Росписи пещеры Ласко.
Франция. Поздний Палеолит (эпоха Мадлен, 18 – 15 тыс. лет до н.э.) один из важнейших палеолитических памятников по количеству, качеству и сохранности наскальных изображений. Пещера находится в историческом регионе Франции Перигоре на территории коммуны Монтиньяк (департамент Дордонь), примерно в 40 км к юго-востоку от города Перигё. Она расположена на левом берегу реки Везер в известняковом холме. Называют первобытной Сикстинской капеллой. Состоит из нескольких больших помещений: ротонда; основная галерея; проход; апсида. Пещера Ласко относительно небольшого размера: совокупность галерей имеет длину примерно в 250 м при средней высоте в 30 м. Расписанная часть пещеры находится в основном в верхней части системы. Пещеру разделили на некоторое количество зон, соответствующих залам и определённой цветовой гамме. Первый зал — это «зал быков» или «ротонда» длина — 17 м, ширина — 6 м и высота — 7 м. В «зале быков» находится самая красочная композиция Ласко. Её стены были украшены живописными изображениями внушительных размеров: некоторые из них достигают 5 м в длину. Два ряда зубров расположены друг напротив друга, два с одной стороны и три с другой. Двум зубрам с северной стены сопутствуют десяток лошадей и большое загадочное животное, на лбу которого изображено нечто вроде рога, за что он и получил название «единорог». На южной стене три больших зубра изображены рядом с тремя маленькими (красного цвета), шестью оленями и одним медведем в пещере, нарисованным на животе одного из зубров и потому плохо различимым. Считается, что шесть точек над головой одного из зубров представляют собой изображения скопления Плеяд в созвездии Тельца. «Зал быков» переходит в так называемый «осевой проход», более узкую галерею, идущую в ту же сторону и примерно той же длины. Из «зала быков» справа от «осевого прохода» можно попасть в «пассаж» галерею длиной в 1 м. За «проходом» находится «неф» более высокий, длиной в 20 м. «Неф» насчитывает четыре группы фигур: отпечатки, чёрная корова, плавающие олени и пересекающиеся бизоны. Эти изображения дополнены многочисленными загадочными геометрическими символами. Сам «неф» переходит в часть, где нет наскальных изображений, а за ним находится «кошачий лаз» узкий коридор длиной 20 м. «Кошачий лаз» обязан своим именем изображению группы животных семейства кошачьих. В эту галерею довольно сложно попасть, но там можно увидеть гравировки диких животных, выполненных в довольно примитивном стиле «Апсида» — это круглый зал, который находится на востоке в месте соединения «прохода» и «нефа». В «апсиде» представлено около тысячи гравированных изображений, некоторые из них наложены на живописные рисунки. Здесь есть как животные, так и символы, в том числе единственное изображение северного оленя в Ласко. За «апсидой» находится «шахта» или «колодец» Чтобы попасть туда, необходимо спуститься на 4—5 м практически до начала нижней системы. В «шахте» находится одна из самых загадочных сцен Ласко: падающий человек между бизоном и носорогом. У человека птичья голова, бизон поражён дротиком, а носорог будто удаляется от этой сцены. Рядом с человеком изображён удлинённый предмет, увенчанный фигурой птицы, быть может, это планка, которую привязывали к копью или гарпуну для усиления броска. На противоположной стене изображена лошадь. В «нефе» были найдены светильники, красящие вещества и остатки пищи. В «апсиде» также было найдено большое количество важных предметов: острия дротиков, скребки, резцы и светильники. Было проведено изучение под электронным микроскопом красящих веществ, обнаруженных во время раскопок, и образцов, взятых с некоторых изображений. Черные красители соответствовали окиси марганца, а жёлтые, оранжевые и красные — окиси железа. Все они использовались в чистом виде без какого-либо добавления минеральных примесей и без тепловой обработки. Красочные изображения на известковой белой поверхности пещеры. Сильно утрированы пропорции: большие шеи и животы. Контурные и силуэтный рисунки. Четкие изображения без наслоений. Большое количество мужских и женских знаков (прямоугольник и много точек).
51. Онежские петроглифы.
