Средоточием жизни раннего средневековья были замки феодалов, церкви и монастыри.

В стихийно возникавших городах архитектура лишь зарождалась, жилые дома были глиняными или деревянными.

Замок феодала — жилище феодала и одновременно крепость, защищающая его владения — ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн. В основе его планировки лежал практический расчет. Обычно рас­положенный на вершине горы или скалистого холма, он служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам. Замок с подъемным мо­стом и укрепленным порталом (проездной башней) был окружен рвом, монолитными камен­ными стенами, увенчанными зубцами, башнями и бойницами. Ядро крепости составляла круглая или четырехугольная башня (донжон) - убежище феодала. Замкнутая асимметричная композиция замка, живописная компактная группировка его ясных объемов часто завершала отвесные скалы, срастаясь с ними. Возвышаясь над убогими хижинами и домами, замок воспринимался как воплощение незыблемой силы.

Опыт строитель­ства замков был впоследствии перенесен на монастырские комплексы, представляющие собой целые поселки и города-крепости.

 

Значение послед­них возрастает в жизни Европы 11—13 вв. В их планировке, обычно асимметричной, строго соблюдались требования обороны, трезвый учет особенности местности и т. д.

Грузная башня старого донжона в Лоте (10 в.),

Крепость Гайар,

Город-крепость Каркассон (13—14 вв.),

Аб­батство Мон Сен Мишель во Франции (ил. 89) больше других сохра­нили свой первоначальный облик.

Грозные башни родовых замков в Сан-Джиминьяно в Италии (конец 12 — начало 13 в.) -типичный памятник периода ком­мунальной борьбы 13 в.

Суровая красота этих сооружений — в ясности, конструктивной логике, лаконизме мощ­ных пластических объемов.

Монастырь.

Композиционным центром монастыря в городе обычно был храм, кото­рый поднимался островерхими башнями над небольшими окружающими его строениями. Сложная группировка его разномасштабных объемов, живописность силуэта и композиции, рассчитанных на различные точки зрения, способствовали слиянию его с городскими постройками, с природой.

Храм.

В соборе, в монастырской церкви, которые были почтиединственными видами общественных зданий эпохи, выражены основные принципы романской архитектуры. Храм был средоточием творческих усилий народа, художественным центром, объединяющим все виды искусства. В его могучих формах проявилась осознанная сила создавшего его коллектива.

Храм романского стиля чаще всего развивает старую базиликальную форму.

В плане — это латинский крест. Он образуется от пересечения продольных нефов (их бывает три или пять: высокий — центральный и боковые более низкие) поперечными нефами — трансептами (иногда трехнефными). Центральный неф завершался на востоке здания, а иногда и на западе полукруглой апсидой. Вход решен в виде монументального портала с врезанными в толщи стен уменьшающимися в перспективе полуциркульными арками.

Форма романского храма, его планировка отвечали потребностям культа. Храм вмещал массу людей, различных по социальному положению: мирян и духовенство, простых людей и знать. Он был рассчитан так же на многочисленных паломников. Паломничество к местам, где хранились мощи и реликвии святых, было характерно для этой эпохи.Все это вызвало необходимость увеличения размеров храма, создания дополнительных помещений и разграничение, внутреннего пространства на зоны.

Сложную разработку получает восточная часть, предназначенная для духовенства. Ближе к алтарю, за трансептом, отодвинутым на запад, находился хорпочетная часть храма. Вокруг алтарной части располагался полукольцевой обход, как бы продолжающий боковые нефы за апсидой (этот обход иногда обрамляется венцом маленьких часовен - капелл).

Место пересечения продольного нефа и трансепта — средокрестие—образовывало композиционное средоточие храма, увенчанное высокой башней. У перехода нефа в средокрестие возводилась арка, отделяющая народ от духовенства.

Над боковыми нефами размещались эмпоры — галереи второго яруса.

Характерны для романских храмов под­земные сводчатые помещения — крипты. Расположенные под алтарем, они служили местом хранения реликвий и использовались для погребений.

 

Конструктивные особенности романской архитектуры обусловлены применением свод­чатых перекрытий, которые с развитием строительной техники заменяют плоские. Воздвигались и простейшие полуциркульные, а позже кре­стовые своды, известные еще римлянам. Тяжесть каменного свода (толщина его в отдельных случаях доходила до двух метров), его дав­ление вниз на опоры и боковой распор потребовали утолщения стен, замены колонн тяжелыми массивными столбами. Стремление зод­чих с самого начала было направлено к тому, чтобы облегчить дав­ление свода, поднять центральный неф над боковыми и осветить его окнами. Устойчивость конструкции при значительном размере здания достигалась с помощью разработки более легких сводов, нагрузка кото­рых ложилась не на всю длину стен, а сосредоточивалась в определенных узлах. Полуциркульный свод укреплялся равномерно расположенными подпружными арками, которые принимали основную нагрузку. Они опи­рались на столбы, сопротивление которых нагрузке усиливалось возве­денными снаружи массивными контрфорсами.

С введением крестового свода, образующегося пересечением двух оди­наковых по диаметру отрезков полуцилиндрических сводов, нагрузка передавалась через диагональные ребра на четыре столба, расположен­ные в углах квадратного основания. Квадратные в плане, крестовые своды ритмично делили пространство центрального нефа на равные отрезки. Перекрытие нефов крестовыми сводами приводит к тому, что направлен­ные в противоположные стороны силы распора частично парализуются. Опорой становится не вся стена, а лишь толстые столбы, поддерживающие арки свода.

 

Внутреннее пространство в романском соборе, строго замкнуто и ок­ружено со всех сторон инертной каменной массой. Интерьер воздействует грандиозностью пространства, удлиненным и высоким средним нефом, обилием гладких поверхностей стен со щелевидными окнами, тяжелых арок, массивных колонн, которые, рождают впечатление спокойного ве­личия и неподвижности. В романской архитектуре применяются тради­ционные римские формы: полуциркульные арки, столбы, колонны.

Но ро­манские колонны не имеют устойчивых типов ордеров. Пропорции и формы капителей разнообразны, декор их не имеет аналогии в истории архитектуры. В ранний период капители, по форме близкие к усеченной пирамиде, обычно покрывались орнаментом со стилизованными мотивами растений и фантастических животных. В эпоху зрелости стиля часто применяется скульптурная капитель.

Фасад романского собора суров, прост и ясен. Он воздействует конструктивной логикой и предельно четко передает внутреннюю структуру здания. Это единый, замкнутый объем, имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Центральный неф возвышается над боковыми, стены обхода — над капеллами, над ними — главная апсида. Центр ком­позиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Иногда запад­ный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. Они придают нерушимую устойчивость всему сооружению. Стены с мас­сивным цоколем сближают внешний облик собора с крепостью.








Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1881;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.