Единство правовых и моральных основ деятельности сотрудников органов наркоконтроля
Российская общественно-политическая система в области политико-правовой в настоящее время ориентирована на переход к правовому государству. "Правовое государство - отмечалось в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ (1999 г.) - означает не просто формальную законность, которая обеспечивает регулярность и последовательность в достижении и поддержании демократического порядка, но и справедливость, основанную на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности". Следовательно, государство, стремящееся стать правовым, должно в первую очередь обеспечить уважение и соблюдение прав человека.
Особую остроту рассматриваемая проблема приобретает применительно к регулированию деятельности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - той "силовой" государственной структуры, которая для выполнения своей основной задачи по защите человека и его прав от преступных посягательств чаще каких-либо других органов вынуждена действовать методами, прямо или косвенно ограничивающими эти права. Это, разумеется, не значит, что лица, вовлеченные в орбиту деятельности ФСКН России и, прежде всего, преступившие закон, теряют все свои права человека и гражданина и не могут рассчитывать на гуманное к ним отношение. Напротив, уважение прав человека наряду с законностью, гуманизмом и гласностью является принципом деятельности органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
К предписаниям такого характера следует отнести необходимость для сотрудника ФСКН России предупредить о намерении прибегнуть к силе, специальным средствам или огнестрельному оружию, за исключением тех случаев, когда промедление создает опасность для жизни и здоровья или когда предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным и невозможным.
Выраженный этический характер присущ обязанности сотрудника ФСКН России при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия "стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц его совершивших, и силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб (и моральный, и имущественный, и физический), причиненный при этом, был минимальным".
Причиненный вред должен быть соразмерен оказываемому противодействию, не превышать пределы необходимого. Так, если лицо, застигнутое при совершении правонарушения, не оказывает сопротивления, его задержание должно происходить без причинения телесных повреждений. Причинение телесных повреждений возможно только в том случае, если доставляемый начнет оказывать сопротивление. Фундаментальный принцип морали - гуманизм проявляется в законодательном закреплении обязанности сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ обеспечивать лицам, получившим телесные повреждения при применении средств принуждения, оказание доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников.
В соответствии с основополагающим моральным принципом гуманизма запрещено применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей.
Следует отметить, что хотя ФСКН России и имеет более широкий, чем другие органы государственного управления, объем прав на применение принудительных мер, их использование не является единственным средством, имеющимся в ее распоряжении. ФСКН России - это орган не для принуждения, насилия. Ее цель - защита, обеспечение личной безопасности граждан, государства и общества в целом.
Проблема соответствия цели и средств является чрезвычайно актуальной в практической деятельности сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Оправдывает ли цель средства? Противоречивые решения содержатся в концепциях "иезуетизма" и "абстрактного гуманизма". Иезуитизм оправдывает средства целью. Противоположная концепция абстрактного гуманизма содержится прежде всего в известной теории "непротивления злу насилием". Ее сторонники утверждают, что цель не может быть критерием оценки средств. Средства должны быть в одинаковой степени и нравственными и целесообразными, нести "добро" без примеси "зла".
Таким образом, на вопрос "оправдывает ли цель средства" немарксистская этика предлагает два взаимоисключающих ответа:
- цель оправдывает любые средства;
- цель вообще не может оправдывать средства.
Этика марксизма считает, что средства должны быть адекватными целям. Средства, которые выбирают, являются таковыми лишь в отношении к цели определенной. Нравственно и целесообразно то средство, которое необходимо и достаточно для достижения положительной нравственной цели, которое не противоречит более высокой и высшей цели, не изменяя их благородного характера.
В практике имеет место большое количество рассогласования целей и средств. Они вызваны:
во-первых, неумением выбирать эффективные средства;
во-вторых, попытками выбирать средства по образцу беспринципного поведения;
в-третьих, ситуациями, в которых средства выявляют аморальный характер цели, а в отношении к ней они вполне целесообразны.
В обыденной моральной практике можно обнаружить попытки стихийного поиска эффективных приемов достижения нравственной цели и борьбы со злом. При этом предпринимается своеобразная попытка создать форму "добра с кулаками" - обучение эффективному выбору средств "у дурного противника". Это орудие, как правило, используют люди беспринципные, ловкие, не гнушающиеся никакими средствами. Недопустимость нарушения единства целей и средств наибольшей мере имеет отношение к деятельности сотрудников органов наркоконтроля, которая связана с огромным количеством конфликтных ситуаций. В этом случае исключительное значение имеет право морального выбора, когда сотрудник не только должен руководствоваться нравственной целью, но и выбирать соответствующие ей средства, т.к. применение аморальных средств приводит к изменению характера цели и результата.
Таким образом, цель определяет средства, средства определяют цель. Вступая в контакт с различными категориями людей, сотрудник органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ должен эффективно использовать то средство, которое в нравственном отношении более оправданно.
Дата добавления: 2015-12-16; просмотров: 1385;