Онежские петроглифы — наскальные изображения, памятники монументального изобразительного творчества первобытной эпохи, расположены в Пудожском районе Карелии, на восточном побережье Онежского озера, датируются IV—III тысячелетием до нашей эры.
Петроглифы расположены разрозненными группами на горах и скалах полуострова Бесов Нос, острове Гурий, мысах пери Нос, Гагажий и Кладовец, а также на полуострове Кочковнаволок и на Карельском Носе. Онежские петрографы были открыты в 1848 году.
Считается, что создателями Онежских петрографов были предками ныне живущих прибалтийско-финских народов. На Онежском озере больше иероглифов на фантастические темы. Наскальное святилище охватывает часть озерного берега длиной 20,5 км, что насчитывает около 1200 изображений, которые чаще всего объединены в композиции.
Наибольшая часть рисунков выделяется на красноватой скале, а некоторые из них имеют покрытия в виде микролишайников, по этой причине их разыскать непросто. Размеры фигур находятся в пределах от 2-х см до 4-х метров. В основном преобладают изображения птиц, чаще всего лебедей, лесных зверей, лодок и людей.
Онежские петроглифы представлены и загадочными, фантастическими, и оригинальными мотивами. Самым знаменитым рисунком является «триада», находящаяся на конечности мыса под названием Бесов Нос. «Бес» представляет собой фигуру человека более чем 2-х метров в высоту с растопыренными пальцами, а также непропорциональными маленькими ногами. Представлены и лунарные и солярные (полукруги и круги с лучами-линиями), рисунки выдр, ящериц и сомов.
На Карельском мысе обнаружено скопление примерно 120 фигур: здесь петроглифы проходят почти вдоль всего южного склона. Особый интерес представляют петроглифы на Кочконаволокском полуострове. Они обнаружились в промежутке между 1970-1990-ми годами и находятся в количестве двухсот выбивок, которые включают в себя трехметрового лебедя и разнообразные сцены, носящие мифологический характер и связанных с птицами, людьми и лодками.
52. Мегалитические сооружения.
Мегалиты — сооружения из огромных каменных глыб. Мегалитические сооружения – это различные конструкции, созданные разными древними цивилизациями и состоящие из больших камней или плит.
Большинство мегалитических объектов, расположенных в Великобритании, Ирландии и других странах Западной Европы, датируются V–IV тысячелетиями до н. э. Расположенные на территории нашей страны самые древние мегалитические сооружения относятся к IV –II тысячелетиям до Р. Х.
Типы мегалитических сооружений:
• погребальные;
• не погребальные:
• профанные;
• сакральные.
Наиболее распространенными видами мегалитов являются:
• менгиры – одиночные, вертикально установленные камни-стелы высотой до 20 метров;
• кромлех – объединение нескольких менгиров вокруг наиболее крупного, образующее полукруг или круг;
• дольмены – наиболее распространенный вид мегалитов в Европе, представляют собой одну или несколько больших каменных плит, уложенных на другие глыбы или валуны;
• крытая галерея – одна из разновидностей дольменов, соединенных между собой;
• трилит – каменное сооружение, состоящее из двух или более вертикальных и одного, уложенного на них сверху горизонтально, камней;
• таула – конструкция из камня в виде русской буквы «Т»;
• каирн — сооружение подземное или наземное, выложенное в виде конуса из множества камней;
• каменные ряды – это вертикально и параллельно установленные блоки из камня;
• сейд – каменный валун или глыба, установленный тем или иным народом в особом месте, как правило, на возвышенности, для проведения различных мистических церемоний. Здесь перечислены только наиболее известные виды мегалитических сооружений. Остановимся более подробно на некоторых из них.
Древнейший и простейший вид мегалитических сооружений – менгиры. Это одиночные, установленные вертикально массивные валуны или камни. От обычных, природных каменных глыб менгиры отличаются поверхностью со следами обработки и тем, что их вертикальный размер всегда больше горизонтального. Они могут быть как отдельно стоящими, так и входить в состав сложных мегалитических комплексов.
Еще одной разновидностью мегалитических построек является каирн, или тур. Это конусообразная насыпь из камней, хотя в Ирландии под этим наименованием понимают конструкцию только из пяти камней. Располагаться они могут как на поверхности земли, так и под нею. В научных кругах под каирном чаще всего подразумевают мегалитические сооружения, находящиеся под землей: лабиринты, галереи и погребальные камеры.
