16 страница
[54] На этой основе предпринимаются многочисленные разработки “детекторов лжи” (полиграфов), фиксирующих связь неконтролируемых сознанием физиологических реакций с значением слова (стимула).
[55] Можно назвать и это утверждение “леммой”. Утверждение достаточно очевидно, но процедура строгого доказательства пока не разработана.
[56] Напомним, что совокупность таких оценок образует семантическую универсалию стимула для данной группы испытуемых.
[57] Гипотеза: возможно, что знаки иероглифической письменности основаны именно на первичных кодах семантического оценивания, которые пыталась выявить Е.Ю. Артемьева.
[58]Сухорукова Е.В. Разработка методик семантической реконструкции. Дипломная работа. - Магадан:
Северный международный университет. - 2002. - 47 с.
[60] Мальцев А.А. Разработка методик семантической реконструкции на примере исследований представлений о счастье. Дипломная работа. - Магадан: Северный международный университет - 2003. - 45 с.
[61] Перефраз известного требования немецкой классической философии "Мыслить объект в соответствии с его понятием".
[62] Такое моделирование М. С. Каган (1983) называет квазипространственным.
[63] Можно выделить, соответственно, два типа моделей сознания: поток сознания и различные структуры сознания.
[64] Еще одним основанием для моделирования деятельностной структуры образа мира могла бы служить функциональная структура деятельности (Мильман, 1986) и различные уровни ее членения (Калита, 1996).
[65] Этот термин был сконструирован в 1983 г. на основе термина "личная история" из "самиздатовской" тогда перепечатки работы К. Кастанеды (1992).
[66] Ю. К. Стрелков выделяет в функциях значения не только функцию культурной категоризации, но и функцию изменения преобразования (предназначения) предметов и внешнего мира (Артемьева, Стрелков, Серкин, 1991). В этом аспекте предметную гипотезу можно интепретировать как гипотезу о предназначении (предмета, ситуации), обеспечивающую еще и прогностические функции.
[67]
Не ситуативным, а ситуационныи, так как, например, системы эталонов и другие схемы внеситуативны, но позволяют "означивать" ситуацию. Ситуативны первые предметные гипотезы.
[68] То есть понятие "сознание" не тождественно понятию "образ мира".
[69] В работе Ю.К. Стрелкова (2000) “Временная связность образа мира” предлагается выделять временное знание (объединение длительности и последовательности) и временные объекты (субъект, сознание, смысл), пригодные для описания временного знания. В работе В.П. Серкина и Ю.К. Стрелкова (2002) Ю.К. Стрелковым предпринята попытка введения системы понятий, описывающих феноменологию временных параметров образа мира.
[70] Постулируемая многомерность является необходимым, вынужденным ходом для описания порождающей модели, объясняющей полученные феномены. Этим ходом вынуждены были воспользоваться многие авторы, начиная с Платона ("наш мир лишь тень мира идей"). Этим ходом вынужден были воспользоваться и Д. Андреев, описывающий Розу Мира, и А.Н. Леонтьев, описывающий образ мира.
[71] Брамфатура Земли (Шадаиакар) - совокупность всех принизывающих друг друга слоев реальности (оболочек реальности) Земли (Андреев, 1997). Аналогичные модели тела человека используются в теософии, йоге и др., но не вводится термин.
[72] Термин "состояние системы" не встречался нам в работах по системному анализу, но мы вынуждены его ввести для описания образа мира, так как нет и его аналогов.
[73] Нужно ввести термины для форм значений каждого уровня.
[74] Такая путаница, к сожалению, наблюдается даже и у серьезных авторов.
[75] Механизмы аккомодации и ассимиляции в этой модели могли бы быть использованы для объяснения того, как образ мира "усваивает" чувственную ткань.
[76] В нашей терминологии - предметные гипотезы, так как образ мира является глобальной системой значений человека.
