Средневековье как этап всемирной истории
Цель - характеристика тысячелетнего периода, разделяющего Античность и Новое время, как этапа всемирной истории, получившего название - средневековье и оказавшего действенное влияние на формирование менталитета человека.
Задачи:
- рассмотреть понятие «средние века» в интерпретации различных исторических школ;
- выявить временные рамки эпохи средневековья;
- охарактеризовать периоды средневековья;
- показать особенности и типологические черты средневековья;
- определить основные различия между цивилизационными регионами в период средневековья.
Относительно мировой или всемирной истории существует в науке несколько представлений:
- мировая история представляет собой ряд последовательных ступеней прогрессивного развития человеческого общества как единого целого.
- ряд ученых склонны рассматривать историю жизни народов с учетом проявляющихся исторических закономерностей или действия одних и тех же исторических законов.
- человеческий мир в культурном отношении настолько разнообразен и уникален, что ни о каком его единстве, а значит и всемирной истории говорить нельзя.
На наш взгляд более верно рассматривать сосуществование цивилизаций, которое на определенном этапе порождает всемирную историю, что и было предложено Дж. Вико (1668-1744) итальянским философом на основе сравнительного изучения религии, нравов, быта, социально-политического строя народов.
В XVIII в. немецким философом И. Гердером (1744-1803) и французским просветителем Ж. Кондорсе (1743-1794) было сформировано представление о прогрессивном развитии человечества как единого целого, прошедшего путь от дикости и варварства к цивилизации. Произошедшая Великая Французская революция (1789) и установившая новый порядок в Европе опровергла воззрения ученых-просветителей относительно единства исторического прогресса. В связи с этим на рубеже XVIII-XIX вв. наряду с монистической интерпретацией истории как единого и закономерного процесса развития человеческого общества стал складываться плюралистический подход, отрицавший единство исторического процесса, а значит и мировой или правильнее сказать всемирной истории.
С этого момента и по настоящее время, в области гуманитарного знания имеет место конкуренция этих теоретико-методологических подходов к пониманию исторического процесса.
Представители монистической интерпретации - немецкий философ Г.В.Ф. Гегель (1770-1731), немецкий мыслитель и общественный деятель К. Маркс (1818-1883), французский философ О. Конт (1798-1857) и др., выделяя критерии исторического прогресса, рассматривали развитие человеческого общества как единого целого. Только в качестве критерия имелись определенные расхождения – это развитие абсолютной идеи (Гегель), технико-технологическая и социально-экономическая организация общества (К.Маркс), постепенный переход от теологического мировоззрения к позитивному и от военного образа жизни к промышленному (О. Конт).
Остановимся подробнее на взглядах К.Маркса, предложившего концепцию материалистического объяснения истории.
Рассматривая мировую историю как однолинейное и прогрессивное развитие единого человеческого общества, К. Марксом в качестве критериев периодизации выделяются стадии технико-технологического и информационного прогресса. Им была предложена теория формаций, базирующаяся на четырех основных принципах:
1. Принцип единства человечества или единства исторического процесса.
2. Принцип исторической закономерности. К. Маркс исходит из признания действия в историческом процессе общих, устойчивых, повторяющихся существенных связей и отношений между людьми и результатами их деятельности.
3. Принцип детерминизма или признание существования причинно-следственных связей и зависимостей. Из всего многообразия исторических явлений К. Маркс считал определяющим в историческом процессе способ производства материальных благ.
4. Принцип прогресса по К.Марксу - это поступательное развитие общества, поднимающегося на все более высокий уровень.
В учении К. Маркса понятию общественно-экономической формации отводится ключевое место при объяснении движущих сил исторического процесса и периодизации истории. При этом у К.Маркса можно найти несколько типологий общественно-экономических формаций. Более известной является выделение пяти формаций – это первобытнообщинного строя, рабовладельческого, феодального, капиталистического, коммунистического, первой фазой которого рассматривался социализм. Известно, что в работах К. Маркса были объединены рабовладельческий, феодальный и «азиатский способ производства» в одну докапиталистическую общественно-экономическую формацию и рассматривались эти способы параллельно существующими в историческом процессе.
Если дать краткую характеристику формационного подхода, то это господство определенного способа производства, при котором особенности экономического развития оказывают непосредственное воздействие на политическое, идеологическое и духовное развитие конкретного исторического периода.
Представители плюралистического подхода отрицают наличие единства в развитии человеческого общества, предлагая рассматривать историю, как сложную конфигурацию сосуществующих или последовательно сменяющих друг друга во времени локальных цивилизаций. Основателями цивилизационного подхода к истории были русский социолог и естествоиспытатель П.Я. Данилевский (1822-1885) и немецкий историк и философ О. Шпенглер 91880-1936). П.Я. Данилевский в своей концепции культурно-исторических типов рассматривал религию, культуру, политику и общественно-экономический уклад как основы для выделения цивилизации. О. Шпенглер, отвергая периодизацию истории на «Древний мир - Средние века - Новое время» предлагал историю «великих культур», сумевших реализовать свои потенции. В их числе – китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная, византийско-арабская, западная, культура майя, а также «пробуждающаяся» русско-сибирская. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души» или менталитета. Умирание всякой культуры характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда ключевое в его концепции противопоставление на «становящееся» (культура) и «ставшее» (цивилизация).
Современные историки под цивилизацией предлагают рассматривать большие конгломераты стран, обладающие какими-либо общими определяющими признаками (культура, язык, религия и т.д.), хотя, как правило, основным определяющим признаком выступает общность религии.
В отличие от стран цивилизации обычно существуют более тысячелетия. Если в течение почти трёх тысячелетий после возникновения ранних цивилизаций между ними не было никаких контактов или эти контакты были очень редкими и ограниченными, то в XX в. Западная цивилизация, возникшая в VIII – IX вв. и достигшая своего зенита стала оказывать значительное влияние на все остальные цивилизации. Профессор гарвардского университета С. Хантингтон (1927-2008) в 90-е годы прошлого столетия высказал предположение, что в нарождающемся мире основным источником конфликтов будет не идеология и экономика, а культура, и поэтому столкновение цивилизаций - западной и «незападной» - станет доминирующем фактором мировой политики.
Исторически он предлагает рассматривать восемь цивилизаций, большинство из которых образовались около тысячи лет назад. Они возникают, достигают стадии зрелости, на которой формируется единое государство, система культурных ценностей, экономический порядок, правовые нормы, развивается наука, искусство. Но постепенно цивилизации приходят в упадок, начинаются беспорядки, конфликты, которые могут привести к её распаду, хотя и его цивилизация может избежать, возродиться и стать ещё более могущественной.
