Нравственная основа права. Влияние нравственности на правовую систему общества
Человеческое общество выработало множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в своей жизнедеятельности. Среди них - моральные, правовые, религиозные, политические и т.д.
Нормы - это определенные стандарты поведения представителей человеческого общества. Без них невозможно никакое человеческое общежитие, тем более государство. Все виды социальных норм находятся в тесной взаимосвязи. Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания, культуры принадлежит праву и морали, которые являются важнейшими социальными регуляторами, всегда выступающими в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и структурой общества. Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют прежде всего правовые нормы. Но для оценки поведения людей, субъектов правовых отношений, и правильного разрешения возникающих коллизий им приходится обращаться к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль.
В системе социального регулирования важная роль принадлежит праву и морали, которые возникают непосредственно в общественных отношениях и фиксируют специфические формы взаимодействия людей, оказывая воздействие на их поведение. Вместе с тем это различные социальные регуляторы, каждый из которых обладает определенной спецификой.
Нравственный характер права связан прежде всего с его происхождением, с основой и источником формирования.
В самом зародышевом состоянии возникновение первых социальных норм связано с простыми суждениями о полезности или вредности того или иного поведения для рода или племени. Эти нормы получили различное наименование в научной литературе: нормы морали, обычаи, традиции, нормы права и т.д.
Представляется более удачным термин "мононормы", применяемый к самым ранним формам социальных норм. Эти нормы еще не могут быть четко классифицированы как нормы права или нормы морали. По своему характеру это были обычаи, выражающие устойчивые привычки, убеждающие своей целесообразностью.
Многие исследователи считают, что эти регуляторы отношений людей в первобытных общинах носили нравственный характер, поскольку они содержали в зачаточном состоянии представления о добре и зле и предусматривали правила взаимопомощи, взаимозащиты, эндогамии. Но в целом, это были жесткие предписания, продиктованные необычайно трудными условиями существования человека, примитивному сознанию которого противостояли суровые силы природы, необходимость обороняться от враждебных племен. Отсюда и чрезвычайно жесткие санкции за нарушение данных норм. Серьезные проступки влекли за собой побои, увечья, а в особо тяжких случаях даже смерть или изгнание из рода, что было равноценно смерти.
Нормы права возникают лишь на последнем этапе распада первобытнообщинного строя в эпоху классообразования и государственности. В этот период мононормы первобытного общества под воздействием социально-экономических и политических условий классового общества перерастают в нормы права и морали, как путем "расщепления" на эти нормы, так и путем появления новых норм, обусловленных развитием скотоводства, земледелия, ремесла.
Процесс дифференциации с четкой фиксацией норм морали, норм права, религиозных норм происходил постепенно и был характерен не для всех нормативных систем. Для этого периода вообще характерно развитие правовых систем, которые в первоначальном выражении были тесно связаны с нормами морали и религии. По сути дела, нет ни одной системы древнего писанного права, не включавшей религиозных предписаний и ритуальных правил. Особенно сильное влияние религии носило законодательство древних восточных государств: Законы Моисея, древнее право персов, Законы Хаммурапи и др.
Хотя религия возникает позднее первичных форм социальной регуляции (мононорм, обычаев), она быстро проникает во все регулятивные механизмы. Это ясно прослеживается на развитии одной из древнейших правовых систем - индусском праве. Индусская религия, представлявшая собой систему педантично разработанных правил, детально регламентировавших всю общественную жизнь, предписывала определенный образ жизни и поведения, исключала возможность оценки обычаев и традиций.
Поведение древнего индийца тысячелетиями регулировалось религиозно-нравственными установками, которые по мере развития классовых отношений медленно уступали место нормам права, а в большинстве случаев срастались с ними. Не меньшее влияние религия оказывала на нормативные системы мусульманских государств. Мусульманская доктрина исходит из того, что все нормы, действующие в обществе, ведут свое происхождение от древних источников, среди которых главное место занимают Коран и Сунна - собрание преданий о высказываниях и поступках пророка Мухаммеда. Все нормы шариата, в том числе и правовые, определяются этим источником. Отсюда и особый характер мусульманского права, включавшего наряду с правовыми нормами правила нравственности и религиозного культа.
Таким образом, как видно из приведенных примеров, в государствах, где влияние религии было особенно сильным, дифференциация социальных норм происходила замедленными темпами. Даже такие характерные для классового общества нормы, как нормы права, оказывались тесно вплетенными в единую нормативную систему с преобладающими в ней религиозными постулатами.
Нормативные системы Древней Греции и Древнего Рима также не были свободны от религиозных влияний. Но в этих государствах отсутствовали такие завершенные религиозные доктрины, как в буддизме и исламе. Религии этих обществ не подавляли личность в такой степени как буддизм и мусульманство, поэтому личность выступала в них более обособленно, в меньшей мере религия тормозила дифференциацию социальных норм. Так, одна из важных категорий греческого права "дикайон", выражавшая ранее справедливость как моральную категорию, постепенно стала категорией правовой.
В праве Афин уже были детально регламентированы права и обязанности полноправных граждан и ограниченных в правах иностранцев. Суровым наказанием было как полное, так и частичное лишение гражданских прав в качестве санкции за преступные действия. Право носило писанный характер, а законом считалось то, что одобрили граждане в народном собрании.
