Натуральная история ВИЧ инфекции в результате вертикальной трансмиссии
История ВИЧ инфекции у детей разнообразна и склонна к более быстрому прогрессированию по сравнению со взрослыми. До обширного применения антиретровирусной терапии у 30% наблюдалось инфицирование до 6 месяца жизни, а 17-25% умирали в течение первых 18 месяцев. В развитых странах без антиретровирусного лечения 75% были живы к 6 годам жизни, 50% к 9 годам, несмотря на низкий уровень CD4 (Rogers et al., 1994; Французская Педиатрическая Группа Исследования ВИЧ Инфекциии Европейское Сотрудническое Исследование, 1997).
Прогрессирование ВИЧ инфекции у детей может зависеть от времени трансмиссии, инокуляции вируса, фенотипа вируса и функционирования иммунной системы (таблица 12.3). Время вирусной детекции в новорожденный период может служить прогностическим индикатором дальнейшего клинического течения. По данным нескольких проспективных когортных исследований наблюдалась значительная связь между ранним обнаружением (внутриутробная инфекция) и быстрым прогрессированием заболевания в детском возрасте. Kuhn et al.(1999) изучил 432 ребёнка ВИЧ-инфицированных матерей. ВИЧ был обнаружен в первые 2 дня жизни у 19/67 (28%) детей с помощью ПЦР или культуры, а подсчитанный относительный риск прогрессирования в СПИД или завершение летальным исходом составил 2.6 (ДИ, 1.5-4.6). Среди детей с вирусом, установленным спустя 48 часовпосле рождения, 29% случаев закончились летально или развился СПИД к первому году жизни.
Таблица 12.3.Риск быстрого прогрессирования ВИЧ у детей
Укоренившееся заболевание ВИЧ у матери Высокая вирусная выраженность матери Антигенемия p24 матери Срок инфицирования Штамм вируса Срок беременности Недоношенность Симптомы в раннем детском возрасте Положительные анализы культуры ВИЧ или ПЦР после рождения Высокая вирусная выраженность в раннем детском возрасте Ранние оппотунистические инфекции Ранняя энцефалопатия Нарушение развития Ранняя диарея Ранняя ЦМВ инфекция |
Mayaux определил повышение риска раннего прогрессирования заболевания втрое при ранней вирусной детекции. У детей с определением инфицирования во время родов также наблюдается быстрое повышение РНК ВИЧ с пиком между 4 и 6 неделями жизни, у некоторых из них развивается быстрое прогрессирование заболевания (Mayaux et al., 1996).
На данной стадии не установлен порог уровня РНК, дифференцирующий в первые месяцы жизни быстрое прогрессирование от медленного. Риск прогрессирования заболевания связан с высокой вирусной выраженностью (100 000 копий/мл) особенно при низкой концентрации CD4 (Mofenson et al., 1997).
Двумя родственными свойствами вируса являются индукция синцития и тропизм макрофагам. У детей и взрослых тропизм макрофагам связан с непрогрессирующим клиническим статусом. С другой стороны, синцитий индуцирующие и CD4 лимфотропные фенотипы связаны с развитием симптоматического прогрессирования заболевания (De Rossi et al., 1997). Существует связь системы антигенов лейкоцитов человека (HLA) с генетической восприимчивостью к ВИЧ. Открытие ко-рецепторов CXCR4, CCR5, CCR2 и CCR3 и эффектов их мутантов привели к прояснению доказательства генетической вариабельности в восприимчивости организма хозяина. Гомозиготность по CCR5 гену предоставляет защиту против не-синцитий индуцирующих и макрофаготропных штаммов ВИЧ, а гетерозиготность связана с более медленным прогрессированием заболевания у детей и взрослых (Mummidi et al., 1998; Vallat et al., 1998; Misrahi et al., 1998).
В США в 1996г. средний возраст детей со СПИДом составил 8 лет. Выживаемость детей со СПИДом характеризуется бимодальностью: 10-20% составляют инфицированных дети «быстрые прогрессоры», обычно умирающие до 4 лет жизни, а у оставшихся 80-90% детей процент выживаемости сходен с тем же процентом выживаемости у взрослых, а средняя выживаемость составляет 9-10 лет (Rogers et al., 1994). Выживаемость ВИЧ-инфицированных детей в Африке менее продолжительна, чем в Европе и Соединённых Штатах. В Уганде частота детской смертности с подтверждённой диагностикой ВИЧ инфекции составила 336/1000. По данным когортного исследования в Уганде, средняя выживаемость детей составила 21 месяц, а 66.2% детей умерли в течение 36 месяцев жизни (Marum et al., 1996).
В Зимбабве у ВИЧ-инфицированных матерей частота перинатальной смертности была в 2.1 выше, частота мёртворожденных-в 1.6 раз, а частота неонатальной смертности – в 2.7 раз выше нежели среди ВИЧ-неинфицированных женщин (Zijenah et al., 1998). В Абиджане у новорожденных ВИЧ-инфицированных матерей наблюдалась повышенная частота смертности (133/1000) по сравнению с новорожденными ВИЧ-неинфицированных матерей (40/1000) (Lucas et al., 1996), а в Браззавиле снижение выживаемости (61 против 97%) (Lallemant et al., 1989).
