ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ: АНТИЧНЫЙ МИР. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Министерство образования Украины
Харьковский Государственный технический университет
строительства и архитектуры
Лекции по курсу: «История искусств, архитектуры и градостроительства Древнего мира»
Часть 2:Античность
Харьков - 1999
.
ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ: АНТИЧНЫЙ МИР. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
.
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
1. Место и роль античности в истории мировой художественной культуры. Антропоцентризм древнегреческой культуры и обусловившие его причины.
2. Этапы развития древнегреческой культуры. Периодизация истории искусства Древней Греции.
3. Материалы и конструкции в архитектуре Древней Греции. Основные достижения архитектуры и искусства античности.
1. Термин «Античность» появился во Франции в XVIII в., он происходит от латинского слова “antiquus”- “древний”. Под выражением “Античный мир” понимается культура двух цивилизаций: древнегреческой и древнеримской – самых древних культур Европы. Изучение наследия этих культур важно для нас потому, что они стали первоосновой европейской цивилизации, которая вот уже в течение нескольких веков определяет лицо современного мира и уровень развития человечества. Как ни велико наследие древневосточных культур, большинство из них – это культуры “мертвые” (Египет, Месопотамия) или культуры “ограниченного диапазона” (Китай, Индия), достигшие своего наивысшего расцвета в феодальный период. Античность оставила наследие особого рода: язык античной культуры стал универсальным во всех областях творческой деятельности человека как наиболее выразительный и всеобъемлющий.
Именно в период Античности были заложены основы всех естественных наук, началось активное познание законов природы, были основаны первые философские школы: идеалистическая (Платон), материалистическая (Аристотель), киническая (Антисфен, Диоген). Основы науки и философии, конечно, зародились еще раньше, в культурах Египта и Месопотамии, но там они только накапливали эмпирический опыт, а в Греции этот опыт получает теоретическое осмысление. Греция дала миру множество известных имен: это основоположники философских школ Демокрит, Фалес, Аристотель, Платон, Сократ, Эпикур, Геродот – путешественник, описавший впервые Египет, Вавилон, культуру скифов, географ Страбон, Гиппократ - основоположник научной медицины, написавший трактаты о различных болезнях, историк Ксенофонт, первый поэт Гомер, драматурги Софокл, Эсхил, Аристофан, Менандр, Еврипид, поэтесса Сапфо, баснописец Эзоп, известные математики Эвклид и Пифагор, “отец механики” Архимед, зодчие Иктин, Калликрат, Мнесикл, Полидор, Гипподам, художники-живописцы Зевксид, Паррасий, Апеллес, скульпторы Мирон, Поликлет, Пракситель, Агесандр, Лисипп, Леохар, Фидий и десятки других. Вошли в историю также имена римских поэтов Вергилия, Горация и Овидия, историков Плутарха, Транквилла, философа Сенеки, оратора Цицерона, энциклопедиста и историка Плиния Старшего, архитектора Аполлодора Дамасского, инженера и первого теоретика архитектуры Витрувия.
В Древней Греции и Древнем Риме появились новые виды и жанры искусства: театральное искусство, жанровая живопись, зрелые формы литературы и поэзии, круглая и статуарная скульптура, исторический рельеф, мозаика, фреска.
Важнейшей заслугой архитектуры античности является создание ордерного языка, новых конструктивных систем и новых типов общественных и жилых зданий.
На формирование нового типа культуры в Греции повлияли, очевидно, и те природные условия, в которых она находилась, и тот общественный уклад, который существенно отличал ее от соседних восточных деспотий. Если Египет и Месопотамия занимали обширные равнинные пространства, имели полноводные реки и развитое орошаемое земледелие и их социальный строй базировался на мощных деспотических монархиях и жестко фиксированной иерархии сословий, то развитие греческой цивилизации происходило несколько иначе.
Греческие племена начали заселять Эгейский архипелаг и материковую Грецию (Аттику и Пелопоннес) с XVI – XI вв. до н.э. Гористый ландшафт, берега, изрезанные бухтами, отсутствие обширных сельскохозяйственных угодий обусловили особый образ жизни и взаимоотношений людей. Они жили небольшими группами в несколько сотен, часто изолированными друг от друга горами. Ведение сельского хозяйства на склонах гор было затруднено из-за зимних продолжительных дождей, которые смывали плодородную почву. Люди занимались разведением мелкого рогатого скота, садов, виноградников, рыбной ловлей и ремеслами. Развито было также мореплавание и пиратство. В таких условиях значение личности каждого человека возрастало, активный и подвижный образ жизни способствовал освоению человеком множества “умений”, люди стали более универсальными. Необходимость внешней торговли привела к тому, что постепенно греки стали самыми искусными мореплавателями древности. Постепенно в поисках новых плодородных земель они начинают переселяться в другие районы Средиземноморья. Образуются греческие города-колонии на берегах о. Сицилии, полуострова Крым, в Италии, северном Причерноморье, в Малой Азии. Греки не стремились к захвату и порабощению местного населения, а жили на территориях своих колоний (Полисов), соблюдая собственные законы и обычаи.
