Этические категории
Любая наука имеет свой терминологический аппарат, и этика в этом отношении не является исключением. Отличительной особенностью категориальных основ этики является то, что данные понятия мы часто используем в повседневной жизни, но вкладываем не совсем тот смысл, который присущ им как научным дефинициям. Итак, каково же содержание основных научных терминов этики?
Добро и Зло. Понятия Добра и Зла являются основополагающими. На протяжении многих столетий мыслители пытались раскрыть содержание данных дефиниций. На сегодняшний день существует множество трудов, посвященных рассуждениям над этой проблемой.
Освещая кратко специфичность данных понятий, можно отметить следующее. Прежде всего, понятия Добра и Зла в этическом смысле характеризуют поступки человека, данные понятия не относятся к природным явлениям. Нельзя, например, оценить этичность ветра или реки. Добро и Зло - это ориентиры человеческих поступков.
Познание Добра и Зла осуществляется через их сравнение. Данная особенность была еще отмечена древними философами. Так, китайская притча гласит: «Юноша пришел к философу с просьбой, чтобы тот взял его в свои ученики. Тогда мыслитель спросил: «Умеешь ли ты воровать?» - «Нет», - ответил юноша. - «А убивать?» - «Конечно, нет!» - «Так иди и познай все это, а познав - не делай». Конечно, не нужно буквально понимать данную притчу и считать, что достижение Добродетельности возможно лишь через постижение Зла. В отношении моральности поступков человечеством накоплен огромный опыт, на который и следует ориентироваться.
Владимир Соловьев отмечал, что если человек не творит Зла, это еще не означает, что вершит Добро. Добро требует проявления осознанной активности действий.
Карл Густав Юнг считал, что восприятие Добра и Зла во многом зависит от субъективных суждений. В статье «Добро и зло в аналитической психологии» он приводит диалог, из которого видно, насколько различно восприятие одной и той же действительности. «<:...> история того исповедника в Техасе, к которому пришел молодой человек с перекошенным от ужаса и отчаянья лицом. «Что случилось?» - «Произошло ужасное». - «Но что же произошло?» - «Я убил». - «Скольких?». Рассуждая далее на тему Добра и Зла, К. Г. Юнг приходит к заключению, что человек не наделен абсолютным знанием относительно греха и благих деяний («Только боги знают, мы не знаем <...> все мы лишь ограниченные люди и в каждом конкретном случае, по существу, не знаем, творим ли добро или зло»). Человек не обладает точным знанием, однако при объективной оценке ситуации с позиции, что последствия могут быть как хорошими, так и плохими, есть вероятность совершения благого поступка. («Если у вас такая установка: это может быть весьма скверно, а может, и нет, - то у вас есть шанс, что вы поступаете правильно»).
Определение Добра и Зла является центральной проблемой этики. Если бы человек имел четкое представление о том, какой смысл включают данные понятия, это позволило бы решить многие нравственные дилеммы. Человек бы владел четкими шкалами оценки своей деятельности. Но, к сожалению, интеллектуальный багаж человечества пока не обладает такой духовной ценностью.
Ценности и Идеал.Ценности - понятие, используемое для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. Ценности классифицируют на материальные (предметы быта) и духовные (знания, вера и т. д.), положительные (те явления и предметы, которыми человек стремится обладать) и отрицательные (значимые для человека явления, но которых он стремится избегать, например голод, болезнь, страдание и т. д.). Ценности также классифицируются как высшие (наиболее значимые, важные) и как низшие (менее значимые). Каждый человек в своем сознании имеет свою пирамиду ценностей. Что же обусловливает их иерархичность? При ответе на данный вопрос существует три позиции.Первая была высказана в рамках религиозных воззрений. Высшей ценностью для человека является Бог и все, что к нему приближает (молитва, церковные ритуалы и т. д.), низшей - грех, то, что отдаляет от Бога.
