Манипуляции массами и психоанализ 8 страница
первых людей на Земле. (Здесь, видимо, следует согласиться с Ле Боном и учитывая опыт предшествующих поколений, следует все же говорить об опыте той или иной расе. Ибо вполне понятно, что в бессознательном европейца прослеживается филогенетическая связь его с предками, в результате чего ему становится значительно легче адаптироваться к современному цивилизованному миру, нежели в примере с его африканским собратом.)
Уже подытоживая, следует отметить, что, конечно же, не во всех случаях какая-либо проблема теряет свою актуальность при взгляде на нее «со стороны». Но практически непременным остается факт, что попытка оценки проблемы с иной плоскости восприятия поможет лучше понять саму проблему, а также наметить пути решения ее.
Глава 26. Об известности
Прежде чем мы начнем говорить об известности, хочется задать несколько вопросов.
С чего начинается известность? Может ли кто назвать истоки зарождения ее? Возможно ли просчитать процесс возможности возникновения известности?
Скажем сразу, что ответы на подобные вопросы существуют.и, к сожалению, вызывают двойственное чувство. И прежде всего потому, что в современном мире к известности все чаще можно прийти чисто механическим (манипулятив-ным) путем. Например, посредством ежедневного анонса на телевидении в течение какого-либо длительного времени. Это действительно чисто механический путь, который приводит к результатам как будто независимо ни от чего. Просто потому, что телевизор смотрит подавляющая часть населения, а волей-неволей показываемая «картинка» анонса (уже практически и независимо от того, что рекламируется) будет откладываться в подсознании. А как известно, то, что находится в бессознательном индивида через какое-то время начинает проникать и в сознание. Здесь уже как будто все ясно.
I
В зависимости от креативности подхода можно несколько ускорить процесс путем вовлечения неких дополнительных деталей. Например, если наряду с картинкой (т. е. в данном случае мы говорим о получении информации посредством зрения) еще и будут вклиниваться речевые манипуляции. Да еще и с учетом архетипического влияния т. е. путем подключения к процессу коллективного бессознательного.
Вкратце о коллективном бессознательном можно сказать, что, по мнению швейцарского ученого К. Г. Юнга, в бессознательном индивида находится весь опыт предшествующих поколений. В таком случае уже в нашем примере, если нашу картинку сопровождает речь (выступление) различных— даже не обязательно очень многочисленных — деятелей-экспертов в области нужного нам направления, то это бесспорно усиливает эффект «голого» изображения. Скажем, если мы добиваемся известности какого-либо писателя, то для нас целесообразно будет помимо демонстрации его самого и (или) его книг включить и выступление о нем каких-либо специалистов-филологов, литературоведов, критиков, известных писателей... (Причем необходимо действительно учитывать реалии. Когда кто-либо неизвестный, представленный профессором литературы, будет воспринят так же, как и известный писатель. Причем первый даже несколько лучше, чем второй. Ибо у известного писателя могут быть как поклонники, так и противники. А профессор литературы изначально воспринимается как некий непререкаемый авторитет. Для обывателя, разумеется.)
Итак, мы предположили, что если нам необходимо быстро и «наверняка» сделать известным какой-либо товар, то мы можем действовать подобным образом. (Словно бы для нагрузки и, что называется, для большего эффекта можем усилить воздействие на массы путем подключения СМИ и т. н. «сарафанного радио».) Однако телевидение— это процесс хоть и действующий наверняка, но, во-первых, достаточно дорогостоящий, а во-вторых, практически исключающий по-настоящему творческий процесс, потому как методика уже настолько апробирована, что можно говорить о шаблонности, где необходимо будет только менять сам товар (практически независимо, что это будет) да вгонять это в уже запрограммированные на результат лекала.
Соответственно, из-за механистичности процесса мы не можем говорить об обретении известности путем непосредственного качества «товара». Ибо сам товар в данном случае будет не важен ни по маркировке, ни по качеству.
А как же быть в том случае, если хочется действительно сделать что-либо известным? Какие механизмы манипуляции массами включаются в данном случае?
Быть может, к сожалению, но мы, конечно же, должны говорить о манипуляциях. Никакими иными способами не будет достигнут массовый эффект обретения известности. Отдельными индивидами — да. Но в массовом порядке?