С. Хантингтон выделяет следующие цивилизации: 1) Синская; 2) Японская; 3) Индуистская; 4) Исламская; 5) Славяно-православная; 6) Западная; 7) Латиноамериканская; 8) Африканская (возможно) Рис.1.
Рис.1. Географическое расположение цивилизаций
Итак, цивилизационный подход характеризуется как господство определенного социокультурного типа общественного развития, при этом центром исторического процесса является человек, его внутреннее состояние, развитие его творческих способностей, его права и свободы, окружающая его социокультурная среда, которые и определяют прогресс общества, уровень его культурного, экономического и духовного развития.
Видится, что более правильным для формирующегося исторического сознания станет синтетический подход, подразумевающий единство формационного и цивилизационного начал, рассматривающий необходимость увязать монистическую и плюралистическую интерпретации мировой истории в рамках концепции мироцелостности, что и будет предпринято в процессе рассмотрения периода средневековья и его периодизации.
Период всемирной истории, разделяющий Античность и Новое время, принято обозначать как «средневековье». Термин «средние века» (лат. ævum medium - средний век) был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо (1453). Так итальянские гуманисты стремились подчеркнуть коренное отличие культуры своего времени от предшествующего исторического периода, искренне веря, что они возрождают культуру Древней Греции и Древнего Рима. Период же между падением Западной Римской империей (476) и их собственным временем им представлялся как межвременье - когда в жизни европейцев для развития культуры в целом не происходило ничего заслуживающего внимания. Для итальянских гуманистов средние века - это «темные века».
С этим не согласны историки так называемой «романтической школы», а также многие религиозные мыслители, которые смотрят на эпоху средневековья как на идеальное в сравнении с современным «цивилизационным» обществом. Это проблема носит дискуссионный характер, в то время как понятие «тёмные века» в современной историографии означает более узкий отрезок времени (VI - VIII вв.).
Что касается термина «средние века», то в научный оборот в XVII в. его ввёл профессор Галльского университета Христофор Целлариус (Келлер), положив начало так называемой гуманистической трихотомии. Он предложил во всемирной истории выделять античность, средневековье и новое время. Келлер считал, что средневековье длилось с 395 г. (окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную) и вплоть до 1453 г. (падение Константинополя).
Как видно в оценке средневековья присутствуют крайности именно поэтому необходимо уточнить временные рамки периода.
В историографии существуют различные мнения по поводу определения временных рамок Средневековья.
- В энциклопедическом издании ЮНЕСКО «История человечества» рубеж между античностью и средневековьем был проведён по времени возникновения ислама – начало VII в.
- Историки школы «Анналы» предлагают датировать Средние века - начало II в. - III в. - конец XVIII в. С их точки зрения сторонников долгого средневековья, окончанием периода Средневековья стала Великая французская революция (1789), повлекшая за собой изменения во всех слоях европейского общества, в том числе и жизни простого народа.
Среди историков нет единого мнения и относительно конца средневековья: таковым предлагалось считать и падение Константинополя (1453), и открытие Америки (1492), и начало Реформации (1517), а также начало Английской революции (1640) и некоторые др. периоды.
Временные рамки средневековья в устоявшейся и привычной для россиян традиции – это от падения Западной Римской империи (476) и до окончания периода средневековья, которое принято относить к концу XV - началу XVI вв.
С распространением в исторической науке марксистской теории формаций, средневековье стали отождествлять с понятием феодализма, хотя употребление термина известно ещё с XVII в., когда английскими юристами слово «феодализм» использовалось для обозначения типа собственности. Затем французский философ Монтескьё (1689-1755) стал использовать его как общественно-политический термин.
Представление о феодализме как об этапе социально-экономической истории человечества, соответствовавшего в Европе Средневековью, развивается во французской историографии начала XIX в., прежде всего у Гизо.
По отношению к Руси концепцию феодализма впервые применил Н. А. Полевой в своей «Истории русского народа» (1829 - 1833гг.).
В XX в. различные исторические школы выдвигали разные концепции феодализма, хотя некоторые вообще не использовали этот термин. В современной же истории под феодали́змом (от лат. feudum – лен, феодальное землевладение) принято понимать политико-правовую систему, характеризующаяся наличием вассалитета и характерными поземельными отношениями.
В основе феодализма были межличностные отношения по типу иерархической структуры или система вассалитета. Во главе феодальной иерархии стоял король – верховный сюзерен и при этом часто лишь номинальный глава государства. Эта условность абсолютной власти высшего лица в государствах Западной Европы тоже существенная особенность западноевропейского общества в отличие от действительно абсолютных монархий Востока. Даже в Испании, где сила королевской власти была вполне ощутима, при введении короля в должность гранды в соответствии с заведенным ритуалом произносили такие слова: «Мы, которые ничем не хуже тебя, делаем тебя, который ничем не лучше нас, королем, для того чтобы ты уважал и защищал наши права. А если нет - то нет». Таким образом, король в средневековой Европе – всего лишь «первый среди равных», а не всемогущий деспот. Характерно, что король, занимая первую ступень иерархической лестницы в своем государстве, вполне мог быть вассалом другого короля или папы римского.
На второй ступени феодальной лестницы находились непосредственные вассалы короля. Это были крупные феодалы – герцоги, графы; архиепископы, епископы, аббаты. По иммунитетной грамоте, полученной от короля, они обладали различными видами иммунитета (от лат. - неприкосновенность). Наиболее часто встречающимися видами иммунитета были налоговый, судебный и административный, т.е. владельцы иммунитетных грамот сами собирали со своих крестьян и горожан налоги, вершили суд, принимали административные решения. Феодалы такого уровня могли сами чеканить собственную монету, которая нередко имела хождение не только в пределах данного поместья, но и вне его. Подчинение таких феодалов королю часто было просто формальным.
На третьей ступени феодальной лестницы стояли вассалы герцогов, графов, епископов - бароны. Они пользовались фактическим иммунитетом в своих поместьях. Еще ниже располагались вассалы баронов - рыцари. У некоторых из них также могли быть свои вассалы еще более мелкие рыцари, у других - были в подчинении только крестьяне, которые, впрочем, стояли за пределами феодальной лестницы.
Система вассалитета была основана на практике земельных пожалований. Человек, получивший землю, становился вассалом,тот, кто ее давал, - сеньором. Земля давалась на определенных условиях, важнейшим из которых была служба на сеньора, обычно составляющая по феодальному обычаю сорок дней в году. Важнейшими обязанностями вассала по отношению к его сеньору были участие в войске сеньора, защита его владений, чести, достоинства, участие в его совете. В случае необходимости вассалы выкупали сеньора из плена. При получении земли вассал приносил клятву верности своему господину. Если вассал не выполнял свои обязательства, сеньор мог отобрать у него землю, однако сделать это было не так-то просто, так как вассал - феодал был склонен защищать свою недавнюю собственность с оружием в руках. В целом, несмотря на кажущийся четкий порядок, который описывала известная формула: «вассал моего вассала – не мой вассал», система вассалитета была довольно запутанная, и вассал мог одновременно иметь несколько сеньоров.
