ПРОЦЕССЫ СОЗДАНИЯ БЛАГ ДО ПОЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 51 страница
От чего «свободен» человек, появившийся на свет не по своей воле,
находящийся на иждивении семьи и общества как минимум 15 лет, и
становящийся членом общества без своего согласия? Только не от обязан-
ностей перед этим обществом. Но многие воспринимают свободу именно
как отсутствие обязанностей.
Цель экономического развития — удовлетворение материальных и
духовных потребностей — объективна, и любой член общества неизбеж-
но ориентирован на стремление к ней, независимо от её осознания. Сфор-
мулируем ответ на вопрос, вынесенный в заголовок раздела: «Свободен
ли человек в выборе своего пути?».
Всей системой своего существования каждый член общества ори-
ентирован на максимальное удовлетворение своих материальных и
духовных потребностей, что достигается выбором наиболее эффек-
тивных форм экономического развития общества. «Выбор пути» (спе-
циальности) ограничен объективными факторами: потребностями
общества в данной форме деятельности и способностями человека
к ее осуществлению.
6.2. Физические основы интенсивного пути развития
Процесс производства происходит строго в соответствии с законами
природы и не подчиняется никакой специальной теории. Система про-
изводственных отношений должна учитывать объективную роль участ-
ников процесса производства и соответствовать здравому смыслу и эко-
номической неизбежности (распределять можно лишь то, что имеешь)
и общепринятым нормам социальной справедливости (получать в меру
участия) с учетом индивидуальной деятельности каждого отдельного че-
ловека.
Опираясь на второй закон термодинамики, можно так характеризо-
вать процессы, воздействующие на человечество. Во Вселенной постоян-
но происходят два всеобщих и вездесущих явления:
- переход к состоянию энергетического равновесия, характеризую-
щийся увеличением «энтропии» (степень равномерности);
- возрастание упорядоченности, выраженное на Земле, в частности,
в способности растений и животных усваивать энергию в её различных
формах и преобразовывать в высокоупорядоченное состояние органиче-
ской материи, характеризующееся уменьшением энтропии в этой точке
Вселенной.
Человечество, населяющее планету Земля, также подвержено воз-
действию этих двух всеобщих явлений.
Возрастание энтропии, будучи законом природы, происходит пос-
тоянно, и если параллельно с ним не будут происходить процессы, по-
вышающие упорядоченность материи, то человечество исчезнет. Но без
участия человека равновесное состояние достигается на более высоком
уровне энтропии. Человечество, благодаря своему интеллекту, научи-
лось интенсифицировать процесс упорядоченности за счёт использова-
ния потенциальных природных запасов энергии, а также за счёт более
эффективного использования природных благ. Вследствие этого равно-
весное состояние достигается на более низком уровне энтропии, т.е. при
более высоком уровне упорядоченности в данной части Вселенной.
Когда человек, опираясь на свой интеллект, привлекает запасы по-
тенциальной энергии, хранившиеся в природе в относительно не под-
верженном воздействию энтропии виде, он тем самым изменяет баланс
естественных процессов в сторону преобладания процессов упорядочен-
ности. Однако полученная энергия используется в двух противополож-
ных направлениях. Часть ее, иногда основная, сразу же преобразуется
за счёт потерь в тепловую и рассеивается в пространстве, увеличивая эн-
тропию. Другая часть исполь-
зуется для образования благ,
т.е. для возрастания упоря-
доченности, уменьшающей
энтропию. Значит, бездумное
и малоэффективное исполь-
зование дополнительных ис-
точников энергии не всегда
ведёт к изменению баланса в
сторону повышения упорядо-
) |
Интенсивный путь |
Рис. 5. Уровень благосостояния и энергопотребления |
Экстенсивный путь |
ченности.
Энергопотребление сфера деятельности, в которой |
Экономика — это такая
в соответствии с объективны -
ми физическими законами
природы осуществляется со-
здание жизненных благ (распределение этих благ подчиняется иным за-
конам), и к которой (создание жизненных благ) полностью применимы
все физические законы без малейшего исключения, в том числе и энтро-
пия.
Интенсивный путь развития человечества выражается в создании ма-
лоэнергоёмких процессов производства жизненных благ и в снижении
энергопотерь. Идеальным примером суперинтенсивной формы деятель-
ности является интеллектуальная деятельность человека, благодаря
которой максимум упорядоченности может быть достигнут с минималь-
ными затратами энергии. На рис. 5 показана зависимость уровня благо-
состояния от интенсивного и экстенсивного путей экономического раз-
вития.