Дольмен в переводе с бретонского на русский язык означает «каменный стол». Как правило, состоит из трех камней, один из которых лежит на двух вертикально установленных, в виде буквы «П». Древние люди при сооружении таких конструкций не придерживались какой-то единой схемы, поэтому вариантов дольменов, несущих различные функции, - множество. Самые известные мегалитические сооружения этого типа находятся на Средиземноморском и Атлантическом побережьях Африки и Европы, в Индии, Скандинавии, на Кавказе.
Одним из подвидов дольмена, состоящего из трех камней, ученые считают трилит. Как правило, такой термин применяется не к отдельно расположенным мегалитам, а к памятникам, являющимся составными частями более сложных конструкций. Например, в таком известнейшем мегалитическом комплексе, как Стоунхендж, центральная часть состоит из пяти трилитов.
53. Стоунхендж.
Самое известное мегалитическое сооружение наших дней – Стоунхендж – находится в Южной Англии, недалеко от городка Солсбери.
Кто и когда построил Стоунхендж: было выяснено, что весь мегалитический комплекс строился в три этапа. Первоначально монумент представлял собой лишь два земляных вала высотой под два метра, между которыми располагался ров. В северо-западной части сооружение находился проход, шириной 11 метров. Единственным камнем, который был установлен в это время, является «пяточный камень». По радиусу внутреннего вала расположены 56 лунок, названных в честь их первооткрывателя «лунками Обри». Считается, что строительство этого сооружения происходило в районе 3100 года до н.э., что почти соответствует общепринятому мнению о возрасте пирамид в Гизе.
Вторая фаза строительства Стоунхенджа, начавшаяся в районе 2600 года до н.э., ознаменована появлением двух каменных колец диаметром 23 и 26 метров из минерала долерита, а также установкой в центре монумента «алтарного камня», весом в шесть тон. Земляные валы были значительно скрыты.
Третья фаза строительства затянулась почти на 800 лет. В этот промежуток времени появилось сарсеновое кольцо и пять трилитонов, установленных в форме подковы в центре круга. Кто построил древнейший монумент до сих пор непонятно. Его авторами в разное время называли и римлян (к которым относят и первые сведения о лохнесском чудовище), и кельтских друидов (их последователи и сегодня проводят свои ритуалы), и даже иноплянетян. Но достоверных фактов, прямо указывающих на авторов монумента, пока не найдено.
Сколько лет Стоунхенджу и его назначение также является предметом споров. Возможно, первоначально это место служило кладбищем, так как в лунках Обри были найдены кремированные останки. Затем были теории, что мегалиты могли являться частью римского храма, древнего календаря и даже обсерватории.
54. Чатал-Гуюк
Чатал-Гуюк - древнейший город в Анатолии. Анатолия в переводе с древнегреческого буквально означает Восток. Так древние греки называли Малую Азию. В 1961-1963 г. английский археолог Д. Мелларт раскопал здесь удивительное и уникальное древнее поселение Чатал-Гуюк.
Чатал-Гуюк расположен в 11 км к северу от г. Гумры, в долине р. Коньи. Площадь его в 3 раза больше Иерихона. Пока раскопана только 30-я часть всего Чатал-Гуюка. Обнаружено 14 строительных горизонтов. Та часть, которая раскопана, существовала как городок примерно с середины VII тыс. до н. э. до середины VI тыс. до н.э. Большинство ученых полагают, что Чатал-Гуюк существовал в 6500-5400 г. до н.э.
Когда около 80-85 веков назад началась длительная дагестанская трансгрессия Каспийского моря и воды всех крупных озер Африки еще продолжали выходить за свои берега, тогда и началось строительство Чатал-Гуюка. Это был самый длительный период "потопа".
Здесь были дома из высушенных на солнце кирпичей. Они были прямоугольные, стандартные, по 25 м2, с одной большой и второй маленькой (кладовка) комнатой. Видимо, в домах и хранились запасы. Для спасения их от грызунов дома делали как большие горшки, с небольшой крышкой (входом) сверху. Дома стоят близко друг к другу. Нет ни улиц, ни переулков, скученность невероятная. Вся жизнь проходила на крышах, поднимавшихся уступами над домами. Некоторое пространство давали разрушенные дома, но оно использовалось для свалок и туалетов.