Итак, феодализму свойственны:
- сословно-юридическое неравенство, закрепленное правом;
- рыцарская военная организация;
- христианство в качестве идеологической и нравственной основы;
- особая система поземельных отношений.
Взяв за основу формы и темп феодализации, историки-марксисты выделяли три группы стран и народов.
- К первой группе они относили Египет, Месопотамию, Иран, Индию, Китай, где феодализм пришел на смену развитым рабовладельческим отношениям.
- Ко второй группе были отнесены страны европейского, прежде всего средиземноморского региона, где феодализм развивался на основе синтеза родовых и рабовладельческих структур.
- К третьей группе были отнесены те земледельческие и кочевые народы Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки, которые вступили в стадию классового общества сравнительно поздно, и, минуя рабовладельческую общественно-экономическую формацию, непосредственно перешли к феодализму.
Зарождение феодальных отношений в таких странах как Китай и Индия началось раньше, чем в Европе, примерно с I в. до н.э. Однако процесс феодализации в неевропейском регионе продолжался почти тысячелетие, вплоть до начала II тыс. н.э. Начало феодальной формации на Ближнем Востоке связывают со временем возникновения ислама и арабских завоеваний. Генезис феодализма в Европе охватывает период с V по XI вв. При этом выделяют два региональных типа зарождения феодальных отношений. Первый складывается на территории завоеванной варварами Западной Римской империи, где феодализм зарождается на основе синтеза разлагавшихся первобытнообщинных или варварских и рабовладельческих или античных отношений с преобладанием варварских в Северной Франции или античных в Италии, Южной Галлии и вестготской Испании начал. Второй тип генезиса феодализма формировался в регионах, не испытавших римского господства - это Северо-Западная Германия, Скандинавия, Восточная Европа или же где это господство оказалось непрочным - Юго-Западная Германия и Британия. В этих регионах феодализм рождался из родоплеменного строя, минуя стадию рабовладельческих отношений.
При рассмотрении форм и темпов феодализации в регионах мира нужно отметить итоговый результат развития:
- формирование феодализма происходило в V - IX вв.
- в период его расцвета (XII - XIII вв.) экономическое и политическое укрепление города и формирование культуры городского населения (развитие городской экономики подорвало натурально-хозяйственные основы господства аристократии);
- оформление сословно-представительных органов, как следствие необходимости сословной монархии считаться с интересами не только знати, но и других сословий. (английский парламент, французские Генеральные штаты и т. д.).
Разногласия в хронологии эпохи Средневековья не оказали существенного влияния на её периодизацию. Принято выделять три периода:
- раннее Средневековье - V в. - начало XI в.;
- классическое или высокое Средневековье - XI - XV в.;
- позднее Средневековье - XV в. - середина XVII в.
Эти периоды характеризуются следующими событиями.
В эпоху раннего Средневековья после распада Римской империи шел активно процесс образования государств: возникли королевства остготов в Италии и вестготов в Аквитании и на Пиренейском полуострове, образовалось Франкское государство, в период своего расцвета занимавшее большую часть Европы. Северная Африка и Испания вошли в состав арабского Халифата, на Британских островах существовало множество небольших государств англов, саксов и кельтов. Появились государства в Скандинавии, а также в центральной и восточной Европе: Великая Моравия и Киевская Русь. Северная Африка и Испания вошли в состав арабского Халифата.
Великое переселение можно рассматривать в качестве составной части глобальных миграционных процессов охватывающих семь-восемь веков. Характерной особенностью переселения был тот факт, что ядро Западной Римской империи, включая в первую очередь Италию, Галлию, Испанию и отчасти Дакию (территория современной Румынии), куда направилась в конечном счёте масса германских переселенцев, к началу V в. нашей эры уже была достаточно плотно заселена самими римлянами и романизированными кельтскими народами. Великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми, а затем и религиозными конфликтами между германским и романизированным населениями. Великие переселения заложили основу противостояния между германскими и романскими народами, в каком-то смысле дошедшего и до наших дней. В переселении активно участвовали славянские народы, тюрки, иранцы (аланы) и финно-угорские племена.
Великое переселение оказало большое влияние на стиль одежды европейцев. Это меховые и кожаные плащи, кожаные и костяные элементы защитной одежды, обувь и обмотки для штанов. Длинные и короткие туники, надеваемые одна на одну, плащи – от шкур до сшитых кусков ткани, сколотых, связанных, прошнурованных, с отделкой и без. Европейцы носили штаны разной длины: короткие, до колен, длинные, прикрепленные обмотками к икрам и заправленные в кожаные чулки или обувь.
Классическое средневековье - это период европейской истории, продлившийся приблизительно с 1000 по 1300 гг.
Основной характеризующей тенденцией этого периода стало быстрое увеличение численности населения Европы, что привело в свою очередь к резким изменениям в социальной, политической и других сферах жизни. В Скандинавию пришло христианство. Произошел распад Каролингской империи на два отдельных государства, на территориях которых позднее сформировались современные Германия и Франция. Развиваются и богатеют города, в которых стали образовываться университеты. Систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов, представляла собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
В XII в. в Северной Европе был основан Ганзейский союз во главе с городом Любек. В состав союза вошли многие северные города Священной Римской империи – Амстердам, Кёльн, Бремен, Ганновер и Берлин, а также других регионов, например, Брюгге и Гданьск. Союз осуществлял посредническую торговлю между Западной, Северной и Восточной Европой, состоял в торговых отношениях со многими другими городами, в числе которых был и Новгород.
В конце XIII в. венецианский путешественник Марко Поло одним из первых в Европе отправился по Великому шёлковому пути в Китай, а по возвращении описал увиденное во время путешествия, открыв западному человеку мир Азии и Востока. Вслед за ним на Восток отправились многочисленные миссионеры.
Начиная с XII-XIII вв., в Европе произошёл резкий подъём развития технологий и увеличилось число нововведений в средствах производства, что способствовало экономическому росту региона. Так, менее чем за столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет. Были изобретены пушки, очки, артезианские скважины, а также кросс-культурные внедрения: порох, шёлк, компас и астролябия пришли с Востока. Имели место большие успехи в судостроении. Развивалось часовое дело. В этот же период были переведены и распространились по всей Европе греческие и арабские работы по медицине и науке.
