Римский форум и Императорские форумы. Характеристика, типология, основные памятники.

Императорский форум, состоящий из Форума Цезаря (46 год до н.э.), Форума Августа (2 год нашей эры), Храма Мира (75 год), Форума Нервы (98 год) и Форума Трояна (начало второго десятилетия второго века) не относится ни к Римскому форуму, ни к знаменитой старой Республиканской площади.

Первым императорским форумом стал Форум Цезаря – его создание относят к 54 году до н.э. Комплекс архитектурных сооружений создавался по велению Гая Юлия Цезаря. Этот ансамбль должен был стать продолжением Римского Форума. Исторические документы рассказывают о грандиозной конной статуе Цезаря и позолоченной бронзовой фигуре Клеопатры

На северной стороне площади стоял храм Венеры-Прародительницы. Огромное строение возвышалось на постаменте. От древнего храма сегодня остались несколько коринфских колонн и восточная целла, которая долгие годы была частью христианской базилики Санта-Франческа-Романа.

Серебряная базилика. Рядом с храмом Венеры находилась Серебряная базилика. В те времена она выполняла роль биржи – в базилике меняли деньги. Вдоль улицы Серебряного склона сохранились руины серебряных мастерских и магазинов.

Статуя Цезаря. Сейчас руины Форума Цезаря занимают прямоугольную площадь. По трём её сторонам стоят галереи; в центре возвышаются остатки храма Венеры. На площади установлена бронзовая статуя Цезаря. Это «новодел» – копия античной мраморной статуи, оригинал которой хранится в Капитолии.

Вдоль улиц можно полюбоваться еще несколькими форумами: Форумом Нервы, Форумом Мира, построенным по приказу императора Веспасиана, Форумом Августа, рядом с которым расположен храм Марса-Мстителя, и Форумом Траяна, ставшего последним и самым величественным из всех имперских форумов. Со стороны Форума Августа его вход был украшен Триумфальной аркой.

Пантеон.

Римский Пантеон — грандиозный и на редкость хорошо сохранившийся памятник эпохи императора Адриана (117—138 гг).

Пантеон — это храм всех богов, покровителей императорского дома, символ огромной империи, объединившей под римским главенством десятки различных национальностей, верований и культур. Строительство Пантеона связано с последним периодом расцвета императорского Рима. Первоначально на этом месте стояло здание храма Всех богов, построенное в 27—25 годах до н.э. зятем императора Августа полководцем Марком Агриппой. В 120—125 годах оно было полностью реконструировано греческим архитектором Аполлодором Дамасским по распоряжению императора Адриана. Пантеон — самый значительный по размерам римский купольный храм. Древняя Греция не знала этого сферического охвата пространства, а Европа позднейших времен узнала благодаря Риму.( Высота и диаметр пролета купола Ротонды, как часто называют этот памятник, практически равны: высота — 42,7 м, диаметр купола — 43,4 м, то есть купол Пантеона почти на метр превышает купол знаменитого собора Святого Петра в Ватикане.)

Облик храма прост, но очень красив благодаря удачно найденным пропорциям. При его строительстве широко применялся бетон, наполненный кирпичным щебнем и легкой пемзой. Верхняя зона купола создана из пемзобетона. Купол опирается на восемь опор — пилонов, соединенных арками. Один из пролетов арки служит входом в храм.

Снаружи здание необычайно массивно. Сплошное 56-метровое в диаметре кольцо глухих стен толщиной 6,2 м замыкает его. Купол кажется вдавленным в эти стены, поднимаясь над ними рядами плоских уступов. Все сооружение выглядит монолитной глыбой, под тяжестью которой, кажется, прогнулась земля.

С площади к храму ведут беломраморные ступени.

Пантеон мог одновременно вмещать более 2000 человек. Диаметр круглого зала чуть больше 43 м — сюда свободно может вписаться современное девятиэтажное здание. Пол выложен мраморными плитами. Облицованные разноцветным мрамором стены прорезаны глубокими нишами, то прямоугольными, то полукруглыми. Когда-то в них стояли золоченые статуи богов. Отгораживающие их от основной части зала колоннады образуют ажурные завесы, позволяющие пространству сохранить идеально круглые границы, но в то же время не быть геометрически замкнутым.

Купол Пантеона — подлинное чудо инженерного искусства. Это правильная полусфера диаметром 43,2 м и высотой почти равной высоте стен, древние сравнивали этот купол с небесным сводом.

В этом храме есть только один источник света — круглое девятиметровое окно, прорезанное в центре купола, «глаз Пантеона», как его иногда называют. Отсюда вниз падает сияющий световой столб. Величавая мощь, изнутри озаренная ярким светом, — вот, пожалуй, главная идея, воплощенная в архитектуре этого храма, к счастью, сравнительно хорошо сохранившегося.

