Воспитание человека человеком

 

Рождается дитя. По сравнению со всеми другими известными нам существами человек появляется на свет в наибольшей степени свободным от инстинктов — этого «принудительного разума», как называл их И. Кант. Поведение новорожденного запрограммировано в недостаточной для его выживания степени. Условные рефлексы развиваются во взаимодействии с окружающей средой только при достаточном уходе. Человек рождается беспомощным и нуждается в воспитании, чтобы выжить.

Судьба человека тоже почти целиком зависит от воспитания. Оно спасительно, но в нем таятся и серьезные угрозы для настоящего и будущего ребенка. Опасности сопровождают любую деятельность, всегда и во всем. Поэтому их необходимо замечать, понимать их природу, предвидеть и находить противоядие. Их приходится предупреждать. Вряд ли мы найдем хоть что-нибудь на свете, чего нельзя использовать во зло, — кухонный нож... воспитание... школу...

Беспомощность новорожденного символизирует беззащитность ребенка перед дурными влияниями среды. Воспитание способно ухудшить физическое и психическое здоровье детей, глушить способности, укоренять чувство неполноценности. Оно может внедрить в душу потребительство, растлить насилием и ханжеством, развратить чувство и воображение.

Воспитание, руководство, обучение, наставление — все это обозначалось в древней Греции одним словом «агоге» — ведение, вождение, управление. Отсюда — «агогика», т.е. искусство вождения, руководства, воспитания, образования. В сочетании с другими словами: «педагогика» — искусство воспитания детей, «андрагогика» — искусство воспитания взрослых, «геронтагогика» — искусство обучения старых.

Русское слово «воспитание» имеет другую внутреннюю форму. Воспитать значит вырастить, взрастить, довести до ума. Питать физически, осуществлять уход, и питать духовно, образовывать, до тех пор, пока питомец, или воспитанник не научится питаться самостоятельно.

Педагогика — знание о способах и питания, и вождения, вспомоществования первоначальному становлению человека как личности. Система этих способов, практическая педагогика, есть «повивальная бабка» личности, если использовать метафору Сократа. Личности как единства физического и духовного начал, равно нуждающихся в питании и руководстве. Без «вскармливания» человеку в принципе невозможно дорасти до современности, ибо «наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни» (А.С. Пушкин).

Душа пробуждается к жизни и поддерживает ее в себе благодаря особому питанию: информацией, знанием, пониманием и мудростью. Знание отличается от информации преимущественно своим системным, организованным характером. Оно включает в себя понимание причин, природы, сущности событий, явлений и процессов объективной действительности. Понимание есть усвоение великих, фундаментальных и всеопределяющих, всёпорождающих идей. Мудрость как высшее благо и предельно достижимая степень развития человеческого духа приобретается благодаря труду души, сплавляющему в одном тигле информацию, знание и понимание с опытом.

Питание души невозможно без вскармливания ее другими, более опытными, информированными и мудрыми людьми. Это вскармливание осуществляется благодаря общению, устному или письменному, посредством общего для воспитуемого и воспитателя языка.

Сообразное природе человека воспитание опирается на доверие и заботу. Наказания укореняют в людях изворотливость и бесстыдство. В воспитании запрещено внушение, индоктринация, прозелитизм. Разрешено увлечение, истолкование, приглашение. В личности надобно взращивать чувство собственного достоинства, а для этого, в частности, нельзя ни при каких обстоятельствах унижать достоинство ребенка. Разрешена тренировка в решении типовых и нетиповых задач, развитие рефлексии. Воспитание свободного человека предполагает величайшее уважение к правам человека любого возраста. Воспитание обязано освободиться от малейшего призвука угнетения, эксплуатации и тиранства.

Воспитание чувств. Природосообразному воспитанию приходится исходить из чувств воспитуемых. Переживания оппозиций бытия играют определяющую роль во внутренней жизни. Жизнь человека — от колыбели до могилы — не только сопровождается волнениями, а в огромной мере состоит из них. Экзистенция, человеческое существование, есть переживаемое бытие личности.

«С самого детства надо вести к тому, чтобы наслаждение и страдание доставляло то, что следует; именно в этом состоит правильное воспитание« (Платон в пересказе Аристотеля). Правильное воспитание ведет новое поколение к верным чувствам, а от них — к уму, достоинству, нравственности, здоровью, мировоззрению, профессии и силе преодолевать вредные влияния.

В природу человека заложены далеко не только созидательные, благотворные, полезные для него и культуры начала. В ее толще мы обнаруживаем и грозные, и позорные пласты. Предупреждение об опасностях жизни, иллюзий, заблуждений и так далее составляет одну из наиболее ценных составных частей обучения и воспитания.

Профилактика и коррекция разрушительного поведения в принципе недостижима вне и помимо человековедения. Педагогическая антропология вскрывает механизмы становления преступников. В их основе лежит тысячелетняя практика эксплуатации низменных побуждений, коренящихся в человеческой природе. Люди, злоумышляющие против отдельной личности, групп людей, а то и против всего человечества, суть продукты не только обстоятельств социального бытия, но и особого типа воспитания и обучения, увы, широко распространенного.

Сущность преступления — насильственное отнятие тех или иных благ у других людей, жизнь за счет других, игнорирование прав и свобод людей для достижения своекорыстных целей. Чтобы оправдать перед собой свое стяжательство, преступник вынужден поддерживать в себе презрение к людям и ненависть к обществу. Он должен обвинять людей и общество во враждебности к себе. Для внушения презрения к людям нередко достаточно сызмальства подчеркивать все отрицательное в людях, высмеивать их, подозревать низменность мотивов любых добрых поступков.