Ориентировка на экстенсивный путь развития экономики так же бес-
перспективна, как попытка убежать от собственной тени. Чем больше
становятся масштабы увеличения упорядоченности (энтропия снижа-
ется), тем больше становятся и масштабы самой энтропии, распростра-
няющейся на результаты процесса упорядоченности всех предшеству-
ющих лет. В результате человечество вынуждено расходовать ресурсы,
главным образом, энергетические, уже не для достижения равновесия
на более высоком уровне упорядоченности, а только для сохранения уже
достигнутого уровня. В современных условиях экстенсивный путь раз-
вития человечества уже не способен привести к заметному увеличению
уровня производства материальных благ, так как все усилия человечест-
ва, практически, направлены не столько на повышение упорядоченности
окружающего нас мира, сколько на сохранение уже достигнутого уровня
упорядоченности.
Это хорошо видно на примере создания пассивной составляющей
производительных сил. Чем больших масштабов достигает эта состав-
ляющая, а именно на это направлена гипертрофированная роль инвес-
тиций, тем больше становится их абсолютный износ. А это означает уве-
личение не только энтропии, но и той части дохода (и амортизационных
отчислений), которую приходится направлять только на поддержание
существующего уровня основных фондов. Ориентация на экстенсивный
путь развития в перспективе неизбежно приведёт к тому, что на восста-
новление пассивной составляющей производительных сил потребует-
ся использовать почти весь создаваемый доход. К тому же результату
ведёт и объективная необходимость существенно увеличивать расходы
на восстановление экологических последствий производственной де-
ятельности человека. А так как осуществлять развитие за счёт сокра-
щения потребления невозможно, значит, экстенсивный путь развития
экономики — тупиковый.
6.3. Проблемы перехода к интенсивному пути развития
Необходимость перехода к интенсивному развитию экономики в ка-
кой-то степени уже осознаётся обществом, главным образом, благодаря
усилиям экологов. Однако опасения экологов напоминают человека, об-
лившего свой дом бензином и уже собравшегося его поджечь, но вдруг
вспомнившего, что в доме осталась клетка с канарейкой. Забота, достой-
ная уважения и понимания, но, увы, бессмысленная, если дом обречён
на сожжение.
Переход к интенсивному пути развития предполагает очень серьёз-
ные изменения во всём процессе жизнедеятельности человечества. Отме-
тим несколько глобальных проблем.
1.Демографическая — нужно ли количественно увеличиваться чело-
вечеству?
2.Экономическая — переориентация производительных сил и про-
изводственных отношений на максимальное использование интеллекту-
ального фактора и на снижение энергопотребления.
3.Интеллектуальная:
- создание общественных условий для максимального развития в
каждом человеке интеллектуальных способностей;
- облегчение доступа к мировым запасам информации;
- создание условий, повышающих в каждом человеке стремление к
развитию своих интеллектуальных и духовных способностей.
4.Бытовая — изменение стиля жизни, предполагающее снижение
энергопотерь и сознательное ограничение человеком энергопотребле-
ния.
5.Психологическая — повышение роли интеллекта как фактора, уп-
равляющего всеми поступками человека.
6.Законодательная — разработка системы законов, обеспечивающих
приоритет интеллектуального фактора во всех сферах деятельности.
Мы коснёмся лишь некоторых из перечисленных проблем, имеющих
социально-трудовой аспект.
6.3.1. Что делать, если экономика начинает «расти»?
Это совсем не нелепо звучит. В начале XXI века российская экономи-
ка, одностороннее развитие которой совпало по времени с мировой цено-
вой аферой на нефть, не смогла противопоставить полученной от экспор-
та выручке равноценную товарную массу. Но российский пример — это
не рост, а стагнация экономики, что стало видно всему миру благодаря
нефтяной ценовой афере. Эффективное развитие экономики в своё время
продемонстрировали Япония, ФРГ, Чили и некоторые другие страны.
Человечество много сделало для снижения эффективности экономи-
ческого процесса, в первую очередь, игнорируя роль человеческого ин-
теллекта. Но интеллект существует и, так или иначе, проявляется. А
современный уклад жизни и формы участия в процессе производства вы-
нуждают человека постоянно обращаться к своему интеллекту, незави-
симо от того, признаётся ли он «по закону» в качестве важнейшего фак-
тора процесса производства и объекта собственности человека или нет.