Период господства церкви определил образ жизни средневекового человека, социальные границы общества и эстетическое кредо. Унификация, продиктованная бедностью и примитивностью производства, восполняется погоней за объёмом и размером. Рыцарские турниры и вся сопровождавшая их экипировка - латы, штандарты и гербы, попоны лошадей - в своей пестроте и асимметрии рисунков породили костюмы, так и называвшиеся - «гербовыми». Каждый цвет в одежде имел свое назначение: голубой трактовался как цвет верности, зеленый - как цвет новой любви, желтый - как цвет враждебности. Исключительно информативными представлялись тогда западноевропейцу и сочетания цветов, которые, так же как и фасоны шляпок, чепцов, платья, передавали внутренний настрой человека, его отношение к миру.
К числу наиболее существенных черт средневековой культуры можно отнести постоянные и резкие контрасты между богатством и бедностью, знатным происхождением и безродностью, принадлежность любого человека к сословию, званию и профессиональному кругу можно было легко определить по одежде. Особенностью того общества было великое множество ограничений и условностей, но тот, кто мог их «прочитать», знал их код, получал важные дополнительные сведения об окружающей его реальности. Итак, символизм - важная характеристика культуры западноевропейского средневекового общества.
Эмоциональная жизнь общества также была контрастной, так как, свидетельствовали сами современники, душа средневекового жителя Западной Европы была необузданной и страстной. Прихожане в церкви могли с плачем молиться часами, потом им это надоедало, и они пускались в пляс здесь же, в храме. Обычным делом были казни, и, в отношении к преступникам не было середины - их либо казнили, либо прощали совсем. Мысли о том, что преступников можно перевоспитать, не допускалось. Казни всегда организовывались как особый нравоучительный спектакль для публики. Для множества простых людей казни служили развлечением.
Частыми чертами характера средневекового жителя Западной Европы были вспыльчивость, корыстолюбие, неуживчивость, мстительность.
Эпоха высокого средневековья в Восточной Европе ознаменована расцветом Киевской Руси и появлением на исторической сцене Польши и Великого княжества Литовского. Нашествие монголов в XIII в. нанесло непоправимый ущерб развитию Восточной Европы. Многие государства этого региона были разграблены и порабощены.
Одной из определяющих черт эпохи высокого средневековья были крестовые походы, организованные христианами с целью отвоевания у сельджуков Палестины. Крестовые походы (1095-1270) оказывали мощнейшее влияние на все слои средневекового общества - от возглавлявших эти походы королей и императоров до простых крестьян, чьи хозяева проводили долгие годы в сражениях на Востоке. Крестовые походы сопутствовали влиянию восточной моды на европейскую.
Апогей крестовых походов пришёлся на XII в., когда после первого крестового похода на отвоёванных территориях образовалось христианское государство – Иерусалимское королевство. В последствии католики предпринимали несколько крестовых походов, направленных на славянские земли, население которых исповедовало язычество и православие.
Около 1300 г. период роста и процветания Европы закончился целой серией бедствий, таких как великий голод 1315 - 1317 гг., который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивший урожай. За голодом и болезнями последовала эпидемия чумы или Чёрная смерть, которая уничтожила более половины европейского населения. Разрушение социального строя привело к массовым волнениям, именно в это время бушевали известные крестьянские войны в Англии и Франции, такие как Жакерия. Депопуляция европейского населения была довершена опустошениями, произведёнными монголо-татарским нашествием и Столетней войной.
В области техники наблюдался большой прогресс: появилась более совершенная конная упряжь и повозки с поворотной осью, стремена у всадников, ветряные мельницы, шарнирный руль на кораблях, доменные печи и чугун, огнестрельное оружие, печатный станок. В средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, однако в целом наука находилась в глубоком упадке. В XII в. на всю Европу приходилось не более 10 учёных, в XIII в. - не более 15, в XIV в. - менее 25 ученых мужей. Показательным было отсутствие в обществе твердой воли и желания изменить мир к лучшему. Страх перед жизнью уступит место надежде, мужеству и оптимизму только в XVII-XVIII вв. – и не случайно именно с этого времени наступит новый период в человеческой истории, существенной чертой которого будет желание западноевропейцев позитивно преобразовывать мир.
Восхваление жизни и активное к ней отношение появились не вдруг и не на пустом месте: возможность этих перемен будет постепенно вызревать в рамках феодального общества на протяжении всего периода Средневековья. От этапа к этапу западноевропейское общество будет становиться более энергичным и предприимчивым; медленно, но неуклонно будет меняться вся система общественных институтов экономических, политических, социальных, культурных, психологических.
Для России позднее средневековье начинается монголо-татарским игом, с окончанием которого на политическую арену выходит Великое княжество Московское
Средневековье обладает особенными типологическими чертами, отличающими его от других исторических эпох.
Средневековое общество - это, по преимуществу, аграрное общество, базирующееся на ручном труде и феодальных общественно-экономических отношениях. Экономической основной общества является крестьянское хозяйство, в котором трудом крестьянина в условиях частной собственности феодалов на главное средство производства того времени - землю, создается прибавочный продукт. Для данного общества характерна устойчивая система ценностей и представлений, основанная на религиозных заповедях и учении церкви. Средневековый человек в большой мере ориентирован на свой внутренний мир, интенсивную духовную жизнь, создание предпосылок для «спасения» души, достижения «Царства Божия».
Важными характерологическими особенностями данного общества являются стремление к внутреннему единству и внешнему обособлению, корпоративная замкнутость сословий и других социальных групп, слабое развитие индивидуализма.
Необходимо отметить, что, несмотря на консервативный характер общих ценностно-мировоззренческих установок, средневековое общество - это внутренне динамичное общество, в котором проходили довольно сложные этногенетические и культуро-созидательные процессы.
В период Средневековья происходят зарождение и формирование современных народов: французов, немцев, англичан, испанцев, итальянцев, чехов, поляков, болгар, русских, сербов и т. д.
Средневековье - это время формирования национальных государств в виде абсолютных или сословно-представительных монархий. Монархия была типичной формой феодального государства. Средневековью известна и республиканская форма правления, установившаяся в городах-государствах Германии и Италии, а также в Великом Новгороде и Пскове на Руси. Но они не представляли крупных этнических государственных образований, а были только местными политическими формированиями, сложившимися в условиях феодальной раздробленности. В дальнейшем были поглощены крупными монархическими государствами.
В средневековой Европе право на землю определялось принадлежностью к определенному сословию. Основных сословий было три - это дворянство, духовенство, народ, к которому принадлежали - крестьяне, ремесленники, торговцы. Сословия обладали разными правами и обязанностями, имелись значительные различия в хозяйственной и общественно-политической жизни.