Внутри каждого дома большая платформа (тахта) из глины для сна и работы, печь с плоским сводом и ниша в стене, служащая обычно кухней. Трудно сказать, сколько в городе было жителей, но если он был весь застроен так же плотно, то количество населения могло доходить до 20 тыс. Впрочем, учитывая, что это был еще каменный век, специалисты предполагают, что жителей было 5-6 тыс. Но так как на большей части Европы в поселениях в то время жило не более чем по 100-150 человек, то эта цифра также была очень значительной. Поэтому многие называют Чатал-Гуюк городом.
Продолжительность жизни была по тем временам довольно высокой. В среднем, судя по погребениям, мужчины жили около 35 лет, женщины - около 30, старейшины доживали до 60 лет.
Главное занятие большинства жителей - выращивание злаковых.
Орудия изготовляли из крупных каменных ножевидных пластин: лук, стрелы, пращи, копья. И великолепные кинжалы из крупных ретушированных кусков камня. Орудия делали из превосходного вулканического стекла - обсидиана. Его было на поселении очень много. Это и не удивительно, ибо город расположен неподалеку от крупного месторождения этого ценнейшего сырья для орудий.
С побережья Средиземного моря в большом количестве привозили раковины для бус, а также алебастр, мрамор, черный и коричневый известняк и другие породы камня, из которого изготовляли великолепные сосуды, бусы, подвески, статуэтки. Из диорита, который привозили с окраины долины, делали шлифованные топоры и украшения. В VI горизонте был найден кинжал, обработанный отжимной ретушью, т. е. с помощью скалывания с поверхности кинжала тысяч миниатюрных чешуек, с рукояткой из кости в виде перевитой змеи. Это непревзойденное произведение древнего искусства. Такие кинжалы и через 3,5 тыс. лет находили лишь в гробницах фараонов. Множество всевозможных украшений, особенно женских бус, из драгоценных и цветных камней из олова, меди. Есть корзиночки с румянами, косметические шпатели, обсидиановые зеркала, закреплявшиеся в рукоятке с помощью известковой массы. Часто в женских могилах помещались изящные средиземноморские раковины с охрой в смеси с какими-то кремами. В это время появилась уже женская косметика. В отверстия в обсидиановых бусах не проходила даже игла.
Очень много посуды из дерева. Это и плоские блюда с фигурками, фигурными выступами-ручками, и кубки на ножках, и коробочки разных форм с плотно прилегающими крышками. Много костяных и роговых сосудов, плетеных и кожаных вместилищ.
Отметим, что высокий уровень благосостояния был у всех жителей. Ведь это был каменный век, и разделение на богатых и бедных еще не состоялось. Имущественного различия еще не было, хотя торговля велась, и, казалось бы, накопить богатства удачливому "купцу" было несложно. Вероятно, это был обмен, а не современного вида торговля. Хотя обменивались, видимо, не только товарами, но и идеологическими представлениями. Ведь в Чатал-Гуюке были уже настоящие храмы, и их было очень много. Чатал-Гуюк гибнет в самом начале третьего экологического кризиса (VI-V тыс. до н.э.).
55. Пирамида Джоссера.
Пирамида фараона Джосера, которую иначе называют ступенчатая пирамида в Саккаре, была построена примерно за 2 600 лет до н.э. Это первая пирамида Древнего Египта. Пирамиду Джосера считают первым в мире каменным архитектурным сооружением. Это было важное событие не только в истории египетского искусства и архитектуры – это исторический момент в жизни всей цивилизации. Человек впервые за свою историю начал использовать камень для строительства архитектурного ансамбля. Формы и стили, найденные в процессе строительства этой пирамиды, стали образцом для подражания и дальнейшего развития каменного строительства не только в Древнем Египте. Архитектором и строителем первой пирамиды был Имхотеп, верховный жрец из Гелиополя, один из высших сановников фараона Джосера. Имхотеп не только был выдающимся мастером, но и одним из самых крупных ученых Древнего Египта.
