Манипуляции массами и психоанализ 9 страница
Вернувшись к вопросу проекции, мы можем заметить, что любой индивид так или иначе оказывает влияние на окружающих. Всегда находится кто-то слабее вас, кто имеет огромное подсознательное желание вам подчиняться. Так же как и существуют люди, кто как будто бы подчиняться не намерен. Но это зачастую выражается лишь только внешне, тогда как внутренне у каждого есть определенная категория в его психике, воздействие на которую фактически и вызывает подчинение или проявление власти со стороны другого индивида.
И почти совсем не вопрос — что вы из себя представляете. Всегда находится кто-то, кто оказывается в более выигрышных, чем вы, условиях. А значит, при определенных условиях может довлеть над вами. Так же, впрочем, как и подчиняться.
Остановившись еще какое-то время на вопросе подчинения, мы можем сказать, что подчинение, по сути,— свойство человеческой психики. Свойство это базируется на законе сохранения вида (на законе выживания). Тем более что при определенных условиях действительно необходимо подчиниться. Хотя бы уже для того, чтобы после получить власть. Это один из законов манипулирования другими. Хотя уже можно заметить, что тот, кто всегда и везде демонстрирует исключительное подчинение, все меньше в последующем * сможет удовлетворять свои властные амбиции. Потому как в г- его подсознание уже словно бы закладывается своеобразная установка. И чтобы изжить ее, требуется гораздо больше времени, чем для закрепления ее в психике того или иного индивида.
Тоесть, другими словами, все, что мы совершаем, каждый поступок, помимо того что является непременным следствием наших мыслей (а мысли базируются в подсознании), еще и оставляет свой отпечаток в нашей душе. И в последующем все это неким таинственным образом преобразуется в мысли и последующие поступки индивида. Потому как уже знаем мы, что любые поступки и желания являются непременным следствием работы нашего бессознательного, того, что находится в нем, то есть сформированности его.
Вопрос о том, что существуют люди, не подпадающие ни под чью проекцию, видимо, попросту не может рассматриваться. Потому как подобного не существует. А сам закон проекции исходит исключительно из определенного свойства человеческой психики, эту самую проекцию вызывающего.
Глава 33. Невротичность личности. Приспосабливаемость к обстоятельствам
Жизнь невротика полна странностей и неожиданностей с позиции личности, лишенной подобной пограничной стадии заболевания. Труднее всего приходится индивидам, сознание которых в большинстве случаев позволяет им вполне трезво оценивать реальность. И лишь стоит таким индивидам начать подстраиваться под обстоятельства, как психика их выдвигает определенные условия, следование которым как будто приводит к ослаблению симптоматики заболевания, этим самым заболеванием еще не являясь.
Можно предположить, что в пограничной стадии находится достаточно обширная категория индивидов, проживающих в цивилизованных странах. В свое время Зигмунд Фрейд в одном из своих программных сочинений «Недовольство культурой» проследил взаимосвязь между социумом и отдельным индивидом, предположив, что излишнее окультуривание (что является непременным фактом развития цивилизации) приносит такому индивиду определенный вред, выражающийся в развитии у него ряда отклонений психики. Мы также можем предположить, что одна из форм какого-либо излечения, возможно, будет заключаться в некотором возвращении индивида, его психики, в состояние, свойственное психике первобытного человека. При этом необходимо учитывать, что общество само интуитивно предоставляет индивидам подобную возможность, выражающуюся в использовании последними целого ряда факторов, так или иначе способствующих развитию у них адаптивных возможностей, равно и предполагающих, что в процессе временного отыгрывания подобного «возвращения» у таких индивидов будет как бы уравниваться состояние их легкого отклонения.