Так что экономическая деятельность совершенствуется вопреки взгля-
дам человека, отражённым в законах, хотя, разумеется, далеко не теми
темпами, какие могли бы быть, если бы общество и де-факто, и де-юре
ориентировалось не на имущественный капитал, а на интеллект челове-
ка.
Однако рано или поздно практически неограниченные возможнос-
ти создания жизненных благ неизбежно столкнутся с невозможностью
их эффективного использования. Перепроизводство станет не относи-
тельным, как было до сих пор, а абсолютным. Безработица становится,
казалось бы, неизбежным результатом прогресса человечества. Впро-
чем, богатому обществу это не страшно, так как оно может позволить
себе роскошь содержать за счёт социальных выплат хоть половину
человечества.
Другое дело, насколько опасны социальные последствия такого рас-
слоения общества. Ведь это не на думанные классовые противоречия
между экономическими партнёрами, хотя и их с избытком хватило для
того, чтобы люди вышли на баррикады. Это реально разделит общество
на нужных ему людей, которые занимаются производительным трудом,
и ненужных, лишних, которых общество должно «содержать».
Так что же делать, если экономика начинает расти? Ответ может
быть, на наш взгляд, только один.
Интеллект человека должен стать главным фактором, определя-
ющим не только процессы экономического развития, но и все про-
цессы жизнедеятельности человека.
6.3.2. Неизбежна ли безработица?
В обществе господствует представление, что безработица является
неизбежным следствием высокого уровня экономического развития. Но
настоящей причиной безработицы является не высокий уровень эконо-
мики, а именно уверенность в неизбежности безработицы. Такая уве-
ренность порождает вывод, что предотвратить безработицу невозможно,
а вот сгладить ее последствия развитому обществу по силам. Именно на
это сориентировано современное общество в вопросе о безработице. А как
сильный морально-психологический фактор, угроза безработицы застав-
ляет замолчать тех, кого не устраивает экономическое неравенство в сов-
ременном обществе. Словом, если бы безработица не возникала «сама по
себе», то её пришлось бы придумать.
Безработица исключает из общественно полезной деятельности всё
большее число людей и препятствует повышению эффективности обще-
ственного производства. Поэтому общество должно ликвидировать при-
чины, порождающие безработицу.
Регулирование объёма производства — неизбежная и естествен-
ная задача любого развитого общества — не должно осуществлять-
ся через систему безработицы.
Этот вопрос будет рассмотрен более детально.
6.3.3. Интенсификация и имущественный капитал.
Рост капиталовложений (вовлечение в процесс жизнедеятельности
человека всё больше и больше природных ресурсов), с которым современ-
ное человечество связывает сегодня главные надежды, является основ-
ным признаком экстенсивного пути развития общества.
Экстенсивный путь развития человечества — одна из главных причин
явно гипертрофированной роли имущественного капитала, которая ут-
вердилась в сознании человечества на данном этапе его развития. Вторая
причина — возможность неэкономического обогащения благодаря сов-
ременной системе инвестиционного процесса. Это проявляется в целом
ряде явлений, являющихся одновременно и причиной, и следствием кур-
са экономического развития, принципиально ошибочного, но возникаю-
щей, благодаря непониманию роли человеческого интеллекта.
Низкая эффективность экономического процесса, с одной стороны,
уменьшает долю и абсолютный размер дохода, который можно напра-
вить на инвестиции, а с другой — вызывает потребность в росте капитало-
вложений, чтобы поддержать уже имеющиеся производственные фонды.
Возникает высокий спрос на имущественный капитал. При неудовлет-
ворённости этого спроса возрастает «цена» капитала (уровень ссудного
процента), что сокращает число потенциальных пользователей заёмного
капитала, т.е. предпринимателей — единственную сегодня категорию
участников, интеллектуальный капитал которых объективно востребо-
ван всем ходом производственной деятельности (если и не формально, то
фактически).
Материальное благополучие сотен миллионов людей связано с ис-
пользованием имущественного капитала, т.е. повышением процент-
ных ставок на финансовые услуги, для чего предпринимаются различ-
ные меры финансового, идеологического и морально-психологического
характера, направленные на сохранение исключительной роли имуще-
ственного капитала. Например, создание накопительного пенсионного
фонда (попытка перевести пенсионеров на самофинансирование) соци-
ально необоснованно, но зато создаёт экономическую заинтересован-
ность всех граждан в сохранении завышенной цены финансовой услуги,
выраженной во вложении капитала. Для тех, чьи вклады составляют
сотни тысяч и миллионы рублей, каждая доля процента по депозитному
вкладу имеет огромное значение, и они заранее предпринимают шаги,
направленные на предотвращение объективно неизбежного снижения
уровня ставок по депозитным вкладам и, соответственно, величины ди-
видендов.