Что заставляет нас сделать выбор в пользу того или иного товара?
Чтобы избежать совсем уж излишних ассоциаций с коммерциализацией, возьмем в качестве продукта все того же писателя.
Как его имя может стать известным как можно большему числу читателей? Ну если, разумеется, мы сознательно исключим телевидение и СМИ? Что тогда останется?
Люди. То есть то самое «сарафанное радио»! Когда мы сами передаем друг другу мнение о недавней покупке. Причем для того чтобы не только была достигнута повсеместность, целесообразно, конечно как можно в больших местах расставлять материал писателя. Ну и, конечно, в этом случае и сам материал непременно должен быть надлежащего уровня. Потому как если по ТВ можно рекламировать любую книгу или автора и его начнут покупать хотя бы из-за того, чтобы самому составить мнение о нем (ну или потому что «модно», например), то в обретении известности посредством передачи отдельными людьми мнения друг другу все иначе. Ну и при этом, это разумеется, процесс более длительный.
Глава 27. Зомбирование. Миф или реальность
Следует сказать, что зомбирования не существует. Ну, или еще вернее, это из областей, в которых специализируются все кому не лень, от психопатов до писателей-детективщиков и парапсихологов.
И тогда уже стоит оговориться, что мы взяли данный термин исключительно в целях, которые станут понятны с раскрытием данной темы. И тогда уже заметим, что несколько раз мы порывались было заменить слово «зомбирование» каким-либо синонимом слова «манипуляция», и если до сих пор что-то мешало это сделать, то в исключительных целях: на наш взгляд, именно зомбирование наиболее точно выражает то, что происходит со всеми нами, индивидами. Причем, как ни странно (видимо, сразу стоит оговориться), в данном случае нет конкретных виновных. Повинен прогресс, цивилизация.
Поясним.
В связи с развитием компьютерных технологий, генной инженерии и проч. стало возможно большинство из того, о чем пытливый мозг человечества прошлого мог только мечтать. И почти тут же отдельные индивиды (динамику можно с легкостью проследить, но, по всей видимости, она практически одинакова во всех цивилизованных странах) стали обращаться в соответствующие ведомства с жалобами на т. н. зомбирование. Ну, или этот термин придумали позднее. Не суть. Видимо, в данном случае более важен общий смысл жалоб.
Что же казалось людям? Причем если отбросить действительно сумасшедших индивидов (хотя еще достаточно спорный вопрос, кого считать таковыми), то перед нами выявится нечто общее: людям стало казаться, что они оказались объектами каких-либо исследований со стороны... Ну тут уж фантазия различна. Причем мы вполне согласны с утверждениями некоторых специалистов, что в данном случае имели место быть и массовая истерия, психопатия и проч.
Но хотелось бы вернуться к началу. Из-за чего это все-таки стало возможно?
Мы уже указали, что непроизвольным виновником является НТП (научно-технический прогресс). Причем вопрос в том, как нам рассматривать общий мир, в какой плоскости, под каким углом зрения. Ведь можно сказать, что в какой-то мере именно от этого зависят и наши последующие выводы. Притом с\1 что если посмотреть под другим углом, то вполне допустимо, что ^ будут уже совсем другие результаты.
| |
Итак. Мы уже о чем-то договорились. Дальше. Представим себе, что все именно так. Что мир, вернее, все, из чего состоит окружающий мир, живет по своим законам. И если
какое-либо согласование возможно, то нет никого, кто был бы способен этим как-то управлять. Ну или существует некий высший разум, Бог и проч., но это некто один. Недоступный и неподвластный. Что почти тоже как несуществующий. Но сейчас мы не об этом.
Представьте себе, что вся планета — изначально единый механизм. Механизм заведен, работает, и никто не знает, может ли он когда-нибудь остановиться, сломаться, ну и вообще что произойдет далее. Итак, допустим, что никому из нас это действительно неизвестно. Далее. Внутри этого механизма есть еще более мелкие и даже мельчайшие. Есть своя жизнь. Сменяются эпохи. Люди рождаются и умирают. Происходят войны, стихийные бедствия, и все это из года в год, из столетия в столетие, из эпохи в эпоху. Неизменно. Это обычное условие существования Земли.