Вторая позиция принадлежит психологам. Согласно психологическому подходу высшая ценность обусловлена актуализирующейся потребностью. Для человека ценно то, в чем он испытывает нужду. Великий гуманист-психолог А. Маслоу представил систему человеческих ценностей в виде пятиступенчатой пирамиды, в основании которой лежат физиологические потребности (потребности, обеспечивающие выживание организма — еда, сон, кислород, отдых, двигательная активность и т. д.). Далее идет потребность в безопасности и стабильности. Каждый человек, по мнению автора, стремится к стабильности в своей жизни, к предсказуемости событий. Примером реализации данной потребности могут служить средства безопасности человека или деятельность, гарантирующая стабильность будущего (например, накопление денежных средств, получение образования и т. д.). Третья ступень - потребность в принадлежности и любви. Человек изначально существо социальное. Поэтому потребность в социальных контактах может удовлетворяться в процессе образования семьи или поиске друзей, знакомых. Далее идет потребность в утверждении и самоутверждении. Занять определенный общественный статус или понять, кто ты есть, познать границы своих возможностей - основные задачи данного потребностного уровня. Венцом пирамиды является потребность в самоактуализации, в раскрытии своих талантов, своей индивидуальности, неповторимости. Переход с одного уровня потребностей на другой осуществляется путем их удовлетворения. Ценность предметов, явлений находится в зависимости от того, могут ли они служить средством удовлетворения потребности, которая в определенный момент времени является актуальной. Например, если человек испытывает голод, он в меньшей степени будет задумываться о самоактуализации.
Третья позиция относительно иерархии ценности обоснована в рамках социологических учений. Мораль - это продукт общественного взаимодействия, поэтому наибольшую ценность имеют те явления, которые полезны для целого общества, а не для отдельного человека. Индивидуальные ценности отходят на задний план, уступая место общественным.
Таким образом, иерархичность ценностей может быть обусловлена разными причинами. Механизмами, создающими «лестницу ценностей», служат, с одной стороны, общественные институты, с другой - внутренний мир человека.
Считается, что вещи и явления окружающего нас мира изначально не обладают определенной ценностью. Ценностный смысл им придает человек. При этом, как ни парадоксально, степень ценности чего-либо человек чаще всего осознает в результате утраты. Поэтому вполне обоснованным является выражение «что имеем - не храним, потерявши - плачем».
Более конструктивный способ познания ценностей предложен психологами, которые считают, что степень ценности каких-либо явлений нашей жизни находится в прямо пропорциональной зависимости от длительности времени, затраченного на определенные действия. Так, например, приводятся интересные рассуждения по поводу достаточно часто употребляемой фразы «У меня не хватило на это времени». Время всегда одинаково, в каждых сутках 24 часа, не больше и не меньше. Просто человек потратил время на что-то другое, явившееся
в данной ситуации по субъективным или объективным причинам более важным и значимым. Оценка своей жизнедеятельности с позиции временных затрат позволяет получить ответ на некоторые частные проблемы и в определенной мере создать картину относительной иерархии ценностей.
Идеал - образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений. В отношении природы идеала теоретиками морально-этических знаний высказано два мнения. В соответствии с первым идеал трансцендентален, он существует по ту сторону реальности, в связи с чем процесс совершенства в окружающем нас мире может быть бесконечным. Согласно второй позиции идеал вырабатывается в процессе поиска оптимального решения, поэтому идеал может меняться в зависимости от ситуации и обстоятельств. Однако в данном случае идеал теряет свою универсальность.
Совесть и стыд. Совесть - это один из внутренних регуляторов человеческого поведения. К разряду данных личностных образований относят и стыд. Переживания стыда и «угрызений» совести в определенной степени сходны по душевным ощущениям. Однако отличие данных переживаний заключается в том, что стыд ориентирован на общественное мнение, а совесть независима от него. Логика человека, испытывающего стыд, такова: «Мне стыдно, потому что окружающие знают о моем проступке». Переживание мук совести - это переживания о собственном несовершенстве, осознание порочности своего поведения независимо от того, узнали ли окружающие о совершенном деянии.
