Древний Египет
Начиная примерно с 3400 года до н. э. проследить за развитием ткачества довольно несложно. Египетский метод мумификации, погребение вместе с умершим множества предметов из повседневной жизни, особые климатические условия Египта, способствовавшие сохранению большого числа погребений, дали человечеству значительные практические сведения о жизни и привычках древних египтян. Кроме того, до нас дошло много памятников египетской живописи и скульптуры, по которым также можно судить о развитии ткачества.
Сохранились льняные ткани неолитического, бадарийского и додинастического периодов и эпохи I династии [13]. На фрагментах льняной ткани из додинастического погребения в Гебелайне изображена сцена охоты на гиппопотама на двух лодках разных размеров. В гробницах фараонов I и II династий (3400—2980 годы до н. э.) найдены ткани с основными и уточными нитями одинаковой толщины и с плотностью по основе — 48 нитей на сантиметр, по утку — 60 нитей на сантиметр. Ткани мемфисской династии (2980— 2900 годы до н. э.), найденные в гробницах в Верхнем Египте, тоньше современных льняных полотен и имеют плотность 19х32 и 17х48 нитей на квадратный сантиметр [31].
В египетских гробницах были также найдены деревянные и глиняные фигурки (около 2500 года до н. э.) ткачей и сновальщиков за работой. Снование с помощью колышков, забитых в землю, до сих пор используется некоторыми народами в ручном ткачестве (например, в Гватемале).
Среди рисунков на стенах гробницы Хемотепа из Бени-Хасана (2000—1788 годы до н. э.) есть несколько рисунков с изображением вертикального станка и работающих ткачей, а также процессов изготовления пряжи и подготовки ее к ткачеству. Аналогичные изображения имеются на стенах еще нескольких гробниц XII династии в Бени-Хасане и Эль-Берше, а также в гробницах XVIII династии в Фивах. В Фивах археолог Уинлок нашел модель времени XI династии, изображающую ткущих женщин.
Ткани египетских мумий показывают, что люди Древнего Египта владели совершенным ткацким мастерством. При всем нашем современном оборудовании мы не можем достичь некоторых результатов, полученных когда-то древними мастерами. В отдельных тканях египетских мумий плотность по основе превышает 200 нитей на сантиметр, в то время как современное ткацкое оборудование не позволяет вырабатывать ткани с плотностью по основе большей, чем 150 нитей на сантиметр. Так, например, повязка на лбу мумии, хранящейся в одном из английских музеев, сделана из полотна с плотностью по основе 213 нитей на сантиметр. Линейная плотность пряжи в этой ткани 0,185 текс (т. е. масса одного километра пряжи составляет 0,185 грамма). Масса одного квадратного метра такой ткани составила бы 5 граммов.
Интересны результаты исследования образца ткани египетской мумии, хранящейся в Ивановском художественном музее [3]. Ткань датируется XVI—XV веками до н. э. и состоит из четырех слоев: полотна, пропитанного прозрачным веществом желто-охристого цвета, белого грунта, напоминающего по цвету и блеску рыхлый снег, краски — зеленого, красного и желтого цветов, прозрачного лака серовато-пепельного цвета. Ткань полотняного переплетения имеет плотность по основе 24 нити на сантиметр, по утку — 13 нитей на сантиметр. Грунт состоит из мелких анизотропных кристаллических обломков белого цвета, нерастворимых в эфире. Краска аморфная, с кристаллическими включениями, нерастворимая ни в воде, ни в универсальных органических растворителях, сохранила свежесть и яркость. Лак аморфный, не подвергшийся кристаллизации. Полученные результаты говорят о том, что в датируемое время египетские мастера умели изготовлять прочные полотняные ткани, знали способ их предохранения от тления, им был известен некристаллизующийся лак, сохраняющий яркость и свежесть красок в течение длительного времени.
В музеях мира хранится большое число образцов орнаментированных тканей, датируемых около 1500 года до н. э. Несколько образцов цветной гобеленовой льняной ткани было найдено в гробнице фараона Тутмоса IV (1466 год до н.э.). На ковре из этой гробницы виден узор в виде лотосов, полукругов и обычного для Древнего Египта крестообразного амулета. В погребении молодого фараона Тута, относящемся примерно к этому же времени, было найдено большое количество изумительных по красоте тканей.
