Основными направлениями научных исследований этики являются: история этики и морали, теория морали, нормативная этика, прикладная этика.
Основные этические принципы.
Принципы этики формируются в понятиях морального блага (как блага абсолютного) и моральной ценности.
Представления об абсолютном (моральном) благе могут быть различными в различных этических системах.
Этическая система представляет собой явно выраженную и мотивированную доктрину о природе морального выбора и критериях морального блага, а также его отношения к практике человеческого поведения.
Моральные ценности являются добром и для субъекта, совершающего выбор, и для окружения, на которое этот выбор влияет. Таким образом, выбор того, что является безусловным благом для других, есть тем самым выбор моральной ценности. С этой точки зрения натуральное благо «конвертируется» в моральную ценность, если в результате акта выбора субъект способствует получению этого блага другими.
1. Принцип нередуцируемостиморального блага: это благо нельзя ни определить через иные сущности, ни свести к достижению иных (внеморальных) благ.
В частности, это значит, что моральное благо не может состоять в получении натурального блага. Редукция морального блага к частной ценности опасна тем, что субъект морали может стремлением к этой ценности оправдывать нарушение моральных запретов, поскольку отказываться от морального блага есть безусловное зло. Частичная моральная ценность в случае такой редукции (то есть когда ее принимают за моральное благо) оказывается соблазном.
2. Принцип негативности: моральное благо состоит в том, чтобы не совершать зла.
В морали есть не только запреты, но и позитивные моральные ценности (милостыня, помощь больным или находящимся в опасности, самопожертвование и т. д.), но эти ценности не могут безусловно квалифицироваться как моральное (то есть абсолютное) благо, ибо теряют свою моральную ценность в том случае, когда требуют применения дурных средств (нарушение моральных запретов). Если нужно ограбить одного, чтобы накормить другого, то такую ситуацию нельзя рассматривать как обретение морального блага. Точно также не приносит морального блага убийство насильника или садиста даже ради защиты невинной жертвы, хотя такой поступок может быть морально оправдан.
3. Принцип возрастания субъекта морали: моральное благо нельзя обрести сразу на всю жизнь в результате одного поступка. Стремление к моральному благу - это путь духовного возрастания.
Этому принципу, казалось бы, противоречит следующий за ним.
4. Принцип поступка, совершаемого «здесь и сейчас»: моральное благо обретается или утрачивается в поступке, на который человек решается в конкретной ситуации морального выбора, ставящего перед ним суровую альтернативу между добром и злом.
Этим моральное благо похоже на счастье, которое человек ощущает в какие-то конкретные моменты жизни, но, как учили еще эллинские мудрецы, никого нельзя назвать счастливым, пока он не прожил свою жизнь до конца.
Возможно, счастье - это собирание по крохам счастливых мгновений, которыми пропитывается жизнь.
Каждый раз идет речь о выборе между моральным благом и отказом от него (то есть злом), а не о выборе плана, предусматривающего те или иные средства для достижения цели.
5. Принцип диктата совести: моральное поведение требует внимательно следовать предупреждениям совести о возникающих соблазнах и учитывать уроки, которые несут угрызения совести.
6. Принцип осторожности: не делать ничего такого, в чем можно предвидеть нарушение моральных запретов. Этот принцип отрицает принцип пробабилизма (действие разрешается, если оно имеет шансы оказаться морально допустимым).
7. Принцип рефлексивности морали: моральные суждения субъекта должны относиться только к собственным помыслам независимо от морального качества поведения окружающих людей.
Фактически моральные ценности и образцы моральных суждений человек черпает в своем культурном окружении. Поэтому дурное окружение несет в себе моральную опасность, формируя моральное сознание субъекта, еще не достигшего необходимой автономии - способности идти против естественного потока событий, не давать себе распуститься и следовать естественным влечениям.
8. Принцип взаимопонимания: отношения с людьми следует строить прежде всего на признании их человеческого достоинства, которое влечет необходимость достичь взаимопонимания.
Для этого нужно самому стремиться понять другого, даже в условиях резкой неприязни к нему. Никому не дано права выносить моральный вердикт в отношении других, никому не дано морального права не замечать «неудобных» для себя людей.
9. Принцип конвертирования утилитарных ценностей: достижение утилитарного блага не для себя, но для другого имеет моральную ценность.
Сделать полезное и приятное для самого себя - это не моральный (в лучшем случае, допустимый поступок). Но сделать то же самое для другого - значит внести в это действие моральное содержание.
10. Принцип дурного прецедента: нарушение морали не только есть зло само по себе, но и дурно как создание прецедента, показывающего возможность нарушения.
Разрушение системы моральных ориентиров является более опасным, чем любое конкретное моральное зло.
11. Принцип единственности морального блага.
Он необходим, чтобы избежать конфликта цели и средств.
Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 1152;