ЛЕКЦИЯ № 7: АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА ЭПОХИ ИМПЕРИИ
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
- Своеобразие римской архитектуры и градостроительства эпохи Империи. Архитектура города Рима, императорские форумы.
- Римский театр и амфитеатр. Колизей, его конструктивные особенности.
- Основные сооружения периода расцвета империи: дворец Флавиев на Палатине, Пантеон, Арка Тита, и др.
- Период упадка мперии и основные сооружения этого периода: триумфальные арки, термы Каракаллы, термы Диоклетиана, дворец Диоклетиана в Салоне(Сплите),базилика Максенция (Константина), мемориальные сооружения. Раннехристианская архитектура.
- Архитектура римских провинций.
1. Упадок Римской Республики начался с восстания рабов под руководством Спартака в 74-71 гг. до н.э. В этот период усиливается верхушка армии, возвышается полководец Помпей. Он осуществил поход в Сирию, разгромил понтийского царя Митридата Евпатора. Юлий Цезарь захватил Галлию и получил титул имперавтора. Стремление Цезаря к захвату власти приводит к заговору против него. В 44 г. до н.э. Цезарь был убит в cенате заговорщиками под руководством Кассия и Брута. В 30-х – 40-х гг. до н.э. шли гражданские войны, в результате которых к власти пришёл наследник Цезаря Октавиан Август, установивший режим Империи – военной монархии. В 27 г. до н.э. Октавиан Август на заседании cената объявил окончание гражданских войн и установление мира на всём пространстве римских владений. Формально продолжал существовать режим республики, но во главе правления был назначен cенатом Октавиан. Этот режим назывался Принципат. Он просуществовал до конца II в. н.э. Октавиан оставался у власти до самой своей смерти в 14 г. н.э.
Этот период длительного мира способствовал расцвету римской архитектуры. Август заботился о престиже Рима, вкладывал большие средства в восстановление города после наводнений и пожаров. Велось акже активное строительство новых общественых зданий. Был построен Форум Августа, святилище Аполлона на Палатине, храм Юпитера Громовержца на Капитолии, театр Марцелла. Город был разделен на округа и кварталы, которыми ведали по жребию должностные лица и старосты, избираемые из окрестных жителей, ввёл ночную стражу и охрану от пожаров, расширил и очистил русло Тибра, вымостил все дороги на деньги от военной добычи триумфаторов. Звание римского гражданина мог получить не каждый: Август лично рассматривал кандидатуры. Был восстановлен авторитет религии: восстановлены старые и построены новые храмы (всего – около 80-ти), Искусство и архитектура были поставлены на службу интересам империи. Образ Августа возвеличивался поэтами Вергилием и Горацием, повсеместно ставились в империи типовые статуи Августа в виде Юпитера и Триумфатора. Развивалась теория строительного дела. Первый теоретический туд в области архитектуры был написан военным инженером Марком Вит-рувием Поллионом («Десять книг об архитектуре»). Мрамор применялся в больших количествах для облицовки общественных зданий. Жилище бедняков оставалось деревянно-сырцовым.
Форум Романум получил дальнейшее развитие в виде целой системы мемориальных императорских форумов. Первым из них был форум Цезаря с храмом Венеры Родительницы, затем - форум Августа с храмом Марса Ультора и форум Нервы. Форумы становятся всё более парадными и закрытыми (интерьерными), приобретают правильный симметричный план, по оси композиция замыкается храмом. Форум Августа открывался только несколько раз в год. Теперь на форумах уже не было торговых зданий и таберн – это были торжественные ансамбли, посвященные личности обожествленного императора. Наиболее помпезным был форум императора Траяна, построенный по проекту архитектора Аполлодора Дамасского в 111 – 114 вв. н.э. Его композиция построена по принципу осевой симметрии. Потяженность главной оси - 300 м. Пространство форума носит замкнутый интерьерный характер. Лицевая стена имеет криволинейную форму, вход на форум оформлен триумфальной аркой. Композиционная структура форума напоминает структуру древнеегипетского храма: Через триумфальную арку посетитель попадал в открытый внутренний двор с колоннадами и экседрами (90 х 120 м). Посредине двора стояла конная статуя императора Траяна. Далее следовала поставленная поперёк форума базилика Ульпиа, замкнутое пространство которой напоминало гипостильный зал. Проходя через базилику, посетитель попадал в узкое пространство между двумя библиотеками (римской и греческой). В этом пространстве возвышалась мощным вертикальным акцентом мемориальная колонна Траяне высотой 43 м., покрытая рельефом, опоясывающим ее по спирали. Тематика рельефа – военные победы армии Траяна. Внутри колонны – винтовая лестница, ведущая на балкон, расположенный над капителью колонны. Наверху была установлена позолоченная статуя Траяна. Эта колонна послужила прототипом для многих сооружавшихся впоследствии мемориальных колонн: колонны Марка Аврелия, Вандомской колонны в Париже в честь побед Наполеона, Александровской колонны в Санкт-Петербурге. Осевая композиция форума завершалась храмом Траяна, построенным после его смерти. Северо-восточная стена форума частично врезалась в рельеф Квиринальского холма, и на этом рельефе был устроен террасный рынок со множеством торговых помещений – таберн.