К числу подобных способов отыгрывания можно отнести употребление алкоголя с целью стимуляции мозга и снятия определенных барьеров в психике (речь идет о цензуре психики), после чего временно такой индивид опускается на несколько ступенек вниз по лестнице цивилизации. Помимо употребления алкоголя (или же совместно с ним) к подобным способам допустимой релаксации, на наш взгляд, следует отнести занятия спортом (преимущественно мужественными видами спорта — боксом и борьбой, например14), а также особое внимание следует обратить внимание на нахождение среди толпы: стадионы, дискотеки, проч. В таких случаях (отмеченных ЛеБоном, Фрейдом, Московичи, Кан-нети, Бехтеревым и др.) индивид подвержен ряду состояний, свойственных преимущество первобытному человеку, и в некоторых случаях явно напоминает его.
Рассматривая вопрос невротичности психики, мы должны обратить внимание на явную вынужденность приспосабливания подобного индивида к обстоятельствам окружающей среды, обстоятельствам его контакта с социумом. И так получается, что такой индивид уже как бы изменяет (вынужденно изменяет) свое поведение, подстраиваясь под условия, навязываемые ему средой. Вернее в большинстве случаев как раз ему кажется, что навязываемые. Тогда как на самом деле, стоит ему просто не обратить внимание на обстоятельство, вызывающее в нем тревогу (переключившись, например, на что-то другое, на выполнение какого-
со то действия, результат которого вызываемые взрыв полоса - \
^ жительных эмоции в его психике), как оказывается, что ничего страшного и не происходит. И жизнь такого инди-
14 Но вполне допустимы любые занятия спортом: тяжелая и легкая атлетика, гребной спорт и проч.
вида продолжается вполне определенным путем. При этом словно бы высвобождается часть определенной психической энергии, ранее направленной на поглощение ею заболевания (на борьбу с целью предотвратить развитие оной), и оказывается, что ей можно найти вполне позитивное применение.
Однако подобную радость индивид способен доставить себе не часто, если только специально не контролирует подобным образом свою жизнь, вовремя переключая психику (в момент, а еще лучше перед зарождением импульса, приводящего впоследствии к определенным негативным мыслям, вызывавшим тревогу, развитие беспокойства, чувства вины, и проч. последствия негативных факторов наличия в психике индивида невроза). И тогда уже все, что остается посоветовать такому индивиду (если мы не ведем речь о медикаментозном лечении или психотерапии), — сознательно вызывать у себя переключения психики на какой-либо иной предмет, способный вызвать каскад положительных эмоций и заключающийся в переключении механизмов психики со своего внутреннего мира (и, как следствие, — «ненужных» мыслей) на некоторые обстоятельства окружающей среды, способные вызвать положительные эмоции (просмотр комедийного фильма, например),15 и обретение психического здоровья.
Глава 34. Унижение любовью, или когда может получиться
Сразу оговоримся, что мы не будем вдаваться в область индивидов с полностью адекватной психикой (хотя, по нашему мнению, таковых весьма незначительное количество), рассматривая т. н. условных невротиков.
15 Фильм на самом деле может быть любого жанра, быть может только следует несколько ограничить такой жанр, как драма, быть может, триллер и проч. Хотя и следует допустить, что как раз в процессе просмотра фильмов подобной направленности в психике индивида как бы происходит отыгрывание состояний, способных привести к ухудшению его психического состояния. А значит — будет наблюдаться явное улучшение настроения и, как следствие — отступление пограничной симптоматики.
Под условными невротиками мы будем понимать индивидов, психика которых пребывает в пограничном состоянии. То есть когда их еще нельзя признать душевнобольными, но и говорить об их стопроцентном психическом здоровье было бы весьма рискованно и не совсем честно.
Рассматривая вопрос успешности полового акта для обозначенной нами категории индивидов, хотелось бы обратить внимание на ситуацию, при возникновении которой у подобных индивидов действительно может наблюдаться не только половое возбуждение, но и акт любви может пройти относительно (а в иных случаях и весьма) успешно и закончиться эякуляцией.
Становится возможным подобное в случаях, когда индивид, который ранее испытывал некоторые сексуальные проблемы, подбирает себе партнершу таким образом, что может бессознательно властвовать над ней16. В таком случае в бессознательном его психики стирается некий запрет на осуществление удовольствий. А значит, можно предположить, что половой акт закончится ожидаемым со стороны партнеров финалом.