В Римском государстве на основе равенства свободных была создана одна из совершеннейших форм права классового общества. Эта система права по мере развития общественных отношений совершенствовалась, пополнялась новыми институтами.
Таким образом, в процессе дифференциации первобытных социальных норм появляются нормы, регулирующие поведение человека путем указания на то, что обязательно нужно делать ("должно"), что разрешено делать ("можно"), что нельзя делать ("нельзя") или, что безразлично для общества, т.е. можно поступать по своему собственному усмотрению.
Что же касается норм морали, появившихся в ходе расщепления мононорм, то они содержат указания на то, к какому виду поведения можно отнести соответствующие поступки - добро это или зло, честно, справедливо или постыдно, словом, оценивают, что - "хорошо", а что - "плохо".
Итак, право входит в систему социальных норм, среди которых ему наиболее близки нормы морали. Кроме моральных и правовых цивилизация выработала множество других норм и правил, которыми люди руководствуются в своей жизнедеятельности: политические, эстетические, религиозные, обычаи, традиции и т.д.
В литературе по проблемам морали, права было немало споров о том, существуют ли социальные нормы, безразличные к морали, не поддающиеся оценке в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости.
Юристы имеют дело, прежде всего с правовыми нормами, представляющими для них профессиональный интерес. В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются прежде всего на две большие группы: социальные и технические. Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, т.е. социальную жизнь, то технические нормы - отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой, отношения типа "человек и машина", "человек и орудие труда", короче, человек и окружающие его неодушевленные предметы.
Среди технических норм есть такие, которые получают закрепление в правовых актах и, таким образом, приобретают юридическую силу. Их можно назвать технико-правовыми. Это, в основном, нормы, действующие в материально-производственной и управленческой сфере (например, правила противопожарной безопасности, движения различных видов транспорта, хранения взрывчатых веществ и др.). Свою регламентирующую функцию они осуществляют в совокупности с другими правовыми нормами и в этом смысле играют дополнительную роль.
Остальные технические нормы, в частности, действующие в бытовой сфере, не опосредуются правом и за их нарушение не наступает никакой юридической ответственности (например, требования по эксплуатации различных домашних приборов - телевизоров, холодильников и т.д.). В случае выхода их из строя по причине неправильного обращения и понесенного ущерба человек сам себя наказывает.
В юридической практике существуют различные процедурные нормы. Так, законодательное установление формы протокола судебного заседания или порядка нотариального засвидетельствования документов не затрагивает каких-либо моральных ценностей.
Сторонники той точки зрения, что социальные нормы, безразличные морали существуют, в качестве примеров приводят, как раз, организационо-технические, технико-юридические и процедурные нормы. Но все выше перечисленные нормы в конечном счете регулируют отношения между людьми, их поведение, а поэтому моральная сторона не может в них не присутствовать.
До проведения специальных исследований механизма регуляции поведения считалось, что нарушение технических, процедурных и других норм не влечет за собой морального осуждения. И, хотя за нормами такого рода, как, например, правило ходить по правой стороне тротуара, не следует признавать морального характера, общий принцип из которого эти правила следуют, обладает моральным содержанием. Этот принцип гласит, что следует избегать конфликтов между людьми. При таком подходе любые предписания технического, процедурного, административного характера, которые сами по себе могли бы считаться "морально равнодушными", должны рассматриваться в качестве составных элементов правовой системы в целом.
Роль технических правил, норм многократно возрастает в современных условиях. От их соблюдения или несоблюдения в буквальном смысле зависит судьба, жизнь и здоровье людей. Именно из-за нарушения подобных правил, инструкций происходят разного рода аварии, крушения. Простая ошибка, невнимательность, оплошность грозят непоправимыми последствиями.
Введение любых юридических правил и предписаний преследует цель упорядочения общественных отношений, внесение четкости и определенности во взаимоотношения субъектов права, что не может быть безразлично для морали. Включение подобных организационно-технических правил в юридические нормы вытекает из социального опыта, свидетельствующего о целесообразности создания такого строя юридических отношений, в котором субъект права четко знал бы, как и при каких обстоятельствах надо поступать, что помогает избежать путаницы и случайности в сложных человеческих отношениях. Поэтому соблюдение любых норм, в том числе и юридических, не может быть безразлично для морали.
Социальные нормы в целом страхуют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют в нужное русло. Им посвящено немало солидных публикаций, свидетельствующих об актуальности и значимости проблемы. При этом особое внимание уделяется нормам права и морали как двум наиболее мощным и эффективным социальным регуляторам, тесно взаимодействующим между собой.
Социальная норма - это не просто абстрактное правило желаемого поведения, это само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, в практике. В этом случае реальные поступки и становятся правилом. Иными словами, социальная норма выражает не только "должное", но и "сущее".
Таким образом, норма - это мера позитивного, общественно полезного поведения, направленного на достижение определенного результата. И, не случайно, поведение, соответствующее норме встречается чаще, чем отклонение от нее, так называемое девиантное (отклоняющееся) поведение.
Кризисное состояние нашего общества требует последовательного соблюдения всех социальных норм, особенно таких, как правовые, нравственные, политические. Ибо именно отступление от них, т.е. от веками выработанных основ бытия, явилось, в конечном счете, причиной возникших трудностей.
Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 7674;