2. Римский театр развивался на основе греческого. Уже в период Эллинизма форма плана театра приближается к полной осевой симметрии, а в римских театрах периода Республики она становится полностью симетричной. В отличие от греческого театра, располагавшегося на естественном рельефе, римский театр превращается в отдельно стоящее здание. Полукруглый ступенчатый театрон (по латыни - cavea) делился проходами на ярусы и клинообразные сектора и опирался на систему арочно-сводчатых бетонных субструкций, создающих систему кольцевых кулуаров и радиальных лестниц, через которые осуществляется эвакуация зрителей (от 5-ти до 12-ти тыс.). Эта система выражалась на фасаде многоярусной ордерной аркадой. В нижнем ярусе применялся римско-дорический ордер, во втором – римско-ионический, в третьем – римско-коринфский. Театры в провинциальных городах имели обычно два яруса, в Риме – три. Действие в римском театре шло непосредственно на сцене, поэтому орхестра приоретает форму полукруга. Сцена превратилась в многоэтажное сооружение, возвышавшееся на всю высоту театрона. Ее внутренний фасад оформлялся в виде здания с галереями, портиками, нишами, украшенными статуями. По бокам сцены пристраивались достаточно вместительные (до 250 кв.м.) вспомогательные помещения и лестницы на верхние этажи, а также – входные портики для актеров. Театр не имел крыши. Сверху над зрительскими местами натягивался тент из сукна.
Римские амфитеатры – новый тип зрелищного здания, предназначавшийся для проведения гладиаторских боёв, травли зверей и «морских сражений». Зрительские места в них располагались в форме эллипса вокруг арены. Первоначально амфитеатры строились из дерева и камня, затем их начали сооружать из бетона с каменной облицовкой и беломраморной штукатуркой. В период Империи амфитеатры достигают огромных размеров и становятся главными зрелищными зданиями в больших городах. В них устраивались бесплатные зрелища на средства богатых сенаторов. Самым большим амфитеатром был Колизей (Colosseum) или амфитеатр Флавиев, построенный в конце I в. н.э. и реставрированный после пожаров в III в.н.э. Размеры Колизея в плане – 186 х 156 м, высота 48,5 м., он вмещал одновременно 50 тысяч человек. Основу его составляет каркас из блоков камня – травертина и арочно-сводчатая бетонная конструкция с кирпичным каркасом. На фасад выходят 80 арок. В первом ярусе арки открыты для входа зрителей. Входы с двух концов по главной оси предназначены для двух групп гладиаторов. В двух верхних ярусах располагаются кольцевые фойе, в арках – парапеты со статуями. Четвёртый ярус оформлен высокой почти глухой стеной, оформленной коринфскими полуколоннами. В этой стене было укреплено 240 мачт для натягивания тента. Под ареной находились коридоры, выложенные камнем, клетки для зверей, помещения для хранения реквизита. Зрительские места были разделены горизонтальными проходами на 5 ярусов в соответствии с социальной иерархией римского общества.