Вот почему никогда не удастся воспитать убийцу, если поощрять в человеке способность горячо радоваться за другого и любить его достоинства и таланты, успехи и удачи. А не завидовать им. Большинство преступлений замешано на зависти. Негодяй должен завидовать всему — уму, красоте, дарованиям, благосостоянию, жизни и смерти всех других людей. Вот почему столь важно дать каждому ученику и воспитаннику позитивный, счастливый опыт социального взаимодействия.

Существенно не допускать умствований, самоуверенности в области мысли. Все самые чудовищные преступники в истории человечества неколебимо убеждены в своей правоте. Самомнение социально опасно. Опасно поощрять в учениках, как того требовал, например, Адольф Гитлер, склонность легко и быстро, не раздумывая и не перепроверяя себя, отвечать на любые, самые сложные вопросы.

Воздержание от суждения — прекрасное противоядие от скороспелых решений, от повышенного риска ошибок, от умничанья. Легковерие прежде всего проявляется в вере в самого себя.

Можно упорно, много, долго и добросовестно учиться, становясь при этом все тупее, дичая на глазах и бесконечно удаляясь от истины. Воспитание и образование бывают опасными для личности и общества, для жизни на Земле.

В душе большинства преступников живет ощущение превосходства над окружающими. Здесь печально большую роль играет комплекс вундеркиндства, несостоявшейся гениальности. Или уверенность в сверхценности своей этнической или социальной принадлежности. Вредное, дурное, опасное воспитание поддерживает в ребенке самохвальство, чувство своей исключительности.

Однако преступить то, что другим запрещено или другие не могут, позволительно тому, кто вырос не только в ощущении, что он лучше всех, но и в сознании, что он хуже всех. «Другим нет надобности преступать, им и так хорошо», — думает такой человек. Поэтому опасен и устоявшийся комплекс неполноценности.

Колоссальна роль лжи, любых видов обмана детей взрослыми и взрослых другими взрослыми. Ибо злоумышляющий человек уверен, что миром правит хитрость — насилие хитростью. Жизнь людей, ведущих войну с обществом, сызмальства должна пронизывать торжествующая ложь. Будущий преступник с младых ногтей ждет обмана от всех окружающих, боится людей.

Чтобы воспитать потенциального убийцу, нужно, кроме того, сформировать в ребенке жалость к. себе. Томную, жгучую, неизбывную жалость к себе, к несправедливостям своей судьбы, к своим трудностям и проблемам, к себе страдающему. Это самосострадание — питательный бульон для служения себе любой ценой, за чей бы то ни было счет.

Воспитание есть упражнение добродетелей и достоинств личности.

Смысл жизни всего человечества и каждого его представителя — саморазвитие высших достоинств, добродетелей и совершенств. В ходе образования человеку предстоит овладеть искусством счастья, облагороженного наслаждением прекрасным в жизни. Учение и научную деятельность, размышления над сложными проблемами, бескорыстное стремление к познанию желательно представить в ходе любого воспитания как трудную, очень нужную, возвышающую человека и уважаемую другими деятельность.

Чувственные ощущения, склонности и страсти проявляются в человеке в самой сильной степени. Там, где культура не привнесла в них известную тонкость, они разрушительны. И там исчезает всякая сила, и ничто доброе и ценное произойти не может. Жестокость страстей является следствием привычек, которые передаются в ходе воспитания, результатом незнания средств, помогающих сопротивляться их первичным движениям, обуздывать их, отвращать и направлять их действие.

Дурно воспитанный и недисциплинированный человек не видит пагубных следствий пороков. Гнев, злоба и необузданные страсти влекут самые тяжелые последствия: приобретение врагов, постоянную связь со страданием, возможность быть объектом презрения, потерю обеспеченности и сообщество с негодяями. Поддающийся страстям человек получает отвращение ко всякому делу, он упускает время и вследствие этого теряет выгоду, он нарушает закон, проявляет слабость, лишается здоровья и друзей.

Только хороший вкус привносит во все наши ощущения и склонности нечто уравновешенное, спокойное, направленное к одной точке. Там, где отсутствует вкус, чувственное влечение грубо и необузданно. Даже научные исследования, быть может, остроумные и глубокие, в этом случае не отличаются тонкостью, изяществом и плодотворностью в своих применениях. При отсутствии вкуса сокровища знания мертвы и бесплодны, а благородство и сила нравственной воли грубы и лишены живительного тепла.

Воспитание подчиняется жестким законам. Они проистекают из природы человека.

Закон единства, целостности, неразрывности воспитания отражает в себе системность личности. Невозможно человеку развиваться по частям. Просвещение рассудка не дает еще нравственности. «Способности души столь связаны между собой, что по проявлениям чувств можно очень часто судить о способностях ума» (И. Кант).

Речь идет об уравновешенном развитии эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности. Это — закон укрепления человека в лучшем и преодоления худшего в своей природе. Для включения личности в социально ценную активность и обеспечения эффективного самообразования.

Школа призвана способствовать овладению искусством справляться с жизнью, выдерживать ее противоречия, побеждать их напряженность и остроту, вносить в жизнь достойное, красивое и полезное.

Спасение человека и человечества от людской неуживчивости — в обучении искусству договорных отношений, сотрудничеству и независимости.