И прежде всего потому, что мир населяют миллиарды индивидов. Около 6 млрд из которых — люди.
А на самом деле столько и не нужно. В данном случае, чтобы объяснить свою мысль, нам достаточно и много меньше индивидов.
Далее все происходит исходя из манипулирования массами и в какой-то мере рассмотрено нами в других работах, а также в работах Ле Бона, Фрейда, В. Медведева и других ученых.
Итак. Что же в итоге получается?
А все, как ни странно, просто и даже, может быть, увлекательно. Хотя на самом деле весьма печально.
Жизнь на нашем земном шаре происходит как бы сама собой, повинуясь своим законам. На различных сферах все происходит по-разному. Наверху— работают лидеры государства, кабинет министров и проч. Далее лестница исходит вниз, и заканчивается все совсем уж простыми, а то даже и простейшими членами общества. Что самое интересное — возможно, когда кто-либо из индивидов перебирается снизу наверх или обратно. В отдельных вариантах это допустимо. В массовом порядке — невозможно. Ну или практически невозможно. Перед нами недавний пример — Февральская революция 1917 года, она же февральский переворот. Хотя и там произошли исторические искажения.
Далее. Допустим все же, что истина в некотором случае едина и незыблема. Никакие кардинальные пертурбации невозможны. А значит, уже будет верно, если рассмотрим ту ситуацию, когда, с одной стороны, есть телевидение (как, соответственно, есть и люди, работающие на телевидении), а с другой стороны, есть все остальное.
Почему телевидение? Да потому, что именно телевидение в данном случае и есть самый главный (основной) манипулятор.
Глупо было бы говорить о единой службе, дающей какие-то секретные установки в плане «что и как». Глупо и невозможно. Да и оставим подобные теории для сериалов и шпионских блокбастеров.
Мы же сейчас только говорим о том, что люди из телевидения подчинены единому желанию: создать некий продукт, который бы смотрели зрители. Желание понятно и объяснимо. Ибо если будет как можно больше зрителей, то, соответственно, этот продукт будет стоить большие деньги. А деньги, как известно, на телевидении зарабатывают с помощью рекламы. И в итоге окончательным вариантом будет являться то, что продукт для зрителей должен быть таким, чтобы о нем не только знали и долго помнили, но и чтобы о нем рассказывали другим и проч. В желании, чтобы эти другие тоже каким-то образом увидели этот продукт или — подключились. Подключились ко всемирному разуму. Разум = телевидение. Подключение... В общем, тут уже все понятно. И ведь до невозможности просто.
Глава 28. Цензура психики. Зло или благо
Так получается, что на пути бессознательного, в коем, как известно, скрываются все тайны и пороки, стоит некая защитная функция психики индивида, в буквальном смысле мешающая всей гадости из бессознательного вылезти наружу, в ^ сознание.
I |
Рождение культуры современного человека, по мнению Фрейда, также полная заслуга данной структуры психики. И в этом великий ученый был бесспорно прав.
Можно только предположить, что получилось бы в результате того, если бы каждый представитель современного общества в какой-то момент поддался влиянию собственного бессознательного и стал бы реализовывать все свои желания. А суть желаний, как известно, не изменилась со времен доисторического человека: убить, съесть, изнасиловать. Дай только волю — и суды задохнулись бы от дел, а изоляторы — от клиентов. Притом что потенциальными клиентами в этом случае являлись бы и сами судьи, и также работники изоляторов. (Быть может, у первых в сравнении со вторыми специфика работы более предрасполагает к формированию Сверх-Я — или т. н. цензуры психики.)
Насколько может быть полезным сдерживание собственных позывов для индивида? Влияет ли это на психику, в частности на предрасположенность к развитию какой-либо симптоматики, а то и на деструкцию ее?
Да, влияет. Ибо совершенно точно можно говорить о том, что любые сдерживания, подавления собственных бессознательных позывов не иначе как наносят вред психическому здоровью индивида. Приводя порой и к серьезным расстройствам психики. А уж стрессы и прочий мелкий негативный фактор — это уж случается непременно.