3. Период расцвета Римской империи приходится на I - II вв. н.э. В этот период г. Рим стал экономическим, политическим и культурным центром огромной многонациональной державы. Население Рима постоянно росло за счёт сельской бедноты и пролетариата, их привлекали раздачи продовольствия, бесплатные зрелища, возможность заработка. Рост города требовал всё большего количества воды и продовольствия. По всей империи строятся дороги, мосты, акведуки, гавани. Основные из этих сооружений: мост Алькантара через реку Тахо в Испании (длина - 200м., высота проезжей части над уровнем реки - 45 м., арх. Гай Юлий Лацер), мост Эмилия в Риме перед мавзолеем Адриана, украшенный колоннами со статуями, акведук Клавдия и ворота Порта Маджоре на его пересечении с двумя дорогами, Гардский мост во Франции (Галлии) близ Нима с трёхъярусной аркадой. Во IIв. в империи существовало 372 мощёные камнем дороги общей про-тяжённостью 80 тыс. км. Рим постепенно был очищен от сырцовых трущоб, широко применялся бетон и кирпич в качестве облицовочного материала и для сооружения остова сводов. После пожаров 64 и 69 гг. было построено много инсул – многоэтажных домов с квартирами, сдаваемыми внаём. Многие здания имели в нижнем этаже аркады, затеняющие тротуар. В честь военных побед императоров воздвигались мемориальные триумфальные арки. Самые известные из них: арка Тита, воздвигнутая в честь подавления восстания в Иудее в 81 г.н.э., арка Адриана в Афинах, арки Траяна в Анконе и в Беневенте. Арки облицовывались мрамором, украшались коринфскими или композитными полуколоннами и высокими аттиками с мемориальными надписями, рельефами на исторические темы. Арка Тита была поставлена на пути триумфального шествия к форуму Романум недалеко от Колизея. Она имеет один пролёт (5,35 м.) и пропорции квадрата. Средние полуколонны составляют портик, обрамляющий пролёт, угловые трёхчетвертные колонны несут раскреповки антаблемента. Рельеф, изображающий триумфальное шествие императора, размещён внутри проезда. В тимпанах – изображение крылатых Викторий, венчающих императора, на фризе ордера – рельеф, изображающий триумфальное жертвоприношение. Арка служила постаментом для статуи Тита на квадриге.
На Палатинском холме строились императорские дворцы. Самым роскошным из них был Золотой дом Нерона, построенный в 65 г. н.э. Он сгорел при пожаре в 69 г. Сохранились остатки его монолитных конструкций. Центральное пространство, восьмигольное в плане, было перекрыто бетонным куполом с от-верстием вверху. Дворец Августа на Капитолийском холме занимал площадь около 10 га. Дворец Флавиев на Палатине соединял в себе черты дворца и виллы. Он состоял из парадной и жилой частей, между которыми был перистильный двор. Огромный тронный зал был перекрыт кессонированным цилиндрическим сводом пролётом 29,3 м. Высота шелыги свода около 44 м. К тронному залу были пристроены храм и базилика, где император осуществлял функции верховного жреца и судьи.
Между Колизеем и форумом Романум при императоре Адриане был построен храм Венеры и Ромы. Он имел две целлы, соединённые апсидами. Размеры плана храма – 107 х 55 м. Сложные колоннады, проходившие по краю огромной платформы, подчёркивали его масштаб. Всё больше внимания уделяется внутреннему пространству, что наиболее ярко выразилось в “Храме всех богов” – Пантеоне, построенном в 125 г. в правление Адриана заново на месте более ранней постройки времени правления Агриппы. Он имеет вид гигантской купольной ротонды. Входом в Пантеон служит портик 14 м. глубиной, перекрытый двускатной кровлей на бронзовых стропилах. Портик имеет 16 колонн диамеиром по 1.5 м., высотой 14 м. Портик примыкает к прямоугольному выступу, являющимся переходным элементом от портика к ротонде. Пред храмом был прямоугольный перистильный двор длиной 110 м. Диаметр круглого в плане зала равен высоте купола (43,2 м), купол имел световое отверстие с диаметром 8,92 м. Перекрытие куполом пролёта 43,2 м. – выдающееся достижение строительного искусства Рима. Перекрытия пространств большего пролёта стало возможным только с изобретением железобетонных конструкций в середине XX в.
4. В последние десятилетия II в Римская империя вела постоянные войны, экономика переживала кризис. Рабовладельческие виллы и латифундии разорялись, уменьшалось количество рабочей силы из-за эпидемий. Хозяйственный кризис привёл к политической нестабильности и ослаблению военной мощи империи. Борьба за императорский трон вылилась в гражданскую войну 193 – 197 гг. После убийства императора Коммода в разных провинциях были провозглашены несколько императоров. Каждый из них имел многочисленные армии и заручался поддержкой определённых кругов провинциальных рабовладельцев, сремившихся к власти и богатству. Представители провинциальной знати составляли уже большую часть римского сената. Множество рабов было отпущено на свободу или превращено в колонов.
В то же время, множество средних и мелких земледельцев разорились, их имения попадали во владения кредиторам. Города, ранее считавшиеся оплотом свободных землевладельцев и рабовладельцев, перестали быть основой империи. Империя жила под постоянной угрозой восстания городского и сельского плебса. Знать западных провинций искала благоприятных условий для восстановления независимости от Рима. Постепенно связи между отдельными частями империи ослабели, многие провинции развили собственное производство и не зависели от ввоза. Возрождались местные языки и культурные традиции. В III в происхо-дила очень быстрая смена императоров и все они погибли насильственной смертью. Единственной надёжной опорой императора стала армия, которая становится не только вооружённой, но и социальной силой. Из ветеранов армии постепенно сформировался слой частных землевладельцев. Росли виллы, развивалось ремесло, которое обслуживало потребности землевладельческих хозяйств. Новых городов создавалось мало.