 

75.Мавзолей Галлы Плацидии

 

Памятник раннехристианского искусства в Равенне (Италия), возведен в правление Галлы Плацидии, между 425 и 430 гг. Здание предназначалось для ее погребения. Первоначально мавзолей являлся капеллой церкви Санта-Кроче и был посвящен св. Лаврентию.

Мавзолей, сложенный из широкого римского кирпича, относится к распространенному в IV-V вв. типу крестообразных сооружений, тяготевших к центрическим постройкам. План имеет форму укороченного лат. креста, с квадратом на перекрестии, перекрытым купольным сводом на парусах, не выявленным снаружи, а перекрытым 4-скатной кровлей; рукава креста перекрыты цилиндрическими сводами и 2-скатными кровлями с фронтонами. Центральная возвышающаяся часть здания, средние прясла аркад фасадов и фронтоны имеют небольшие окна.

Особенностью мозаик колористического решения является преобладание голубых и синих тонов, они выполнены под воздействием искусства Константинополя.

На центральном своде на темно-синем фоне среди звезд помещен золотой крест, основанием ориентированный на восток; в парусах - символы 4 евангелистов, окруженные тонкими перистыми облаками. Иллюзорный эффект глубины неба создается благодаря своеобразной перспективе в изображении звезд: от более крупных, расположенных вокруг символов евангелистов, до мелких, окружающих крест на своде. В люнетах центрального пространства попарно размещены фигуры апостолов в белых гиматиях и бледно-голубых хитонах, между ними - пара голубей, пьющих воду из чаши; в левом люнете узнаются апостолы Петр и Павел. В торце свода, в люнете над входом, помещена мозаика с образом Доброго Пастыря. Христос изображен безбородым юношей с нимбом, облачен в золотую тунику с 2 синими клавами и пурпурно-лиловый плащ, левой рукой придерживает крест на высоком древке, вокруг - изображения пасущихся овец. Выполнявшие этот люнет мастера были продолжателями эллинистической традиции. Своды 4 рукавов креста покрыты многоцветными геометрическими и растительными орнаментами. Свод западного рукава креста украшен мозаиками с орнаментом в виде кругов из стилизованных звезд и венков, чередующихся с изображениями белых маргариток на синем фоне. Эти мозаики имитируют разноцветные драгоценные ткани, использовавшиеся в рим. традиции оформления светских и культовых сооружений. Орнаментальные полосы с изображением виноградных лоз, лент «серпантина», разных типов меандра разделяют изображения и подчеркивают сочленения архитектурных поверхностей.

Сюжеты мозаик (пьющие голуби, припадающие к источнику олени, Христос Добрый Пастырь) известны по росписям катакомб и традиционны для погребального сооружения. Посвящение основного храма Св. Кресту (Санта-Кроче) отразилось в декоре капеллы св. Лаврентия: крест на своде, на древко креста опирается Христос Добрый Пастырь. Яркой особенностью являются незастывшие позы персонажей с классически правильными чертами лиц, живописная трактовка воздушной среды, внимание к эффектам освещения.

 

76. «Штандарт Войны и Мира» из Ура. Находки из урских гробниц.

«Штандарт из Ура»: сцены мира и сцены войны. Шумер. Ок. 2500 г. до н. э. Иные считают шумеров боковой ветвью этнического древа славян, а, точнее, суперэтноса русов на Ближнем Востоке. Что же выдвигается им в качестве обоснования и подтверждения подобной точки зрения? Согласно его версии, основная масса проторусов еще 40-30 тысяч лет тому назад могла обосноваться на Ближнем Востоке и в Малой Азии. Хотя они еще не обладали письменностью, но уже имели довольно развитую культуру. Понятно, не сразу появился в Месопотамии «блистательный и письменный Шумер». Ему и предшествовало якобы множество земледельческо скотоводческих селений этих самых «русов индоевропейцев».

 

«Штандарт из Ура», замечательное произведение искусства и уникальный памятник истории Шумера середины III тысячелетия до н. э., был найден при раскопках царского некрополя в Уре в 1930-х. В древности так называемый штандарт состоял из двух прямоугольных деревянных панелей, прикрепленных в наклонном положении наподобие двускатной крыши, и двух торцовых треугольных пластин между ними. Покрытые слоем битума пластины украшены мозаикой, составленной из кусочков лазурита, образующих фон, на котором выступают вырезанные из раковин светло-желтые силуэтные фигуры. На торцовых панелях штандарта мастер запечатлел героев шумерских мифов, а в сценах главных створок прославил деяния и богатства правителя. Назначение этого предмета до сих пор вызывает споры. Некоторые исследователи полагают, что он служил резонатором музыкального инструмента, а Чарльз Вулли считал, что это был штандарт царя. Поднятый на древке, он сопровождал правителя в военных походах и праздничных шествиях.