Полисная система, при которой государством считался каждый город с его окрестностями или отдельный остров, сложилась в Греции еще со времен крито-микенской культуры и бытовала на протяжении многих веков. Греческие полисы постоянно соперничали и соревновались между собой во всех областях жизни. Военные столкновения, чередовавшиеся с перемириями протяженностью в 5-10 лет, наполняют всю историю Древней Греции, которой так и не удалось объединиться в единое государство, в результате чего греки попали под владычество Римской Империи.
В некоторых греческих полисах утвердилась особая форма государственного устройства – рабовладельческая демократия (народовластие). Основным органом управления общественной жизнью у них было народное собрание. Каждый свободный гражданин имел право голоса и мог участвовать в принятии решений. Это обусловило необходимость владения искусством красноречия и логики, что, в свою очередь, повлияло на развитие философской мысли. В античности впервые на арену истории выходит личность, что было невозможно в условиях восточных деспотий с жестко централизованной абсолютной властью и теократической идеологией. Поэтому, именно в Греции произошло заложение основ гуманизма – стремления к свободе личности, равноправию граждан, усовершенствованию духовной и физической культуры человека, здесь сложилась особая система воспитания и развития человека, направленная к достижению идеала гармонии духа и тела.
Гармония стала главной категорией эстетического мышления греков и воплотилась в лучших произведениях архитектуры и искусства. Человеческое тело стало выразителем космического закона красоты в сочетании с высоким уровнем развития духовной культуры. Антропоцентризм древнегреческой художественной культуры выразился в том, что впервые человек был осознан как «мера всех вещей» (Протагор). Самые древние изваяния юношей – «куросы» – представляют собой не что иное, как наглядный идеал молодого человека-воина и спортсмена, защитника своего полиса, свободного гражданина. Формы греческой архитектуры также антропоморфны, наилучшим образом приспособлены к восприятию человеком, обладают многозначной семантикой и органично включены в природное окружение. Первые греческие ордера – дорический и ионический – явились выразителями антропоморфного (мужского и женского) начала. Скульптура и архитектура составляют единое синтетическое целое, гармонически дополняя друг друга, раскрывая языком художественных форм смысл произведения и идеалы эпохи.
Постепенно в религии Древней Греции происходит «очеловечивание» богов: мир богов становится отражением мира людей со всеми его сложностями и противоречиями. Появились боги – покровители ремесленников и торговцев: Гефест, Афина-Эрганэ, Гермес, бог-покровитель музыки и поэзии Аполлон и его спутницы - 9 муз. Боги избираются вождями гражданских общин, оказывают покровительство тем или иным городам-полисам, вступают в сложные взаимоотношения с миром людей. У богов, как и у людей, есть свои недостатки: боги ссорятся и мирятся, изменяют мужьям и женам, мстят за измену, бывают несправедливо жестокими или щедрыми к людям, превращают людей в животных и сами принимают облик животных. От богов ведут свое происхождение герои войн и основатели городов: Ахилл, Персей. Тезей, Геракл, Кастор и Поллукс, Минос. Эта антропоморфость богов отличает древнегреческую религию от всех других и говорит о том, что человек создал богов по своему подобию. Поэтому в Древней Греции впервые зародились идеи атеизма (отрицания существования богов). Атеистические черты были присущи философским учениям софистов, киников, скептиков. Философы Анаксагор и Сократ были обвинены в безбожии и осуждены.
Заслугой древнегреческой культуры является также создание нового типа письменности – фонемной (на основе буквенного алфавита), более удобной и доступной для массового обучения людей, чем иероглифическая. Эта письменность постепенно развилась в Греции на основе финикийской и Крито-микенской и позже легла в основу письменности всех европейских языков.
2. Древнегреческая культура в своём развитии прошла несколько основных этапов. Первый этап – становление Древнегреческой культуры – охватывает Крито-микенскую культуру, Гомеровский и Архаический периоды. Следующий этап – расцвет Древнегреческой культуры – охватывает период Поздней Архаики и Классики. Последний этап – этап кризиса классически полисной системы и постепенного подчинения Римской Империи – охватывает периоды Поздней Классики и Эллинизма.
В истории Древней Греции выделяются следующие периоды:
· Крито-микенская культура – ХХХ – ХII вв. до н.э. Эта культура явилась связующим звеном между более ранними культурами восточных деспотий и культурой Древней Греции. Появляются первые укрепленные города на территории Аттики, Пелопоннеса, город Троя в Малой Азии.
