Соотношение морали и права. Мораль как ценностный критерий права

Тесная связь права и морали, однородность ряда их свойств дают основания для важных выводов, главным из которых является органическая необходимость морального измерения права.

Право - категория этическая, нет и не может быть права, к которому не были бы приложимы моральные оценки, прежде всего с позиций добра и зла, честного и бесчестного и др. Мораль осуждает все виды правонарушений и особенно преступления. В оценке таких деяний мораль и право едины. Всякое противоправное действие является одновременно противонравственным.

Во многих статьях ныне действующей Конституции Российской Федерации позиции права и морали совпадают. Это неудивительно, ведь в основе права лежит мораль. Не случайно право нередко определяют как "юридически оформленную нравственность". Такие заповеди христианской морали, как "не убий", "не укради", "не лжесвидетельствуй" запрещаются и сурово наказываются законом, правом.

В процессе осуществления своих функций право и мораль помогают друг другу в достижении общих целей. Один и тот же поступок получает в глазах окружающих людей как правовую, так и моральную оценку, о нем судят как с позиций закона, так и с позиций чести и совести. Поэтому неразрывная связь права и морали проявляется прежде всего в том, что мораль выступает в качестве ценностного критерия права.

Философская и этическая мысль, правовая наука, исследуя природу права и морали, неизбежно наталкивалась на вопрос о соотношении этих явлений. В исследовании проблем соотношения права и морали в домарксистской философии наиболее важное место принадлежит И.Канту и Г.Гегелю. Последующее развитие этико-правового мышления проходило под огромным влиянием их учений.

Великий философ и этик И.Кант, исследуя специфичность нравственности, различал законы природы и законы свободы: "Законы свободы в отличие от законов природы называются моральными. Поскольку они касаются лишь внешних поступков, их законосообразности, они называются юридическими законами, если же ими выдвигается требование, чтобы они (законы) сами были определяющими основаниями поступков, они называются этическими, и в этом случае говорят: соответствие с первыми есть легальность, со вторыми - моральность поступка." Право - это внешняя ориентация, а мораль - это внутренняя направленность личности - вот основной критерий их разграничения по И.Канту.

Право так же, как и мораль, располагается в сфере свободы, определяющей категорический императив. Если категорический императив применительно к морали выражается в правиле: "поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом", то применительно к праву категорический императив выражен в формуле: "поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом".

Право и мораль, по Гегелю, есть проявление свободной воли человека. Специфические свойства морали и права он раскрывает через отношение каждого из этих регуляторов к воле других: через запреты (право), и положительные предписания (мораль). В гегелевском различении понятий права и морали нет их противопоставления. Мораль, по Гегелю, есть дальнейшее развитие свободы. В нравственности он видит единство обязанностей и прав. "Человек обладает посредством нравственности правами постольку, поскольку у него есть и обязанности, и у него есть обязанности постольку, поскольку он обладает правами".

Идея близости права и морали, их взаимодействия и взаимовлияния была воспринята юридической мыслью 19 века. В ряде случаев такая связь и взаимодействие представлялись как подчинение права морали (Г.Еллинек).

Противопоставление права и морали, обособленность правового мира от влияния морали и других социальных явлений характерны для позитивистской юриспруденции (И.Бентам, Д.Остин).

Материалистическая традиция предусматривает оценку правовых систем в категориях морали. "Нравственное измерение права" -необходимое условие совершенствования правовых систем.

Современная юридическая наука выявляет единство, различия, взаимодействие и противоречия права и морали. Подробное рассмотрение данного их соотношения имеет место в курсе "Теория государства и права".

Общий вывод, отражающий реальную взаимосвязь рассматриваемых социальных регуляторов, констатирует, что право не может быть очищено от морали. Среди существующих в обществе ценностей нравственные являются первоосновой других ценностных ориентиров, в том числе и права.

Если придерживаться точки зрения о том, что правовая система в целом подлежит моральным оценкам, возникает вопрос: применимы ли правовые оценки к моральным явлениям? Право оценивает поведение людей с точки зрения его правомерности и противоправности. Возможна ли оценка мира моральных явлений в категории правомерности?

В целом, общественные отношения, порождающие правовые и нравственные нормы, взаимопереходящи. Но существует особая область моральных отношений, в силу своей особой природы связанная с интимными сторонами духовной жизни человека, которая не может быть объектом внешнего вмешательства (любовь, дружба). Оценка других сфер нравственных отношений в категориях права возможна. При этом, оценка каких-либо действий как противоправных может быть констатацией их аморальности.

Таким образом, сфера применения правовых оценок к морали значительно уже, чем моральных оценок к праву. И это понятно, т.к. моральные оценки универсальны, а правовые ограничены определенными сферами действия.

 








Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 1970;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.