Древний рим
Римляне также высоко ценили письмо и литературу как и греки. Они получали удоволь- ствие от кодирования текста языко- выми средствами. «Знатные граждане составляли анонимные речи, писали любовные записочки и всякий вздор на маленьких деревянных таблич- ках…Наличие домашней библиотеки стало признаком высокого положения и богатства ее владельца»( Роббер Ж.-Н. Рим. – М.: Вече, 2006. – С. 115.)
От жела- ния самовыразиться в период импе- рии римляне перешли к литературе с республиканской идеологией, миссия которой заключалась в восхвалении го- сударства. Причем приветствовалось, когда писательский труд приобретал форму обращения к народу. Большой популярностью стало пользоваться ораторское искусство. Статус ора- тора был идеализирован: например, Катон и Цицерон утверждали, что го- ворить с народом на одном языке мог только порядочный человек. «Влия- тельные республиканские деятели … старались привлечь поэта в свою сви- ту, чтобы он воспевал их заслуги»( Роббер Ж.-Н. Рим. – М.: Вече, 2006. – С. 117).
Любое литературное произведение римляне произносили публично, так написанные строки становились жи- вой материей. Текст усваивался ухом и готовил человечество к появлению радио. Основными критериями сочи- нения стали: акценты, ритм и темп. Так люди начали открывать для себя магию звука и власть голоса. Каждое произнесенное слово имело для рим- лян огромное значение. С большим трепетом они относились к смыслу, озвученному на форуме. Можно пред- положить, что эти условия способ- ствовали развитию музыкальности ла- тинского языка. «Речи скорее пелись, чем произносились, и первое время их сопровождала игра на флейте, зада- вавшая тон выступлению»( Роббер Ж.-Н. Рим. – М.: Вече, 2006. – С. 121).
Относительно изобразительно- го повествования для нас представляет интерес лента римской исторической хроники. Фидий, например, опоясал Парфенон двухметровой вереницей рельефа, изображавшей праздничное народное шествие. Здесь необходимо обратить внимание на то, что зада- чей этого скульптурного произведе- ния было отнюдь не документальное повествование, а поэтический образ идеальной гражданской процессии, в которой принимали участие и люди, и боги. Удачный исход любого собы- тия римляне пытались увековечить. В ознаменование победы императора Траяна над Дакией они воздвигают в столице тридцативосьмиметровую триумфальную колонну, увитую спи- ралью рельефа. В двухстах метрах этой каменной ленты показана история пятилетней войны Траяна с даками. События излагаются в ней последова- тельно и подробно. Зачастую сцены жестоки в композиции скуль- птурного монумента имели место для того, чтобы внушить страх всем по- тенциальным противникам. Причем портретное изображение императора Траяна появляется в документальной скульптурной ленте девяносто раз, и зритель начинает узнавать своего ли- дера в лицо. Так Римляне научились выделять героя портретными сред- ствами.
Повтор информации занима- ет лидирующее место в арсенале со- временных манипулятивных средств. И цель у них та же, что и в древние времена: сделать героя узнаваемым, почитаемым и любимым.
Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 423;