Школа обязана выработать привычку и склонность к осознанию своих собственных действий, к переводу постепенно уточняющихся образов и представлений из подсознания в сознание и к формированию ясных, четких, адекватных понятий. Показатель образованности — способность к сознательному регулированию «потоком» ощущений, смутных представлений и неясных идей. Путь от смутных к ясным понятиям лежит через постижение принципов познания и способов познавательных действий.

Знания, умения и навыки являются важнейшими средствами достижения главной образовательной цели — полноценного личностного развития. Действительные знания составляются из того, чем человек умеет пользоваться, что он применяет к решению все новых по объему и классу сложности задач, как утверждал А.А. Ляпунов. Стало быть, понятие знания включает в свое содержание и умения, и навыки. Наиболее продуктивная потребность в знаниях проистекает из деятельности, из потребовавшихся в ходе деятельности способов ее осуществления.

Прочное знание и овладение той или иной наукой достигается только с приобретением способности охватить начала и основные законы этой науки, судить о ее задачах и уметь связать единичные явления с началами. Пока не 'Приобретена такая способность, не достигнуто и прочное знание в данной отрасли. Многие учащиеся не могут изложить и развить свою мысль. Больше, чем нужно, они заботятся о заучивании наизусть, но не в состоянии свободно пользоваться своими знаниями. Эти пробелы в их способностях проистекают только от способа, по которому их обучали, от недостатков этого обучения. Иначе трудно это объяснить, ведь память у них лучше, чем у кого бы то ни было, поскольку они особенно беспокоятся о заучивании наизусть, а их помыслы направлены на то, чтобы овладеть наукой.

Этот закон педагогики тесно связан с требованием соблюдать «золотую середину». Любая крайность, любое преувеличение какого бы то ни было качества или количества в отношениях между человеком воспитывающим и человеком воспитуемым опасны, или даже губительны. Это великий, непререкаемый, вечный, неизменный закон. Он действует во всех педагогических ситуациях, при решении любых педагогических проблем. «Золотая середина» есть закон законов: все остальные законы подчиняются ему и теряют силу, как только его нарушат. Уравновешения, гармонизации требует поощрение и упражнение интереса и усилия, воли и гибкости, принципиальности и снисходительности, послушания и самостоятельности.

Никакого положения педагогики нельзя абсолютизировать, кроме запрета абсолютизации. Так, забота о ребенке, бесспорно, обязательна, но, «излишне болезненно заботясь о детях, можно подорвать им нервы и надоесть, несмотря на взаимную любовь, а потому нужно страшное чувство меры» (Ф.М. Достоевский).

Соблюдение меры надобно и при ограничении свободы детей.

Законзолотой середины, в частности, значит: не ломай воли ребенка, иначе он станет рабом, бунтующим или не бунтующим, но рабом. Дай ему понимание наших мотивов и дай ему здоровый материал для тренировки воли. Материал посильных и понятых ему, принятых им трудностей, вытекающих из общей жизни семьи или замещающего её коллектива. Идеал — не послушание нашей воле, а послушание необходимости. Всегда послушный нам ребёнок — или забитый или притворяющийся. Правильно развивающийся человек должен понимать и принимать наши «требования», а чтобы понимать — обсуждать их.

Весьма значительно и оптимальное соотношение воспитывающего вмешательства в жизнь ребенка с его активностью. Этот закон требует соответствия воспитания стихийному становлению и развитию личности. Соблюдение этого закона обеспечивает принятие воспитания воспитуемыми. Назовем егозаконом золотого совпадения.

В чем его суть? Воспитание невозможно без вмешательства в жизнедеятельность воспитанников в форме ее организации. Но принудительное управление развитием ребенка без включенности в него самоуправления воспитуемых или бесполезно или вредно. Благотворно движение всех участников воспитательного процесса к совместно принятым, разделенным, целям.

Орудий такого законосообразного воспитания немало. Это и договоренность, и разъяснение, и подсказка (ориентировочная основа действия, по П.Я. Гальперину). Полезны бодрость и спокойствие, иносказания (басня, намек, пример, драматизация), поощрение усилий, педагогический оптимизм. Их антонимы: страх, наказание, ирония, высмеивание, обман, подкуп, сговор, внушение, индоктринация.

В любом воспитании присутствует самовоспитание. Без принятия учащимся активного участия в воспитательном процессе научить его ничему невозможно. Педагог помогает питомцам присвоить культуру, но он не в состоянии делать этого за них, вместо них. Растущий человек задыхается и хиреет, когда ему не дают простора для саморазвития, самосовершенствования.

Очень полезна объективная обратная связь — зеркально четкая информация о промежуточных и конечных результатах действия, его успешности. Педагогика рекомендует также совместно-разделенное действие (по А.И. Мещерякову). Его суть в том, чтобы трудные для ребенка действия он выполнял сначала совместно со взрослым. Постепенно помощь со стороны воспитателя уменьшается и, наконец, прекращается, когда воспитанники успешно обходится без нее.

Следующим мы назовем закон воспитания трудностями, через трудности, благодаря трудностям. Речь здесь идет об увлечении воспитуемых системой посильных и нарастающих трудностей в усвоении культуры и привязки ее содержания к их наличным интересам и знаниям об окружающем мире. Назовем его законом оптимального закаливания.

Воспитать — значит обеспечить опытом преодоления посильных и все увеличивающихся трудностей. В их число входят: ограничение времени на выполнение работ, требование все более строгой последовательности в ее выполнении, повышение ответственности за сбои. Полезно также постепенно увеличивать число условий в задаче. Необходимы строгие доказательства правильности решений и действий.