В Гаити, Halsey et al. (1990) обнаружил, что у детей ВИЧ-инфицированных матерей по сравнению с детьми неинфицированных матерей наблюдался значительно более низкий вес при рождении (2944г против 3111; р=0.001), чаще вес был ниже 2500г, гестация ниже 37 недель. В Азии, по данным исследования перинатальной ВИЧ трансмиссии в Бангкоке, наблюдение ВИЧ-инфицированных детей указало на частоту смертности 18% к 12 месяцу и 30% к 24 месяцам жизни. В этой когорте, большинство летальных исходов было вызвано пневмонией (Chotpityayasunondh et al., 1996).
Заключение
В развитых странах с введением антиретровирусной терапии, модификации акушерской практики, отказ от естественного кормления значительно снизит частоту вертикальной трансмиссии до уровня ниже 5%, что указывает на приоритетность антенатального ВИЧ скрининга. Ситуация в развивающихся странах более сложна: высокая частота серопреваленции ВИЧ, неадекватные возможности здравоохранения и недостаточность ресурсов продолжают выставлять ВИЧ в качестве одной из важных причин детской смертности. Применение ультракороткого курса антиретровирусного лечения, как предоставлено исследованием в Уганде по применению невипрамина, представляет относительно недорогой способ снижения риска трансмиссии. Основной целью для учреждений здравоохранения развивающихся стран является усовершенствование материнского наблюдения, включая тестирование на ВИЧ, консультацию, улучшение акушерского ухода и определение путей для обеспечения безопасного кормления детей. Главной мишенью усилий национального здоровья, однако, остаётся превенция приобретения инфекции среди женщин детородного возраста.
ГЛАВА 13
СИФИЛИС: ПРЕВЕНЦИЯ, ДИАГНОСТИКА И РУКОВОДСТВО ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ И В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Suzanne D. Delport и Robert C. Pattinson
Введение
Врождённый сифилис является серьёзным и предотвратимым заболеванием, которое остаётся важной причиной детской заболеваемости и смертности (Sciarra, 1997; Finelli et al., 1998). Treponema pallidum может быть передана от инфицированной матери её плоду, особенно, если сифилис является первичным, вторичным или в ранней латентной стадии (Fiumara, 1952). У взрослых первичные проявления наблюдаются в месте вхождения инфекции спустя 3 недели после контакта с дальнейшей генерализацией заболевания, включая кожную сыпь и кондиломы спустя 6-12 недель (вторичный сифилис). При нелечении эта стадия завершается самостоятельно, а пациент переходит в латентную фазу инфекции, единственным доказательством которой являются положительные серологические тесты. Во время ранней латентной фазы (в течение 2 лет после начала) организмы время от времени могут попадать в кровеносное русло.
Трансмиссия от матери ребёнку может произойти на любой стадии беременности, поэтому ранний антенатальный серологический скрининг и лечение инфицированной женщины предотвратит многие случаи врождённого сифилиса (Sanchez et al., 1996). Детекция в поздние сроки беременности менее эффективна, но может предотвратить некоторые последствия. Нелеченный сифилис во время беременности может быть причиной значительной перинатальной заболеваемости и смертности, а риск этого зависит от стадии материнской инфекции и уровня концентрации спирохет в кровеносном русле (Wendel, 1988; Larkin et al., 1998). Отсутствие лечения в первые 2 года латентной материнской инфекции связано с тем, что 20% беременностей закончатся внутриутробной гибелью плода или ребёнка в новорожденный период, 20% закончатся преждевременно, 40% детей будут инфицированы и с пороками, а 20% будут неинфицированными (McDermott et al., 1993). При проявлении у женщины первичной или вторичной инфекции во время беременности, велика вероятность того, что она родит нормального выношенного ребёнка. После второго года материнской инфекции возможность заражения плода снижается, а после четвёртого года трансмиссия происходит редко.
Врождённый сифилис встречается как в развитых, так и в развивающихся странах, несмотря на доступность дешёвых тестов диагностики и эффективных недорогих лекарств для лечения заболевания. Заболеваемость и смертность в результате врождённого сифилиса могут быть предотвращены при использовании скрининга на сифилис во время беременности и неотложном лечении при установленном инфицировании.
Распространённость
Значимость проблемы сифилиса во всём мире не была полностью оценена до появления данных о высокой степени распространённости среди женщин, посещавших антенатальные клиники, что могло не отражать данных всей популяции. Установленная частота в антенатальной популяции колеблется от 0.2% в развитых странах до 13% в развивающемся мире. Хотя тесты на сифилис рутинно проводятся во многих развитых странах на протяжении десятилетий, существует недостаточная информация о числе женщин с обнаруженной и леченной инфекцией во время беременности или о частоте врождённого сифилиса. Существуют только данные наблюдения в Великобритании, собранные из клиник урогенитального направления. Так как данные не являются подтвержденными, число мертворожденных и случаев внутриутробной гибели не включено, а некоторые инфицированные дети попадают во внимание только педиатров, а не врачей урогенитальной сферы, поэтому данные не отражают настоящей ситуации.
