегчить свод­чатые перекрытия. С этой целью было изменено распределение сил тяжести и распора, присущих каждому своду.

Поперечный разрез готического собора    

Главный неф делился теперь на ряд прямоугольных в плане отрезков. Каждый из них перекрывался перекрещивающимися стрельчатыми арками. Форма стрельчатой арки уменьшала распор свода. Облегчению веса свода способствовала сеть нервюр, рас­членяющая свод на небольшие отрезки, заполненные более тонкими, чем прежде, оболочками свода.

Снизу нагрузку нервюрного свода принимали мощные столбы. На каж­дый столб приходилось несколько нервюр, сходящихся в пучок; их тя­жесть принимали на себя служебные колонки, окружающие столб. Боль­шая часть бокового распора и часть его вертикального давления перено­сились на вынесенные наружу контрфорсы — столбы-пилоны с помощью аркбутанов (открытых опорных полуарок). Аркбутаны перебрасывались через крыши боковых нефов к основанию сводов центрального нефа.

Все это дало возможность перекрывать широкие пролеты и различные по форме отрезки пространства, как и поднять свод на большую высоту. Храм наполнился светом. Стена, освобожденная от опорных функций, прорезывалась большими стрельчатыми окнами, нишами, галереями, пор­талами, облегчающими ее массу и как бы открывающими интерьер храма в окружающее пространство.

Характерная черта готической архитектуры — арка стрельчатой формы. Она определяет во многом внутренний и внешний облик готических зда­ний. Многократно повторяясь в рисунке свода, окон, порталов, галерей, она своими динамичными очертаниями усиливает легкость и энергию архитектурных форм.

Сильное впечатление готический собор производит внутри. Его интерь­ер становится просторным, светлым, рассчитанным на много людей. Границы между трансептом и продольным пространством нефов почти стираются. Обширное пространство храма становится слитным и легко обозримым, динамичным, рождающим бесконечную смену зрительных впе­чатлений. Пространство стремительно развивается в глубину — к алтарю, хору, озаренному светом, возносится вверх под сень легких сводов. Туда ведет взор движение всех линий, столбов, нервюр, колонок, стрельчатых арок. Льющиеся сверху, из окон с цветными стеклами, потоки разноцвет­ного света смешиваются в пространстве, играют на пучках колонн. В празд­ничные дни собор представлял особо торжественное зрелище: голоса пою­щих детей и звуки органа наполняли пространство и порождали мистиче­скую устремленность. Они уносили в некий одухотворенный мир и в то же время поднимали человека над обыденным к возвышенному, совершенному.

Значительно изменился и фасад собора. Храм как бы обраща­ется к площади. В нем возрастает роль фасада, на который переносятся монументальные, богато украшенные порталы. Высокие, легкие башни, многочисленные вертикальные тяги и шпили, стрельчатые формы окон и порталов с вимпергами (остроконечными завершениями над окнами и пор­талами) рождали впечатление неудержимого движения вверх и превраща­ли собор «в симфонию света и тени» (Роден).

Сложная система скульптурного декора превращает каменную стену в подобие кружева, контуры становятся воздушными, точно растворяющимися в окружающей среде. Зда­ние утрачивает материальность, однако это не лишает его впечатления мо­нументальности, ибо детали подчинены четкой и строгой конструкции.








Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 3595;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.