В 9 в. складывается законченная каноническая система церковной росписи.
Композиции мозаик подчеркивают архитектурную конструкцию.
В главном куполе изображается Христос Вседержитель (Пантократор),
по сторонам от него — ангелы-хранители четырех стран света;
под ними евангелисты и апостолы.
Многофигурные евангельские композиции украшают люнеты и стены трансептов,
Оранта (Молящаяся богоматерь) — алтарную апсиду.
В живопись проникает идея иерархии. Пантократор уподобляется самодержцу, святые — придворным и т. д. Тем не менее, интерес к античности не иссякает. Он обнаруживается и в изучении литературы и философии и дает себя чувствовать в произведениях Константинопольской школы, замечательными памятниками которой являются мозаики св. Софии в Константинополе.
Мозаики св. Софии в Константинополе, наиболее ранние из них (середина 9 в.), расположенны в конце апсиды и в виме (проход, идущий к апсиде), образы богоматери и архангела Гавриила полны взволнованности, духовных порывов. Мастер, исполнявший их, продолжает традицию Никеи.
При Комнинах, во второй половине 11—12 вв. утверждается торжественный византийский стиль. Фронтально стоящие, не связанные друг с другом фигуры утрачивают материальность, лица приобретают аскетический характер. Пространственная среда схематизируется, колорит становится плотным, условным, главное внимание сосредоточивается на тонкой разработке духовной стороны образа. Неподвижность, состояние созерцательного покоя становятся воплощением наивысшей религиозности.
Образы Христа, Марии и Иоанна в южной галерее св. Софии Константинопольской - относятся к лучшим памятникам этой поры, где сохраняется еще свобода трактовки форм.
Мозаики церкви монастыря Дафни (близ Афин) -являютсясамым классическим произведением византийской живописи второй половины 11 в. Этот ансамбль отмечен разнообразием и ясностью композиций, искусно вписанных в архитектурные плоскости.
Лаконизм передачи сюжетов — сдержанность жестов, строгость деталей — сосредоточивает внимание на внутренней характеристике образов, отличающихся изысканной красотой.
Образ Христа Пантократора (ил. 70) - исполнен глубокой эмоциональности и суровой силы, с широко раскрытыми глазами, с выражением укоризны и гнева, мудрости и трагического переживания. Утонченное мастерство рисунка в мозаиках Дафни сочетается с богатством цветовых оттенков, но формы утрачивают пластическую выразительность, выполнение становится суше, линейнее.
Иконопись- стала основной формой станковой живописи в Византии, значение ее возросло в послеиконоборческий период; исполнявшиеся в технике энкаустики и яичной темперы иконы, возможно, восходили к ритуальным фаюмским портретам. Иконный образ изображал человека как бы в потустороннем, утратившем земную оболочку, «священном» образе. Индивидуальные черты заменялись канонизированным «ликом» святого, который обусловливался иконографическими правилами. Вопреки каноничности изобразительных приемов в иконных образах проявилось живое человеческое чувство.
Владимирская богоматерь (Москва, ГТГ), иконографического типа «Умиление»(младенец прижимается щекой к щеке матери) (ил.. 72) - шедевр византийской живописи первой половины 12 в.— икона столичной школы. В первоначальном виде сохранились только лица богоматери и Христа, свидетельствующие о проникновенной наблюдательности мастера, сумевшего передать тончайшие оттенки человеческих чувств и мыслей. Внутренняя близость матери и младенца никогда прежде не была раскрыта в искусстве с такой глубиной. Христос нежно обнял шею богоматери, прижался к ее щеке, ласкаясь и как бы ища защиты. Внимание приковывают поразительные глаза Марии, в которых отразилась глубина трагического прозрения.Склонившись к младенцу, она смотрит перед собой проникновенным взглядом, в котором безграничная любовь, вытесняющая из сердца все другие чувства, омрачается предвидением скорбной судьбы сына. Тонкие черты лица богоматери, слегка обозначенные изогнутыми линиями, полны сдержанности и благородства. Мягкие полутона живописи, оливково-розовая, теплая гамма красок соответствуют строго очерченному изящному рисунку. Нежность и прозрачность теней смягчают резкость линий. Освещенное лицо Христа написано в более свободной манере, краски положены густыми мазками, напоминающими технику энкаустики. Этот контраст живописного исполнения еще больше подчеркивает одухотворенность образа богоматери.
Непрерывные войны (сначала с Болгарией, а затем с турками-сельджуками и норманнами), которые вела Византия, подрывали ее экономику, вызывая обострение классовых противоречий. Крестовые походы и взятие Константинополя крестоносцами в 1204 г. сыграли трагическую роль в судьбе державной империи.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1257;