Не делать трудное легким, сложное простым, а вести от менее трудного к более трудному. Рост трудностей, если он не чрезмерен, сопровождает совершенствование ребенка и даже ведет его за собой: бросает вызов и дает надежду на достойный ответ. То есть создает ближайшую зону развития, по Л.С. Выготскому.

Трудности в своей системе — суть королевский путь к желанным целям воспитания. Это духовное и умственное закаливание личности делает его постоянным в терпении и терпеливым в страдании, готовым к сопротивлению среды и материала деятельности, к преодолению неудач и препятствий. Стать достойным самого себя человек может только сам — трудом своей души.

Разумеется, и этот закон подчиняется «категорическому императиву» педагогики — золотой середины в дозировке всего. Чем моложе наш воспитуемый, тем скорее он склонен испытывать неприязнь и даже отвращение к любым усилиям, не приводящим к желательным немедленным результатам. Необходимо одобрение успехов, продвижений, результатов, а главное, самих усилий по преодолению препятствий. Л.В. Занков справедливо и доказательно говорил о полезности трудностей на высшем пороге посильного, с учетом индивидуальных возможностей.

Следующим поставимзакон должной мотивации. Он обязывает воспитателя привязывать содержание усваиваемой культуры к наличному знанию питомцев о себе и об окружающем их мире. Вредно принуждение учащихся к усвоению информации, смысл и личностное значение которой ускользает от их чувств и сознания.

Закон должной мотивации еще раз обнаруживает всеопределяющую роль чувств в образовании. Без них невозможно познание добра. Без них нет правильной мысли. Самое надежное средство развить силу мышления — это укоренение любви к истине.

Человек — звено в цепи поколений, в истории человечества. Своим отношением к миру и диалогом с миром он может возвысить себя до совершенства в той или иной ограниченной сфере, в свою очередь, способствуя совершенству целого. Роль личности в истории положительна, только когда она хоть в чем-то превосходит своими достоинствами усредненное целое. Воспитание обязано способствовать приращению человеческих совершенств.

Воспитанию надлежит оказывать более могущественное, неотразимое влияние на растущего человека, чем его непосредственная, несконденсированная школой культурная атмосфера. Но для достижения этой цели образование не может не учитывать природы общества и ближайшей среды, в которые вписан ребенок. Только тогда оно способно стать и оставаться сильнее, выше, совершеннее среды.

Истинно хорошая школа призвана не только оберегать от разрушения, забвения, искажения культурные достижения предыдущих поколений. Ее долг — обеспечивать то самое приращение культуры, которое продвигает человечество к достойной жизни.

Воспитателю, учителю, опекуну, родителю бесконечно важно не воспроизводить себя в своих питомцах. Не считать себя образцом для подражания. Воспитателю надобно стремиться только к тому, чтобы его превзошли его ученики, победили, обогнали, стали лучше и совершеннее.

У человечества невелик выбор: либо совершенствовать человечество благодаря воспитанию каждого отдельного человека, либо отказаться от прогресса, и третьего не дано. И государству, и обществу должно позаботиться, чтобы школа помогала детям стать выше их родителей, в частности и в отношении к родителям.

Образование состоит из общего и специального. Цель общего образования — развитие общих способностей личности, универсальных способов деятельности, генеральной человеческой способности — трудоспособности, а также способности к постоянному совершенствованию. Нравственных и эстетических эмоций, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.

Общее образование призвано ввести людей в общечеловеческую и национальную культуру. Вместе с тем оно является базой любой последующей или сопровождающей его специализации, т.е. углубленного развития специальных способностей — к отдельным видам деятельности.

Овладение общими способами деятельности выступает одной из важнейших предпосылок приращения знаний.

Общее образование призвано научить мыслить конкретно. Его цель — ввести в искусство разыскания истины, отличения истины ото лжи, проверки истины. Подготовить людей, говорящих себе: я умею решать не только специальные задачи, поскольку мне знакомо само это искусство — решать.

В умственной сфере важнее всего — прохождение человеком пути от смутных к ясным понятиям, воспитание рефлексии, способности к сознательно-волевому регулированию потока ощущений, представлений и идей. Рефлексия необходима для преодоления личностью инертности сначала чувственного мышления, представлений, затем — суждений и, наконец, — самих способов мышления. Рефлексия необходима для осознания способов познания, это умение проверять само мышление, его пути, надежность его методов, умение отказываться ради истины от своих прежних, вечно недостаточных, знаний, от предвзятости, от своей субъективности. Образование обязано развить в человеке способность к самокритике мышления, проверке и очищению его, к постоянной самокорректировке.

Без рефлексии нет ясных понятий, духовная жизнь человека остается туманной, примитивной. Мышление образованного человека должно повиноваться им же открытым или переоткрытым законам, а практические действия должны логически контролироваться.

Высокое развитие мыслительных способностей предполагает способность личности отслеживать как благоприятные, так и неблагоприятные влияния общества на себя, равно как и способность к адекватному вчуствованию в эмоции, верования и идеи других людей.

Совершенно особое по значимости место занимает развитие способностей к отличению научно достоверной информации от дезинформации всякого рода.

Интеллектуальная способность предвидения необходима для созидательной и успешной жизни. Ни одно действие человека в окружающей его среде не может быть совершено без предварительного размышления над причинной зависимостью одних вещей от других. Только таким образом можно развить способность провидеть последовательность и последствия действий.

Человек, овладевший методом научного познания и применяющий его в обыденной и профессиональной деятельности, минимизирует свои неизбежные в любой сфере жизнедеятельности ошибки.

