Этапы развития письма
Письмо-это система зрительных знаков для передачи устной речи.
Письмо - величайшее изобретение человечества. Благодаря письму расширяются возможности общения людей во времени и пространстве.
Устное речевое общение без специальных технических средств (рупор, громкоговоритель, телефон, радио и т.д.) ограничено в пространстве и времени. Существует латинская поговорка: «Verba volant scripta manent» («Слова летают - надписи остаются»).
Письмо возникло несколько тысячелетий назад в связи с потребностью людей передать какую-либо информацию на значительные расстояния, а также увековечить что-либо во времени. Поэтому наиболее древними письменными жанрами являются послания («письма») и надгробно-триумфальные надписи.
Самыми древними видами письма являются:
1) предметно-символическое письмо;
2) условное письмо.
Предметно-символическое письмо использовалось скифами. Так, древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.) сообщает о следующем факте: скифы направили персам, с которыми воевали, «послание» в виде живых лягушки, мыши и птицы. Это символическое послание было разгадано жрецами персидского царя Дария так: «Если вы, персы, не научитесь прыгать по болотам, как лягушка, прятаться в норы, как мышь, летать, как птица, то вы будете осыпаны нашими стрелами, как только ступите на нашу землю».
К условному письму относятся:
1) узелковое перуанское письмо инков
ки́пу: палочка с привязанными к
ней разноцветными шнурками и узелками;
2) письмо ва́мпум (← индейск. wampumpeag
«нити с нанизанными ракушками»)
североамериканских индейцев: пояс или нить
с прикрепленными или нанизанными
ракушками разного цвета и размера.
Последние исследования условного письма свидетельствуют о том, что при помощи этого письма могла передаваться самая разнообразная информация от элементарной (какие-то указания, сигналы бедствий, и т.д.) до сложной, связанной с описанием организации власти.
Более совершенным видом письма является начертательное письмо.
Начертательное письмо, или собственно письмо, - это совокупность графических знаков (картинок, значков, букв, цифр) для передачи устной речи.
Начертательное письмо прошло три этапа развития:
1) пиктография (от латинского pictus «рисованный» + греческое graphō «пишу») - письмо рисунками;
2) идеография – передача понятий вначале при помощи рисунков, а затем иероглифов;
3) фонография – передача звуков речи при помощи букв.
Пиктография использовалась эскимосами и индейцами. Несвязанность пиктографии с языком позволяла ей быть средством общения разноязычных племен.
Переход от пиктографии к идеографии связан с возникновением потребности передачи более сложной понятийной информации. Первоначально в идеографии использовались те же рисунки, но не в прямом, как в пиктографии, а в переносном значении. Так, например, изображение глаза в пиктографии обозначает «глаз», а в идеографии – «зоркость, бодрствование». Постепенно убыстрение письма и потребность передавать более сложные по содержанию и длинные тексты привели к схематизации рисунков, к превращению их в иероглифы (← греч. hieroglyphoi «священные письмена»).
Первоначально материалами начертательного письма были камни, куски дерева, кора деревьев, а орудиями письма - различные насекательные или царапающие предметы. Постепенно люди научились выделывать более подходящие для письма материалы и орудия. В Египте примерно с начала III тысячелетия до н.э. стали изготовлять папирус по очень сложной технологии из речного тростника. В античном мире он начал использоваться с VII в. до н.э. В Малой Азии (первоначально в городе Пергам) в качестве материала для письма стали использовать пергамен (пергамент) - особым образом обработанную кожу (пергамен /пергамент/ - от названия города Пергам). Легендарным изобретателем пергамента считается царь Пергама Эвмен II (197—159 до н. э.). Необходимость использования пергамена в качестве писчего материала была связана с тем, что во II в. до н.э. египетские цари запретили вывозить папирус за пределы Египта. В начале II в. в Китае изобрели бумагу. В VI-VIII вв. бумага распространилась в Средней Азии, Корее и Японии, в XI-XII вв. появилась в Европе. На Русь бумагу стали привозить с XII в. , в основном, из Китая, Персии и Средней Азии. Бумажное производство на Руси налаживается с XVI в.
В качестве орудий письма использовали тушь, кисточку, а затем чернила и перья (чаще - гусиные и павлиньи).
При помощи иероглифического письма можно было передать как наглядное, так и отвлеченное содержание. Однако иероглифическое письмо было чрезвычайно сложным, оно состояло из огромного количества иероглифов, так как каждому понятию соответствовал свой иероглиф. Например, в китайском языке первоначально было около 50 000 иероглифов. Это весьма затрудняло обучение. Были попытки упростить иероглифическое письмо. Так, к примеру, китайцы пытались сократить количество иероглифов за счет обозначения более сложных понятий различными комбинациями иероглифов. Так, понятие «слеза» выражалось двумя иероглифам со значениями «глаза» и «вода», понятие «лаять» - иероглифами со значением «собака» и «рот». Правда, зачастую логика этих сочетаний была малопонятной. Например, понятие «пожар» обозначалось иероглифами со значением «корабль» и «пламя», а понятие «болтливость» - иероглифами со значением «корабль» и «рот».
