эпохи Возрождения
Сегод- ня гравюра обладает богатым списком средств художественной выразитель- ности: контурная линия, штрих, пят- но, тон, иногда цвет. Общественный интерес к гравюре с ее большими ти- ражами появился в Европе в начале эпохи Возрождения – с ростом само- сознания личности, с расширившейся 1. История и теория культуры 21 История медиакультуры: самоопределение от древности до Нового времени потребностью в распространении и индивидуальном восприятии идей»18. Здесь следует сказать о зарождающем- ся принципе (эффекте) наглядности, который чрезвычайно быстро пере- местился из религиозной в светскую среду.
Девизом новой исторической эпохи стало вырожение «Бог создал человека по образу и подобию своему».
Первые ксилографии в Европе имели духовное содержание, а затем в этой же технике начали исполнять- ся сатирические и аллегорические листы, азбуки и календари. Далее гра- вюры начали соревноваться в технике исполнения для придания сюжетам большей экспрессивности:
В Италии иллюстраторы пытались выделить свои работы по-разному: флорентий- цы – за счет орнамента, венецианцы и веронцы стремились к достижению трехмерности пространства. Немцы создавали дополнительный объем за счет нежной, моделирующей светоте- ни. Художники-графики стремились к героической монументальности обра- зов. С появлением жанровых мотивов гравюра послужила оружием острой социальной борьбы в Германии («ле- тучие листки») и Нидерландах (гра- вюры круга П. Брейгеля Старшего). «Битва сундуков и копилок», «Пирше- ство тощих», «Пиршество жирных». 18 Яндекс. Словари. [Электронный ре- сурс]. – Режим доступа: http: http:// slovari.yandex.ru/ Одновременно с тяжелыми фо- лиантами издавались и карманные книжки для повседневного чтения, и агитационные брошюры, и листовки политического содержания.
Это свиде- тельствует о том, что одним обменом сведений об окружающем мире люди не ограничились. Первые попытки воздействия на умы читателей показы- вают намерение управлять обществом с помощью общедоступной информа- ции.
С каждым днем арсенал средств воздействия на массы увеличивался. Вначале человечество получило для этих целей буквы, затем картинки, и, наконец, соединило это воедино и стало тиражировать. При этом пись- менный текст и рисунок имели одина- ковую значимость, ведь «письмо или изображение, письменная речь могут быть материальными носителями ми- фического сообщения»19. Информацию экономического содержания можно найти в древнем венецианском тексте, датированном XII веком. В нем говорилось, что ве- нецианский купец берет в свидетели двух человек для подтверждения того, что он отправил отцу в Венецию боль- шую партию продуктов на корабле. 19 Барт Р. Избранные Работы: Семиотика. Поэтика. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – С. 74. 22 Культура и цивилизация. 1`2011 Кумелашвили Нанули Ушангиевна В документе было указано название корабля – Марко Грити, и механизм оплаты стоимости груза. А 25 января 1348 г. в Венеции была сделана собы- тийная запись, повествовавшая о зем- летрясении, «после которого земля содрогалась 40 дней, а затем последо- вала эпидемия чумы, уничтожившая более трехсот братьев»20. Эта истори- ческая запись – первая ступень к собы- тийному репортажу. В современном медиамире такие сообщения служат основой для информационных посла- ний на радио, телевидении и Интер- нете. Цель их не всегда бывает инфор- мационной, а скорее манипулятивной, когда внимание зрителя пытаются за- воевать срочностью и сенсационно- стью – средствами утрирующими и, тем самым, искажающими истинную картину мира. Один из Венецианских купцов в это же время записал содержание Германо-венецианских переговоров по поводу наземных перевозок. Воз- можно, этот опыт стал отправной точ- кой для того, чтобы сегодня дискус- сии, встречи, круглые столы можно было наблюдать в реальном времени. Для этих целей медиакультура рас- полагает богатым арсеналом средств. 20 Оке Ж.-К. Средневековая Венеция. – М.: Вече, 2006. – С. 261. Диалоги печатаются в газетах слово в слово, передаются с помощью радио и телевизионного эфира, создавая эф- фект присутствия и имитируя разго- вор в реальном времени. Результаты переговоров могут также пересказы- ваться в лаконичной форме в инфор- мационных отчетах. В Венеции огромным успехом пользовалась историография. Сведе- ния записывались в форме хроник. Со времени Джованни Диаконо они стали тесно связаны с работой государствен- ного аппарата и правительственных структур. В то время предпринима- лись попытки составить и аполитич- ные летописи. В 1268 г., Мартино де Канале, например, состоявший на та- моженной службе, задался целью рас- сказать потомкам о том, как венеци- анцы строили свой город. Но, говоря об этом произведении, автор не смог обойтись без упоминания главы го- сударства и без его восхваления. Так летопись Мартино де Канале потеря- ла историческую и политическую не- зависимость. «Я хочу, чтобы все, кто придет в этот мир, знали, как строил- ся славный город, сколько имелось в нем богатств, и как могуществен был сеньор венецианцев, благородный дож»21. 21 Там же. С. 262. 1. История и теория культуры 23 История медиакультуры: самоопределение от древности до Нового времени Зарождение медийных направ- лений аналитики и публицистики, журналистского расследования, мож- но найти в хрониках Антонио Моро- зини, в которых откровенно говорится о проведении налоговой политики и анализируется заговор дожа Мариино Фальеро не как проявления амбиций правителя-тирана, а как вспышку со- циального конфликта. Искусство ана- лиза сегодня широко применяется в информационно аналитических и пу- блицистических изданиях. В средневековой Венеции го- сударство проводило завоевательную политику, и даже если тактика прави- тельства вызывала негативные отзы- вы, историографии полагалось неза- медлительно давать им отповедь, т.