В реальной истории цивилизационные процессы в различных регионах имели свои существенные отличия. В Азии в соответствии со специфическими особенностями культурного наследия, географической среды, системы ведения хозяйства, социальной организации и религии сформировалась арабо-мусульманская цивилизация. Отличительные особенности этой формы цивилизации связаны с особенностями ее культуры. В основе этой культуры лежат арабский язык, вероучения и культ ислама. Ислам (мусульманство) (араб. - «покорность») возник в VII в. н. э. на Аравийском полуострове. Фундамент мусульманского вероисповедания составляет вера в единого Бога Аллаха и Мухаммеда в качестве его посланника, а также неуклонное соблюдение пяти основных культовых предписаний, так называемых «столпов веры», произнесение во время богослужения основного символа веры: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед посланник его», ежедневная пятикратная молитва (намаз), соблюдение поста (уразы) в месяц рамазан, обязательная уплата налога (залят), совершения паломничества в Мекку (хадж). В исламе сильно выражена вера в божественное предопределение, идея безусловной покорности божественной воле, которая наложила глубокий отпечаток на весь уклад жизни и исламскую культуру.
Отличительными чертами феодализма в Западной Европе были:
- высокая степень политической децентрализации;
- дуализм светской и духовной властей;
- специфика европейского города как центра ремесла и торговли;
- раннее развитие горизонтальных общественных структур;
- публичность частного права, формирование которого было продиктовано реальностью сложившихся отношений в Европе.
Особое место в эпоху средневековья принадлежит христианству, которое, несмотря на внутренние противоречия христианских церквей, стало духовной основой всей европейской цивилизации. Христианство формировало единое мировоззрение, нравственные нормы, ценности и образцы поведения, а католическая и православная церкви были не только духовные, но и весьма влиятельные политические организации.
Итак, наиболее верным видится рассмотрение средневековья одновременно и как всемирного процесса, и как явления, имевшего в каждой стране свои особенности и свой период.
Вопросы
1. Охарактеризуйте временные рамки Средневековья, предложенные в различных научных школах.
2. Кто и когда ввел термин «средние века» в научный оборот?
3. Охарактеризуйте формационный и цивилизационный подходы в изучении истории.
4. Перечислите отличительные черты феодализма в Западной Европе.
5. Назовите периоды Средневековья.
6. Дайте характеристику основных событий, произошедших в период Средневековья.
7. Перечислите типологические черты Средневековья.
8. Охарактеризуйте основные источники по периоду Средневековья.
Литература
1. Гуревич, А. Я., Харитонович, Д. Э. История средних веков / А.Я. Гуревич, Д.Э. Харитонович. - М.: МБА, 2008.
2. Егер, О. Всемирная история. Средние века / О. Егер. - М.: АСТ, 2006.
3. История средних веков: в 2-х т / под ред. С.П. Карпова. - М.: Издательство Московского университета, «Высшая школа», 2003.
4. Кенигсбергер, Г. Средневековая Европа / Г. Кенигсбергер. - М.: Весь мир, 1987.
5. Косминский, Е. А. Историография средних веков. V век - середина XIX века. Лекции / Е.А. Косминский. - М.: Издательство Московского университета,1963.
Лекция 2. Становление и развитие европейской средневековой христианской цивилизации в IV - XVI вв.:
Западная Европа, Византия, Русь (Московское царство)
Цель: дать характеристику становлению и развитию европейской средневековой христианской цивилизации в IV - XVI вв.
Задачи:
- выявить предпосылки становления европейской средневековой христианской цивилизации накануне и в период раздела единой Римской империи;
- охарактеризовать цивилизационные отличия восточной (византийской) и западной (римско-католической) форм христианства после падения Западной Римской империи;
- показать место Древней Руси (Московского царства) в системе европейской христианской цивилизации: от принятия христианства до формирования идеи «Третьего Рима» в XIV- XVI вв.
К IV в. императорская власть Рима выбирает христианство в качестве идеологической основы для консолидации многоэтничной империи и средства успокоения населения надеждами на воздаяние после смерти. В течение I-IV вв. христианство широко распространяется на территории Римской империи. Постепенно отдельные христианские общины объединяются, и возникает церковь – организация, объединяющая христиан и обеспечивающая им соблюдение религиозных обрядов.
Разнородная смесь восточных культов и ряд течений античной идеалистической философии долго развивались обособленно, но затем слились, и смешение это означало образование новой религии- христианства. Христианство - это новая религия и новая системная идеология, развитие, сохранение и передача которой дальнейшим поколениям европейцев составляет величайшую историческую заслугу Древнего Рима и Византии. Будучи объединёнными в систему христианские идеи умножили своё влияние на человеческое сознание. Высшей целью христианство объявляет спасение души человека.
Главной идеей христианства является утверждение, что люди по своей природе грешны перед Богом. Спасение требует веры в Бога, духовных усилий, благочестивой жизни, искреннего покаяния в грехах. С точки зрения догматов христианской религии спастись самостоятельно невозможно, спасение возможно лишь в лоне церкви. В христианстве образцом выступает человек смиренный, страдающий, жаждущий искупления грехов, спасения. Однако человеку трудно справиться с укоренившимися в его душе греховными мыслями и желаниями, поэтому, с точки зрения христианских догматов, он должен смирить гордыню, отказаться от свободной воли, добровольно вручить ее Богу. В этом добровольном акте смирения, добровольном отказе от собственной воли и состоит, с точки зрения христианства, подлинная свобода человека, а не ведущее к греху своеволие. Провозглашая доминирование духовного над плотским началом, отдавая приоритет внутреннему миру человека, христианство сыграло огромную роль в формировании нравственного облика средневекового человека. Идеи милосердия, бескорыстной добродетели, осуждение стяжательства и богатства - эти и другие христианские ценности - хотя и не были практически реализованы ни в одном из сословий средневекового общества (включая монашество), все же оказали существенное влияние на формирование духовно-нравственной сферы средневековой культуры.
В 395 г. умер император Феодосий I, последний император единой Римской империи. До него одновременно правили два императора - братья Валентиниан и Валент, которые разделили империю между собой. При Феодосии единство империи было восстановлено. Однако после его смерти произошёл окончательный раздел её между сыновьями. Гонорий получил Запад. Аркадий - Восток, так родилась Византия. Два государства начали раздельное существование, хотя продолжали оставаться тесно связанными. Различными оказались их исторические судьбы. Через 80 лет после раздела Западная Римская империя прекратила своё существование, пала под ударами варварских народов. Византия оказалась тысячелетней империей, прекратившей своё существование в 1453 г. в результате турецкого завоевания.
Противоречивые тенденции в развитии Римской империи наметились в IV в. С одной стороны, это ещё консолидационные тенденции, укрепляющие внутреннее единство, а с другой - набирающая силу децентрализация.