От кризиса больше всего страдала Италия, т.к. центр экономики и культуры теперь переместился в на территорию бывших эллинистических государств. Именно на периферии велось более активное строительс-тво и в архитектуре возобладали восточные черты: размеры сооружений увеличились, усилились декоратив-ные тенденции, формы усложнились, стали более вычурными. Особое внимание в этот период уделялось интерьерам общественных зданий, которые резко контрастировали с их внешним обликом. По всей империи строились обороные сооружения, укреплялись не только города, но и дворцы и виллы. В Риме в III в. была возведена стена Аврелиана, периметр которой составлял 19 км. Она усиливалась и надстраивалась до конца империи, в неё были включены части акведуков и других сооружений. Упадок официальной религии приводит к тому, что в Италии почти прекращается строительство новых храмов. Постепенно появляются тенденции к монотеизму. Император Аврелиан попытался ввести единый культ Солнца, всвязи с чем в Риме
Были сооружены два храма Солнца в виде круглых фолосов (один – в большом цирке, другой – близ флами-ниевой дороги). Храм в большом цирке был поставлен в центре большого прямоугольного двора, обнесённого каменными оградами с экседрами. Декоративные детали выполнены, по-видимому, сирийскими мастерами. В 121 – 140 гг. по проекту императора Адриана в Риме строится храм Венеры и Ромы, в котором ясно проявились черты эклектизма: сочетание римских, греческих и восточных архитектурных элементов. Он имеет две целлы, соединённые апсидами. Пролёт целл (более 20 м.) был перекрыт деревянными стропилами. Храм поставлен на высокую платформу размером 120х145м. Размер храма – 107х55 м.
Триумфальные арки становятся всё более помпезными. Арка императора Септимия Севера, поставленная в 203 г. на Капитолии посвящена победам в Месопотамии. Её высота 23 м. Арка имеет три пролёта. Центральная часть была увенчана скульптурами Севера и его сыновей Геты и Каракаллы на колеснице с шестёркой коней, по углам были поставлены 4 конные группы. В средних пилонах арки устроены внутренние проёмы. Фасад несколько перегружен деталями, нетектоничен: пьедесталы колонн облицованы барельефами, аттик не раскрепован в центральной части, фигуры рельефов в арках слишком мелки. Арка императора Константина, сооружённая в 315 г. между Колизеем и Палатином, имеет высоту 20,35 м. Она была собрана из готовых фрагментов, снятых с сооружений I-II вв., что очень характерно для строительства этого времени. Избыток разнохарактерных и разномасштабных элементов декора: статуй, релтефов, медальонов, надписей нарушает целостность архитектурного образа, ордер зрительно лишается несущей способности. В целом, арка имеет хорошие пропорции. Чёткое распределение элементов, уравновешенность членений. Ордер выполнен из жёлтого мрамора на порфировом фоне облицовки основного объёма. Скульптурный декор сосредоточен по бокам фасада, благодаря чему в центре образуется широкое ровное поле для посвятительной надписи. Базилики – сооружения с большими залами, предназначенные для заключения торговых сделок, различных общественных собраний и мероприятий, появились ещё в период походов Александра Македонского. В базиликах проводились также и судебные разбирательства, поэтому в них было отведено специальное место в полукруглой апсиде на возвышении (экседре) - для судейской коллегии. Базилика Ульпиа на форуме Траяна оказала большое влияние на формирование этого типа зданий. Она имела прямоугольную форму с двумя экседрами на коротких сторонах. Её внутреннее пространство делилось на три нефа, центральный из которых был шире. В более поздних базиликах экседры маскировались стенами и не были выявлены на фасадах. Существенные изменения в планировке и конструкции этого типа зданий демонстрирует последняя из больших базилик Рима – базилика Максенция (Константина), построенная на форуме Романум в 307-312 гг. В ней была применена система перекрытий центрального нефа (85х25 м) крестовыми сводами, опирающимися на столбы. Ценральный неф был выше боковых (35 м.), поэтому крестовые своды позволяли устроить арочные оконные проёмы для его освещения. Распор сводов весом 7000 т. воспринимался массивными столбами, поперечными стенами с контрфорсами и цилиндрическими сводами более низких боковых частей. Пяты сводов несколько нависали над опорами и под эти нависающие части были подведены колонны с импостами, которые не несли никакой нагрузки. Врезультате такого решения своды позже обрушились. В интерьере своды были были украшены восьмиугольными профилированными кессона-ми. Вход в базилику при императоре Константине был перенесен с короткой восточной стены на длинную южную. Что вызвало пристройку напротив него полукруглой апсиды. Этот тип базилики оказал большое влияние на развитие архитектуры христианских храмов, т.к. были очень удобны для отправления христиан-ских религиозных обрядов. Базиликальный план стал каноническим для католических храмов.