е. вести идеологическую контрпропа- ганду. Так, подчеркивает французский историк Ж.-К. Оке, «история станови- лась служанкой политики»22. В конце 15-го века начал развиваться новый жанр ведения дневников, куда запи- сывались текущие события. Сегод- ня рассказ от первого лица не теряет своей актуальности ни в литературе, ни в медиасреде. Ярким литератур- ным примером может служить роман «Прощай оружие» Эрнеста Хэмин- гуэя, а образцом видеоповествования 22 Там же. С. 263. правомочно считать фильм Игоря Бе- ляева и Михаила Сладкова о первой чеченской кампании «Дорога в Ад». К 1440-му году книги в Вене- ции стали объектом активной меж- дународной торговли, литературу коллекционировали, активно распро- странялась библиотечная культура. Для развития печатного дела венеци- анцы пытались привлечь инвесторов из промышленников или банкиров. За новое дело изъявили желание взяться две семьи: Агостини и Пирули, зани- мающиеся банковским делом. На счету первой 21 книга, на счету второй – 20. Кроме того, Пирули торговали кожей и металлами, из которых отливались печатные знаки, а Агостини владели предприятием по изготовлению бу- маги. «Так возникло новое явление – связь между владельцами капиталов и современной техники», что позволи- ло книжному рынку ориентироваться уже на широкую публику. Но не только издательский бум средневековой Венеции внес вклад в развитие медиакультуры. Истоки ау- диовизуальной культуры можно най- ти и в музыке этой страны. В XIV в. Происходило становление жанра «мо- тета», призванного прославлять не- которые важные события политиче- ской жизни страны. Как пишет Ж.-К. 24 Культура и цивилизация. 1`2011 Кумелашвили Нанули Ушангиевна Оке, дож был весьма благосклонен к «любому художественному прослав- лению Венецианской республики и чествованию лично его»23. С тех пор жанр мотета прочно укоренился. Дож Андреа Контарини (1368-1382) пору- чил композитору сочинить музыку к поэме, написанной в его честь «Бла- городнейший из князей». Так культу- ра становилась слугой политики.
Вывод
Проведенный анализ показыва- ет, что зачатки медиакультуры появи- лись еще в древние времена. Особый интерес представляет для нас возник- новение письменности и ораторского искусства. Такого рода занятия скла- дывались на фундаменте обожествле- ния знаков, мифологизации текстов, нуминозности атмосферы, архетипич- ности образов и философии смыслов. С точки зрения формы – наскальные рисунки первобытных людей, первые изображения древнеегипетских гроб- ниц, античная вазопись и средневе- ковая живопись, сцены победных и триумфальных шествий – есть изо- бразительная предыстория экранной культуры. В описанном периоде – от древ- ности до Средневековья, особо значи- мым представляется трансформация от зарождающегося ораторского ис- 23 Там же. С. 265. кусства к предпосылкам аудиовизу- альной культуры. Весьма любопытны и переход от рукописных книг к пе- чатным экземплярам, и открытие но- вого иллюстративного ресурса. Изо- бражение через наглядность усилило степень воздействия, и текст, чтобы не проигрывать картинке по степени выразительности, начинает добавлять ритм и слог к своей форме. Все названные инновации ста- ли мифологизироваться, ангажиро- ваться и коммерциализироваться. Так, к завершению средневекового перио- да с небольшим, но весьма действен- ным набором средств воздействия, медиакультура поднялась на следую- щую ступень развития, практически исключив из своего поля понятие не- зависимости и прозрачности инфор- мации. Подводя итог, можно сделать вывод, что человек реализовывал все свои стремления (попытки) к обще- нию. При этом в процессе эволюции шел постоянный процесс образования новых форм коммуникации, которые совершенствовались веками, транс- формировались в виды искусства – литературу и кино и заняли соответ- ствующее место в современности в следующих видах деятельности: пе- чать, кино, ТВ, Интернет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. История и теория культуры 25 История медиакультуры: самоопределение от древности до Нового времени Список литературных источников
1. Андроникова М.И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. – М.: Искусство, 1980. – 423 с.
2. Барт Р. Избранные Работы: Семиотика. Поэтика. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 616 с.
3. Бюттен А.-М. Классическая Греция. – М.: Вече, 2006. – 384 с.
4. Камеранович И. Классический Китай. – М.: Вече, 2006. – 416 с.
5. Кириллова Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика. – М.: Академиче- ский проект, 2008. – 508 с.
6. Коновалова О.В. Методология исследования журналистики в контексте си- нергетической теории. Монография. – М., 2011. – 90 с.
7. Краткий философский словарь / сост. А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2002 – 191 с.
8. Ницше Ф. Сочинения в двух томах. – Т.2. – М.: Мысль, 1990 – 524 с. 9. Оке Ж.-К. Средневековая Венеция. – М.: Вече, 2006. – 384 с.
10. Роббер Ж.-Н. Рим. – М.: Вече, 2006. – С. 115.
11. Яндекс. Словари. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: http://slovari. yandex.ru/.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 393;