Велико и благотворно сомнение, искусство и наука сомнения. Ведь любое человеческое деяние зарождается сначала как мысль. И нет ни одного человека, который не оправдывал бы всякий свой поступок сложной системой аргументов. Как же опасно заблуждение, как опасно и как легко! Но когда человек знает, что мыслить — значит ходить по острию бритвы, что справа и слева пропасть, он станет, наконец, осторожничать, тысячекратно перепроверять себя и других. Он будет требовать от мысли глубины, надежности, достоверности, системности, связанности всего со всем. Образование должно раскрыть ему глаза на то, под сколькими покровами таится истина.

От ограниченности, узкой сверхпрофессионализации есть профилактическое средство: развивать склонность и способность к переносу наличных знаний, умений и навыков в новые ситуации, к применению их в решении новых задач.

Хорошая школа способствует овладению искусством справляться с жизнью, выдерживать ее противоречия, побеждать их напряженность и остроту, вносить в жизнь достойное, прекрасное и полезное. Всё, что есть в школе, должно быть нацелено на постижение этого сложнейшего искусства созидательной или, как минимум, неразрушительной, жизни. Школа достигает своих целей, только когда предусматривает время и обеспечивает возможность полноценной внеурочной жизни детей, подростков и юношей в тот период жизненного цикла, который приходится на школьные годы.

Образование стремится к тому, чтобы общие, широкие, способности проявлялись в специальных, однобоких, и одновременно совершенствовались по мере развития последних. К тому, что сделать все способности зависимыми друг от друга. В своем специальном образовании человек проходит через уровни ученичества, механической, как бы ремесленной квалифицированности, и только потом достигает уровня мастерства, творчества. Этого высшего уровня специального образования невозможно достичь без общего, но чтобы стать целостной личностью, необходимо полно развить и специальные способности.

Эффективность образования определяется его результатами в сопоставлении их с целями и средствами достижения: вкладом в создание материальных и духовных ценностей, в обучение новых поколений искусству правильно жить не только в будущем, но и в сегодняшней действительности.

Экзамены и зачеты обязаны выявлять уровень усвоенной культуры мышления и конструктивной практической деятельности, а также способности к успешному самоопределению в науке, в мире труда, в самообразовании, в межличностных и общественных отношениях. Учащиеся обязаны производить перенос усвоенной ими культуры мышления, знаний, умений, навыков в новую, нетиповую ситуацию, требующую известного творчества, новой комбинации приобретенных умений, изобретательности.

Основное внимание на экзаменах и зачетах должно уделяться не выяснению того, какую массу фактов сумел студент запомнить, а развитию его склонностей и способностей рассуждать, правильно мыслить, находить верное решение, быть критичным к себе и применять свои способности на практике.

Чему учить? Здесь необходим выбор. Содержание образования отбирается по критериям природы и сущности личности, полноты и системности видов деятельности, необходимых для развития ее способностей.

Содержание общего образования определяется особой, так называемой общей культурой. Ядро ее — культура умственного, духовного, практико-ориентированного труда. Общее образование включает в себя и естественнонаучный компонент. Гуманитарное образование не противостоит натуралистскому.

Содержание образования призвано служить предотвращению, с одной стороны, робости и лености духа, а с другой — агрессивной нетерпимости — прародительницы междоусобиц любого типа.

Существует культура, способная решить указанную задачу и благодаря этнокультурным своеобразиям, и вопреки им; и благодаря общественному согласию, и вопреки его отсутствию. Это — человековедение. Оно обладает свойствами нейтрализовывать религиозные, философские, экономические, политические, военные, культурно-бытовые, идеологические и иные психогенные перегородки между людьми. Это знание-ценность, знание-отношение и знание-переживание. Это эмоционально окрашенное осознание своих глубинных, сущностных мотивов, интенций, интересов, страстей, надежд. Это также знание о многообразии противоречий между людьми и абсолютной необходимости и возможности их преодоления, мирного разрешения.

Понимание человеком самого себя — системообразующий компонент содержания образования. Только при этом условии личность способна понять других, признать правоту каждого и принять эту правоту не как враждебное себе, а как подлежащую уравновешению, гармонизации, переговорно-компромиссному урегулированию. Понять себя — значит понять равнозначность фундаментальных страстей, которых никому не дано обойти, — движущих сил поведения и мыслей, обслуживающих желания.

Основное содержание образования есть знание о переживаемом бытии личности. В это содержание входят, как минимум, следующие составляющие:

представления, переживания и ожидания человека, связанные со смыслом жизни, содержанием счастья;

представления, переживания и понятия, связанные с центральными оппозициями бытия: знание и неведение, правда и ложь, мудрость и глупость, добро и зло, сила и слабость, красота и

уродство, радость и страдание, безопасность и страх, вера и безверие, любовь и ненависть, надежда и отчаяние, важное и неважное в жизни и т.п.

При рассмотрении центральных оппозиций бытия необходима демонстрация их многообразия и одновременной их всеобщности. Для предотвращения ксенофобии, войны всех со всеми важно усвоение идеи человека как единства общего, особенного и отдельного.

Кроме того, в серии возрастных характеристик учащиеся получают «научное зеркало» собственных тревог и забот, знакомятся с методами самообразования, самовоспитания. Психология личности и межличностного взаимодействия органически сочетается с проблемами семьи, здоровья, воспитания детей, образа жизни и т.п.