Среди общественных зданий Рима большое значение имели термы (римские бани). Они были неотделимы от римского образа жизни и предназначались для отдыха, развлечений, занятий спортом, лечения и общения людей разных культурных уровней. К началу империи в Риме было около 170 государственных и частных терм. К IV в. их было уже более тысячи. Особо отличались размерами и роскошью императорские термы. Ранние термы имели одностороннее размещение банных помещений вокруг палестры. Позже в конструкции залов начинают использоваться бетонные своды и купола, планы усложняются за счёт увеличения гимнастического сектора, появления внутренних дворов и бассейнов. По главной оси размещаются большие залы с горячей, теплой и холодной водой (тепидарий, кальдарий и фригидарий), по сторонам от них размещались две группы одинаковых помещений (вестибюль, раздевалки, залы для омовений, массажа и сухого потения). Через эти помещения проходили два потока посетителей, которые объединялись затем в главных залах. План определялся рациональным кольцевым движением этих двух потоков.
Наибольшими размерами и пышностью отделки отличались термы императора Каракаллы. Они занимали участок в 20 га на склоне холма, размеры главного сооружения терм – 214х110 м. В высокой части холма был сооружён огромный резервуар-отстойник, подсоединённый к акведуку Марция. Склон участка был использован для устройства зрительских мест стадия для гимнастических игр. По сторонам от стадия размещались библиотеки, ниже – парк с нимфеями. В главном корпусе находились огромные великолепно отделанные залы. Субструкции поднимали уровень пола терм на 6 м. по их северо-восточной границе. Котельные, водопровод и все технические службы размещались в нижнем ярусе между субструкциями. Кальдарий диаметром 35 м. был перекрыт купольным сводом с окнами в его верхней части. Фригидарий пролётом 19 м. был перекрыт крестовыми сводами, опирающимися на 8 столбов с приставными декоративными колоннами. Ядро здания, состоявшее из кальдария, тепидария, фригидария и зала с плавательным бассейном, было окружено системой более низких помещений со совдчатыми перекрытиями. Интерьеры были отделаны цветными мраморами, порфиром и мозаиками, украшены статуями, каменными чашами, фонтанами.Термы императора Диоклетиана, построенные в 306 г., имели меньшие размеры (316х356 м.), но были более вместительными. Они отличались несколько иными очертаниями внешней линии, более чётким планировочным решением на основе прямоугольных в плане элементов, имели более тонкие стены. Размеры окружающих фригидарий помещений, расположенных по анфиладной системе, были ближе друг к другу, что способствовало более равномерному распределению нагрузки от сводов перекрытий.
Новые тенденции в архитектуре императорских резиденций проявились во дворце Диоклетиана в Солоне (г. Сплит на территории современной Югославии). Он построен в 305 г. на берегу Адриатического моря и представляет собой крепость-резиденцию по типу военного лагеря. Снаружи он обнесен мощной крепостной стеной с 16-ю башнями. Размеры плана крепости – 150х 192 м. По периметру стен с трёх сторон пристроены помещения сладов и убежищ на случай военной опасности. Ворота соединялись крестообразно пересекающимися улицами, обрамлёнными колонными портиками. В северо-западном квадрате размещались казармы и сад, в северо-восточном – провиантские склады, конюшни и службы. Дворец с площадью пред ним располагался в южной части крепости. В комплекс дворца входили также помещения для охраны и обслуживающего персонала, базилика и два храма: малый храм Эскулапа и большой храм Юпитера. Позже на площади слева от входа во дворец был поставлен величесвенный мавзолей Диоклетиана. Подход к дворцу был оформлен перспективой колоннад на ступенчатом основании, перекрытых арками. Вход имел 4-х-ко-лонный портик на подии (наподобие входа в храм). Антаблемент портика был изогнут по форме арочного проёма – элемент, характерный для архитектуры восточных римских провинций. Парадный круглый вестибюль с нишами открывался в продолговатый по форме церемониальный зал с выходом на открытую к морю галерею, с которой был устроен выход на пристань. Под влиянием восточных традиций усложнился ритуал императорского культа и это привело к созданию комплекса парадных помещений.