Что же подобному может противопоставить современный цивилизованный человек? Ведь поддаваться позывам собственного бессознательного — явно способствовать нарушению законодательства всех цивилизованных стран, а также потворствовать морально-нравственному разложению общества. Культурного общества. Ведь на пути всего этого уголовно-наказуемого хаоса когда-то и стала культура. В результате чего подобные мысли индивида о реализации сексуально-кан-нибалистических желаний стали носить характеристику преступных и подавляться. А уже в результате подавления мы получили различные неврозы и психозы. И стали бороться уже с этим. (Это ведь легче, чем бороться с подрывом государства и его устоев.)
Кстати, какие-то выходы из ситуации не только возможны, но и законопослушные индивиды сами их придумывают, не только делая непременными атрибутами цивилизованного общества, но и явно делая их мерилами развития и совершенствования на пути цивилизованности.
К каковым «полезным» знаменателям, в частности, относится любой продукт творчества, и как раз сублимации бессознательного различных авторов в творчество мы обязаны рождению великих шедевров в живописи, литературе, музыке, и проч., проч., проч., начиная от авиамоделирования игрушечных самолетов и заканчивая крупнейшими конструкторскими находками в создании космических летательных аппаратов и самолетостроении, начиная от написания небольших заметок и заканчивая многотомными научными исследованиями. То есть мы можем говорить о том, что абсолютно все виды творчества, включая науку и искусство есть результат сублимации в творчество собственного бессознательного и индивидов. Ну а если подобной, по каким-то причинам, реализации не получилось, психика так устроена, что выплескивать подобные желания приходится все равно. Ну или сознательно заглушать их.
В первом случае перед нами одна из причин уголовно-наказуемых деяний. Во втором причина развития симптоматики нервных заболеваний и психических расстройств.
со
I
Глава 29. Интуиция как фактор разрешимости противоречий
Не вдаваясь в этиологическое значение слова интуиция, попробуем заметить, что для любого индивида, на наш взгляд, любое интуитивное предвидение ситуации есть непременное благо и возможность разрешения возникающих конфликтов его души.
Подобное становится возможным исходя из предположения, что интуиция — это наше бессознательное. Известно, что бессознательное являет собой некий коррелят взаимоотношений индивида с жизнью, с социумом, с окружающей средой. То есть на процесс формирования бессознательного влияет любая информация, полученная индивидом посредством органов чувств. Все, что он когда-либо услышал, увидел, о чем подумал и что осознал непременным и практически обязательным образом остается в нем, откладываясь в бес-
сознательном и в последующем участвуя в формировании его мыслей, поступков, каких-либо слов и вообще — жизненном поведении.
Помимо этого личное бессознательное каждого индивида насыщается коллективным бессознательным. На последнее влияет опыт предшествующих поколений. Все, что было когда-либо пройдено человечеством, неким таинственным образом никогда не исчезает, обогащая бессознательное каждого из нас. Таким образом, каждому последующему поколению уже становится значительно легче в развитии и совершенствовании адаптационных возможностей как внутри отдельной личности, так и человеческого общества в целом.
То есть, на наш взгляд, интуиции выдвигается поистине главная роль разрешения любых ситуаций индивида опытом других людей и жизненным опытом самого индивида. Потому и в каких-либо поступках, делах, свершениях намного целесообразней полагаться на интуицию, нежели чем пытаться разрешить какой-либо конфликт с использованием мыслительной деятельности. Мыслить, конечно, надо. Но следует помнить, что любая мысль зачастую приводит к разрешения конфликта в настоящем (и учитывая только настоящее); тогда как посредством интуиции разрешаются конфликты с учетом времени в целом. Когда через год, два, десять, тридцать и более лет вам не будет мучительно больно за то, что сделали вы когда-то что-то не так, как на самом деле оказалось надо. И соотношение целесообразности конкретного момента с целесообразностью ситуации в целом на самом деле сникает в пользу последнего. Потому что именно после, когда отброшены все эмоции и их составляющая, индивид поистине может оценить то или иное совершенное им когда-то. Тогда как если он станет сразу полагаться на разум, то этот разум может быть попросту затуманен какими-либо чувствами, эмоциями, застоявшимися мыслями, в результате чего будет совершена ошибка. Причем это становится верно, даже несмотря на кажущееся желание отрицания и обвинения подобного утверждения в противоречие логике.