Антропологическая культура — это постижение человека как продукта собственной деятельности. Она включает в себя культурную антропологию, или этнографию. В разнообразии верований, обычаев, установлении заключено богатство материала, усвоение которого личностью способствует практически неограниченному совершенствованию ее собственно человеческих свойств и качеств. Обучение, знакомящее с особенностями культур разных народов и племен мира, вносит вклад в воспитание для всеобщего сотрудничества и многократно умножает духовные способности учащихся. Этнография, культурная антропология — одна из величайших учительниц человечества.

Мощным общеобразовательным зарядом обладает философская культура, понимаемая предельно широко и включающая в себя праксеологию, науковедение, натурфилософию, семиотику и т.д.

Философия спасительна как школа продуктивного мышления, любви к истине и метода ее поиска, обнаружения и проверки. Философия предотвращает становление в молодежи и скепсиса, и догматического самомнения.

Философское образование, как пропедевтическое, так и обобщающее, необходимо для синтеза отдельных учебных курсов. Тогда системность знаний адекватно отразит системность мира.

Логика — тесно увязанный с философией пласт культуры — обязательна для развития критичности мышления, культуры мысли. Как противоядие от манипуляции сознанием людей. Она необходима для распознавания софизмов, вызванных к жизни самолюбием, личными интересами, страстями, преступными замыслами. Для распознавания лести, мести, некомпетентности, запугивания, корысти и т.п.

Идеи и язык этики и эстетики также составляют важные компоненты воспитания. Человек, не понимающий философии права, основ договора как сущности политики, способен отказаться от своего человеческого достоинства, от прав человека, даже от его обязанностей.

Курсы профессиографии и дизайна служат ценным дополнением к обобщающему курсу философии. Это поле применения того культурного содержания, которым учащиеся овладевают в рамках всех остальных учебных циклов.

Рядом с философской стоит историческая культура, которая охватывает историю людей и идей, естествознания и техники, искусств и ремесел, судеб и верований, гражданского общества и политики, метода и форм общественного сознания.

Молодежи предстоит усвоить цели истории, цели жизни, цели своей деятельности. Этому служит эволюция культуры и науки.

В основании образования находится история человеческого ума и история глупости. Обе истории необходимы для профилактики злоупотребления умом, профилактики скороспелости, зазнайства. Для предотвращения трагического, опаснейшего заблуждения, будто мыслить легко, будто истина лежит на поверхности. Иначе молодежь не научится отличать ума от глупости.

Новым поколениям необходимо знать способы самоуничтожения человечества, распознавать невежество, жадность, недальновидность. История человеческой глупости во множестве ее проявлений: самохвальства, головотяпства, шапкозакидательства, жестокости, бессовестности, изуверства и тому подобного учит на уже совершенных ошибках. История заблуждений и трагедий разума полезна, чтобы предотвращать повторение ошибок и совершение новых и новых.

Другим важнейшим компонентом общего образования является филологическая культура с ее лингвистической и литературоведческой составляющими. Здесь и владение основными знаковыми системами, естественными языками, и представление об информационно-коммуникативных и символических структурах и связях, и знание принципов риторики и, конечно же, мировой художественной культуры.

Важна тесная связь родной культуры с мировой. Иностранные языки и страноведческие дисциплины суть связующие звенья, позволяющие реализовать межкультурный подход в обучении.

Гуманитарное образование нуждается в элементах классического. «Классическое образование приучает кристаллизовать идеи и собирать их в разнообразные системы; это заставляет мыслить независимо от слов сами идеи. В предпочтении, оказываемом античности, — не только восхищение высочайшими образцами;

древние языки, разрезая непрерывный поток вещей по линиям, отличным от наших, освобождают "мысль при помощи наиболее быстрых и эффективных приемов. Кроме того, древние придавали слову текучесть мысли. В этом смысле, хотя и кажется, что классическое образование придает чрезмерное значение словам, на самом деле оно учит не обманываться ими» (А. Бергсон).

Неотъемлемая часть общего образования — математическая культура, философия математики и ее главы, без которых не обходится ныне ни одна из наук. Здесь общеобязательны основные разделы дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики.

В общеобразовательный цикл органически входит экологическая культура — целостно-системное видение мира и человека в нем.

Общеобразовательный учебно-воспитательный план школы есть концентрически расположенные энциклопедии (круги знаний), тезаурусы, главная характеристика которых — относительная завершенность, целостность, внутренняя системность образов, представлений, понятий, деятельностей и их способов. В сердцевине этих концентров находится первая энциклопедия, объем которой равен кругозору ребенка, приступающего к формальному систематическому образованию. Каждый последующий круг шире предыдущего. По мере роста развивающейся личности расширяется круг обозрения окружающего ее мира и углубляется проникновение в свой внутренний мир. Увеличиваются объемы энциклопедий, но ее основная проблематика остается неизменной:

каков мир, в котором мы живем, какова его природа, в чем смысл и цель деятельностей, «что мы можем знать, на что надеяться, что делать и что такое человек» (И. Кант).

Концентрическое построение учебно-воспитательного плана школы отвечает природе ребенка. «На каждом из различных уровней развития — младенчество, детство, отрочество, юность — одни и те же виды знания соответствуют перманентным потребностям души. Различие между этими уровнями заключено главным образом в способе, которым эти формы знания переформулируются. Речь идет о последовательном переструктурировании одного и того же знания от этапу к этапу, например, от действия по простому предъявлению к рефлектированному действию. Это соответствует системе последовательного развития личности» (Жан Пиаже). При этом концентричность содержания образования естественно сочетается с линейностью построения отдельных учебных курсов, где ничем не заменима логическая последовательность и систематичность подачи материала.

