Ахетатон. Устройство города. Основные памятники (архитектура, скульптура, живопись).
В результате чрезвычайного обострения взаимной неприязни царя и жрецов центральных храмов на шестом году своего правления Аменхотеп IV покинул Фивы. Вместе со всеми близкими и двором он переехал в совершенно заново построенный город Ахетатон. Для сооружения новой столицы была выбрана не заселенная прежде долина где ранее не существовал какой-нибудь культ, а следовательно, не было старых храмов и их жрецов.
Архитектура. Город Ахетатон, построенный по единому плану, существовал всего лишь около четверти века. Археологические раскопки показали, как четко была организована его центральная часть с улицами, пересекавшимися под прямым углом. В центре города были возведены дворец и дворцовое святилище, главный храм Атона с его складами и жилищами жрецов, административные здания, казармы, а также дома-усадьбы вельмож с хозяйственными пристройками, дворами и садами. Ближе к окраинам были расположены дома ремесленников и хижины бедняков.
Новой чертой в храмовой архитектуре Ахетатона было отсутствие в ней многоколонных залов. Так как поклоняться надо было солнцу, сиявшему на небе, гипостили были заменены просторными дворами с многочисленными жертвенниками.
Главный дворец Ахетатона представлял собой прежде небывалый в архитектуре Египта, обширный комплекс из двух частей: приемной, (парадной) и личной, (интимной) с садами, дворцовым святилищем Атона и служебными, хозяйственными помещениями. Обе части, каждая из которых была окружена стеной, соединялись висячим крытым переходом, переброшенным через подводившую к дворцу дорогу. Входы во дворец имели форму пилонов. Среди парадных апартаментов торжественным убранством выделялся Широкий зал Атона с многочисленными статуями царя. Необычайно разнообразными были формы и роспись колонн в парадной и жилой частях дворца. Полы в помещениях для отдыха фараона и его семьи были покрыты многоцветной росписью, которая передавала излюбленные в эпоху XVIII династии изображения бассейнов с лотосами, рыбами, порхающими в зарослях птицами и резвящимися быками, вокруг же — фризы из букетов и ваз, а также фигуры пленников — связанных нубийцев и азиатов.
Скульптура. Период Ахетатона был очень кратким: время правления и деятельности самого Аменхотепа IV—Эхнатона— около двадцати лет. И в эти годы, как и прежде, скульптура играла большую роль в смысловом оформлении дворцов, храмов и гробниц. Однако в связи изменением официальных норм, на основе необычайного характера требований самого фараона к содержанию и форме изображений сложился особый, самобытный стиль искусства.
Резко своеобразен облик немногих сохранившихся статуй и рельефов самых первых лет правления Аменхотепа IV. Их отличает подчеркнуто конкретная, даже обостренная характеристика индивидуальных черт лиц и фигур царя, царицы и их дочерей, некоторая угловатость, резкость силуэтов и объемов. Чрезвычайно хорошо представляют эту своеобразную изобразительную манеру части колоссальных осирических статуй Аменхотепа IV из храма Ра-Горахте в Карнаке, а также рельефы пограничных стел новой столицы, где изображена царская семья, которую осеняет Атон. Постепенно, через несколько лет после переезда Аменхотепа IV — Эхнатона в новую столицу, в круглой пластике и рельефах смягчились силуэты, появились большая успокоенность ритма плоскостей и линий, мягкость в переходах форм.
Все памятники физиономически конкретно, очень определенно воспроизводят тонкие черты аскетичного, одухотворенного лица царя. Отмечены болезненная узость его груди, слабость тонких рук и ног, тогда как бедра широки и массивны.
В рельефах и росписях времени Ахетатона сохраняются многие каноничные черты однако в рельефах и росписях дворцов и гробниц Ахетатона появилось много сюжетов и бытовых деталей, не встречавшихся ранее, связанных, главным образом с воспеванием любви, согласия, душевной близости между царем, царицей и их детьми.
Памятники этого периода создавали талантливые художники фиванских мастерских с чрезвычайно высоким уровнем подготовки, умевшие осуществлять разнообразнейшие творческие задачи. При раскопках в Ахетатоне было обнаружено несколько скульптурных мастерских, выполнявших статуи и рельефы для храмов, царских дворцов и по частным заказам знатных лиц. В помещении мастерской главного скульптора Тутмоса были открыты наиболее яркие памятники эпохи: парадные бюсты Эхнатона и Нефертити, незаконченный портрет юной Нефертити из песчаника статуэтка Нефертити в немолодом возрасте и портретная голова царевны Меритатон. Все эти произведения отличаются чрезвычайно тонким воплощением образов, строгим отбором черт, наиболее характерных для каждого из изображенных в разные периоды жизни.
Художественное ремесло нашло в краткий промежуток правления Эхнатона и его первых двух преемников — Сменхка-ра и Тутанхамона необычайно многогранное применение. Стиль произведений этой сферы творчества отличается образной и пластически-цветовой утонченностью и очень большой декоративностью.
Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 3902;