· Гомеровский период – ХI–VIII вв. до н.э. В это время происходит дорийское завоевание Аттики и Пелопоннеса, идут постоянные войны между полисами за господство на суше и на море. Троянская война этого периода была описана Гомером в его известных поэмах «Илиада» и «Одиссея», появляются греческие колонии в Малой Азии, складываются торговые и культурные связи с восточными цивилизациями. В скульптуре этого периода заметно влияние Египта и крито-микенской культуры, развивается керамика и деревянное зодчество, появляются первые храмовые постройки.
· Архаический период – VIII – VI вв. до н.э. Появляются каменные храмы, складывается несколько их типов. Развиваются два типа греческих ордеров: дорический и ионический. Скульптура приобретает специфически греческие черты. Складываются основные формы керамических сосудов и стили вазописи. Начинается формирование крупных комплексов общегреческих святилищ.
· Классический период – V – IV вв. до н.э. Победа над Ахеменидской Персией в 479 г. до н.э. и возвышение Афинского полиса приводят к расцвету греческой культуры. Окончательно складываются ионический и дорический ордера, появляются постройки, в которых применяются оба эти ордера. В период Поздней Классики появляется ещё один ордер – коринфский. Скульптура достигает классического совершенства, осуществляется её синтез с архитектурой. Развивается теория градостроительства, вырабатываются основные принципы ансамблевой застройки.
· Эллинистический период – 338–146 гг. до н.э. Ослабленная 27-летней Пелопоннесской войной, Греция попадает под власть македонского царя Филиппа II. Позже его сын Александр Македонский осуществляет завоевательные походы в Азию и Египет и создаёт огромную империю. После его смерти империя распалась на несколько эллинистических государств, царями которых были греки. Строятся новые большие города, развивается теория градостроительства, появляются новые типы больших общественных зданий. Архитектура и скульптура испытывают влияние местных восточных культур, складываются региональные школы архитектуры и скульптуры. В 146 гг. до н.э. эллинистический мир становится частью Римской Империи.
3. До VII в. до н.э. греческая архитектура в качестве основного материала использовала дерево. Следы деревянных конструкций отчетливо прослеживаются в каменных формах ордеров. Единственным методом каменного строительства в ранние периоды развития древнегреческой культуры была «циклопическая» кладка из огромных каменных блоков. С VII в. до н.э. появляются храмы, построенные из камня-известняка. Из камня высекаются квадры, капители колонн и барабаны, из которых собираются стволы колонн. Вес массивов каменных конструкций иногда достигал 18 тонн. В каменных блоках вырезались пазы для канатов и крючьев. Квадры соединялись друг с другом при помощи бронзовых штырей и закладных элементов двутаврового профиля. Кладка производилась насухо. Перекрытия были деревянными, между балками перекрытия образовывались квадратные ячейки (кессоны). Конструкция крыши была стропильной. Стропила образовывали скаты кровли, кровля делалась из керамической, иногда, из мраморной черепицы. Стены из пористого камня покрывались тонким слоем глиняной штукатурки и покрывались орнаментом или окрашивались.
Архитектура Древней Греции так же, как и вся культура опиралась на идею гармонии как ведущей эстетической категории. Одна из главных заслуг древнегреческой архитектуры – изобретение ордера – канонизированной системы художественного оформления конструкции, где главное не размеры, а пропорции, построенные по принципу пропорций человеческого тела. Греческий храм – это не просто отдельная постройка, он часто входит в комплекс целого ансамбля сооружений, органично вписывающихся в природный ландшафт с учетом наиболее характерных точек его восприятия человеком, с использованием живописных горных и морских природных пейзажей. Симметрия отдельных сооружений составляет гармоничное единство с асимметричной композицией всего комплекса сооружений архитектурного ансамбля. Пространственно-временная составляющая входит в архитектуру её органической частью, позволяя учесть характер реального восприятия ансамбля человеком в процессе движения.
Активный общественный образ жизни греков обусловил появление новых типов зданий: театров, гимнасиев, булевтериев. Стадионов, экклесиастериев, одеонов, библиотек, разных типов храмов, которые в дальнейшем получили развитие в Римской Империи, где, помимо единичного человека в архитектуре появляется новый субъект – толпа. Цирки, базилики, стадионы, амфитеатры, триумфальные арки, гигантские храмы и форумы определяют лицо Рима – прототипа всех европейских городов.
Теория градостроительства, отразившаяся в Гипподамовой системе планировки, получила дальнейшее развитие в Эллинистический период. Появились большие города с несколькими общественными центрами, дифференцированными по функциям, что позволило городу свободно развиваться и расти.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 3708;