Секрет в том, что логика оказывается совсем ни при чем, когда касается вечности. Логика даже может быть в подобных случаях вредна и опасна. Потому что вводит индивида в некое ошибочное состояние, после чего в итоге оказывается, что он
ошибся, а время назад уже не вернуть. Как следствие, наступает раскаяние, а в иных случаях и развитие чувства вины. Вины за совершенное когда-то. Причем в таких случаях индивид уже как будто совсем не обращает внимания на свое же оправдание в необходимости подобного выбора в прошлом. Как раз через время забываются чувства, сопутствующие тогдашнему принятию решения, и как бы остаются только голые факты. Факты, которые в данном случае целесообразней точно так же отметать, потому как способны они будут лишь запутать индивида. И если оценивать ту или иную ситуацию, то необходимо обращать внимание также и на эмоциональное сопровождение прежних мыслей. А лучше всего изначально полагаться в выборе именно на интуицию. Потому что как раз она более способна привести к правде, чем это стало бы возможно, основываясь на каких-либо иные параметрах, участвующих в принятии решения (на мыслительную деятельность, например) . Да и в последующем, при оценке той или иной ситуации по прошествии какого-то времени, не будет столь мучительно больно. Да и к тому же все будет более чем оправданно. Ведь интуиция насыщается исключительно бессознательным, являясь одной из ее производных. А бессознательное, как показывает практика, не может ошибаться. Слишком сильно и властно оно для психики индивида, чтобы допустить ошибку. Слишком властно.
Говоря об интуиции и ее роли в деле влияния на индивида, на наш взгляд, также необходимо сказать о том, что помимо всего прочего интуиция также подкреплена и соответствующим обеспечением знаниями, что уже становится понятно из всего вышеизложенного, потому как знания, помимо всего прочего, накапливаются в бессознательном, которое для любого индивида поистине бесценно.
Глава 30. Жизненные пространства, их роль и ю особенность в жизни индивида
I |
Говоря о жизненных пространствах, нам хотелось бы сказать не о том, что все понимают под жизненными пространствами, т. е. не о том, что у каждого индивида существует своя
территория, на которой он чувствует себя вольготно, и покушения на эту территорию воспринимает весьма негативно, причем все происходит на бессознательном уровне. Это понятно и так и, быть может, как минимум пока не требуется дальнейшего рассуждения по этому поводу.
Другой вопрос — возможность выбора жизненных пространств, жизненных территорий. Говоря об этом, вероятно, можно говорить о некоем жизненном программировании. Когда словно изначально что-то заставляет индивида поступить так, что в результате этого строится его дальнейшая жизнь, принимая своеобразный виток в сторону, быть может, от того, что было бы возможно, если бы не совершил он тот самый поступок, в котором если и не раскаивается, то лишь по причине непонимания того, что привело его к такой жизни.
На самом деле, конечно, не все так тревожно. Существует мнение, что на каком-то витке спирали жизнь все равно принимает те очертания, которые свойственны ей. А индивид, ранее отступивший от «генеральной линии», неким чудодейственным образом возвращается обратно. Тем самым словно бы доказывая теорию о перемещении жизненных пространств или же, наоборот, в отдельных случаях опровергая ее.
И уже ничего как будто тогда не изменяется. И с этим ошибочным мнением индивид живет дальше совсем как будто не понимая того, что происходит.
Хотя не всегда сценарий событий развивается именно так. Бывает словно бы наоборот индивид интуитивно нащупал соответствующую модель поведения, идет по ней (в соответствии с ее параметрами и полученными вводными данными), а потом оказывается, что это-то как раз чуть ли не самое то, что ему всегда и было необходимо. И он уже ничего не желает менять. Пока не убеждается, что подобные условия диктуют ту самую ограниченность, от которой он, быть может, всегда стремился избавиться.
И тогда он вынужден или придумывать что-то новое и фактически продолжать борьбу, или же смириться, свыкнув-шись с маской неудачника; причем уже в этом случае и все его мысли словно бы притягивают совершаемые им поступки, на которые проецируется душевный негатив.
