Средневековье
На смену римскому скульптур- ному повествованию об исторических героях приходит живописный рассказ о жизни Иисуса Христа. В 313 г. хри- стианство становится господствую- щей религией. Ей необходимы циклы картин, которые могли бы связно пере- дать последовательность библейских событий.
Под каждым изображением ставятся «титулы» – поясняющие над- писи, как правило, сочиненные в сти- хах: они призваны довести до сознания прихожан содержание истинной веры. «Умершляй свое тело ради возвышения души» (ветхий завет).
Художники выбирают из Свя- щенного писания наиболее вырази- тельные, с точки зрения драматургии, сцены. Содержание каждой картины мотивирует действие, происходящее в сцене за ней следующей. Главное для итальянского живописца Джотто – ис- следование нравственных свойств ге- роев, передача их переживаний. В его фресках мы наблюдаем драматурги- ческую и новаторскую попытку жи- вописца показать характер главного героя.
Часть религиозного опыта, связанного с ин- тенсивным переживанием таинствен- ного и устрашающего божественного присутствия в научный оборот ввел теолог и историк религии Рудольфо Отто, позаимствовав из латыни по- нятие «нумен». Нуменом римляне называли божественную силу, власт- но распоряжающуюся человеческой судьбой. И Джотто в своей живописи удалось создать подобную атмосферу нуминозности. На примере Джотто мы видим попытку визуального искусства по- строить повествование на новой дра- матической основе.
Таким образом, художник выполнил задачу современ- ных экранных искусств – держать ин- терес зрителя. Джотто перевел дина- мику слова в динамику изображаемых событий, в эволюцию жестов и движе- ний своих персонажей. События, которые только упамянались в священ- ном тексте, в картина художника передаются во всем много- образии человеческих чувств. Подоб- ное художественное повествование, наполненное смыслом, философией, драматургически выстроенное не уступает художественной киноленте.
Поэтому художников, испытывающих потребность в органическом слиянии слова и пластики, можно назвать ран- ними режиссерами и сценаристами. В средневековой Европе, не- смотря на повсеместную власть церк- ви, на заре XI в. стала публиковать- ся уже учебная литература. Начало главы книги было принято украшать инициалом. Известно изображение, предвосхищающее главу «Доната», на инициале которой была нарисована порка нерадивого ученика в назида- тельных целях.
С этого времени изо- бражения пошли по пути письменных знаков – начали преследовать опреде- ленные императивы. Сразу за учебной литературой стала выходить научная. Она имела сугубо утилитарное значе- ние. «Начала геометрии» Евклида пе- реиздавались ежегодно по 6-7 раз. Это свидетельствовало о зарождении мас- сового спроса на информацию. Книги по астрономии служили мореплава- телям ориентиром в путешествиях. Потребность в сведениях различного рода создала ситуацию, когда одних печатных знаков книжной культуре стало остро не хватать. Все чаще изда- тели стремились к наглядности. «Кни- га хроник» по всемирной истории содержала сотни гравюр: портреты царей, императоров, пейзажи. Стрем- ление иллюстрировать свой продукт у первых издателей было настолько сильным, что изображение зачастую выступало в ущерб смыслу.
Однако, ценность этого, хоть и несовер- шенного, опыта – в том, что книжные иллюстрации открыли эффект мгно- венного воздействия изображения на читателя и давали ему возможность сделать предположение о содержании, не вчитываясь в текст, а всего лишь пролистав страницы издания.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 416;