Мораль - центральное понятие этики
Этика даёт описание морали, объясняет мораль и учит морали.
Существование морали характеризуется рядом специфических особенностей, знание которых позволяет понять сущность данного феномена.
Мораль - сугубо человеческая форма бытия. Мораль свойственна человеческому обществу. Существование морали в мире животных оспаривается инстинктивностью поведения. Мораль - одна из особенностей сознания человека, обеспечивающая его отличие от «братьев меньших».
Мораль — это действенное сознание. Моральность человека проявляется во взаимодействии с другими людьми. Например, мы можем дать оценку физического развития по визуальным признакам телосложения: рельефность мышечной массы, крепость конституции и т. д. Судить о нравственности человека можно, лишь наблюдая за его поступками, за характером установления связей с другими людьми.
Мораль существует в форме долженствования. Одним из условий усвоения и реализации моральных доктрин является восприятие их как должных, необходимых, не требующих обоснованных доказательств.
Описание морали возможно лишь через отрицательные требования. Так как мораль претендует на абсолютность, на некий идеал, описать который при помощи позитивных утверждений пока невозможно, мы лишь можем говорить, что не является моралью.
Присутствующая в человеческом обществе мораль выполняет ряд важных функций.
Регулятивная функция. Нравственное регулирование взаимоотношений есть непрерывный процесс приведения реального поведения личности и коллективов в соответствие с действующими
в обществе моральными нормами. Инструментами регулирования нравственных отношений являются морально-этические принципы, нормы, общественное мнение, моральный авторитет, традиции, обычаи, заповеди, а также нормы-образцы (этикетные правила).
Оценочная (аксиологическая) функция. Предметом оценки через призму «морально-аморально» являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения и личностные качества.
Ориентирующая функция направлена на выработку системы приоритетов, предпочтение одних моральных ценностей другим. Данная функция морали является «компасом», помогающим выявить наиболее нравственные оценки и линии поведения.
Познавательная (информационная) функция. Этические знания, принципы, нормы, кодексы, являющиеся источником информации об общественных нравственных ценностях, исходных пунктах морального выбора в сложной обстановке, в конкретных конфликтных ситуациях, помогают сформировать модель нравственного поведения.
Воспитательная функция приводит в определенную воспитательную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.
Коммуникативная функция обеспечивает взаимопонимание в процессе общения людей на базе выработки общих моральных ценностей, а отсюда - служебное взаимодействие, «чувство локтя», поддержка и взаимовыручка.
Основу структуры морали составляет нравственное сознание и нравственный опыт. Нравственное сознание бывает индивидуальным (свойственно определенному человеку) и общественным (присуще группе людей, обществу). Содержание индивидуального нравственного сознания определяется тремя компонентами; разумом, чувствами и волей. Разум вырабатывает
тактику нравственного поведения. Чувства позволяют ощутить всю тонкость ситуации. Совершая нравственные поступки, человек не всегда может логично объяснить мотивы своего поведения, в этом случае говорят: «Я действовал по зову своего сердца». Проявление нравственности требует от человека усилий и самопожертвования. Следование нравственным канонам -задача не из легких. Воля - то качество, которое помогает человеку преодолевать трудности.
Общественное нравственное сознание делится на бытовое и универсальное. Бытовое нравственное сознание обусловливает поведение человека, общества в повседневной, обыденной жизни. Универсальное нравственное сознание направлено на разрешение глобальных этических проблем (проблема смысла жизни человека, проблема эвтаназии, клонирования, смертной казни и т. д.).
Нравственный опыт - это один из видов человеческих взаимоотношений, специфичностью которых прежде всего является то, что они не существуют обособленно, они как бы пронизывают все виды человеческого взаимодействия: делового, дружеского, семейного. Выражение «давай завяжем нравственные отношения» является абсурдным. Зато с позиций нравственности может быть оценена моральность формальных и неформальных отношений.
Формирование нравственного опыта - это долгий и нелегкий путь, высокий уровень нравственности формируется не спонтанно, он требует усилий и размышлений.
Существует несколько позиций относительно происхождения морали.
Первая концепция природы морали - религиозная, согласно которой мораль дается человеку от Бога. Поэтому первоначальным и высшим основанием морали религия считает Божественный закон. Божественные законы носят непреходящий характер, и поэтому нравственная сущность человека
неизменна: Добро есть Добро, Зло есть Зло. Религиозная концепция морали авторитарна: моральные требования даны человеку свыше Богом и сформулированы в десяти библейских заповедях.
Вторая концепция - натуралистическая, утверждающая, что мораль присуща человеку изначально и заложена в нем самой природой. В рамках этой концепции существует ряд направлений, среди которых выделяется, прежде всего, социал-дарвинизм. Сторонники этого течения считают, что действующие в мире животных законы борьбы за существование с той же силой и последовательностью действуют в человеческом обществе. Человек есть, прежде всего, существо биологическое, и его бытие определяется законами живой природы, следовательно, происхождение нравственности следует искать в причинах борьбы за существование и выживание.
Ч. Дарвин считал, что животным присущи все нравственные понятия, бытующие в человеческом обществе, и что собака, например, способна переживать нечто, похожее на чувство долга, вины или угрызение совести. Однако, по мнению современных ученых, «нравственность» поведения животных основывается исключительно на инстинктах. У животных нет осознанного выбора, их действия запрограммированы природой. В ситуации угрозы потомству самка всегда защитит детеныша, муравьи проявляют слаженность в совместной деятельности, в противном случае они не смогут построить муравейник, пчелы указывают своим соплеменникам кратчайший путь до богатых нектарных мест, в противном случае они не соберут нужного объема зимних запасов. Человек же достаточно часто сталкивается с ситуацией выбора, в его сознании нет врожденного «алгоритма» поведения, поэтому правильность поступков определяется степенью ориентации на моральные ценности. К тому же иногда поступки человека противоречат правилу, сформулированному одним из основоположников социал-дарвинизма, Г. Спенсеру, «выживает сильнейший». В связи с чем вряд ли можно полностью биологизировать нравственную сущность человека.
Третья - социологизаторская концепция - связывает возникновение морали исключительно с развитием общества. С этих позиций тайна нравственности заключена не в человеческом существе, а уходит своими истоками в социально-исторические условия и потребности общества. Нравственность организует поведение человека и его взаимоотношения с другими людьми наиболее «выгодным», наиболее «удобным» для общества образом, обеспечивая тем самым его оптимальное существование. На позициях социально-исторического детерминизма основывалась марксистско-ленинская этика, объяснявшая возникновение и развитие морали материально-экономическими причинами и социально-политическими потребностями общества. Такая позиция исключала индивидуальность человеческих интересов. Если поступок в большей степени был ориентирован на удовлетворение личностных потребностей, а не общественных, то он приравнивался к аморальному.
Более рациональным и современным, по мнению моралистов, представляется обобщающий интегративный подход, характеризующий культурологическую концепцию. Не отрицая ни биопсихической природы нравственности, ни роли религии в ее развитии, ни ее социальных оснований, предполагая изначальную включенность морали в исторический процесс, эта концепция связывает ее происхождение и развитие с конкретными социокультурными условиями эволюции.
Итак, специфичностью функционирования морали в обществе является, прежде, всего то, что мораль есть сугубо человеческое бытие, ее содержание проявляется в действенном сознании (в поступках человека), она существует в форме долженствования.
Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 2187;