После покорения Египта римские императоры увлеклись строительством пышных гробниц и мавзолеев. Прототипами их форм послужили как египетские мастаба и пирамиды, так и этрусские тумулусы. Чаще всего мавзолеи имели круглую в плане форму и были окружены мощной каменной подпорной стеной. Мавзолей Адриана, построенный в 130-148 гг. представлял собой многоярусное цилиндрическое сооружение диаметром 64 м, поставленное на квадратный каменный подиум со стороной 84 м. Завершающий элемент представлял собой ротонду, окружённую зелёными насаждениями пирамидальной формы. Ротонда была увенчана бронзовой колесницей с фигурой Адриана. Экономический и политический кризис Римской империи привёл к упадку официальной религии. Классический политеизм постепенно сменяется монотеизмом. Кроме богов римского и греческого пантеона, популярны стали культы обожествлённых императоров, культы египетских и восточных богов: Осириса, Изиды, Митры, Ваала. Появилось множество религиозных сект. Популярные философские учения стоиков и киников проповедовали терпимость, непривязанность к земным благам и внешней роскоши, сведение до минимума материальных потребностей. Среди обнищавших слоёв населения популярна стала вера в загробное воздаяние, появились культы богов-спасителей. Представители еврейской диаспоры проповедовали культ бога Яхве, появились культы, эклектически объединяющие идеи стоицизма, философского учения Платона , пифагорейства с иудейскими религиозными догмами. Из подобных верований стало складываться учение о Сыне Божьем, посланном на землю «учителе справедливости» Иисусе Христе. Впервые имя Христа упоминается в посланиях апостола Павла. Апостолы-проповедники новой религии выступали на собраниях верующих с проповедями, предсказаниями скорого конца света и прихода грозного судьи, который воскресит всех умерших и сотворит страшный суд. Христианство находило среди городского плебса и рабов всё больше и больше последователей. Вначале они подвергались жестоким гонениям со стороны официальных властей: христиан распинали на крестах вдоль римских дорог, травили в цирках дикими зверями, предавали мученической смерти. Поэтому христиане вынуждены были скрываться, и проводили свои собрания в загородных домах, сараях, старых склепах, подземных кладбищах – катакомбах. Начиная IIIв. В христианство начинают обращаться крупные собственники и представители бюрократии. В IV в. в период, предшествующий гибели античной цивилизации, христианство стало официальной религией империи (при императоре Константине I) и столица была перенесена из Рима в Константинополь.
Первые убежища христиан – катакомбы - были найдены в Риме, Эфесе, Александрии, Сиракузах и других крупных городах. Это были узкие (шириной около 1м.) подземные коридоры с двумя ярусами ниш для захоронения. Они выдалбливались в мягкой каменной породе. Некоторые помещения делались в виде небольших крестообразных в плане залов, где устанавливались саркофаги проповедников. С III в. появились молельные дома-церкви, которые устраивались в частных или выкупленных домах. Помещения жилого дома обращались в залы молитвенных собраний, баптистерии (крещальни), кладовые для имущества общины, винные погреба, склады одежды для раздачи бедным. Купель обычно находилась в нише, перекрытой арочным сводом. Арка и свод были символом небесного свода во многих восточных культурах. С IV в. началось безжалостное разрушение языческих храмов и памятников античной культуры. В качестве первых христианских храмов использовались базилики. Затем началось строительство христианских церквей по образцу трёхнефных базилик или круглых ротонд. В ранних базиликальных храмах алтарная апсида ещё не отделялась иконостасом, а амвон и кафедра усраивались в центральной части среднего нефа. В культовом строите-льстве IV-Vвв. Преобладали деревянные перекрытия, которым иногда придавали пирамидальную или купольную форму. В Сирии базилики покрывались каменными плитами по поперечным аркам. Больше всего крупных раннехристианских церквей строитлось в Малой Азии и Сирии и Палестине – на путях к палестинским святыням. Эти базилики строились в копмлексе с подсобными и бытовыми помещениями. Примерами таких сооружений являются базилика в Брад (395-402 гг., арх. Маркиан Кирис) и соборный комплекс в Гера-се, включающий базилики, часовни, баптистерий, бани, жилые помещения, перистильные двор и пешеход-ные улицы, обрамлённые колоннадами. В интерьерах использовались мрамор, позолота, мозаика. Фасады были лишены украшений. В центрических зданиях применялись кирпичные и каменные своды, шатровые перекрытия и купола из дерева. Постепенно появляются новые формы планов. Так, в храме в Вифлееме пешеходное пространство, перистильный двор, пятинефная базилика и восьмиугольный баптистерий составляют единую анфиладу. В конце IV – V вв. в планах культовых зданий появляется форма равноконечного («греческого») креста как символа христианской веры. Впервые эта форма появилась в церкви Сан-Лоренцо в Милане, церкви близ Антиохии и церкви Пророков, Мучеников и Апостолов в Герасе. Дальнейшее развитие этого типа храмов привело к появлению крестово-купольной конструктивной системы в архитектуре Византии.