Согласно религии совестью человека наделил Бог, совесть -это «глас Божий, направляющий на путь истинный».С древних времен совесть понималась как божественное вмешательство. Мысли, возникающие при «угрызении совести», иногда могут восприниматься как голос постороннего. Об этом очень частоупоминается в трудах пророков и религиозных мыслителей. Однако официальная позиция современной психиатрии говорит о том, что если человек слышит посторонние голоса, то это является признаком психических расстройств, а не проявлением совести. На данное утверждение искренне верующие люди отвечают риторическим вопросом: «Почему, когда человек разговаривает с Богом, - это называется молитвой, а когда Бог - с человеком, это называется шизофренией?».
Иную позицию относительно совести занимают психологи. Совесть формируется в человеке в раннем детстве в процессе воспитания (до пяти лет, по мнению 3. Фрейда). Совесть - это интероризированное (т. е. перенесенное во внутренний план личности) мнение значимых людей. Другими словами, под воздействием семейного окружения в сознании ребенка формируется своеобразный конструкт должного поведения, поступков. Совесть, согласно психодинамической теории, является одной из подсистем суперэго, второй подсистемой является эго-идеал в процессе родительского одобрения. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка в случае «непослушного поведения».
Первоначально суперэго отражает только родительские ожидания в отношении представлений о хорошем и плохом поведении. По мере взросления социальный мир ребенка начинает расширяться и соответственно сфера суперэго увеличивается до пределов того поведения, которое считается приемлемым в новых контактных социальных группах. Суперэго является своего рода индивидуализированным отражением «коллективной совести» социума.
Добродетель и Порок. Аристотель, рассуждая о душе человека, выделил в ней два начала: разумное (человеческое) и неразумное (животное). Разумность человека определяется его добродетелями, которые формируются в процессе обучения (мудрость) и воспитания (смелость, благородство и т. д.). Добродетель, согласно Аристотелю, - это золотая середина между крайностями- чрезмерным проявлением индивидуальных особенностей человека в позитивную либо негативную стороны. Например, мудрость - это золотая середина между трусостью и отвагой. Под отвагой Аристотель понимал неоправданный безрассудный риск собственной жизнью.
Сложность применения аристотельского подхода при оценке добродетельности человека заключается в том, что трудно обозначить золотую середину. Дело в том, что каждый человек имеет свое представление о крайностях в поведении.
Владимир Соловьев описывал добродетельность человеческой души через понятия, характеризующие отношения человека, ~ это стыд, жалость и благоговение.
Стыд - это проявление отношения к низшему. Низшего человек должен стыдиться. Если в отношении низшего он не испытывает чувства стыда, следовательно, он не обладает должной добродетельностью.
Жалость - это отношение человека к равному, то есть к другому человеку. Пожалеть - значит понять как самого себя. Поэтому любовь, по мнению В ладимираСоловьева, есть высшее проявление жалости. Хотя некоторые люди склонны рассматривать жалость как негативное чувство, потому-то пожалеть, в их понимании, -значит подчеркнуть ущербность человека в чем-либо, продемонстрировать при этом свое превосходство. Это неверное понимание жалости, Если человек выражает сочувствие по отношению к другому и при этом думает «как хорошо, что это произошло не со мной», то это просто-напросто завуалированное лицемерие.
Благоговение - это отношение человека к Высшему, к Богу. Величайший политический деятель Бенжамин Франклин -реальное воплощение американской мечты (добиться всего своими силами) - разработал свое учение о человеческой нравственности. Он выделил три основные черты, определяющие нравственность человека: честность, обязательность, умеренность.
Подход Франклина прагматичен, это своего рода описание личности современного бизнесмена. Выраженность данных черт- гарант безупречной репутации в деловом мире. Франклин считал, что показателем нравственности человека служит кредит, предоставляемый банком. Добродетельность человека обеспечивается выраженностью таких личностных особенностей, как верность данному слову, целеустремленность, скромность, умеренность в еде и питье, немногословность, честность, выдержанность (умение не беспокоиться по пустякам), постоянное стремление к усовершенствованию себя и окружающей среды, приверженность к порядку. По сути, американский деятель дал описание портрета человека-предпринимателя.