Миф об особой роли имущественного капитала («деньги делают день-
ги»), будучи положен в основу ряда экономических законов и процессов
(например, деятельность фондовой биржи), превратился в объективный
фактор, способствующий сохранению веры в особую роль инвестиций и
инвесторов.
Рост уровня экономического развития исторически неизбежен, по-
скольку человек обладает интеллектом и доход на душу населения будет
всё больше превышать прожиточный минимум. Это объективные пред-
посылки для возрастания предложения капитала, а, следовательно, и
снижения стоимости этой услуги.
Имущественный капитал в перспективе неизбежно должен утра-
тить «особую» роль, которая ему сегодня присвоена, и должны исчез-
нуть правовые последствия этой надуманной роли. Обладание капи-
талом (умом, силой, красотой, деньгами, информацией и т.п.) должно
стать просто одним из факторов, которые человек может использо-
вать в своей трудовой деятельности.
Представим, что человек, наконец, пересмотрел свои взгляды на чело-
веческий и имущественный капитал, поменяв их местами. Последствия
таких перемен имеют огромное значение, могут стать началом новой эры
в развитии человечества. Что изменится, если возможности человека
обеспечить свои материальные и духовные потребности будут связаны
только с его интеллектуальным развитием?
1. Исчезнет тяга к безграничному накоплению, связанному с совре-
менной природой денег. Его заменит стремление к безграничному духов-
ному развитию.
2. Исчезнет социальное неравенство, связанное с обладанием иму-
щественным капиталом. Неизбежное неравенство в интеллектуальном
развитии не влечёт за собой социальных осложнений, так как положение
человека в обществе будет определяться не кошельком, а духовными ка-
чествами (т.е. не покупается, а заслуживается).
3. Сократится деятельность, связанная с экстенсивным развитием
экономики, вызывающая экологические последствия для всего населе-
ния планеты.
4. Постепенное утверждение духовного развития человека в качестве
важнейшей цели (а эта цель бесконечна) приведёт к пересмотру жизнен-
ных ценностей, и многие негативные явления, присущие нашему обще-
ству, отомрут сами собой. Появятся ли новые? Вполне возможно. Но в
этом обществе уже будет главенствовать интеллект.
7. БЕЗРАБОТИЦА
7.1. Почему безработицу нельзя считать
экономическим институтом?
Что произойдёт, если безработица вдруг исчезнет? Ничего. Кто-то
вздохнёт с облегчением, а кто-то и пожалеет. В Советском Союзе неко-
торые хозяйственники даже жалели об отсутствии безработицы, так как
она повышала ответственность работников.
По аналогии с общественными институтами, данную проблему тоже
можно бы было назвать «институтом безработицы». Однако такой под-
ход научно не обоснован. Общественные институты, хотя и сотворены
людьми, но не зависят от желания отдельного человека, а часто и боль-
шинства населения, например, институты собственности, капитала, де-
нег, налогов и др. Создав однажды указанные институты, человек не мо-
жет отменить их, так как уже не может без них обходиться. Благодаря
экономическим институтам повышается эффективность экономической
деятельности, поэтому они являются «благами» уже по своему предна-
значению, даже когда не вполне ему соответствуют.
Безработица таким благом не является. Это искусственно созданный
элемент производственных отношений, возможно, с «благими» целями
(завышение ФРВ против объективно необходимого приводит к увеличе-
нию ВВП), но методы их реализации антиобщественны. При отсутствии
эффективной системы оплаты труда, когда заработная плата должна пол-
ностью зависеть от степени трудового участия, безработица повышает
сговорчивость работника. Таким образом, один серьёзный недостаток —
отсутствие эффективной системы производственных отношений — обще-
ство пытается компенсировать другим недостатком: угрозой вовсе поте-
рять работу. В народе это называется «клин клином вышибать».
Безработица — антиобщественное явление, но никто с ней не борет-
ся, зато проводится большая работа по «смягчению» ее последствий. Но
общество должно направлять усилия не только на компенсацию ущерба,
который нанесла безработица конкретным гражданам, а, в первую оче-
редь, на искоренение самой безработицы.