Хотелось бы заметить, что т. н. жизненные пространства на самом деле не всегда являются тем необходимым, что может быть для индивида. В иных случаях можно вести речь о приспосабли-ваемости индивида к различным условиям. То есть подстраивае-мости под них.
И в этом случае в его сознании чаще всего наступает приемлемость к различного рода неудачам. Которые, впрочем, он может всерьез и не воспринимать. Потому как не все в состоянии провести правильный анализ своей жизни (хотя бы не в прошлом, а в настоящем). И заметить порой напрашивающиеся выводы.
Говоря о вопросе жизненных пространств, их месте и роли в жизни индивида, нам следует также сказать и о том, что в большинстве случаев именно от правильного восприятия действительности зависит недалекое будущее индивида. По большому счету, везде в природе существуют соответствующие знаки (сама природа подает их), обращая внимания на которые (прежде всего — хотя бы замечая их) можно говорить об облегчении существования. Причем знаки не всегда могут выражаться в определенных и доступных восприятию символах. А даже скорее представлять нечто, значение чего в полной мере возможно осознать только в результате предварительного анализа, когда многое сопоставляется, а из памяти индивида, как из волшебной шкатулки, извлекается что-то по-настоящему ценное, включающее весь жизненный опыт как его, так и предыдущих поколений (фрейдовские филогенетические схемы).
И тогда он становится обладателем поистине бесценной информации, способной привести к разрешению не одного вопроса. В том числе и сделать правильный вывод, попадая в ту и иную жизненную ситуацию. И подобное, наверное, бесценно.
Глава 31. Взгляд на себя
і
Вопрос, рассматриваемый в нашем эссе, при определенных раскладах может показаться весьма любопытным. Дело в том, что чаще всего большинство индивидов смотрят на мир через призму собственного восприятия; в результате чего видят немного не тот мир, который на самом деле есть в реальности.
Становится возможным подобное в результате ряда причин, благодаря которым подобные индивиды подчиняют свою жизнь выполнению порой несуществующих целей и задач. Тем самым часто обрекая себя на страдания.
На самом деле ситуация складывается таким образом, что чаще всего индивид в полной мере и не способен осознать какую-либо ошибочность или правоту на пути становления личности. Связано это в первую очередь с тем, что свою собственную личность каждый индивид воспринимает почти исключительно с позиции своего Я. Тогда как известно, Я отдельного индивида вполне способно отличаться от внешнего восприятия данного индивида другими людьми. И потому получается, что уже для того, чтобы сделать какой-либо качественный анализ себя самого, необходимо постараться взглянуть на себя со стороны. Можно сказать, попытаться увидеть себя другими глазами. Причем взгляд со стороны может иметь и ряд довольно существенных искажений. Поэтому здесь уже в первую очередь рекомендуется руководствоваться простым правилом: смотреть на себя искренне и открыто. Без желания понравиться себе (то есть увидеть свои исключительно положительные стороны). Притом что и как-либо отрицательно смотреть на себя тоже не рекомендуется. В этом случае можно добиться развития в своей психике целого ряда весьма неприятных комплексов (напр., комплекса неполноценности), о которых в последующем будет весьма сложно избавиться.
Но все дело в том, что многое уже от самого индивида как бы и не зависит. Он вроде как и хочет увидеть себя таким, каким он является на самом деле. Но почти всегда в таких случаях мы должны вставлять перед этим его восприятием словосочетание «как будто».
То есть, другими словами, взгляд на самого себя такого индивида будет действительно искажен. И на подобное искажение влияют как коллективное бессознательное (в, так сказать масштабном аспекте), так и непосредственные ситуации, случившиеся с данным индивидом начиная от его рождения и раннего детства и заканчивая тем, что произошло с ним непосредственно в последнее время. И перед нами в таком случае уже будет действительно некий искаженный взгляд на вещи. А ведь так хочется каждому из нас «достучаться» до истины. Разгадать, быть может, предназначение его в этой жизни. Ведь у каждого из нас в той или иной мере есть какое-либо предназначение. Можно с любой долей скепсиса относиться к подобным словам, но в целом это сути не меняет. Как говорится, что есть, то есть. Поэтому уже в свете вышесказанного вполне стоило бы, на наш взгляд, задуматься о тех целях и задачах, которые каждый из нас ставит хотя бы в недалеком будущем.