Честь и Достоинство. Честь и достоинство отражают моральную ценность личности.
Честь реализуется во внешнем признании поступков человека, его заслуг и проявляется в почитании, авторитете, славе. Чувство чести связано со стремлением человека получить общественное признание. В деловом мире отражением чести человека могут служить различного плана звания и титулы. Профессиональная компетентность представляется как интегрированная личностная структура, реализующаяся в профессиональных знаниях, умениях и навыках.
Профессиональная честь - это признание со стороны делового окружения профессиональных качеств и личностных характеристик человека.
Достоинство - это внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения.
Правом на достоинство человек наделяется с рождения уже только потому, что он человек. А честь приобретается в течение жизни.
Профессиональное достоинство — это уверенность в правильности выполнения своих профессиональных функций. Профессиональная честь и достоинство имеют тесную связь. С одной стороны, чувство уверенности в себе как в профессионале формируется и подкрепляется под воздействием отзывов окружающих. С другой стороны, человек, уверенный в правильности своих профессиональных действий, чаще всего воспринимается людьми как специалист своего дела.
Нормы этики. Этика и этикет.
Слова «этика» и «этикет» воспринимаются как близкие по значению. И это естественно. К такому восприятию подталкивает не только сходство самих слов, но и теснейшая связь этих понятий. Однако на самом деле эти слова сблизились сравнительно
поздно. Слово «этикет» заимствовано из французского языка, а «этика» - из греческого («ethika», от «ethos» - привычка, нрав). Одно из значений слова «еtiguette» - «надпись». На основе этого развилось более узкое значение - «записка с обозначением последовательности протекания церемониальных действий» и далее - «церемониал».
Вообще говоря, дистанция между этикой и этикетом столь велика, что последний с большим правом можно было бы назвать «эстетикетом» - ведь в нем закрепляются в виде канона именно эстетические качества поведения, его стиль.
Однако в каждом конкретном случае такая связь отнюдь не обязательна. Наоборот, эстетическое поведение, которое соответствует всем нормам данного этикета, может заключать в себе безнравственный поступок (например, можно элегантно, в соответствии с правилами хорошего тона, оскорбить и унизить человека). Поэтому этикет есть выражение, воплощение противоречивой связи между этической и эстетической сторонами поведения.
В связи с этим этикетом можно называть всю систему устоявшихся отношений между людьми (в рамках конкретного народа, социальной группы, исторической общности).
Стремление вести себя прилично уходит в глубь тысячелетий. Ни одно общество не обходилось без правил и норм человеческого поведения и общения. Они существовали до появления письменности, встречаем мы их и в древнейших письменных документах.
Еще в период первобытного стада, когда человечество только начинало свою историю и делало первые шаги по отделению себя из животного мира, стали складываться некоторые стереотипы поведения (некоторые можно рассматривать как зачатки последующих нравственных отношений и этикетных форм). К числу первичных стереотипов поведения у неандертальцев относится: добросовестный труд, подчинение старшим, охрана детей, захоронение покойников. Зачатки нравственных отношений проявлялись в дружбе и взаимной привязанности индивидов стада. Почтительное отношение к старикам и захоронение покойников - первые признаки резкого отделения человека от мира животных, ибо животное царство не знает «погребального инстинкта», а обращение со стариками в первых человеческих стадах было немудреным - стариков просто съедали.
В дальнейшем первобытные стадные группы людей стали стихийно сливаться. Из них начали формироваться человеческие коллективы, состоявшие из кровных родственников и обладавшие сплоченностью, организованностью и социальной устойчивостью. Формирования эти получили названия родов. Их история составила историю родового строя человечества.