Сюжеты вполне соответствуют такой версии: одна сторона «штандарта» изображает царя в дни мира, другая - в пылу сражения. Фигуру правителя (который в древнем Уре носил титул «лугаль», что в переводе значит «большой человек») легко распознать среди других людей: она выделяется более высоким ростом. В середине верхнего регистра сцены с эпизодами войны: он величественно стоит с кинжалом в руке, взирая на побежденных, а рядом тянется шествие нагих пленников со связанными за спиной руками. Позади правителя - царская колесница, запряженная мулами, и группа телохранителей. Ниже тяжелая пехота шумерской армии: воины в медных шлемах и длинных плащах, с копьями наперевес спешат вступить в бой. В третьем ряду показано, как идут друг за другом в атаку боевые колесницы. На быстро движущихся повозках сидят возница и метатель дротиков, а внизу, под копытами разгоряченных упряжных животных, видны тела убитых и поверженных врагов. Это первое в истории изображение армии шумерского царя полно достоверных подробностей. Художник последовательно показал все рода войск, их вооружение, одежду и доспехи.

Статуэтка Иби-ила из Мари

Роды, выселки русов на горных областей и русов Палестины-Сурии-Русии продвигались по руслам рек на юг сотни лет, достигнув к середине VI тысячелетия до н. э. самых южных точек Двуречья, то есть именно мест, где Евфрат впадает в Горькую реку, в узкое ответвление Персидского залива. Шумеры не были чужаками на Ближнем Востоке. Они были, по мнению ЕГО, общностью родов ближневосточных русов с незначительными вливаниями Русов Долины Инда и Средней Азии Русов. Вышеупомянутая культура была преемницей культур русов Халафа и Самарры и предшественницей знаменитой шумерской культуры. Эти древние города, и это показательно, имеют нешумерские названия. Сюда-то и устремились русы с Армянского нагорья, а затем и русы из Средней Азии и долин Инда.

 

Зиккурат в Агар-Гуфе. III тыс. до н. э. Современный вид. Шумеры сумели создать обширное государство со столицей в Уре (2112-2015 гг. До н. Э.). Цари третьей династии делали все возможное, чтобы умилостивить богов. Основатель династии, Урнамму, принимал участие в создании первых кодексов Древнего Двуречья. Он прославился и как великолепный строитель, воздвигнув ряд храмов и зиккуратов. Башню достроили сыновья. В столице был священный квартал, который посвящали богу луны Нанна и его супруге Нингал. Древний город ничем, разумеется, не напоминал современные города.

Ур представлял собою неправильный овал. Его окружала стена с откосом из кирпича-сырца (нечто наподобие средневекового замка), которую с трех сторон обступала вода. Внутри этого пространства были воздвигнуты зиккурат, башня с храмом. Ее называли «Небесным холмом» или «Горою бога». Высота «Горы бога», на вершине которой стоял храм Нанна, равнялась 53 метрам. Кстати говоря, зиккурат в Вавилоне («Вавилонская башня») - копия зиккурата в Уре. Вероятно, из всех подобных зиккуратов в Ираке тот, что в Уре, был в наилучшем состоянии. Урский зиккурат представлял собой храм-обсерваторию. На ее изготовление ушло 30 миллионов кирпичей. Немногое уцелело от древнего Ура, гробниц и храмов Ашшура, ассирийских дворцов. Непрочность сооружений объяснялась тем, что они были созданы из глины (в Вавилоне две постройки возведены из камня). Шумеры - умелые строители. Их архитекторы изобрели арку. Материал шумеры завозили из других стран - кедры доставляли из Амана, камни для статуй из Аравии.

Глиняная статуэтка богини-матери. Урук. 4000 г. до н. э.

Вольники уклонялись от воинской и трудовой повинности, от уплаты налогов и вообще представляли собой неустойчивый, вечно недовольный или бунтарский материал. Особо заметное влияние на характер политических процессов в регионе оказало племя амореев. Оппенхейм считает, что с ними связан переход от концепции городов-государств к идее территориальных государств, рост торговых отношений за счет частной инициативы, расширение горизонтов международной политики, а внутри государств - быстрая смена власти и ориентации среди правителей. Затем (вероятно, около XII в. До н. Э.) Сюда пришли племена, говорившие по-арамейски, они обосновались в Верхней Сирии и вдоль Евфрата. Арамеи выступили на стороне Вавилонии против Ассирии. Тогда же арамейское алфавитное письмо медленно, но неотвратимо стало вытеснять клинописную традицию письма.








Дата добавления: 2016-01-18; просмотров: 1992;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.