Интегрирование в единое целое всех видов учебной и воспитательной работы в общеобразовательной школе осуществляется с помощью учебно-воспитательного плана. Он вбирает в себя все расширяющиеся концентры образования, все типы деятельностей учения и обучения, самосовершенствования и воспитания. Он предусматривает время для групповой и индивидуальной активности, аудиторной и внеаудиторной деятельности, совместной с взрослыми и без их непосредственного участия работы. Для учебы теоретической и экспериментальной, творческой и репродуктивной, производственной и социальной, обязательной и добровольной. В учебно-воспитательном плане сливаются воедино нравственно-эстетический, нравственно-волевой и нравственно-интеллектуальный элементы достойной человека деятельности.

Сблалансированность составных частей учебно-воспитательной деятельности школы вносит вклад в приобретение необходимых качеств воспитывающей, обучающей и развивающей среды — среды активной, творческой, в которой развиваются и крепнут склонности, способности и дарования ребят. Школа обеспечивает условия для успешного самоопределения личности, эффективности ориентации в мире профессий, подготовки к продолжению образования и к самостоятельной трудовой деятельности. Поэтому школе необходимо приобрести черты эксплоратория и располагать современным учебным оборудованием, позволяющим детям попробовать свои силы в художественной, исследовательской, проектной, реализационной деятельности. Бесконечно важно тренировать учащихся в умении переносить умения в смежные области и в новые ситуации.

В учебно-воспитательном плане важно предусмотреть время для вовлечения родителей, опекунов и других важных взрослых в школьное дело. Это намечает перспективу общекультурного и педагогического просвещения старших поколений, равно как и учета социокультурных особенностей непосредственной среды учащихся.

В плане гармонизируется, уравновешивается и оптимизируется сочетание гуманитарно-эстетических дисциплин с естественно-технологическими и математическими; комплексных, интегративных, обобщающих учебных курсов — с систематическими предметными. Особенно ценно сбалансировать коррекционную, компенсаторную работу с поиском талантов. Важно постоянно задавать зону ближайшего развития школьников, обладающих самыми разными уровнями способностей и подготовленности. Необходимо предусмотреть время для связывания общеобразовательной школы со школами более высоких ступеней.

Содержание учебно-воспитательного плана охватывает четыре вида деятельности школы: 1) оздоровительную, 2) клубную и организационно-социальную, 3) производственную, 4) учебную.

Как можно распределить время обучения в природосообразной общеобразовательной школе? Рассмотрим один из возможных вариантов.

Природосообразную школу, рассчитанную на 11 лет обучения, целесообразно рассматривать как преемственное единство начального (первые 3—4 года обучения), среднего (вторые 4—5 лет) и старшего (2—3 года) звеньев.

Если, положим, ежедневно школьники начальных четырех классов будут заниматься в среднем около 4 ч (например, в первом и втором классах 3,5 ч, в третьем и четвертом — 4,5), средних классов — 7, а старших — 8, то при шестидневной рабочей неделе и при условии, что учебный год для начальных классов составляет 32 недели, для средних — 34, для старших — 35, то нагрузка учащихся начальной ступени общеобразовательной школы не превысит 768 ч, среднего звена — 1428, а старшего — 1680 ч в год. Начальное звено потребует около 3070 ч, среднее — 5700 ч, старшее — 5040 ч. Всего за 11 лет обучения нагрузка школьников составит примерно 13800 ч (1 % от этой общей нагрузки составляют 138 ч).

Оздоровительной работе нужно отвести не менее 11 % времени, клубной и организационно-социальной — 6—7 %, производственной — до 5 %, учебной — от 77 до 79 %. В VII и VIII классах, а также или в IX или Х классе дополнительно к указанной сетке часов желательна еще летняя двухнедельная практика по 4 ч в день.

В структуре учебного времени (в среднем около 10765 ч) предусматриваются 23 % для гуманитарно-эстетического цикла (2476 ч), 26 % — для коммуникационного (около 2800 ч), до 20 % — для математического (2153 ч), около 23 % — для естественнонаучного и технологического (2476 ч); до 8 % времени уходит на факультативы и предметы по выбору (примерно 860 ч).

В гуманитарно-эстетический цикл могут войти не менее 646 ч курса истории человечества и его культуры (6 %); 538 ч — искусств, ремесел, дизайна (5 %); 432 ч — философии, включающей в себя этику и эстетику (4 %); по 215 ч — курсов психологии и педагогики; этнографии и географии; социологии, политологии и права; экономики и профессиографии (по 2 % каждый).

26 % коммуникационного цикла (2800 ч) включают в себя до 1500 ч родного языка (около 14 %); 860 ч — иностранного языка (около 8 %); 440 ч — семиотики, языкознания, информатики (около 4 %).

Математический цикл вбирает в себя классическую и современную математику, а также элементы философии математики. Он тесно сопрягается с естественнонаучным и технологическим циклами (дополнительные 2476 ч). В последнем различимы: природоведение для начального звена школы — около 566 ч; физика и техника — 710 ч; химия и химические технологии — 610 ч; биология и биотехнологии — 590 ч.

