Нормы и принципы профессиональной этики в психолого-педагогической деятельности
Понятие об этике. Этика как наука.
Этика -учение о морали, нравственности, нормах и требованиях, об упорядочении отношений людей друг к другу.
Этика помогает ответить на вопрос, что должно совершать, а от чего нужно отказаться. Этика отражает качественные стороны нравственности, выделяя в человеческой деятельности собственно нравственный аспект. А нравственность выступает ценностным выражением действий людей по отношению друг к другу.
Истоки этических знаний уходят вглубь веков. Первоначально этические изыскания присутствовали в философских рассуждениях древних мыслителей. Уже тогда люди задавались вопросами, которые и по сей день остаются загадкой для человека: «Что есть благо?», «Что есть Добро и Зло?», «В чем Смысл жизни человека?»
Впервые термин «этика» был употреблен Аристотелем для обозначения области знаний о добродетелях человеческой души. Этимология этого понятия связана с древнегреческим словом «этос», что в переводе означает нрав, обычай, привычка, характер, гнездо, совместное жилище, то есть понятие, символизирующее нечто устойчивое, мало изменяемое, постоянное. Со временем этика оформилась в раздел философии, а именно - философию морали.
«Мораль» и «этика» первоначально трактовались как слова синонимы. Понятие «мораль» происходит от латинского тогез -«нравы», впервые оно было употреблено Цицероном при переводе трудов Аристотеля. В современности этика определяется как наука, предметом изучения которой является мораль, а центральной проблемой Добро и Зло.
Относительно определения морали существуют различные мнения. Одни теоретики рассматривают данный феномен с позиции объективности, другие считают, что мораль субъективна. Согласно первой точки зрения, мораль - это некая универсальность, совершенство, понятие, находящееся в ряду «абсолютных» понятий, таких как «абсолютная истина». Поэтому дать конкретное определение, что есть мораль - сложно. Раскрыть содержание данного понятия можно лишь через отрицательные высказывания, через описание феноменов, не являющихся моральными. Например, заповеди Иисуса Христа сформулированы в форме запретов. Человек, соблюдающий данные табу, живет в согласии с моралью, он обладает нравственностью.
Оппоненты данной точки зрения рассматривают мораль с позиций относительности. То есть каждое общество формулирует свои каноны поведения, отражающиеся в этических доктринах. В этом случае затруднений с определением содержания морали не возникает. Мораль - общепринятые ценности и нормы поведения человека в социуме. Моральность индивидуума определяется степенью соответствия его поступков ожиданиям общества.
Однако при таком подходе теряется эталон человеческой сущности, объективная ценностная основа человеческой деятельности. Что же такое мораль? Существует ли она изначально как некая абсолютная субстанция, либо ее формирует само человечество? Анализируя историю развития человечества, можно отметить, что каждой эпохе существования были свойственны свои стандарты морали.
Например, первые моральные требования, существовавшие в виде табу, не были присущи первобытному обществу изначально. Их соблюдение чаще всего обусловливалось необходимостью сохранения и выживания рода. Так, если на первых порах половые связи и деторождение не регламентировались, то позднее появляется запрет на кровнородственные браки, ведушие к рождению нежизнеспоспособного потомства. Табу на людоедство накладывается лишь с развитием земледельческо-скотоводческой культуры, когда появляются гарантированные источники другой пищи. Однако в родовом обществе получил свое начало обычай кровной мести, а вместе с ним и жестокость, фанатизм, предательство. Лишь постепенно исчезал дикий обычай съедать побежденного врага - людоедство сохранялось длительное время.
В античную эпоху на смену единой для всех морали первобытного общества приходит мораль, разделяющая людей на свободных граждан и рабов. Мораль являлась достоянием свободных людей, а рабы, по существу, стояли вне морали: по отношению к ним не действовали требования справедливости, уважения, жалости. Моральные ценности данной эпохи характеризуются довольно большим разнообразием. С одной стороны - свобода нравов, культ наслаждения, вседозволенность в любви, с другой - уважение к мудрости, поиски смысла жизни, тяга к красоте. Наряду с такими прекрасными качествами, как мужество, стремление к подвигу и отвага, имели место популяризация гладиаторских боев, в которых толпа решала судьбу побежденного участника, или избавление от неполноценных младенцев в Спарте.
Мораль средневековья не была единой. В ней сосуществовали религиозные и светские нравственные нормы и принципы, официально провозглашаемые и реально действующие отношения, мораль сеньоров и вассалов, рыцарей и придворной знати.
Главным принципом эпохи Возрождения был провозглашен принцип гуманизма, который проявился прежде всего в ориентации на самоценность и свободу человеческой личности. В данный исторический период наблюдается кардинальное изменение ряда нравственных ценностей: место религиозного аскетизма занимает жизнелюбие, на смену ханжеской строгости приходит откровенная свобода нравов, самоотречение отступает перед интересом к человеческой индивидуальности.
В Новое время молодой предпринимательский класс буржуазии способствовал появлению таких положительных нравственных ориентиров, как труд (в качестве средства создания богатства), бережливость, скромность, воздержание (как способ его сохранения и увеличения), честность (как основа деловых отношений). Нравственный идеал воплощается в образе энергичного предприимчивого человека, собственными силами добивающегося богатства и положения в обществе. Критерием моральности становится успех, а главным жизненным правилом - принцип прагматизма.