Территория для строительства комплекса пирамиды Джосера, выбранная Имхотепом, находится на краю плоскогорья, откуда открывался прекрасный вид на Мемфис.
Комплекс расположен на площадке прямоугольной формы. Территорию комплекса окружала стена из белого известняка высотой в 10 метров. Стена была разделена плоскими выступами и усилена башнями. Из четырнадцати ворот, находящихся в стене, настоящими были только одни. Если смотреть на ворота изнутри комплекса, то казалось, что они все открыты. Войдя на территорию архитектурного ансамбля через настоящие ворота, посетитель попадал в длинный зал, похожий на галерею. В этом зале каждая стена была разделена двадцатью выступами. Выступы завершались изображающими связки стеблей папируса трехчетвертными колоннами. Когда-то в образовавшихся нишах стояли статуи, сейчас они пустуют.
На середине площади возвышается ступенчатая пирамида – гробница фараона Джосера. Пирамида имеет основание со сторонами 118 X 140 метров, высота её 60 метров. Фараон начал строить не пирамиду, а обычную мастабу, потом приказал её перестроить в четырехступенчатую пирамиду, Наконец, пирамида Джосера приняла современную форму после еще одной перестройки, стала шестиступенчатой.
Пирамида сплошная, под ней на глубине двадцать восемь метров находилась погребальная камера фараонов. Её стены были покрыты плитами розового гранита. К камере вела шахта и коридоры с множеством ответвлений и боковых ходов. В них размещались жертвенные подношения и погребальная утварь. Некоторые помещения были выложены голубыми изразцами, создающими видимость небесного свода на потолке и в верхней части стены. Археологи нашли три барельефных изображения Джосера. Фараон изображен во время религиозных обрядов, у него на голове корона правителя Верхнего Египта. У восточной стороны пирамиды, под землей, на глубине 33 метров, были заготовлены одиннадцать узких маленьких погребальных камер. Они предназначались для членов царской семьи, главным образом детей.
У северного склона пирамиды находится заупокойный храм фараона. Основные элементы храма расположены были парами: два бассейна ритуального омовения, два дворика, два небольших святилища. Вокруг располагались коридоры и камеры, как подлинные, так и ложные, обозначенные только порталами в стене.
Группа особенных строений стоит в восточной части священной территории, они образуют три небольших дворика. Такие постройки, кроме комплекса пирамиды Джосера, больше нигде не встречаются. По предположениям исследователей, эти строения предназначались для обрядов особого праздника. По обеим сторонам южного дворика стоят друг против друга молельни с открытыми преддворьями, с маленькой камерой или жертвенным алтарем. Иногда они служили для совершения религиозных обрядов или были временными местами обитания богов. Маленькие молельни символизировали номы (провинции) Египта.
Рядом с восточным склоном пирамиды, на север от построек для праздника расположены два других дворика, обнесенных стеной. В глубине каждого из них имеются построенные из известняка молельни. Капители колонн так называемого Южного дома похожи на цветы лотоса. Дворик Северного дома украшен полуколоннами, изображающими стебли и цветы папируса.
В южной части комплекса пирамиды Джосера расположена так называемая «южная гробница», построенная вместе с окружающей комплекс стеной. У этой «южной могилы» система подземных ходов и коридоров очень похожа на подземную часть самой ступенчатой пирамиды, только непривычно мала погребальная камера. Изображения фараона почти такие же, как и в большой пирамиде. Разница лишь в том, что фараон изображен на одном из барельефов «южной могилы» с короной Нижнего Египта. Фасад «южной гробницы», украшенный изображениями атакующих кобр, выходит на центральную площадь комплекса. Предназначение этой постройки вызывает споры: одни специалисты считают её символической могилой фараона, другие думают, что здесь находились «канопы» (глиняные сосуды для внутренностей, вытянутых при мумификации тела) членов царской семьи, а может быть, и самого фараона.
Значение комплекса пирамиды Джосера главным образом состоит в том, что это первая монументальная каменная постройка в Египте. Имхотеп из камня изготовил те части и элементы зданий, которые до него делались из глины и других материалов.
56. Пирамиды царя Снофру.