[77] Классифицируя подходы к проблеме смысла в зарубежной психологии Д.А. Леонтьев (1999) по онтологической составляющей выделяет три группы: феномен объективной действительности, феномен субъективной действительности, феномен интерсубъектных взаимоотношений.
[78] Соответственно, при изменении (искажении) образа мира и образ жизни будет изменен (искажен).
[79] Блок хранения структурирован по модели образа мира как продукта.
[80] Прямо по схеме опосредствования Л.С.Выготского
[81]
В тот же момент наступает осознание того, что так действует уже описанная модель резонанса голографического Сознание-Вселенная с ее частью - индивидуальным сознанием. Возможна и дальнейшая “рефлексивная возгонка” по В. Лефевру (1973), описанная его рефлексивной алгеброй.
[82] Ср. у Платона: «Душа знает все. Но эти знания временно искажены возможностями органов чувств и действия нашего тела».
[83] Тезисы 1 - 5 в кратком виде были опубликованы 2002 году в работе “Проблемы и подход к созданию общей теории сознания” (Серкин, 2002).
[84] Здесь существует дополнительный вопрос о субъекте осознания.
[85] В наших экспериментах (1998, 2001) мы получили данные о дискретности произвольного усилия.
[86] Эти процессы еще и делятся дальше на виды, типы и т.д.
[87] Термин Г.П. Щедровицкого.
[88] Э.Б. Ахназаров (2002) выделяет функции отражения и воздействия, разделяющиеся в процессе эволюции морфологически и, затем, между различными особями одного вида.
[89] Аналогичный подход разрабатывался 3. Фрейдом (1989), в работах которого сознательное рассматривалось как проявление культурно и наследственно детерминированного бессознательного. В нашем подходе акцент детерминации сдвигается с предистории в предназначение (в будущее).
[90] Это согласуется с точками зрения и других автором. Так О.В. Гордеева (2002) пишет, что Л.С. Выготский описывал факты «разрывов памяти», появляющиеся в ходе развития.
[91] Аналогично: не индивидуальный стиль деятельности как специфическая характеристика деятельности, а сама деятельность, ее мотив (направленность) и структура.
[92] "Образ жизни человека, включающий в неразрывном единстве определенные исторические условия, материальные основы его существования и деятельность, направленную на их изменение, обуславливает психический облик личности, которая, в свою очередь, накладывает свой отпечаток на образ жизни (Рубинштейн, 1989, Т.2, с. 103). "Когда говорится об образе жизни определенного человека, то имеется в виду не только то, что и как он делает (то есть его деятельность, например, профессиональная и любая другая), но и то, с кем и как он общается, к кому и как он относится" (Ломов, 1984, с. 256).
[93] Психологическое настоящее (Сколько Вам лет?, 1993).
[94] Вводимое понятие комплиментарно построенному нами ранее понятию “культуры как пространства реализуемых обществом деятельностей” (1988). См. Приложение 13.
[95] Ср.: “Образ жизни включает определенный образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями, в которых он осуществляется. Образ же действий человека, который всегда исходит из тех или иных побуждений, включает определенный образ мыслей, чувств, побуждений действующего субъекта в единстве и взаимопроникновении с объективным течением и результатами его действий” (Рубинштейн 1989, Т.2., С. 223).
[96] Например: рыбак собирается в море. Он еще на работе, но уже за две недели начинает собирать вещи, по - особому строить отношения с женой и с детьми. Потом путина, возвращение, возвращение, встреча, привыкание, затем опять расставание. Все это составляет специфику именно профессионального образа жизни.
[97]Опубликовано: Серкин В.П. Принципы профессиональной операционализации психологических знаний // Психологиясегодня. Ежегодник РПО. Т.2. Вып. 3. - М.: РПО, 1996. - С. 186 - 188.
[98]
Опубликовано впервые в сборнике «Социально - психологические проблемы ментальности». Материалы научной конференции. Смоленск: Смоленск. пед. институт, 1993. - С. 51 - 52.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 838;