5. В I-II вв. Римская империия достигла наибольшего территориального расширения. В её состав вошли Северная Африка, большая часть Западной Европы, Восточное Средиземноморье до Армении и реки Евфрат. Теперь на этой территории существуют более 30-ти государств. Столица жила за счёт провинций, взимая налоги с населения. Во II в. Рим стал самым красивым и богатым городом в мире. Новые земли, вошедшие в состав империи, начинали быстро развиваться в социально-экономическом и культурном отношении. Особых успехов достигли южные и восточные области европейских провинций. Многочисленные города, основанные в это время, принимали римский облик, подражая столице. Верхушка общества усваивала латинский язык и принимала римские имена, многие культурные и политические деятели и даже императоры были уроженцами провинций. Строились театры, амфитеатры, виллы, храмы. Городские улицы вымащивались камнем, имели подземные канализации и водопроводы. Центральные площади украшались портиками, храмами, базиликами, триумфальными арками и конными статуями. По всей империи строились дороги и мосты, склады, амбары, гранитные набережные. Здания украшались статуями, барельефами, полы и стены храмов, базилик и богатых жилых домов украшались мозаикой. Многие дома имели отопление – горячий воздух из печей проходил по керамическим трубам под полом и внутри стен. Стены зданий облицовывались мрамором различных цветов, иногда создавая геометрические узоры. В новых городах по образцу рима создавались Капитолии, но наряду с римскими божествами существовали культы местных богов, также появились синкретические (смешанные культы). В Галии строились римские храмы в виде псевдопериптеров, самый известный из них – Мэзон в Немаузе (Ниме), посвящённый Цезарям, построен в 20 – 19 гг. до н.э., храм Августа и Ливии во Вьенне. Строились также башнеобразные святилища восточных божеств высотой до 27 м. – квадратные в плане сооружения с входом на восточной стороне. Сиро-финикийские черты характерны для храма в Тевесте (Сев. Африка) с декоративной обработкой аттика, а также в храме Сатурна (Ваала) в Дугге с роскошным вестибюлем и перистильным двором. Культ отправлялся во дворе вокруг изображения божества в виде конического камня. В Сирии были распространены антовые, простильные и периптериальные храмы, поставленные в глубине двора на высоком подии с лестницами на главном фасаде. Внитри вместо апсиды был адитон в виде высокого подия.
Наиболее значительный памятник римской архитектуры в Сирии (ныне – на территории Ливана) – комплекс храмов в Баальбеке. Он состоял их трёх храмов: Большого, Малого и Круглого. Большой храм, посвящённый Ваалу (53,3 х 94.4 м.), стоял на платформе высотой 9 м, выложенной из крупных каменных блоков. 8-ми колонный портик состоял из колонн коринфского ордера, диаметр которых – 2,08 м.. высота – 19,6 м. Высота антаблемента – около 4.5 м. Храм объединён в единый комплекс с пропилеями, шестиугольным двором и большим перистилем. Все эти части расположены по одной оси. Пропилеи представляют собой отдельное монументальное сооружение – 12-ти колонный глубокий портик, фланкированный двумя квадратными в плане башнями, декорированными пилястрами. Антаблемент изгибается по форме арочного входа – приём, типичный для архитектуры восточных провинций. За пропилеями следует шестиугольный внутренний двор, окружённый двойной крытой колоннадой, в которой находились различные помещения. Из этой зоны через достаточно узкие проходы посетитель попадал в большой перистильный двор, в котором находился алтарь перед храмом. Интерьер храма был огромен (пролёт зала – около 30 м.) и уподоблялся своим решением внутреннему двору: стены его были расчленены крупными пилястрами. Адитон в глубине пространства решался как миниатюрный храм. Все внутренние поверхности были заполнены скульптурой. Ордер сочетался с полуфигурами львов и быков в рельефах антаблемента. Малый храм, посвящённый Вакху (34 х 68,5), повторял те же композиционные и декоративные приёмы. В интерьер был введен фриз с изображением сцен дионисийского культа (на подиуме адитона). В глубине адитона, в нише, стояла статуя Вакха. Круглый хзрам имел диаметр 9 м. К нему был пристроен 4-х-колонный портик, обращённый к центру ансамбля и придававший храму осевую ориентацию. Глубокая раскреповка подия и антаблемента создавала чередование полукруглых западающих и выступающих наподобие каннелюр ионического ордера частей. Отступающие дугообразно части антаблемента приближали к зрителю ниши со статуями, выделенные ордерной рамкой.