Пирамида Хуни. Предшественник Снофру Хуни, последний царь III династии, построил типичный для своего времени заупокойный памятник — ступенчастую пирамиду в Мейдуме которая связывается с именем Снофру. Первоначально это была ступенчатая пирамида с семью ступенями. Снофру приказал продолжать строительство, и была возведена восьмая ступень. Но, вероятно, после обвала, вызванного погрешностями планировки, царь или его архитектор приказали заполнить пространство между ступенями камнями, а все строение обложить плитами из турского известняка. Так пирамида обрела вид «истинной».Снофру приказал добавить к ней гладкую облицовку, чтобы трансформировать её в настоящую пирамиду, лучше приспособленную для заупокойных нужд нового фараона.
Проблема пирамид Снофру. Снофру перенес царское кладбище на новые земли у Дахшура, в 45 км к северу от Мейдума, где ныне находятся несколько пирамид фараонов Среднего царства. Приписываемые Снофру пирамиды расположены, помимо мемфисского плато в Дахшуре, также в Мейдуме и в Сейле, двух соседних городах, расположенных в пятидесяти километрах к югу от Дахшура. Таким образом, Мейдум представлялся некрополем Снофру, с расположенными поблизости мастабами больших чиновников.
Находка же в Дахшуре- расположенного на границе плато Дахшур. две огромные каменные пирамиды в Дахшуре, — достойные соперницы пирамид Гизы, — должны были принадлежать Снофру.
Южная пирамида в Дахшуре. Вероятно, южную пирамиду построили раньше. Она носит название «ломаной», «срезанной» или «ромбовидной» пирамиды за её причудливую форму. Таким образом, царь построил несколько пирамид: ему приписываются, во-первых, пирамида с ломаными гранями
в южном Дахшуре. К югу от неё находится пирамида-спутница. Для кого она была построена, неизвестно. «Ломаная» («ромбовидная») пирамида отличается от пирамид Древнего царства тем, что имеет вход не только на северной стороне, что было нормой, но также и второй вход, который открыт выше, на западной стороне. Северный вход расположен на высоте примерно 12 м над уровнем земли, ведёт в наклонный коридор, который опускается под землю в две комнаты с выступами. Из этих двух комнат, через шахту ведет проход в другую маленькую камеру, которая тоже имеет выступ в виде крыши. Входы на северной стороне пирамиды делали во время Древнего царства. Это было связано с религиозными верованиями древних египтян. В этой пирамиде не обнаружено и следа присутствия саркофага, который был бы расположен в этих комнатах.
Северная, или «Розовая» пирамида Дахшура — первая царская усыпальница правильной стереометрической пирамидальной формы и её название связано с цветом облицовочного камня, приобретающего розовый оттенок в лучах заходящего солнца. Вход через наклонный проход на северной стороне спускается в три смежные камеры, они все заполнены камнями и недоступны. Эта пирамида была приписана Снофру, потому что на нескольких блоках обшивки начертано его имя красной краской.
Хотя «розовая» усыпальница является первой «истинной» пирамидой, но ей свойственен чрезвычайно низкий наклон стен. Это одна из самых больших пирамид, по величине она уступает лишь пирамидам Хуфу и Хафра. Пирамиды Снофру в Дахшуре составляли ансамбль сходных и дополняющих друг друга построек, названных Ха-Снофру.
И, наконец, пирамида в Мейдуме. Многочисленные граффити Нового царства, оставленные в том же святилище, показывают, что Мейдум стал священным местом паломничества. Общий объём этих пирамид намного превосходит объём Великой Пирамиды в Гизе, что позволяет считать Снофру самым великим строителем Древнего царства.
В результате раскопок у ступенчатой пирамиды, обычно приписываемой III династии, принимая во внимание её ступенчатую форму, в Сейле, расположенной точно в 10 км к западу от Мейдума, на
Разные памятники Снофру в Дахшуре, Мейдуме и Сейле, с храмами и дорогами, представляют собой гигантский объём. Отсюда следует, что Снофру потребовалось добыть большое количество рабочей силы, используя крестьян и захваченных нубийских пленников. Снофру укрепил царство и оставил его в наследство своему сыну Хеопсу, который увеличил достижения своего отца и достиг апогея архитектуры Древнего царства путем строительства пирамиды на плато в Эль-Гизе.
