ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО - середины 9 — начала 13 ВЕКА
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО
Вв.
1. Юстениановский период - 6 – 7 веков
Период иконоборчества - с 726 до 843 г.
ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО - середины 9 — начала 13 ВЕКА
(Эпоха Македонской династии и династии Комнинов)
4. Византийское искусство - середины 13 – середины 15 века
(Эпоха династии Палеологов)
Византия — государство, образовавшееся в 395 г. на основе Восточной Римской империи и просуществовавшее до 1453 г. являлось, одним из важнейших центров средневекового искусства.
Византийское искусство — важная ступень в развитии средневековой художественной культуры. В нем выражено стремление к возвышенной одухотворенности образа человека, подчеркнуто значение этического начала, способность человека к высокому нравственному подъему. Лучшие произведения византийских мастеров и теперь поражают глубиной постижения человеческих чувств и мыслей, нравственной красотой.
Своеобразие византийской культуры и искусства определяется особенностями развития феодализма в Восточной Римской империи. Варварские нашествия не затронули ее в такой степени, как Западную Европу. В Византии сохранились античные формы быта и хозяйственного уклада и их пережитки, уже исчезнувшие на Западе; развиваются города с их оживленной торговлей и ремеслами. От Римской империи была унаследована и форма централизованного государства. Опираясь на строгую иерархию чиновничества и авторитет церкви, императорская власть противостояла центробежным силам феодализма. Переход к средневековому искусству совершался на основе непрерывной преемственной связи с античной культурой— Константинополь, Александрия, Антиохия, Эфес по своему облику оставались эллинистическими городами. В Константинополь было привезено множество античных статуй.
В 425 г. здесь был основан университет, куда стекались знаменитые ученые всех стран. Они собирали древние рукописи, изучали классиков. Византийские переписчики сохранили миру произведения Гомера, Эсхила, Софокла, вплоть до 7 в. существовал народный античный театр. Греческий язык оставался разговорным языком.
Античная традиция ярко проявляла себя и в искусстве в сохранении привязанности к идеальному образу человека. В центре внимания византийского художника, как и в античности, стоял человек, воплощенный в образе христианского бога и святых; в его изображении сохранялись правильные пропорции фигуры, тонкая пластика форм, точный рисунок. Но византийский художник подвергал их коренной переработке в соответствии с новыми представлениями о мире и человеке.
Важное значение имели художественная традиция эллинизированных восточных провинций империи, орнаментально-декоративное народное искусство Месопотамии, Сирии, Палестины, Египта, Антиохии, возникшее на основе христианского мировоззрения, которое было в то время в значительной мере связано с жизнью и идеалами народа. Оно вливало в формирующееся византийское искусство живые силы; свежесть и непосредственность чувств вносили и варвары.
Содержание византийского искусства отражало религиозно-философские воззрения слагающегося средневекового общества. Жестокие потрясения, сопровождающие ломку рабовладельческого строя, рождение более сложной общественной и государственной структуры феодализма создавали в умах людей представление о том, что в мире много неведомого и неподвластного человеческому разуму и чувству. Осознание сложности мира, его дисгармонии и несовершенства нашло свое выражение в художественных образах; это определило достижения византийского искусства по сравнению с античностью.
Поскольку божество в Византии представлялось не только в виде удаленного от мира творца, воплощающего бесплотную духовность, но и в образе воплотившегося Христа, византийское искусство, как и античное, шло по пути изображения человека: внешнего облика и его внутреннего мира. Однако на смену искусству, наивно обоготворяющему человека, приходит искусство, стремящееся возвысить его чувства, его нравственные и этические силы. Это обусловило нарастание отвлеченной, духовной экспрессии образа.
Пассивная созерцательность, которая, согласно философии восточного христианства, открывала путь к познанию бога и заключала в себе наивысшую гармонию, выражалась в неподвижной сосредоточенности образов.Наряду с этими чертами в византийском искусстве развивались унаследованные от античности проницательность и поэтическое восприятие, ярко проявляющиеся в раскрытии тончайших оттенков человеческих чувств.
В Византии, где император совмещал светскую и религиозную власть, искусство, обращавшееся ко всем подданным, играло важную роль в создании этических идеалов, объединяющих религиозные, государственные и личные начала.Оно было призвано воспитывать массы в духе терпения, наставлять в вере. Лучшие произведения византийского искусства созданы константинопольской школой, обладающей высокой преемственной культурой и творческим опытом, впитывающей философские и богословские идеи; они обогащали канонические изображения этическим содержанием. Существование различных направлений исключалось. Однако течения в местных восточных школах, оппозиционные официальному искусству, продолжали существовать и оказывать воздействие на византийское искусство, преодолевая ограничения, поставленные государством.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1557;