И уже здесь, возвращаясь к первоначально поставленному вопросу, хотелось бы заметить, что никакой более-менее точный прогноз невозможен без правильного осознавания индивидом самого себя.
Уже далее будет идти (словно вытекающее из этого) и осознавание его роли, и цели, и предназначения. Все это так. Но если наш собственный взгляд будет искажен, то о чем уже можно говорить. Следует разобраться в себе. И для этого следовало бы не только отбросить многие иллюзии, но также отбросить и страхи, и волнения, и совсем не нужные в таком деле тревоги. Да и вообще подойти к оценке собственной личности весьма конструктивно, окунувшись в свое бессознательное, откуда при желании можно будет извлечь значительно больше, чем, быть может, кажется на первый взгляд.
К вопросу о взгляде на себя. Мы, конечно же, имеем в виду взгляд со стороны. Взгляд, быть может, даже глазами другого человека. И можно предположить, что в конечном итоге все окажется несколько даже не так, как себя мы представляли ранее. Видимо, в этом кроется причина некоторых проблем в оценке (или уже лучше говорить — самооценке) индивида. И тогда уже почти только таким образом и удастся увидеть нам что-то важное, учитывая которое в последующем можно не совершать некоторых ошибок. Хотя будущее, видимо, само покажет, что и как. Взгляд на себя просто помогает это будущее приблизить.
Глава 32. Индивидуальное «Я» как зеркало другого индивида
Так получается, что в общении с другими индивидами каждый из нас вынужден затрачивать частицу своей энергии на поддержание кого-то другого.
Становится возможным это оттого, что любой другой индивид, общаясь с кем-то, фактически видит в нем себя. И в зависимости от жизнелюбия этого человека подсознательно строит существование собственное. Потому как, если предположить, что исходят от кого-то своеобразные лучи энергии, то в первую очередь эти лучи будут затрагивать того, кто по каким-то причинам (вынужденно или радостно) общается с подобным лицом. И уже в зависимости от настроя того — или подзаряжается его энергией, или же вынужденно изменяет собственное настроение. Точнее, оно изменяется само. Потому как происходит так, что на подсознание такого индивида оказывает влияние нечто, исходящее из собеседника. И общаясь с вами, такие индивиды подсознательно заряжаются вашей эмоциональной составляющей. В результате чего уже можно говорить и об изменении их настроения, а равно и фактического изменения жизненного уклада. Потому как наша жизнь складывается из мельчайших частиц сформированного вокруг нас бытия. И если рядом с нами будут исключительно негативные субъекты, носящие отрицательную информацию (будучи полноценно пропитаны ею), то в итоге получается так, что на биополе индивида приходится дополнительная нагрузка. После чего в равной мере он будет способен эту оборону выдержать (что значительно труднее) или же пропустить сквозь себя волну негатива — другого. Тем самым частично сняв с души того груз проблем (и, быть может, даже ответственности), а для самого же индивида, принявшего на себя своеобразную атаку бессознательного индивида, может наступить и не самый лучший временной период. Потому как становится способен он подпасть под влияние проекции, и тогда уже на какое-то время его собственные черты захватят проблематику другого, больное воображение того. А значит — помогая другому, вы фактически начинаете медленно губить себя. Причем самое страшное, быть может, заключается в том, что людей, которые извечно меланхолично настроены, уже не спасти. Вечный упадок сил и уныние стали их своеобразной визитной карточкой и, настроив сознание на соответствующий лад, уже являются чем-то вроде черты характера. А изменять свой характер возможно только исключительно образованным и обучаемым (со способностью к обучению) людям. И иного не дано. Ибо они не только находятся в своеобразном поиске и совершенствовании себя, но и фактически подстраиваются под обстоятельства, подчиняя те себе. Это залог своеобразной выживаемости в мире. В злом, по сути, мире. В мире, где происходит почти постоянная дарвиновская борьба за выживание видов. Независимо от того какой это вид — животных или человека.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 466;