Касаясь вопроса возникновения подобных границ в психике индивида, мы можем обратить внимание, что такое становится возможным вследствие подавления психики в результате излишне строгого воспитания со стороны родителей (чаще всего со стороны не в меру строгой матери мальчика). Периодически повторяющиеся запреты приводят к формированию в бессознательном определенного ряда комплексов, направленных на запрет в реализации (удовлетворении) либидо. Взрослея, такой ребенок по привычке (бессознательно) воспринимает возможную половую партнершу как нечто, напоминающее о матери17. На секс с близкими в психике индивида наложено табу (передаваемое филогенетическим путем, то есть из поколения в поколение на уровне бессознательного запрета), поэтому, бессознательно видя в образе возможной * партнерши свою мать, индивид не способен осуществить акт
16 Мы не рассматриваем вопрос ролевой игры в госпожу и слугу, применяемую, например, при садомазохизме. 17 В данном случае возможен ассоциативный ряд: женщина = мать; половая партнерша = женщина-мать.
любви18. А значит, для того чтобы у него все получилось, ему необходимо попросту сознательно (при помощи воздействия сознания) убрать из подсознания ассоциацию такой женщины с его матерью. И уже подобное становится возможно в случае намеренного издевательства (садизма) над подобной жен-щиной-партнершой. Ибо у рассматриваемого нами индивида как бы снова «защелкнет» в мозгу: мать унижать нельзя19, так же как невозможно унижать более сильного; если подобное унижение становится возможно, значит, я уже достаточно окреп, чтобы диктовать свои условия. В итоге в его психике как бы снимается определенная цензура, отвечающая за возможность получения физического удовольствия20, и уже в результате всего этого акт любви вполне может завершиться оргазмом и эякуляцией (причем, чем сильнее было предварительное унижение, тем ярче возможно и проявление оргазма).
Глава 35. Воображение
Так получается, что воображение индивида зачастую является той путеводной нитью, которая способна вывести его из многих жизненных передряг. В воображении часто не только отображаются какие-то скрытные, тайные желания индивида, но и отыгрывание их приводит к исцелению. Исцелению от душевных мук и терзаний. Исцелению от чего-то порочного, что индивиду непременно хочется осуществить, но что в современном обществе может быть прокручено почти исключительно только в воображении. Иначе суд и тюрьма.
Воображение — это поистине благо. Тех, кто наделен богатым воображением, вполне можно назвать счастливыми людьми. Правда, почти эти же самые люди иной раз и страдают от своего воображения. Ибо оно иной раз способно накручивать
18 Подобное блокируется самой психикой (мозгом).
19 Если подобное унижение наблюдается, то свидетельствует о бессознательном стремлении индивида выбраться из под опеки матери. А подобное, по его мнению, возможно сделать, в случае если развенчать ее влияние, ее власть. Например, посредством того же унижения продемонстрировать, что контроль над взрослым ребенком невозможен. Он самостоятелен. И проч.
20 Физическое удовольствие как раз блокируют духовные запреты (базирующиеся в бессознательном).
несуществующие факты. Возвеличивая детали вымысла до самой что ни на есть иллюзорной реальности. Хотя, видимо, и сам индивид в таком случае уже не может распознать, где реальность истинная, а где ложная. Где проходит раздел между правдой и ложью. Где та путеводная нить, которая способна вывести его из мира грез в мир реальности.