В период 1982-1992г.г. наблюдались изменения частоты приобретённого и врождённого сифилиса как в развитых, так и в развивающихся странах, что подчёркивает важность мониторинговых тенденций. В США частота врождённого сифилиса повысилась от 4.3 на 100 000 в 1982г. до 94.7 на 100 000 в 1992г. Это отразило увеличение случаев первичного и вторичного сифилиса среди женщин детородного возраста (Rolf & Nakshima, 1990), что было связано с социальной депривацией, наркоманией, сексуальными услугами за наркотики и недостаточное антенатальное наблюдение. Частота случаев первичного и вторичного сифилиса начала падать в 1991г., а врождённого сифилиса с 1992г. С 1992 по 1998г.г. частота врождённого сифилиса снизилась на 78.2%, хотя частота осталась непропорционально высокой на Юго-востоке США и популяции меньшинств (Центр Контроля и Превенции Заболеваний 1999; St Louis Ų Wasserheit, 1998).
Наблюдалась высокая частота сифилиса во многих регионах Африки и Восточной Европы, хотя замечено снижение в Найроби в 1990-х г.г. (Temmerman et al., 1999). В таблице 13.3 указана частота серопреваленции сифилиса среди антенатальных женщин.
Таблица 13.1.Серораспространенность сифилиса среди беременных женщин
Литература | Страна | Год | Распростра-ненность |
Newell et al., 1999 Valadez et al., 1999 Temmerman et al., 1999 Kambarami et al., 1998 Kilmarx et al., 1998 Meda et al.,1997 Sangare et al., 1997 Diallo et al., 1997 Scott-Wright et al., 1997 Wilkinson et al., 1997 Mwakagile et al., 1996 Folgosa et al., 1996 | Великобритания (Лондон) Великобритания (другие) Кения (неурбанизированная) Кения (Найроби) Зимбабве ( неурбанизированная) Таиланд Буркина Фасо Буркина Фасо (национальная) Кот д, Ивуар Белиз Южная Африка (неурбанизированная) Танзания (урбанизированная) Мозамбик | 1989-1992 1994/1995 | 0.206% 0.024% 1.89%- 12.82% 6.5% 7.2% 7.3% 4.5% 3.8% 9.8% 0.5% 3.6% 2.5% 1.1% 2.8% 6.5% 4.0% 7% |
Патофизиология – материнский сифилис
Возбудителем сифилиса является Treponema pallidum – спирохета, не обнаруживаемая с помощью светового микроскопа. Человек является натуральным хозяином спирохеты, а сексуальный контакт является главным путём трансмиссии среди взрослых. Беременность не влияет на клинические проявления первичного, вторичного или латентного сифилиса. Основное клиническое проявление первичной инфекции – твёрдый шанкр, появляющийся спустя 3 недель после контакта. Шанкры обычно не обнаруживаются у женщин, так как являются бессимптомными и располагаются во влагалище или на шейке матки. Они представляют собой язвы с четко ограниченными краями 0.5-2 см в диаметре и связаны с увеличением региональных лимфоузлов. В отсутствие лечения шанкрызаживают самостоятельно в течение 3-8 недель. Вторичный сифилис проявляется спустя 4-10 недель после появления шанкра. Трепонемы из шанкра диссеминируют и появляется кожная сыпь. Сыпь может быть пятнистой, папулёзной, фолликулярной, папуллосквамозной или пустулёзной. Высыпания симметричны, без зуда и располагаются на туловище, подошвах и ладонях. Поверхностные эрозии слизистых оболочек располагаются в ротовой полости, вульве, влагалище и на шейке матки. Папулы могут быть увеличенными, похожими на бородавки, в тёплых влажных местах, и называются кондиломами, довольно часто инфицируемые. Спирохетемия при вторичном сифилисе вызывает симптомы, такие как повышение температуры, лихорадка, анорексия, головная боль, слабость и артральгия, связанная с безболезненной лимфаденопатией. В период вторичного сифилиса встречаются такие компликации, как гепатит, гломерулонефрит, нефротический синдром, остеит, ирит и менингит.
Латентный сифилис характеризуется отсутствием клинических проявлений и положительными серологическими тестами. Может наблюдаться дальнейшая деструкция органов. Ранний латентный сифилис проявляется в течение 2 лет после начала инфекции и находится перед риском рецидивирования вторичного сифилиса и является инфицирующим. Латентный сифилис определяет период спустя ещё 2 года. В отсутствии лечения, треть пациентов остаётся в латентной фазе, а у трети заболевание проявиться клинически. В последней группы у трети будет наблюдаться нейросифилис, сердечно-сосудистый или поздний доброкачественный сифилис.
Дата добавления: 2015-11-28; просмотров: 998;