Возникновение и развитие этикета в России
Слово этикет вошло в русскую лексику с XVIII в., то есть со времени утверждения абсолютной монархии. До того времени состоятельные горожане великой Руси жили по «Домострою» — своду избранных в XVI в. правил поведения горожанина, которыми он должен руководствоваться в отношении к светской власти и церкви, семье и слугам. «Домострой» охватывал все стороны жизни зажиточных городских семей.
Глава семьи, по «Домострою», был неограниченным владыкой домочадцев. «Домострой» помогал учить детей ремеслу и торговле, при неповиновении советовал «сокрушать ребра».
Таким образом, весь этикет домашней жизни сводился к повиновению домашнему деспоту, воля которого определяла конкретные правила поведения каждого домочадца, каждого, кто находился в зависимости от него. Неограниченная власть главы семьи прежде всего соответствовала духу феодальных отношений, когда князю, боярину приписывалась роль отца своих подданных. В связи с этим слово «домострой» стало нарицательным, означающим консервативный бытовой уклад жизни.
«Домострой» учит «не красть, не солгать, не оклеветать, не завидовать, не осуждать, не бражничать, не насмешничать, не помнить зла, не гневаться ни на кого. С большим быть послушным и покорным, со средним - любовным, к меньшим и убогим - приветливым и милостивым».
Весьма скромную роль этикет в допетровской России отводил женщине. До Петра I женщина показывалась между мужчинами редко и только на несколько минут. К концу обеда входила в комнату, где сидели за столом гости мужа, нарумяненная хозяйка, за нею - дочери. Осенив себя три раза крестом перед стоящею в углу иконою и поклонившись гостям, она, не говоря ни слова, подносила каждому по четыре кубка: с водкой, вином, пивом и медом. Каждый гость должен был осушить кубок за здоровье красавиц, и в благодарность получить от них поцелуй в щеку. Этим и ограничивалось участие женщин в обществе, пока указы Петра не дали им прав, равных с правами мужчин.
В бурную эпоху Петра I, подготовленную всем ходом исторического развития страны, жизненный уклад русских людей резко изменился. Поставив одной из своих задач европеизировать жизнь русского общества, Петр I стал с невиданным доселе размахом вводить различные новшества в поведенческую жизнь и быт, прежде всего в среду помещиков.
В его указах детально расписывался образ жизни дворян и их семей. Если предписания нарушались, то виновников могли «бить изрядно кнутом». Многие бояре противились новой моде, не хотели носить парики, бриться, ходить, как они выражались с «босыми лицами». Для непокорных царь ввел налог на бороды. Первое печатное пособие по этикету в России появилось в 1717 году при Петре I и называлось «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Там были, к примеру, такие наставления: «Над ествою не чавкай как свинья и головы не чеши, не проглотя куска не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже». «Не жри как свинья и не дуй в ушное (суп), чтоб везде брызгало, не сопи, когда ешь». «Ногами везде не мотай, когда тебе пить, не утирай губ рукой, но полотенцем... Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою». «Около своей тарелки не делай забор из костей, корок, хлеба и прочего».
В то же время авторы «Юности честное зерцало...» учили молодых хозяев высокомерному, презрительному обращению со слугами. К ним рекомендовалось относиться с надменностью, предписывалось разговаривать между собой не на родном языке, а на иностранном, чтобы не было понятно содержание господских бесед.
В послепетровское время в основе общения русской дворянской верхушки лежал французский этикет. Великосветские щеголи и щеголихи слепо подражали парижской моде. Разговаривали на французском языке. Превыше всего ценилось умение модно одеваться, кланяться, манерно улыбаться.
Светские правила приличия регулировали чисто внешнее общение. Они выполняли роль удобной маски, за которой пряталась взаимная ненависть, зависть, коварство.
В кадетских и пажеских корпусах, институтах благородных девиц львиная часть времени тратилась на этическую муштру. На балах и приемах юные аристократы оттачивали свои манеры. Карьера многих их них зависела от того, как они овладеют искусством светского обхождения.
За многие века каждый народ вносил в развитие этикета свою специфику, свой национальный колорит. Большинство обычаев так и осталось лишь национальным достоянием. Но некоторые были приняты и другими народами.
Так, древнеримский поэт Овидий в сочинении «Арсаманди» советовал влюбленным юношам, помочив кончики пальцев в бокале красного вина, начертать на скатерти слова любви. Хотя пальцы в вине нынче стараются не мочить, красное вино вошло в употребление как символ любви.
Из Скандинавии пришел принятый ныне во всем мире обычай, в соответствии с которым самое почетное место за столом предоставляют гостю.
Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 3723;