Если говорить о воображении, то что-то заставляет нас все же находить в наличии у индивида воображения больше позитива, чем негатива. И если только задуматься, ведь это и на самом деле благо. Благо — наличие воображения. К тому же воображение обычно характеризует индивида как человека чувственного. Мыслящего. Хотя, видимо, и не склонного к какому-то уж явному материализму. Виной тому воображение. Воображение, делающее зачастую из индивида мечтателя. И воображение, способное благодаря приобщению к мечте, благодаря отыгрыванию ее в своем бессознательном, добиться положительного аспекта в жизни подобного индивида. Ведь известно, что какое-либо событие может как реально осуществиться (осуществиться в действительности), так и осуществиться только в нашем воображении. Причем по испытываемым ощущениям это зачастую идентично. А все дело в том, что подсознание в таком случае фиксирует вполне схожие эмоции; независимо от того, произошло ли нечто в реальности, или только в вашем воображении. Для психики это практически не играет никакой роли. Важен сам факт. Факт получения соответствующих эмоций. Факт наличия некоей категории, способной решить своим присутствием поставленные психикой задачи. И в таком случае мечтатель иной раз оказывается в заметном выигрыше перед практиком. Потому как способен прокрутить в своем воображении значительно больше событий, чем у практика может произойти в реальности.
И тем не менее помимо позитивных аспектов наделения индивидов воображением, почти всегда следует говорить и о О неком негативном смысле, который не только, конечно же, Р присутствует, но и иной раз способен доставлять значительно
I |
больше неудобств, чем это только может показаться на первый взгляд. И становится возможным подобное оттого, что на индивида, наделенного воображением, оказывает влияние
подсознание. То бессознательное, что скрыто в глубинах сознания. И что непременнейшим (и чаще отрицательным) образом влияет на его мысли, поступки, желания. Или точнее даже — на формирование желаний, большинство из которых в данном случае носят негативную форму. И зачастую такой индивид, прокручивая (прогоняя) в своем воображении мысли, подменяет реальность вымыслом. А вымысел (то, что возможно, но что еще не наступило), завладевая сознанием, вынуждает индивида уже реагировать на нечто несуществующее. Что в конечном итоге зачастую и приводит к чему-то не очень хорошему. Даже в большинстве случаев (к сожалению) приводит к не совсем хорошему. Неся с собой страшные и негативные последствия.
Хотя почти тут же стоит предположить, что это же самое воображение, вынуждающее индивида подменять истинный смысл ложным, в иных случаях и способствует вполне благоприятным моментам. Пусть и заставляя индивида жить в вымышленном мире, но для иных этот нереальный мир вполне может быть и лучше настоящего. Потому как становится возможно в нем наделять себя несуществующим. Тем, что в реальности никогда (или почти никогда) не произойдет. И в то же время ведь этого очень хочется. А когда очень хочется, да это еще, прогоняется в воображении, то фактически индивид (подсознательно) наделяется этими вымышленными чертами. В его случае способными стать вполне настоящими. Потому как, если какую-то ситуацию прогнать в своем воображении (подсознании), то фактически у человека уже будет опыт реагирования, поведения в подобной ситуации. А это и есть то, что называется опытом. И при каком-то реальном возникновении подобной ситуации вполне можно будет считать, что какой-то жизненный этап подобный индивид уже прошел.
При этом, конечно же, следует обратить особое внимание на то, что всегда важно не только возвращение обратно, но и не потеря этой самой реальности. Потому как зачастую становится вполне проблематичным возвращение. Тогда в иных случаях (на каком-то этапе) допустимым становится параллельное существование. Когда реальность чередуется с вымыслом. Но и при этом вы, тем не менее, стремитесь к возвращению в мир нормального существования. Где черное — это черное, белое — белое, а голубое — именно голубое, а не розовое и не зеленое. Хотя и на это иной раз необходимо время.
То есть уже можно предположить, что наиболее благоприятным в таком случае будет своеобразная игра. Когда вы как будто и находитесь в своем, вымышленном мире, но при этом словно бы и не окончательно погружаетесь в него, отдавая своеобразный отчет реальности, пусть и не до конца позволяя понять это окружающим. Да и об окружающих в таком случае вполне можно или забыть, или помнить весьма условно. Потому как намного важнее будет ваше возвращение. Когда через какое-то время после двойного существования вы вполне сможете вздохнуть полной грудью, возвратившись обратно. И перед вами откроются те варианты бытия, о которых раньше вы, быть может, только мечтали. Потому как и действительно многое станет возможным. Многое — а может, и все.
