Византийское искусство
середины 13 – середины 15 века
Последний расцвет византийское искусство переживает в 13—14 вв., в период правления династии Палеологов. Осаждаемая со всех сторон врагами, раздираемая внутренними противоречиями, Византия собирает последние силы. Патриотический подъем после победы над крестоносцами, и антифеодальное движение вызвали появление новых тенденций в искусстве.Церковные догмы подвергаются рационалистической критике, возрождается интерес к точным наукам, угасающей античной традиции, в которой писатели и художники видели основу национальной культуры.
ЖИВОПИСЬ
Мозаики и фрески в Кахрие-Джами, Константинополь (ок. 1310 г.) (ил. 73) – в них наиболее ярко проявилось новое направление искусства в живописи. Повествовательный стиль циклов, посвященных жизни Христа и богоматери, продолжает традицию столичной школы живописи, но богословская догматика уступает место драматическому переживанию евангельской легенды. Фигуры становятся легкими, изящными, полными порывистых движений.Они располагаются в несколько планов. Лиризмом проникнуты сцены из жизни Марии: в них и трогательная нежность в изображении сцен детства и юности и напряженный трагизм в сценах страданий. Чувства раскрываются в действиях посредством мимики выразительных лиц и жестов.
«Упреки Иосифа», Кахрие-Джами, Константинополь -в поникшем силуэте Марии, ниспадающем ритме складок и плавных движениях переданы ее печаль и смущение, в резких движениях Иосифа — его гнев. Вводятся отдельные жизненные детали, динамичный архитектурный пейзаж, который рождает впечатление некоторой воздушности фона.
«Путь в Вифлеем», Кахрие-Джами, Константинополь -причудливая архитектура, горки и деревья объединены с фигурами людей тончайшим ритмом линий. Одновременно они декоративно заполняют люнеты и плоскости простенков и хорошо связаны с реальной архитектурой. В живописной манере проявляется подражание иконе. Дополнительные тона придают насыщенность нежно-розовым, пурпурным, фиолетовым, светло-зеленым краскам, определяющим очарование этого ансамбля.
Новые тенденции, наметившиеся в искусстве палеологовского времени, не получили дальнейшего развития. Византия осталась верна подчеркнуто спиритуалистическим идеалам. При всем блеске хрупкое искусство Палеологов олицетворяет закат большой культуры. С наступлением феодальной реакции в живописи вновь реставрируется строгий плоскостной стиль. Привязанность византийцев к традиции и традиционным канонам сковывала творческое воображение. В 15 в. искусство утрачивает монументальный размах и значительность.
Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1117;