Усиливались и другие различия, которые во многом обуславливались спецификой расстановки социальных сил. Обе половины империи одновременно, но по разному переживали кризис античного общества, что, в конечном счёте, и привело к их обособлению, размежеванию. Отчётливей выступала и разность исторических традиций, культурной и духовной жизни, всё сильнее сказывавшаяся на западном и восточном христианстве, положении и практике церкви. В то же время христианскую церковь в IV в. объединяли общие задачи, прежде всего борьба с язычеством, утверждение господства христианства - задача необычайно трудная, учитывая многовековую мощь языческих традиций, задачи достижения единомыслия, выработки и утверждения единого символа веры, обоснования христианского вероучения, дальнейшей разработки обрядности. Все это оказало влияние и на сохранение единой вселенской церкви.
Однако, в этот период наметились и тенденции к организационному размежеванию западной и восточной церквей. Вселенские соборы всё больше становились соборами восточного духовенства. На II Вселенском соборе в 381 г. западные епископы практически уже не участвовали. В IV в. в течение долгого времени на Западе и Востоке господствовали разные течения в христианстве: в первом ортодоксальное, во втором - арианство, что также не способствовало укреплению единомыслия и церковного единства.
К концу IV в. на идеологию и практику западной церкви стали более явственно оказывать влияние факторы, связанные с кризисом античного общества. Крупное землевладение достигло особой мощи, в то время как слой свободного крестьянства оказался слабым. Раньше, чем в восточной половине империи, стали приходить в упадок городское ремесло и торговля, сами городские общины. В городах происходила интенсивная пауперизация населения. Богатство и власть сосредотачивались в руках немногих магнатов, что во многом парализовало деятельность государственной администрации, ослабляло центральную власть. Всё это в полной мере проявилось к моменту разделения. Западная Римская империя была слабым, быстро бедневшим и приходившим в упадок государством, в котором стремительно обострялись классовые, социальные противоречия. Значительная часть рабов была переведена на положение колонов, но они оставались максимально близкими к рабству.
Церковь в Западной части Римской империи во многом опиралась на римскую государственную традицию и восприняла авторитарность власти её гражданских магистратов. Западной церкви удалось быстро отстранить массу населения от реального влияния на избрание духовенства. Только узкая верхушка богатых граждан и духовенства была причастна к избранию епископов. Духовенство превращалось в замкнутое привилегированное сословие, своего рода касту, тесно сплочённую вокруг церкви и зависевшую от неё.
Таким образом, в рассматриваемый период формировались основные признаки средневековой христианской цивилизации Средневековья, в которой доминирующую роль играет церковь, превратившаяся в мощный социально-политический и экономический институт.
В этот период средневековое общество характеризовалось утверждением сословно-корпоративного строя, который защищал человека, гарантировал ему неизменность повседневного привычного порядка жизни, позволял ему на равных участвовать в своей корпорации. В период средневековья шло формирование политических империй и союзов, сословно-представительных монархий, которые по мере обретения обществом национального единства заменялись абсолютными.
Вместе с тем, говоря о существовании единой христианской цивилизации, нельзя игнорировать явные различия внутри неё, которые в основном сводятся к различию двух её разновидностей - Запада, католического и протестантского, и Востока - православного (Византия, Русь - Московское царство). Элементы разделения созрели на рубеже VIII - IX вв., когда Карл Великий и папа Лев III создали в действительности Западную Римскую империю. При этом произошло не разделение единого христианского мира на две фракции, а обособление католического запада от православного христианского мира, который на востоке оставался в существенных своих чертах тем же самым, каким он был ранее и в греческой, и в латинской половине единой Римской империи. Таким образом, христианский Запад существенно разошёлся с христианским Востоком только в эпоху папства, упрочения феодализма и крестовых походов.
Поколения европейцев, живших в послеримские времена, создали цивилизацию нового типа. Она характеризовалась симбиозом варварства, Римской цивилизации и христианской догматики.
В общем виде эта связь выражалась представлением о том, что мир земной устроен по образу мира небесного, хотя он и намного хуже последнего. Экспертом в оценке соответствия земных деяний и институтов их идеальным небесным прообразам выступала христианская церковь, в которой с X-XI вв., после реформ папы Григория VII, стали преобладать черты абсолютистского, корпоративного, бюрократического государства, основанного на особом, каноническом праве. Католическая церковь своею собственной организацией являла пример единства на основе строгой иерархичности - принципа, который следовало считать образцовым для внутренней организации всех институтов средневекового общества.
Подводя итог дискуссии о роли христианства в складывании европейской цивилизации, нельзя пройти мимо мнения о том, что через концепцию человеческой личности, свободной и ответственной, оно дало рождение доктрине прав человека. Через разделение и различие между духовной и светской властью христианство сделало возможным формирование гражданского общества и индивидуальной свободы. Христианство способствовало развитию национальных культур, по меньшей мере там, где оно оставалось верным своим фундаментальным принципам. Христианство вначале эллинизировалось, затем латинизировалось, затем подверглось германскому и славянскому влияниям; иными словами, оно осуществило богатый и плодотворный синтез лучших национальных культур и традиций.
11 мая 330 г. в заштатном колониальном городке Византий произошло событие, определившее ход европейской, а значит, и мировой истории. В этот день римский император Константин Великий объявил о переносе столицы из Рима в Византий, тут же переименованный в Константинополь (впоследствии в средневековых русских текстах ставший известным как Царьград).
Константинополь был расположен очень удачно: острый мыс, где был заложен город, с одной стороны омывался водами Мраморного моря, а с другой - извилистым заливом Золотой Рог. Здесь пересекались главные торговые пути между странами Востока и Запада. Константинополь был и важнейшим военно-стратегическим пунктом, который обеспечивал Византии господство над проливами. Уже к концу IV в. он превратился в крупный торгово-ремесленный центр - византийцы называли его «мастерской великолепия», «мастерской вселенной». Постоянно росло его значение как культурного центра и центра религиозной жизни. Город роскошно отстраивался и рос: к началу V в. в Константинополе было уже 150 тыс. жителей, а в первой половине VI в. - 375 тыс., столько же, сколько и в самом Риме. Константинополь для византийцев всегда был олицетворением их империи, ее мощи и красоты.
Тем самым, христианство укрепляло своё влияние на фоне всё разрушающихся варварских вторжений, прокатывающихся одно за другим по всей Европе. Эфемерные королевства варваров быстро сменяли одно другое. Только Византия была стабильна и в раннее Средневековье сохранила свою государственность.