Глава 36. Внутренняя энергия. Беречь или расходовать?
Так получается, что запасы внутренней энергии индивида (скрытые, базирующиеся в его психике) не безграничны. Например, можно предположить, что существует различное распределение, но примерно его хватает на один или несколько дней. И уже только после наступает взаимодополняемость, взаимовосстановление.
Хотя уже возможно, что сроки все-таки весьма и весьма различны. Но тут как бы все понятно, потому как исходит из специфики психики того или иного индивида, а она у всех весьма различна.
Попытаемся подойти к вопросу, вынесенному в заглавие, который, чуть переиначив, можем задать себе так: так ли уж можно не заботиться о расходовании психической (внутренней) энергии? Или же во время наступавшего вслед за расходованием (естественные природные процессы) истощения психики (более известного как, например, нервное истощение или нечто схожее по классификации симптоматики) для данного индивида наступают весьма негативные последствия?
К сожалению, практика показывает, что почти так все и становится возможным. Хотя и следует учитывать, что для каждого конкретного случая ситуация все же может различаться; но тем не менее общая тенденция как раз говорит о том, что вполне возможно, что именно в тот промежуток, когда ваша психическая энергия истощится например, уйдет на подпитку кого-то из саттелитов (псевдодрузей да товарищей-неудачников, имеющихся чуть ли не у каждого человека-личности), а новой организм еще не наполнится (видимо, на подобного рода восстановление тоже необходимо какое-то время) как раз и произойдет какой сбой; и хоть организм все равно восстановит необходимый ему баланс, так уже получится, что какое-то время на это потребуется. А значит, в течение этого времени психика такого индивида будет подвержена нападению извне. И даже если нападения не последует (не всегда ведь случается так), уже то, что организм таким образом ослаблен — не очень хорошо. Ведь психическая энергия питает все без исключения. Можно, конечно, что-то делать через силу (на силе воли, на характере), но не всегда это может продолжаться долго, да и морального удовлетворения (что, может, как раз и есть самое главное или как минимум нечто наиглавнейшее) такой индивид не получает.
И уже получается, что, быть может, совсем и не нужно тащить кого-то, разъясняя человеку (пусть и входящему в число знакомых или даже близких знакомых), что и как будет ему лучше делать если вы замечаете (например интуитивно угадываете, подсознательно догадываетесь), что такой человек все равно не воспользуется вашими советами, потому что не поймет. А время на объяснение (а в иных случаях и доказывание) ему вы уже потратили. Причем так уже выходит, что именно в это время, при таком доказывании тому, кому это понять не дано, и теряете вы добрую часть своей внутренней (психической энергии); а значит, уже как бы получается — наносите вред себе, своей психике, своему психическому здоровью.
И уже нельзя говорить, что вы можете допустить эти пожертвования. Да, в каких-то случаях для блага другого жертвовать собой можно, а может, и нужно. Но вот необходимо учитывать, что практически каждый из социально активных индивидов живет (постоянно находится) в социуме. А значит, волей-неволей вступает в контакт с многочисленным контингентом других индивидов, среди которых в том числе наблюдается и определенное количество тех, кого каждый из нас считает близкими да родственниками (и общаться с которыми волей обстоятельств приходится несколько чаще в сравнении с другими). И тогда уже получается, что ваша истощенная психика вызывает определенный негатив в вашей душе. Негатив этот влияет на настроение, а то и вообще на отношение к жизни. А уже последнее невольно вступает в коррелят с психической энергией близких окружающих. И ваш негатив, передаваясь на них, забирает психическую энергию уже у них (в отдельных случаях таким образом и восстанавливаясь за счет подобного рода подключений). Так неужели одни люди (те, кто хочет вам добра или же даже ничего не хочет, а вынужден находиться с вами волей обстоятельств) должны страдать из-за тех, кому природа недодала разума, а недостаточно развитый интеллект да отсутствие силы воли мешает не сдаваться и самосовершенствоваться? (Получить совет у других легче, чем додуматься до него самостоятельно.)