Такими же огромными размерами и монументальностью архитектурного решения отличался храм Бела в Пальмире (I - III вв.). Его участок расположен на искусственной платформе с размерами 210х205 м. и окружён стеной, оформленной снаружи пилястрами и нишами. По внутреннему периметру стен были пристроены портики.
В крупных городах империи строились театры и амфитеатры. Театр в Арузио (Оранже) в Галлии имел диаметр 103 м. и вмещал 7000 зрителей. Хорошо сохранилась сцена с выдвинутым вперёд центром. Могучая плоскость фасада (103х37м.) в нижнем ярусе прорезана аркадами. В средней зоне – слепая аркатура, наверху – выраженные горизонтали карнизов и два ряда кронштейнов – опор стоек велария. Выявлена тектоника монументальной стены. К фасаду был пристроен портик – вход в смежное здание гимнасия. Сохранились также театры в Испании (Марида), северной Африке (Джемиля, Дугга, Сабрата, Тимгад), в Эфесе, Приене, Петре театры были перестроены по римским принципам. К концу II в. театральные представления были вытеснены гладиаторскими играми, в связи счем появились гибридные формы театра и амфитеатра. В г. Цезарея в Северной Африке в тетре были снесены сценическая площадка, три нижних яруса сидений и орхестра и таким образом устроена арена. В Лютеции (Париж) было построено здание, приспособленное для обоих видов зрелищ. Местом действия была заглублённая почти круглая арена (58,4 х 52,2 м), сочетавшаяся со сценой-задником и охваченная с 3-х сторон театроном.
Одеоны – малые театры с упрощённой конструкцией сцены, предназначались для музыкальных и поэтических представлений, полукружие мест для зрителей включалось в квадратное крытое здание. Открытые одеоны были построны в Катане, Тавромании, Корольо, Лионе, Карфагене. В Афинах на южном склоне Акрополя был построен большой одеон Ирода Аттика. Уменьшенный тип одеона – аудитория –предназначался для выступлений философов, риторов, писаталей. Известная аудитория Мецената в Риме имеет размеры плана 18 х 19 м., 7 ярусов скамей на полукружии. Её вместимость – 300 человек. Крупные амфитеатры были построены в Немаузе (Ниме) и Арелате (Арле) в Галлии. В Ниме амфи-театр имел размеры 133,4 х 101,4 м. Арена имела лишь одну подземную галерею. Фасад сохранил два этажа тосканских ордерных аркад и основание аттика. Главный вход выделен более широким пролётом арок и фронтоном, опирающимся на консоли над входом. На аттике была установлена квадрига. Амфитеатр в Арелате вмещал 20000 зрителей. Арена лишена подземных помещений. Нижний этаж наружной галереи имел не сводчатое, а плоское перекрытие из каменных плит, что является архаизмом. Фасад имел 2 яруса, оформленных тосканским ордером внизу и коринфским вверху. Всего на территории Римской империи было около 200 амфитеатров.
По всей империи сооружались триумфальные арки в честь побед и различных исторических событий. Арка Адриана в афинах была построена в 120 г. в честь закладки новой части гороад и оформляла вход в Олимпейон. Она сочетала в себе функции триумфальной арки и ворот и была включена в ограду. Эта арка отличается от всех римских арок ажурной лёгкостью. Вмнсто массивного аттика она увенчана колоннадой с двусторонней эдикулой в центре (сооружением наподобие маленького храма). Ширина пролёта арки – 6,1 м. Греческая переработка темы арки удачно сочетается с городским пейзажем Афин.
Арка в Арузио (Оранже) в Галлии, древнейшая из сохранившихся в Европе, была сооружена в эпоху Августа. Это одна из первых трёхпролёьных арок. В оформлении её центрального пролёта применён фронтон, как в однопролётных арках Аримина и Вероны. Формы не уравновешены, аттик слишком тяжёл, членения фасадов дробны, скульптурный декор избыточен. Высокий аттик разбит на два яруса и образует три постамента для скульптурных групп.
Дата добавления: 2015-10-09; просмотров: 1302;