Содержанием оздоровительной деятельности выступает не только физическая культура, но и медико-профилактическая и медико-просветительская работа. Она предполагает походы, путешествия, соединенные с краеведением. Клубная и организационно-социальная деятельность включает в себя ученическое самоуправление, культурное и социальное обслуживание региона, района, села, поселка. Клубная работа — это различные кружки, группы, объединения по познавательным и практическим интересам, школьный или межшкольный клуб. Здесь усваивается культура досуга и духовного взаимообогащения. Под производственной деятельностью понимается художественный ручной труд, участие в проектах, ученических цехах, производственных бригадах, кооперативах, подрядах, участие, предполагающее усвоение истин конкретной экономики.

Распределение учебного времени в сбалансированном учебно-воспитательном плане может принять такую форму: общеклассная работа с учителями займет около 70 % времени (примерно 7535 ч), самостоятельная групповая (проекты) — 15 % (1615 ч), самостоятельная индивидуальная подготовка — 15 % (1615 ч).

При распределении времени между звеньями школы важно руководствоваться некоторыми дополнительными принципами: никогда не сводя оздоровительной деятельности к нулю, акцентировать ее все же на начальном звене (первые четыре класса). Напротив того, клубную и социальную деятельность разумно постепенно наращивать, начиная с третьего—четвертого года обучения, к концу школьного курса, ослабив ее интенсивность только на последнем году обучения. То же, что и о клубной, следует сказать о производственной деятельности: на первых двух годах обучения она вряд ли целесообразна.

Методы и формы природосообразного образования. Очерченное выше содержание образования акцентирует не запоминание информации, а изучение действительности, применение присваиваемой культуры к решению текущих задач окружающей его и личной жизни. Большое значение имеет метод проектов. Он предполагает разделение и упорядочение труда, самоуправление и самодисциплину, межгрупповое соревнование в качестве и эффективности общеполезного дела, ответственность каждого за общий успех и ответственность всех за успех каждого.

Чтобы научить правильно мыслить, т.е. находить успешный ответ на задачи нового класса, решение которых прежде не давалось в готовом виде, надобно:

ориентировать в справочной литературе, в специальной литературе, в структуре и содержании современной научной дискуссии, в истории науки;

обеспечить свободное владение номенклатурой, назначением и способами применения общенаучных и конкретно научных методов;

натренировать в рефлективном отслеживании собственных мыслительных действий, постоянной проверке и перепроверке их адекватность условиям задачи;

воспитать склонность и способность к переносу приобретенного искусства пользоваться научным методом в новые проблемные ситуации, которые создают частное бытие и профессиональная практика.

Монологи учителя сочетаются с живой беседой. Обмениваясь мыслями, учащиеся делают успехи и знания каждого достоянием всех.

Наилучший способ тренироваться в последовательном и строгом мышлении — собственные сочинения. Вечное следование чужому ходу мысли при чтении и слушании лекций истощает душу и погружает ее в своего рода сонливость. Только самостоятельная разработка какой-либо мысли противостоит этому духовному застою. Научившись приводить мысль к цели, человек проникает в дух автора, с большей уверенностью и с более тонким чувством понимает его и глубже судит о нем, как правильно считал И.Г. Фихте.


1 Одна из наиболее точных формулировок такой установки принадлежит Борису Пастернаку:

Во всем мне хочется дойти

до самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

1 Имеется в виду император Александр II Освободитель, в 1861 г. уничтоживший рабство в России. Двадцать лет спустя после ряда покушений революционеры все-таки разорвали его бомбой на части. Ф.М. Достоевский умер в томже 1881 г. — Автор-сост

1 Муки совести прекрасно живописал А.С. Пушкин:

«... совесть,

Когтистый зверь, скребущий сердце, совесть,

Незваный гость, докучный собеседник,

Заимодавец грубый, эта ведьма,

От коей меркнет месяц и могилы

Смущаются и мертвых высылают...». — Сост.

2 Любой тиран презирает человека. Эту идею развил А. Платонов в своих рассказах и эссе. Например, у Платонова значится в рассказе «Неодушевленный враг»: «Мы, немцы, организуем здесь (на русской земле. — Автор-сост.} вечное счастье, довольство, порядок, пищу и тепло для германского народа... Кто смирный будет и признает в Гитлере божьего сына, тот пусть работает на нас всю жизнь и молит себе прощение на могилах германских солдат, пока не умрет; а после смерти мы утилизируем его труп в промышленности и простим его, потому что больше его не будет... Теперь я солдат фюрера,теперь я воин,которому вручена судьба всего мира и спасение человечества!.. Фюрер Гитлер теоретически доказал, что человек есть грешник и сволочь от рождения. А так как фюрер ошибаться не может,— значит, я тоже должен быть сволочью». — Автор-сост

1 Мировое правительство небезопасно не потому, что оно непременно изначально может стать только диктаторским, а потому, что возможность его перерождения в тоталитарное увеличивается по мере нарастания глобальных кризисных явлений — перенаселения и экологических трудностей. Кроме того, самый лозунг мирового правительства может облегчить мнимым ревнителям этой идеи борьбу за мировое господство. Мы, воспитатели, не можем забывать ни предупреждений Ф.М. Достоевского о том, что стремление к мировому единству есть извечная и неистребимая мечта людей, коренящаяся в их природе, ни горестных фактов — попыток завоевать мировое господство. — Автор-сост.

2 На самом деле подлинно творческая личность никогда не «приползет к ногам» деспотов. Об этом хорошо у А. Блока: свобода творчества есть не только личная свобода: она необходима для «освобождения гармонии», а это дело — не личное. Поэту необходим творческий покой и творческая воля — «тайная свобода» творчества. — Автор-сост.

1 Я сказал (все, что хотел) (лат.).








Дата добавления: 2015-12-08; просмотров: 1565;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.08 сек.