Конечно, каждый вполне способен принять свое решение относительно того, как ему лучше поступить. Но уже точно, что весьма необходимо (даже, может, очень важно) обращать внимание на то, что и как происходит в психике. Потому что, как говорили древние, предупрежден — значит вооружен. А выбор уже за каждым. В силу его интеллекта и каких-то морально-нравственных позиций да наличия или отсутствия невротической зависимости (зачастую и заставляющих одних людей находить себе более слабых, а других наоборот, — тянуться к более сильным; и те и другие в этом случае получают каждый свое. То, к чему их психика интуитивно (бессознательно) тянется, а может, даже и предрасположена).
Глава 37. Интуитивное прогнозирование, или прочувствование ситуации
Ситуация обстоит таким образом, что общение индивида с внешним миром происходит, помимо прочего, и через некое интуитивное восприятие или, иными словами, прочувствование ситуации.
Почти никогда здесь невозможно наметить что-то конкретное и определенное. Чаще всего подобное общение происходит (и становится возможным) посредством неких неуловимых нитей, базирующихся в сфере подсознания и, вероятно, целиком и полностью принадлежащих бессознательному индивида.
Вероятно, также следует говорить о том, что при попытке какого-либо конкретного анализа в сознании индивида невозможно появление какой-либо четкой модели того, что происходит. Скорее всего, дело заключается в том, что то, что становится понятно на интуитивном уровне, совсем не улавливается сознанием, ибо в таком случае (в случае адаптации к сознанию) стирается та невидимая грань, которая и характеризует подобную категорию психики.
Также, вероятней всего, мы должны говорить именно о соответствующей категории психики, ибо уже получается так, что наблюдается некое невидимое подобного компонента психики на жизнь индивида. Как известно, жизнь индивида складывается из некоего противоборства двух противоположных категорий восприятой психикой внешнего мира: сознания и подсознания (или бессознательного). Так вот, выведенная нами категория психики не только находится почти исключительно в подсознании, но и еще именно от нее зависит то, что будет в сознании индивида.
Как известно, любые наши мысли, желания, поступки и проч. базируются исключительно в подсознании. Оттуда берут они свое начало и уже после — так или иначе — оказывают влияние на сознание, направляя в дальнейшем жизнь индивида в то или иное русло, продиктованное наличием соответствующих «установок» в бессознательном.
Совсем нельзя говорить сейчас о какой-либо продуктивности или непродуктивности оного. Нет. Но почти так же верно, что практически независимо от того, насколько реально ощущение самого индивида, подобное все равно уже так или иначе влияет на изменение его мироустройства. А равно оказывает влияние на восприятие индивидом окружающего мира. Потому как совсем нельзя говорить о том, что что-либо проходило бы в подсознании (из внешней среды; а психика, как известно, чутко улавливает все, что происходит вокруг, питая подобной информацией компоненты психики), но до сознания не доходило. Как раз подобное-то и невозможно. Мы уже говорили, что все, что находится в подсознании, через какое-то время неизменно появляется в сознании (даже если оно особо не задерживается там, проходя мимо), а значит, уже из этого следует исходить припоявлении у индивида необходимости какой-либо оценки окружающего мира. Мы также можем сказать о том, что в своих поступках те индивиды, кто полагается на интуицию, заметно выигрывают в сравнении с пытающимися осмыслить какую-либо ситуацию в практической плоскости[1]. При этом мы можем обратить внимание, что, собственно, законам мироздания практически безразлично, каким образом индивиды будут оценивать ту или иную ситуацию. Речь скорее идет уже о неком конечном результате. И тут следовало бы обратить внимание на то, что совсем независимо от того, каким образом индивид будет способен оценить тот или иной характер получаемой извне информации, почти наверняка он способен совершить ошибку, ежели не воспримет надлежащим образом тот постулат, что любая приходящая из окружающего мира информация окажет на него надлежащее воздействие и будет оценена в том числе и механизмами психики, базирующимися исключительно в подсознании[2]. Причем в некоторых образах (не воспринимая должным образом подобное) приходится все равно возвращаться на круги своя. И уже оттуда вновь подступать к анализу, так ошибочно состоявшемуся (или не состоявшемуся) ранее.