Быт и нравственная жизнь родового общества были строго регламентированы как положительными предписаниями, так и запретами. Каждый сочлен рода знал, как надо поступать в различных житейских ситуациях: старшим надо беспрекословно подчиняться, мать надо уважать, в бою с врагами рода и племени не трусить и жизни своей не щадить, в питании быть воздержанным и неприхотливым, на работе не лодырничать, лишения переносить стойко и без нытья и т. п. Вместе с тем в родовом обществе была выработана система запретов - табу (или табуляция). Например, защита трудовой деятельности, защита огня и жилища, сбережение орудий труда и оружия, защита слабых -женщин, детей и стариков, охрана важных лиц - возкдей и жрецов и т. д.
В эпоху феодализма под этикетом понимали свод правил, регулировавших поведение аристократии-ческой верхушки общества, включая самого монарха и членов его семьи. Жизнь короля, королевы и их наследников была подчинена жесткому регламенту, начиная от церемониала утреннего одевания и заканчивая процедурой отхода ко сну.
От венценосца требовалось умение повелевать. Он усваивал степенную походку, горделивую осанку, манеру разговаривать, демонстрировать свое превосходство над простыми смертными. Многочисленная свита была обязана выражать послушание, беспрекословную покорность его любому капризу. К представителям светской и духовной власти было принято обращение, всемерно их возвеличивающее: «Ваша светлость», «Ваше высочество» и т. д.
В арсенале придворных приветствий различали несколько поклонов: бытовой, двойной и тройной, которые выбирались в соответствии со знатностью персоны. Широкополую шляпу, которые носили молодые рыцари, полагалось снять жестом правой руки и, захватив кистью поле с левой стороны, так приподнять, чтобы не показать изнанку. Не менее сложно было и водрузить шляпу на место. Для этого она перемещалась на другую руку и только затем набрасывалась на голову.
Манеры знатной дамы отличались подчеркнутой величавостью и медлительностью. Вся ее фигура, голова., отягощенная пышной замысловатой прической, откидывалась назад. Совсем не просто было носить длинное платье. Здесь тоже действовали свои правила. Юбка поддерживалась одной или двумя руками. Она захватывалась пальцами правой кисти, если левую дама подавала кавалеру.
Здороваясь, дама приседала, т. к. поклониться она не могла из-за жесткого корсета.
Рафинированной утонченностью отличался этикет французского королевского двора XVIII в. Знатные дамы и кавалеры передвигались, переставляя ступни ног с сильно разведенными носками по одной прямой.
Прежде чем встать на всю ступню, нужно было коснуться пола мизинцем ноги. Женская походка по сравнению с мужской была более семенящей, с большим вывертом носка.
Мужчинам не полагалось сидеть с широко расставленными коленями.
Совершенно исключалась поза «нога на ногу». Дама, опускаясь на сиденье, приподнимала обеими руками с боков верхний обруч кринолина, чтобы ненароком не сесть на него.
Интересен был и придворный этикет Востока - Китая и Японии. От подданных императора и каждого, кто посещал его дворец, требовалось подчеркнутое раболепие. Приветствуя монарха, японские князья были обязаны падать ниц, ползти на коленях и, распластавшись, замирать перед возвышением, на котором он восседал, а по окончании аудиенции почтительно пятиться к двери.
В XVIII веке потерпела крах наша миссия в Китае в связи с тем, что русский посланник отказался преклонять перед императором колени таким образом, как это требовал этикет пекинского двора. А в 1804 году Адам Крузенштерн, доставивший с кораблями российское посольство в Нагасаки, описывал с возмущением поведение голландцев. При появлении высокопоставленного японца они сгибались в наклоне под прямым углом, вытянув руки по швам. После неудачной попытки заставить русских поклониться на тот же манер, японцы больше не беспокоили их на сей счет. И опять-таки нашим предкам пришлось удалиться ни с чем из-за нежелания соблюсти глупые, на их взгляд, правила этикета.
Историки утверждают, что родоначальником этикета была не Европа, а Восток, Традиционная приверженность китайцев, японцев к сложным церемониалам сохраняется и по сей день.
Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 1386;