К моменту падения Западной Римской империи в восточной половине обстановка была несколько иной. Византия также переживала кризис античного общества, но он был смягчён целым рядом обстоятельств:
- прежде всего, здесь не играло такой огромной роли рабство;
- в ранней Византии сохранялась мощная прослойка мелкого свободного крестьянства;
- рост крупного землевладения происходил медленно;
- колоны и свободные крестьяне, жившие деревнями, сельскими общинами, сохраняли значительную степень хозяйственной самостоятельности и личной независимости;
- с ростом крупного землевладения росли не поместья, а умножались деревни на землях крупных собственников;
- деревня, сельская округа продолжали оставаться связанными с городом.
Поэтому византийский город не переживал столь стремительного упадка, как это было в западной части Римской империи. А масса собственников была сплочена вокруг государства, которое располагало эффективным административным аппаратом, могло содержать многочисленную и хорошо вооружённую армию, проводить гибкую налоговую политику.
Примечательно, что византийцы почти всю свою историю считали и называли себя римлянами, ромеями, а своё государство римским, ромейским. Византийская империя на момент падения Западной Римской империи ещё не рушилась. На её фоне она представала как христианская империя, предназначенная к спасению. Так рождалась идея богоизбранности византийцев. Именно в это время появляется легенда и о богоизбранности Константинополя. Оказывается место его основания было не просто выбрано Константином, а его выбором руководил ангел, посланный Богом. Так Константинополь, в противоположность Риму, оставался городом богохранимым и богоспасаемым.
Западная (римско-католическая) церковь изначально признавала принцип догматического развития, согласно которому церковные соборы имеют право по мере необходимости принимать новые догматы. В VIII- X вв. в западной церкви было введено в практику дополнение к Символу веры. Было решено, что Дух Святой происходит не только от Бога-отца, но и от Сына. Это исправление не приняли на Востоке, поэтому дополнение к Символу веры стало основным догматическим расхождением между западной и восточной церквами.
Отсюда различия между римско-католической и восточной (византийской) церквями. Римско-католическая церковь была организована на жёстких иерархических началах. Высшей властью обладал римский папа, который стал считаться наместником Иисуса Христа на земле. И недаром в дальнейшем в католичестве был принят догмат о непогрешимости римских пап. Церковные службы в католических церквах велись только на латинском языке, так как считалось, что христианские истины могут быть доступны лишь избранным. Западная церковь часто использовала насильственные методы утверждения христианской веры. Для этой цели были созданы военно-монашеские ордена, являвшиеся мощной военизированной силой католичества.
Восточная (византийская) церковь строилась на иных основаниях. Здесь поддерживалось убеждение, что догматы, утверждённые на семи Вселенских соборах, не подлежат изменению и уточнению не только по содержанию, но и по форме. Именно поэтому восточная церковь считается истинно православной, хранящей древнюю («правую») веру, а учение, утвердившееся на Востоке, называется православием.
Организация восточной церкви была менее иерархичной и централизованной. Константинопольский патриарх был лишь первым среди равных. В пределах восточной церкви не возбранялось переводить Библию и вести церковные службы на языках тех народов, среди которых распространялось православие. Уже в конце IX в. в Великой Моравии и Болгарии были сделаны переводы Библии и введены богослужения на славянском языке. Важной характеристикой было и то, что восточная церковь практически не признавала насильственных методов распространения христианства, а военно-монашеских орденов вообще не существовало, ибо монахам было запрещено даже прикасаться к оружию. На Востоке своеобразно толковали и саму суть христианского вероучения - православные мыслители обращали внимание, прежде всего, на религиозно-мистические стороны постижения Бога, ибо считалось, что понимание божественных истин доступно «чистому сердцу», но не разуму.
Что касается государственного устройства, в Византии не было объективной основы для противоречий между церковью и государством. В христианской теории Константинополь представлялся новым Иерусалимом, а император новым Моисеем - земным вождём христианского народа, ведущим его к спасению.
Как следствие, можно считать несостоятельными попытки представить образовавшуюся Византию как результат возобладания в управлении традиции восточных деспотий. Византийский император отнюдь не был верховным собственником в империи. В Византийской империи продолжали существовать римские традиции государства, права собственности, гражданства. Византийские императоры до самого конца существования империи продолжали оставаться выборными. В ранней Византии гражданские политические права свободного городского населения находили своё выражение в политических правах городских партий. Здесь жил культ римской государственности - священен не сам император, а место, «пост», который он занимает.
Подводя итог цивилизационным отличиям Востока от Запада, следует заметить, что Византия никогда не отдалялась от античности. Более правомерен был бы взгляд на Византию как на преемницу эллинистического мира, отыскавшую равновесие между Западом и Востоком. Конечно, восточный уклад преобладал в государственном устройстве, в принципе верховной власти, в иерархической структуре общества.
Восточные славяне приняли христианство в 988 г. Основные причины принятия христианства в Киевской Руси заключаются в:
-христианство представляло идеологическую основу для централизации государства;
- христианство оправдывало и объясняло социальную иерархию;
- христианство способствовало росту внешнеполитического статуса Руси.
В отличие от Древнего Рима, где христианство распространялось от социальных низов к господствующим слоям, у восточных славян сначала христианство принимали представители правящей династии.
Формирование и утверждение древнерусской государственности происходили в сложной обстановке. Русь граничила не только с народами, накопившими опыт государственного существования (Византия, Хазария, кавказские страны), но и с государственными образованиями, возникшими одновременно и параллельно ей (Дунайская Болгария, Моравия и Чехия, Польша, Венгрия, Волжская Булгария); наконец, с многочисленными племенами, которые еще только вступали на путь формирования классовых отношений или пребывали на стадии общинного строя (Литва, угро-финские народы в Поволжье и на Севере, тюркские кочевники южнорусских степей).
Внутри древнерусского общества, в свою очередь, происходила борьба между различными слоями населения, и в частности разными группами господствующего класса. Это также отражалось на политическом положении Руси. Русь представляла собой довольно эфемерное образование, которое держалось на военном авторитете киевского правителя. Верховная власть великого князя неодинаково оценивалась в Киеве и на периферии и интерпретировалась разными слоями феодального класса, что временами приводило к вооруженным столкновениям. Во всяком случае, политическая система, кристаллизующаяся в раннефеодальной Руси, требовала глубокого идеологического обоснования, которое можно было бы противопоставить локальным тенденциям или претензиям.
Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий политеизм не соответствует политическим и духовным потребностям государства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распространения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу противостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.
Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура «выбора вер». Киевский князь Владимир стоял перед выбором между иудаизмом (Хазарский каганат), исламом (Волжская Булгария) и христианством. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наиболее «подходящей веры».
Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Выбрав православие, он получил возможность объединить в своих руках высшую религиозную и светскую власть и тем самым неизмеримо возвысить свой статус.
Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной - и, таким образом, еще в большей мере закрепляло дружеские отношения с такой влиятельной державой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей.
Немаловажное значение при выборе имел и тот факт, что католицизме богослужение происходило на латинском языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К тому же в этот период православие утверждалось в славянской Болгарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языковом отношении были родственны населению Киевской Руси. Через болгарские богослужебные книги и болгарских священнослужителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.
В период Х-ХIII вв. происходил сложный психологический слом языческих верований и становление христианских представлений. Процесс смены духовных и нравственных приоритетов всегда труден. На Руси он происходил не без насилия. На смену язычеству шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных норм. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни. Теперь центром духовной жизни стала церковь. Она проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентиры, воспитывала нового человека. Христианство делало человека носителем новой морали, основанной на культуре совести, вытекающей из евангелистских заповедей. Оно создавало основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Русь была включена в европейский христианский мир. С этого времени она считает себя частью этого мира, стремясь играть в нем видную роль, всегда сравнивать себя с ним. Принятие новой религии помогло установить политические, торговые, культурные связи со странами этого мира.
Введение христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями античной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси.
Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала она и против рабства. Таким образом, христианизация способствовала формированию Руси, как части христианского европейского мира.
Впервые идею величия Руси как христианской страны мы встречаем в «Слове о Законе и Благодати» митрополита Иларирна (XI в.). Иларион доказывает, что Русь приняв Святое Крещение, встала в ряд великих христианских государств.
Татаро-монгольское нашествие внесло серьёзные коррективы в развитие русской государственности и церкви, как общественного института. В сочинениях XIII в. впервые в полном виде была сформулирована идея гибели Руси. Одновременно шли поиски «пути спасения». В дальнейшем, особенно в XV-XVI вв., размышления о России и русском народе приводят отечественных мыслителей к созданию оригинальных религиозно-мистических учений. Причиной их появления стало совпадение особо важных для истории России событий:
- в 1439 г. во Флоренции было подписано соглашение об объединении католической и православной церквей;
- в 1448 г., в ответ на Флорентийскую унию, собор епископов в Москве провозгласил русскую церковь автокефальной, т.е. независимой от константинопольского патриарха;
- в 1453 г. под натиском турок погибла Византийская империя;
- в 1480 г. Русское государство окончательно избавилось от татаро-монгольского ига;
- в 1492 г. не состоялся ожидаемый всем христианским миром конец света.
Для русского религиозно-мифологического сознания той поры, столь быстрая последовательность, фактически совпадение этих событий не могло казаться случайным. И смысл виделся совершенно определённый - сам Господь, покаравший за грехи Византийскую империю, но освободивший Русь и не допустивший погибели мира, избрал Московское государство для осуществления на земле неких высших предначертаний. Ведь Россия осталась единственным в мире государством, которое несло человечеству свет правой веры.
Именно поэтому с конца XV столетия в России начинается напряжённая духовная работа в поиске нового места Московского царства и русского народа в мировой истории. Результатом этого поиска и стало появление ряда важнейших для русской истории религиозно-мистических идей, обозначивших некие «идеалы-образы», к которым должно стремиться Русское государство - «Москва - новый Царьград», - «Москва - новый град Константина».
Именно в этих учениях Москва начинает осознаваться как центр не только России, но всего мира. Наконец, в начале XVI в. В сочинениях так называемого «Филофеева цикла» рождается «идеал-образ» «Третий Рим», ставший одним из самых влиятельных в древнерусской мысли. Таким образом, в XVI в. идея Московского царства как особого мира в общемировом христианском пространстве завоевала главное место в русском сознании.
В религиозно-политическом смысле на Московскую Русь теперь возлагалась величайшая историческая ответственность - быть единственным защитником православия от военно-политического и религиозного натиска с Запада и Востока. Еще большую ответственность с точки зрения трактовок православных философов, несло Московское государство в религиозно-мистическом смысле. С их точки зрения, разделяемая рядом православных деятелей, «Россия - это единственное в мире христианское царство, которое «удерживает» приход Антихриста и является залогом вечности христианства. Постепенно, на основе мистического образа «Третьего Рима» были сформированы и конкретные политические задачи, стоящие перед русским государём - русский государь обязан принять на себя обязанности всемирного православного государя. Эта идея в наиболее яркой форме выразила претензии Московского государства на религиозно-мистические функции единственного в мире истинного христианского царства.
В заключение следует отметить, что христианство способствовало не только культурному развитию, распространению письменности на славянском языке (в отличие от католической Европы, где господствовала мёртвая латынь) но и содействовало политической централизации и культурной консолидации восточных славян. Принятие христианства привело к повышению международного статуса Руси. Были установлены широкие политические контакты, в частности посредством брачных связей с правящими домами Польши, Франции, Венгрии, Норвегии и др. Также принятие христианства способствовало становлению основ феодализма. Именно с развитием феодализма и господством христианства в Европе связано понятие «средних веков».
В условиях феодальной раздробленности, политической слабости государственных образований, непрекращающихся войн христианство выступало в качестве интегрирующего начала, объединявшего разобщенные европейские народы в единое духовное пространство, являющееся предтечей единой европейской цивилизации
Вопросы
1. Охарактеризуйте основные положения христианской религии.
2. Как кризис античного общества повлиял на трансформацию христианской церкви в IV в. н. э.?
3. Каковы основные цивилизационные отличия между западным (римско-католическим) и восточным (византийским) типами христианства после падения Западной Римской империи?
4. Как происходил выбор восточного типа христианства на Руси?
5. Как происходило формирование религиозно-мистической идеи «Москва - Третий Рим»? В чём состоял религиозно-политический смысл этой идеи?
Литература
1. Буассонад, П. От нашествия варваров до эпохи Возрождения Жизнь и труд в средневековой Европе / П. Буассонад. - М.: ЗАО Издательство Центрополиграф, 2010.
2. Культура Византии. Вторая половина VII-XII в. / отв. ред. Удальцова З.В., Литаврин Г.Г. - М.: «Наука», 1989.
3. Курбатов, Г.Л., Фролов, Э.Д., Фроянов, И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь / Г.Л. Курбатов, Э.Д. Фролов, И.Я. Фроянов. - Л.: Лениздат,1988.
4. Перевезенцев, С.В. Тайны русской веры. От язычества к империи (Тайны земли русской) / С.В. Первезенцев. - М.: Вече, 2001.
5. Петрухин, В.Я. Крещение Руси: от язычества к христианству (Cogito, ergo sum) / В.Я. Петрухин - М.: АСТ: Астрель, 2006.
6. Федотов, Г.П. Собрание сочинений / Г.П. Федотов. - М.: Мартис, 2001.
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 1172;