Ведя речь об интуитивном прогнозировании, мы должны обратить внимание на удивительную восприимчивость психики к подобного рода воздействию. Причем уже почти совсем неважно какое-либо личное (индивидуальное) участие индивида (его сознания) в подобном вопросе. В данной ситуации перед нами как раз пример того, как: 1) любая информация, получаемая из внешнего мира, оказывается в подсознании;
2) имеющаяся в бессознательном информация обогащается находящейся там информацией иного рода, полученной, например, посредством филогенетических схем и известной под юнговским наименованием архетипов, или архетипической составляющей психики.
И почти всегда в разрешении любой ситуации более справедливо будет полагаться на интуитивный компонент разрешения23, и совсем неважно будет при этом, что данный индивид думает на самом деле (то есть сознание желательно в подобных вопросах отключать). И так будет не только эффективнее (для самого анализа ситуации), но и справедливее.
Глава 38. Сознательное единство, или с бредом по бездорожью
Метафора названия на самом деле имеет удивительный смысл, действие которого распространяется на длительный период сознательной жизни индивида.
Так получается, что большинство людей стремится плыть по течению жизни. Огибая пороги — если так делает большинство. И участвуя в восстаниях-забастовках — если это: 1) кто-нибудь до этого инициировал; 2) окружающие тоже участвуют в них.
Другими словами, основная масса индивидов — это масса толпы. Подчиняющаяся законом масс, сознательно, быть может, и не отдавая отчет, что это так.
Плохо это или хорошо? Как ни странно, в масштабах государства и страны — хорошо. Потому как не служит образованию хаоса. Притом что хаос и анархия, как брат и сестра, способны снести перед собой чуть ли не любую преграду. И управление толпой, которая как раз и прониклась и хаосом и анархией, возможно в случае переориентации толпы на какое-либо другое занятие. Причем плохое оно будет или хорошее, откроется только после, тогда как в момент совершения действия еще вроде как многое неясно да непонятно.
23 Базирующийся в психике индивида.
Видимо, дело обстоит таким образом, что каждый индивид все равно должен стремиться достичь какого-либо идеала. Но происходит это уже как бы с ориентацией на его внутреннее состояние. А значит, уже получается, что вмешивается в ход осуществления подобного множество отвлекающих факторов. Из-за которых, собственно, у большинства и мало что получается. Потому как плывут они по течению, руководствуясь удовлетворением сиюминутных желаний. А чаще всего, если те по каким-то причинам кажутся неосуществимыми, уже как раз и не стремятся ни к чему. Словно оставляя на потом, а на самом деле уже и не стремясь к чему-то. К чему-то тому, что может еще какое-то время представать в их воображении в виде воздушных замков. Но постепенно (с возрастом) разрушаются и те. И такой индивид уже довольствуется тем, что есть здесь и сейчас. Фактически не только не заглядывая (или как-то планируя) в будущее, но и уже опасаясь чего-то подобного (подобных действий). Потому как начинает вызывать все это в его душе тревогу да беспокойство. И если так, бессознательно рассуждает он, то лучше уже, чтобы чего-то подобного и не было.
И уже получается, что, может, и действительно становится отдушиной для такого индивида идти пусть и по бездорожью души, не приходя ни к какому позитивному началу, но со всеми вместе, нежели одному (или вместе с немногими смельчаками) прорываться сквозь тернии и буреломы. В иных случаях даже не надеясь дойти. Хотя и зная, что те, кто дойдет, обретут счастье и блаженство как в будущем (хотя бы потому что формируют свое будущее), так и в непосредственном настоящем. Хотя и не все доходят, выдерживая накал страстей да нападки обывателей (нападки большинства). Когда внутренне иной раз хочется или подчиниться этому большинству, или же еще ярче вступить в противоборство с ним. До победы... до победы...
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 457;