57. Пирамиды Гизы.
Комплекс пирамид в Гизе — комплекс древних памятников на плато Гиза в пригороде Каира, современной столицы Египта. Находится на расстоянии около 8 км по направлению в центр Ливийской пустыни от старого города Гиза на реке Нил, примерно в 25 км к юго-западу от центра Каира. Принято считать, что постройки были созданы в Древнем царстве Древнего Египта во время правления IV—VI династий (XXVI—XXIII века до н. э.)
Пирамида Хеопса (Хуфу) является единственным оставшимся памятником из семи чудес древнего мира. Также является национальным достоянием Египта. Этот древнеегипетский некрополь состоит из пирамиды Хуфу (известной как Великая пирамида и пирамида Хеопса), несколько меньшей пирамиды Хафры в менее чем двух сотнях метров к юго-западу и относительно скромных размеров пирамиды Менкаура в нескольких сотнях метров дальше на юго-запад, а также ряда менее крупных пирамид-спутников, известных как пирамиды цариц и пирамиды долины.
Поверхность пирамид была покрыта плитами полированного белого известняка. Уже после падения древнеегипетской цивилизации известняк был растащен местными жителями для собственных нужд.
Большой Сфинкс расположен на восточной стороне комплекса лицом на восток. Многие учёные продолжают считать, что Сфинкс имеет портретное сходство с Хафрой.
Монолит, использованный в заупокойном храме Менкаура— самый тяжёлый на плато Гиза. Колоссальная статуя сидящего царя из центральной капеллы храма Менкаура — одна из самых больших в эпоху Древнего царства.
Пирамида Хуфу (Хеопса), второго фараона IV династии, была самой первой и самой крупной из пирамид, построенных на плато Гизы. До этого пирамиды возводились в Дашуре — там, в частности, находятся две пирамиды, построенные фараоном Снофру, отцом Хуфу. Но Хуфу выбрал место в 40 километрах от Дашура.
Основание пирамиды было построено на скале, которая во избежание наклона была выровнена.
Внутри пирамида содержит три камеры.
Рядом с пирамидой Хеопса сохранились развалины верхнего (заупокойного) храма. Он был сооружён из турского известняка. В его дворе располагалось 38 квадратных столбов из гранита. Перед святилищем располагался вестибюль, в котором находились 12 точно таких же столбов. По двум сторонам от вестибюля располагались камеры, в которых, вероятно, хранились «солнечные ладьи». Ещё одна подобная камера была найдена слева от дороги к нижнему храму. В 1954 году были обнаружены ещё 2 подобные камеры.
Согласно древним историкам, пирамида Хеопса была обнесена каменной стеной. Её остатки сохранились. Стена была толщиной 3 метра.
Восточные гробницы. План восточных захоронений. Восточные гробницы (мастабы) расположены к востоку от пирамиды Хуфу и включают кладбище. Здесь захоронены некоторые члены семьи Хуфу, а также жрецы V—VI династий. Сохранилось около 40 мастаб. Сейчас они труднодоступны, а находки, сделанные в них, хранятся в запасниках Египетского музея в Каире.
Западные гробницы содержат более 100 мастаб.
Захоронения южных гробниц датируются периодами правления II—III династий и V—VI династий. Сохранилось более 10 мастаб. Центральные гробницы включают захоронения некоторых членов царской семьи. Датируются IV и V династиями и позже.
Пирамида фараона Хафра (Хефрена) расположена к юго-западу от пирамиды Хеопса. Она уступала пирамиде Хеопса в высоту 3 метра. В пирамиде Хефрена существует два входа, располагающихся на северной стене.
От Заупокойного отходила каменная дорога, которая вела в Нижний храм, который больше известен под названием «Гранитный храм». Он размещался юго-восточнее Большого Сфинкса перед современной смотровой террасой. Форма его походила на большую мастабу. В его центральном зале размещались 23 статуи Хафры из алебастра и сланца, 16 колонн из гранита. В храме было два входа, около каждого располагались по 2 лежащих сфинкса.
Вокруг пирамиды Хефрена располагалась стена.