Определенное влияние на моральный облик общества оказали рационалистические идеи Просвещения, согласно которым в нравственном поиске человек должен полагаться и ориентироваться только на собственный разум, а не на авторитет или общепринятые догмы. В результате нравственные ценностии суждения становились делом культуры, вкуса и предпочтения, итогом субъективной оценки.
В нравственном развитии человечества на современном этапе, по мнению Т. В. Мишаткиной, Ю. А. Шрейдер, ярко обозначается ряд тенденций.
Во-первых, это демократизация нравственных норм и отношений. Данная тенденция проявляется как в расширении поля действия моральных норм, приобщении к ним практически всех людей цивилизованного мира, так и в том равенстве нравственных требований, которые предъявляются сегодня в демократичных обществах ко всем независимо от статуса.
Во-вторых, это возрастание плюрализма в морали. Несмотря на то, что нравственные нормы выступают в форме долженствования, наблюдается постоянно расширяющаяся возможность проявления терпимости к нравственным нормам иных культур человеческих сообществ.
В-третьих, происходит персонификация морали, то есть каждый человек получает все большую возможность проявлять творчество в сфере морали, предъявляя обществу свою индивидуальность, быть самим собой, ориентироваться и полагаться на собственные ценности, если их реализация не наносит вреда окружающим.
В-четвертых, имеет место устойчивая тенденция к гуманизации нравственных отношений. Одним из показателей эволюционирования общества является проявление заботы в отношении своих членов, в частности к детям, лицам пожилого и престарелого возраста, инвалидам.
В-пятых, очевидной тенденцией развития морали становится экологизаг\ия человеческого сознания.
Таким образом, моральные принципы динамичны.
Чем же объясняется динамичность моральных принципов? Возможно, это проявление стремления, поиска пути, ведущего к незыблемым вечным канонам нравственности,
либо мораль - это нормы поведения, позволяющие адаптироваться к меняющейся окружающей действительности, способствующие удовлетворению потребностей, мотивов большинства. Например, когда сталкиваются различные культуры или культурные эпохи или когда новые поколения резко порывают с традиционными устоями, чтобы найти общий язык друг с другом, люди вынуждены заново отвечать на вопрос, что такое мораль, обосновывать ее необходимость и давать новое ее понимание.
Существует ли некий универсал морального знания, неоспоримый ориентир поступков людей изначально, или стандарты поведения вырабатываются в процессе общественного развития? К сожалению, человечеству еще предстоит решить дилемму относительности и абсолютности морали.
Этика, как и любая наука, занимает определенное место в системе гуманитарного знания и тесно связана с другими гуманитарными науками. Так, психология создает основу для этического осмысления механизмов поведения и регуляции личности, процессов формирования психической сферы; этнография позволяет выявить причины и период возникновения тех или иных норм морали, история дает объяснение их изменчивости и противоречивости. Особо тесную связь имеет этика с философией. Этика базируется на определенной философии, выражает ее основные идеи, является ее частью. И одновременно отличается от нее: если философия изучает предельно общие принципы отношений человека и мира, то этика - нравственные принципы отношений человека с миром и другими людьми. Причем в последнее время круг этических проблем стремительно расширяется: сегодня в него входят отношения человека и к природе, к духовным и материальным ценностям, к самому себе.
+ педагогика, культурология, эстетика
В зависимости от приверженности к той или иной этической школе, от видения задач, стоящих перед этикой как наукой и учебной дисциплиной, этика структурируется по-разному.
Руководствуясь основными принципами гуманистической этики и пониманием ее роли как «практической философии», Т. В. Мишаткина и Я, С. Яскевич выделили ряд основных блоков:
1) Метаэтика — изучение происхождения и значения этических категорий и понятий, решение проблемы существования общечеловеческой, универсальной и исторически неизменной этической системы.
2) история этики и морали, описывающая процесс развития этических учений, а также генезис и эволюцию морали с глубокой древности до наших дней; здесь можно выделить также дескриптивную этику, выявляющую социально-исторические типы морали (рыцарская мораль, буржуазная мораль и др.);
3) теория морали - учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях, объясняющее эволюцию и механизм действия морали;
3) нормативная этика — обоснование моральных принципов и норм, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности, бази руются на высших моральных ценностях и предписывают че ловеку с позиций долженствования определенные правила по ведения во взаимоотношениях и общении людей, помогая ему
выработать общую стратегию «правильной жизни»;
4) прикладная этика - совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их жизнедеятельности.
Прикладная этика, в свою очередь, включает в себя:
- экологическую этику, рассматривающую нормы поведения человека как части экосистемы по отношению к окружающей среде,
- этику гражданственности, разрабатывающую нормы поведения человека как гражданина по отношению к обществу;
- ситуативную этику, в которой разрабатываются практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности, как к публичным
(этика политических действий), так и к интимным (этика семейных отношений);
- профессиональную этику - систему моральных принципов, норм и правил поведения специалистов разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности и
конкретной ситуации;
- этику делового общения, выступающую как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей), так и в качестве элемента этики других профессий (педагога, юриста, инженера).
Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 2481;