Мы рассматриваем безработицу как общественное явление,
препятствующее реализации основных положений института труда,
предполагающих, что участие в трудовом процессе и в материальной
поддержке общества каждым его членом является его главной об-
щественной обязанностью.
В свою очередь, общество тоже должно предоставить каждому члену
общества возможность выполнять свои обязанности трудиться и матери-
ально поддерживать общество, оставив за ним право выбора только фор-
мы и места деятельности.
7.2. Безработица — неизбежное зло
или сотворённое человеком?
Безработица даёт определённые преимущества предпринимателям,
увеличивая конкуренцию между обладателями «рабочей силы» за по-
лучение рабочих мест, повышая этим сговорчивость участников и спо-
собствуя неэквивалентному распределению дохода между работниками
и собственниками. Естественно, появились и соответствующие «теорети-
ческие» обоснования безработицы как неизбежного следствия экономи-
ческого развития.
7.2.1. Несовместимость классовых интересов
с процессом познания.
Одному из «основоположников» подобной теории, К. Марксу, любой
ценой требовалось доказать, что система капиталистического произ-
водства делает безработицу неизбежной. А коли так, то ликвидировать
безработицу можно, лишь ликвидировав капиталистическую систему
производства. Согласно К. Марксу, безработица в условиях капиталис-
тического производства неизбежно возникает в связи с «изменениями в
строении капитала»: растёт его доля, ассигнуемая на вещественные фак-
торы, и снижается доля затрат на рабочую силу. Кстати, эта «идея» за
полтора века не получила никаких подтверждений, как и другие идеи
К. Маркса, доказывавшие необходимость уничтожения капиталистиче-
ской системы производства.
Маркс рассматривал инвестирование, производство, реализацию про-
дукции и распределение дохода как один процесс — непонятно, какой.
Такого единого процесса в природе не существует хотя бы потому, что
процессы производства и распределения подчиняются разным системам
законов, находятся в разных системах измерения (см. главу 4) и разделе-
ны в пространстве и времени. Тем самым Маркс сам лишил себя возмож-
ности увидеть те или иные явления, связанные с обеспечением человека
жизненными благами, в их истинном виде, отражающем экономическую
природу этих явлений. А суть их такова.
1. Образование инвестиционного фонда — затратный процесс, в кото-
ром обязан участвовать каждый участник трудовой деятельности. Весь
инвестиционный капитал превращается в производственные фонды (пас-
сивную составляющую производительных сил) и не является источником
выплаты заработной платы.
2. Заработная плата в коммерческой сфере деятельности является не
затратами, а частью добавленной стоимости (дохода), созданной в про-
цессе производства и входящей в состав выручки.
3. Величина средств, ассигнуемых на заработную плату, определяется
в процессе распределения дохода и не связана со «структурой капитала»,
на которую ссылается К. Маркс. Рост капиталоёмкости производства,
т.е. рост производственных фондов, обычно приводит к росту производи-
тельности труда и относительному снижению материальных затрат. Все
это создаёт объективные предпосылки для возрастания дохода и, соот-
ветственно, заработной платы, что и имело место в XX столетии во мно-
гих капиталистических государствах.
Многовековой опыт развития человечества показывает такую зависи-
мость экономических явлений, которая полностью опровергает рассуж-
дения К. Маркса насчёт «строения капитала»:
Развитие —э» роет производительности —э* рост дохода —э* рост заработной
производственных труда платы
фондов
Организаторы «капиталистического» производства поняли, что эф-
фективное использование производственных фондов выгоднее их просто-
го наращивания. Значительно увеличив заработную плату участникам
юридических лиц, они добились за счёт роста эффективности производ-
ства увеличения дохода, что позволило ничем «не обидеть» и получате-
лей дивидендов. При всём при том они всё равно сохранили резервную
армию безработных как фактор, играющий в их пользу в упражнениях
по перетягиванию каната, которыми ещё продолжают заниматься пред-
приниматели и профсоюзы, кое-где и с участием государства.
7.2.2. Технологическое «обоснование» безработицы.
В экономике имеет хождение так называемая «теория технологиче-
ской безработицы», доказывающая, что безработицу создаёт рост произ-
водительности труда, связанный с применением более эффективного обо-
рудования. Согласны: более совершенное оборудование приводит к росту
производительности труда. Согласны также и с тем, что человек способен
производить больше, чем способен потребить. Но всё это не обосновывает
неизбежность безработицы как общественного явления. Тем более что до
абсолютного перепроизводства в мировом масштабе ещё весьма далеко.