Самая низкая из трёх великих пирамид, пирамида фараона Менкаура (Микерина) располагается на юго-западе некрополя на значительном удалении от пирамид Хуфу и Хафра. Она на треть была облицована плитами из красного асуанского гранита, верхняя часть была из белого турского известняка, а вершина, вероятно, также была из красного гранита. По сообщениям очевидцев, она была двуцветной ещё в XVI веке, но позже была разграблена мамлюками. В настоящее время сохранилась только нижняя часть облицовки под наносами песка.
Около южной части пирамиды Микерина, за оградой, располагаются неплохо сохранившиеся пирамиды-спутники. Наибольшая из них — восточная. Первоначально она была облицована гранитом, кое-где облицовка сохранилась. Вторая и третья ступенчатые. Предполагается, что они не были закончены и им планировали придать вид «истинных» пирамид.
58. Храм Ментухотепа.
О монументальном зодчестве первой половины Среднего царства можно судить на основании заупокойного храма Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри. Он был построен на западном берегу Нила невдалеке от Фив, у подножья высоких скал. От расположенной в долине молельни вела наверх дорога, огражденная с обеих сторон белыми известняковыми стенами. Вдоль стен по обеим сторонам дороги были посажены деревья и установлены статуи фараона. Постепенно поднимаясь, дорога подводила к массивной стене, окружавшей большой двор. От двора к храмовому комплексу вела широкая аллея, обрамленная колоссальными статуями фараона, возвышавшимися за двором, на скалистой террасе.
Переднюю часть комплекса храма образовывал многоколонный (гипостильный) зал, перед которым находился открытый портик с двумя рядами столбов. На гранитных столбах портика было высечено имя фараона Ментухотепа I; составлявшие его иероглифы были окрашены в желтый и синий цвет. Известняковые плиты, облицовывавшие стены портика, были покрыты цветными рельефами, рассказывавшими о военных подвигах и охотах царя.
Посередине портика находился пандус, обсаженный сикоморами, который вел к расположенному на более высоком уровне второму портику, окружавшему колонный зал. Портик был образован двумя рядами четырехгранных высеченных из песчаника столбов, превышавших по величине столбы первого портика. На столбах были высечены рельефы. В работах над рельефами храма принимали участие скульпторы Иртисен и его сын Сенусерт. Дверь в восточной стене портика вела в многоколонный зал, перекрытие которого опиралось на 140 восьмигранных колонн. Посреди зала на открытой площадке возвышалась пирамида, сложенная из каменных глыб. В западной, лишенной портика стене зала, окружавшего пирамиду, находилась дверь, ведшая в открытый двор, обнесенный колоннадой. За двором находился зал, перекрытие которого опиралось на 80 столбов. Этот зал освещался только спереди. За залом располагалось вырубленное в скале темное святилище с алтарем и наосом, покрытых рельефами.
Фараон Ментухотеп I не был погребен в пирамиде; его гробница была вырублена в скале под гипостильным залом.
Статуя фараона Ментухотепа I (Музей в Каире).В заупокойном ансамбле фараона Ментухотепа I тип скальной гробницы, свойственный погребениям его предков — фиванских номархов, сочетается с обязательной для фараонов предшествующего периода гробницей в форме пирамиды, помещенной здесь в центре его заупокойного храма. При этом в отличие от пирамид Древнего царства и пирамид фараонов последующей, XII династии, пирамида в комплексе Ментухотепа I лишена погребальных функций и является памятником, символизирующим величие фараона.
К передней части здания прибавлен нижний портик, акцентирующий фасад заупокойного храма. Проход к задней части храма прегражден пирамидой. Задняя часть храма с внутренним двором и колоннадой была изолирована от передней части. Она состоит из ряда расположенных по продольной оси помещений, отделенных друг от друга глухими стенами с небольшими дверями, причем двери были сдвинуты с центральной оси. Как и в заупокойных ансамблях Древнего царства, линия движения во внутренних помещениях храма несколько раз ломается. По сравнению с памятниками Древнего царства в храме Ментухотепа можно отметить уменьшение общей величины сооружения и усложнение его архитектурной композиции. В Древнем царстве не было такого памятника, где открытые портики представляли бы собой основной мотив архитектуры всего комплекса. Устройство колоннады на фасаде сооружения также было важным новшеством.
Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 2406;