Египетская культура
Египетская культура продолжает развивать внеязыковую систему общения, которая существенно отличается от первобытной. Она отличается нескончаемыми рядами повествований, располагая человеческие фигуры, друг над другом, как строки в тексте. «Ленты таких рассказов воспринимают- ся как прообраз кинематографический», пишет искусствовед М. Андронико- ва.
Этоявление было названо искусством Древнего Египта, которое было тесно связано с религией и мифологией. Все произведения искусства создавали по строгим правилам – канонам. В честь богов воздвигали грандиозные храмы. В скульптуре и живописи их изображали как в человеческом облике (солнечный бог Амон-Ра, властитель загробного мира Осирис и его супруга Исида – богиня любви и материнства, богиня справедливости и космического порядка Маат и др.), так и в виде животных или людей с головами животных (Хор – в образе сокола; бог мудрости, правосудия и письменности Тот – птицы ибиса; покровитель бальзамировщиков и проводник умерших в загробное царство Анубис – шакала; богиня войны, болезней и покровительница врачевателей Сохмет –львицы и т. д). В отличие от др. культур Древнего Востока, египтяне подчёркивали в образах богов не устрашающе - ужасные черты, а величие и торжественность. Фараонов (царей) почитали как живых богов. Искусство было ориентировано на потустороннюю жизнь. Египтяне верили в продолжение жизни после смерти, если будет сохранено тело.
Большое значение для египтян имело повествование жизни умершего, которое наносилось на стены гробницы в виде рисунков и посменных пояснений. Они верили, что душа должна соединиться с телом в ином мире как раз при помощи настенных иллюстраций, поэтому еще никогда не была так важна и почитаема фигура художника, как во времена древнеегипетской культуры, он был своего рода проводником в мир «вечного покоя». Начертания ранних письменных знаков и изображений не всегда были понятны обывателю. Тогда Египтяне прибегали к помощи словесного пояснения – к прародителям экранных титров. Примером может послужить пиктограмма в одном из поясов победной плиты египетского фараона Нермера. «Птица сокол одной лапой держит на веревке человеческую голову, а другой указывает на шесть булавовидных значков, торчащих из вытянутого поперек головы тела. Надпись сообщает: «Царь вывел 6000 пленников из равнинной страны». Царь заносит тяжелую булаву над головой поверженного на колени пленника. Вокруг сцены атмосфера конкретного сражения и образ непререкаемой победы фараона». (Андроникова М.И. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. – М.: Искусство, 1980. – С. 48. 12)
Зрительное упрощение египетского изображения связано с процессом сложения письменной системы, поскольку литература обрела само- стоятельное существование, независимое от изобразительного ряда, а изо- бражение, в свою очередь, стало все чаще обходиться без непосредствен- ного словесного подтверждения. Но в сознании людей изображение и слово всегда оставались неразделенными. Поэтому у литературы впоследствии возникла потребность в иллюстрировании повествования.
В древности инструментом управления обществом становились первые книги, носившие исключительно религиозное содержание. В Китае в 868 г. мастер Ван - Чи отпечатал индийское сочинение «Алмазная Сутра» с гравюрой Будды. В Европе книги начали появляться в XV в., но при этом литература не была утилитарной, возможно потому, что издатели уже тогда высоко оценивали ее преимущество и силу ее воздействия на человека. Ведь особенность книг религиозного содержания в том, что, кроме духовной составляющей, оно несет в себе еще и мистическую окраску, связанную со сверхъестественными явлениями, наделенными неземной силой.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 467;