Однако, рассматривая возможные последствия интенсификации произ-
водства, мы обязаны эту возможность учитывать. Тем более важно пока-
зать возможные пути ликвидации безработицы.
7.2.3. «Право на труд» оправдывает безработицу.
Существенную роль в правовом обосновании безработицы сыграли
популистские попытки представить труд в качестве «права» человека, в
чём особенно преуспели российские правозащитники. Зачем сегодня го-
сударственным деятелям всерьёз заниматься ликвидацией безработицы?
Они рассуждают примерно так: «Конечно, безработица — социальное
зло. Но выплачивая пособия по безработице, мы обеспечиваем реализа-
цию прав лиц, потерявших работу, в общем, всё, как у людей».
Свою «лепту» в трактовку понятия «труд» внесла и Международная
Организация Труда (МОТ). Согласно ее методике, следует различать «ак-
тивное» и «неактивное» население. К экономически неактивному насе-
лению относятся и те, кто по каким-либо причинам не желает работать,
и те, кто отчаялся найти работу. Таким образом, признается, что участие
в процессе труда и содержании общества не является обязанностью каж-
дого человека.
Примерно так же рассматривается этот вопрос в «Экономике труда»
(библ. № 40, с. 57): «Для индивида выбор работы или отказ от неё опреде-
ляется уровнем заработной платы, нетрудового дохода (в который вклю-
чаются социальные выплаты, дивиденды на акции и пр.) и индивидуаль-
ным предпочтением между трудом и свободным временем».
Оставим без комментариев тезис о «нетрудовом доходе», хотя он тоже
весьма показателен. Нас больше интересует общественное отношение к
тому, что человек «предпочитает не работать». Ничего особенного: когда
человек «не желает» работать (МОТ) или «предпочитает» труду свободное
время (Минтруд РФ), он использует своё право. Задумаемся на минуту
о том, что будет, если своим «конституционным» правом «не работать»
воспользуется всё трудоспособное население планеты или даже только
России?
Российское законодательство в угоду популистским соображениям
развило тезис о труде, добавив ряд положений, экономически явно абсурд-
ных, но, по-своему, логичных. Вот как решаются вопросы, связанные с
проблемой безработицы.
1. Человек имеет право на работу, соответствующую его ментали-
тету.
Следовательно, общество обязано предоставить ему такую же работу,
какой он по тем или иным причинам лишился. Если общество не может
это сделать, оно обязано три месяца выплачивать ему заработную плату,
какую он получал ранее. Реальные последствия этого для общества:
- искусственно сохраняются профессии, в которых общество не нуж-
дается;
- общество несёт материальный ущерб, выплачивая необоснованное
пособие;
- трудоспособного человека заставляют жить на пособие.
2. Общество не имеет права обязать неработающего человека вы-
полнять ту работу, в которой оно нуждается.
Реальные последствия этого для общества: создаются искусственные
преграды в трудоустройстве безработных, что позволяет многим «умель-
цам» совмещать работу без предъявления трудовой книжки с получени-
ем пособия по безработице.
3. Обязательства общества перед неработающим гражданином пер-
вичны по сравнению с обязательствами общества перед работающим
членом общества.
Реальные последствия этого для общества: общество обязано пла-
тить неработающему гражданину его среднюю заработную плату (и даже
предусматривает соответствующие расходы в бюджете), в то время как
работающему оно обещает выплатить только гарантийный минимум,
фактически не имея никаких источников для обеспечения даже такой
«гарантии».
Так что можно лишь удивляться, что уровень безработицы в России
сравнительно низок. Вероятно, большинство граждан не читают Консти-
туцию и воспринимают труд таким, каков он есть, т.е. как объективную
необходимость и первейшую обязанность. Разумеется, пособия по безра-
ботице нужно платить, но делать это следует только при наличии доста-
точных оснований. До тех пор, пока безработица будет рассматриваться
пусть не как достойное подражания, но вполне правомерное обществен-
ное явление, она неизбежно сохранится, особенно если труд считать пра-
вом, а не обязанностью. Но даже и в таких условиях общество должно
сделать так, чтобы
считаться безработным было невыгодно и непрестижно.
7.2.4. Несовершенство действующей методологии планирования
общественных трудовых показателей.
Фатальной неизбежности безработицы в природе не существует. Под-
твердим это конкретными расчётами.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 428;