Дальнейшее развитие письма привело к появлению фонографии, когда определенными знаками стали передавать звуковые единицы языка, первоначально слоги, а затем и звуки. Еще египтяне и ассиро-вавилоняне пытались отразить на письме звуковую сторону языка. Ассиро-вавилоняне стали использовать иероглифы шумерского языка для обозначения слогов собственного языка. Так возник первый этап развития фонографии - силлабический (от греч. syllabē «слог»), или слоговой. Лучшим образцом слоговой системы является древнеиндийское письмо «деванагари», используемое в санскрите. В «деванагари» знак - силлабема - обозначал согласный + гласный «а». Для обозначения других гласных использовались надстрочные или подстрочные знаки. Если же надо было передать один согласный, то под силлабемой ставился запретительный знак «вирама». Скопление согласных обозначалось при помощи лигатуры (от лат. ligatūro «связанное»). Силлабический алфавит был значительно проще иероглифического, так как состоял всего из нескольких десятков силлабем, использование которых не требовало каких-либо логических или грамматических познаний.
Следующий этап в развитии фонографии был связан с деятельностью древних евреев и финикийцев. Они придумали буквы для обозначения согласных, выражавших в их языке корни, а для обозначения гласных, выражавших аффиксы, использовали диакритические знаки (от греч. diakritikós «различительный» ). В древнееврейском языке такие диакритические знаки называются «шво», а в арабском- «харакаты».
Таким образом, письмо становилось еще более экономным. В арабском языке, например, 28 букв и несколько «харакат». Этот тип письма называется «консонантным».
Еще более совершенное письмо было создано древними греками. Они заимствовали многие знаки у финикийцев (alpha –от aleph «бык», beta –от beth «дом», gamma –от gimel «ярмо», delta – от daleth «дверь» и т.д.), но стали обозначать буквами не только согласные, но и гласные, так как в греческом языке корни и аффиксы состояли из гласных и согласных звуков. Для обозначения гласных греки использовали финикийские буквы, обозначавшие согласные звуки, которых не было в греческом языке: алеф → альфа, α; хе → эпсилон, ε; вав → ипсилон, υ; айн → омикрон, ο. Для особых придыхательных звуков греческого языка были придуманы специальные буквы ϑ «тета», φ «фита», χ «хи». Первоначально греки, подобно семитским народам, писали справа налево, затем способом бустрофедон («повороты быка»), т.е. первую строчку слева направо, вторую справа налево, затем опять слева направо и т.д., подобно движению быка на пашне. Позднее у греков утвердилось направление письма слева направо.
Греческий алфавит в его ионийской редакции послужил основой для алфавитов латинского, славянского и многих других. Буквы этих алфавитов передавали не звуки, а фонемы, поэтому такие алфавиты называются фонематическими.
На основе древнесемитских алфавитов возникло арамейское письмо[1], распространившееся на восток к уйгурам[2], а затем к монголам и маньчжурам[3]. На юге арамейское письмо было воспринято арабами, а также покоренными ими народами в западной Африке, Индии и Малайзии.
Арабским алфавитом пользовались все народы, принявшие магометанство: персы, турки, татары, узбеки, азербайджанцы, таджики, туркмены, а также некоторые кавказские народы (абхазцы, дагестанцы).
Римляне на основе греческого алфавита в его западной редакции создали латинское письмо, которое впоследствии использовали романо-германские народы: французы, испанцы, итальянцы, португальцы, румыны, немцы, англичане, шведы, норвежцы, датчане. Латинский алфавит приняли также финны, венгры, эстонцы, латыши, литовцы и некоторые славянские народы: поляки, чехи, словаки, словенцы, хорваты. В 1929 на латинский алфавит перешли турки. В 20-е годы произошла латинизация письменности народов СССР (тюркских, иранских и некоторых кавказских народов).
С 1936 года эти народы перешли на русский алфавит, в основе которого лежит древнеславянская азбука - кириллица. Она была создана учениками славянских первоучителей Кирилла и Мефодия в 9 в. на базе греческой азбуки в ее восточной редакции. Кириллицей пользуются болгары, сербы, русские, украинцы, белорусы, чуваши, марийцы, мордва. Другой более древний славянский алфавит - глаголица, созданный Кириллом в 9 веке, применялся в Хорватии наряду с более поздней латиницей.
Очень древние алфавиты, происхождение которых не вполне ясно, имеют грузины и армяне. В 4 в. н.э. епископ Вульфила придумал для германского народа вестготов алфавит на основе греческого письма и некоторых германских знаков рунического письма.
Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 1330;