На стене спальни в главном дворце Ахетатона, столицы фараона Аменхотепа IV (Эхнатона), сохранились остатки росписи с изображением дочерей фараона, сидящих на подушках. Рисунок тканей на подушках представляет собой параллельно расположенные ромбы голубого цвета на розовом фоне. В рельефе из гробницы Пареннефера в Ахетатоне также имеется изображение подушки, покрытой узорной тканью. Узор ткани выполнен в виде «дорог» из ромбов разных размеров.
На крышке ларца из гробницы Тутанхамона (1375— 1350 годы до н. э.) изображена сцена охоты фараона на львов. На фараоне одежда из ткани золотистого цвета с несложным геометрическим орнаментом. Конь в колеснице фараона покрыт узорной тканью, вероятно, ковром, с мотивами геометрического орнамента на золотистом фоне и с тремя темно-синими полосами по краям. Поле ткани между полосами заполнено тем же узором, что и основной фон ткани.
Древние египтяне знали и широко применяли окрашивание пряжи. Ткани мумий имеют кромки голубого и желто-коричневого цветов. Ложе мумии Тутанхамона покрывала темно-коричневая ткань. Цветом, близким к черному, окрашена ткань, покрывавшая парадные жезлы. На статую телохранителя у входа в гробницу была накинута тонкая темно-желтая ткань. В гробнице Тутанхамона найдено так же несколько изделий из цветной гобеленовой льняной ткани.
Был известен такой способ украшения одежды, как гофрирование. Так, во время экспедиции 1924—1925 годов была найдена гофрированная льняная ткань времени XI династии. В Египетском музее имеется три образца гофрированных тканей времени XVIII династии, причем на одном из них выполнена двойная плиссировка под прямым углом.
Ткани различных структур использовались египтянами для изготовления одежды и украшения на различных празднествах, из них делали драпировку и шили знамена. Основа, как правило, была крученной в два, три, а иногда четыре сложения, уток всегда был однониточным. Много численные образцы тканей периода Нового царства хранятся в Государственном Эрмитаже.
В Древнем Египте ткачество было тесно связано с мелким крестьянским хозяйством. Ткани были натуральной податью землевладельцев как в Древнем, так и в Новом царстве. При XVIII династии визирь Рехмир принимал в числе подносимых ему даров ткани различных сортов.
Со времени Среднего царства во владениях фараонов, храмов и крупных землевладельцев существовали большие ткацкие мастерские, в которых работали под наблюдением специального надсмотрщика — «начальника ткачей».
В Новом царстве ткани для себя делали в богатых городских домах. Так, при раскопках в Эль-Амарне найден дом с помещением для ткацкого станка.
Новых высот достигает ткацкое искусство Египта в Греко-Римский и особенно Коптский периоды. Среди дошедших до нас тканей этого времени — гладкие ткани полотняного и саржевого переплетений, мелкоузорчатые ткани с фоном полотняного переплетения, махровые ткани, крупно узорчатые ткани, выполненные в гобеленовой технике.
Наиболее распространенной одеждой были плащи и туники. Плащи ткались на станке целиком в виде прямо угольных полотнищ. Интересной была технология изготовления туник, которые ткали на широких станках. Работу начинали с рукава, пробрасывая челнок в средней части основы по ширине рукава и оставляя свободными крайние участки основы. Дойдя до плеча, ткач начинал прокидывать челнок по всей ширине основы. При выработке отверстия для ворота использовались два челнока, пробрасываемые попеременно в левой и правой частях. После снятия туники со станка висящие концы нитей или обрезали, или заделы вали в жгут. Тунику складывали по линии ворота и сшива ли по боковым сторонам. Если станок был недостаточно широким, по линии пояса пришивали еще два полотнища необходимой длины.
В зависимости от размера и количества узорчатых частей схема туники усложнялась. В поздние периоды узорчатые части делали в основном накладными с использованием толстой крученой основы и ткали отдельно. При одновременном ткачестве фона и узорчатой части узор получали с помощью гобеленовой техники. При этом существовало несколько приемов. В первом случае узорчатую часть ткали с помощью отдельных челноков. При небольших по размеру узорчатых частях использовали другой прием. Намечали участок, обычно круглый, для узора, до половины его ткали обычным путем, затем из контура узора удаляли фоновые нити утка. Нити основы для узорчатой части подготовляли по 2—3 штуки и начинали ткать первую половину узора. Затем параллельно ткали фон и узор, причем фоновый уток пропускали под нитями основы, участвовавшими в образовании узора.
Большинство египетских узорных тканей Коптского периода были уточно-настилочными. Иногда в узорах нить утка следует контуру узора и поэтому неперпендикулярна нитям основы. В тканях с тонким линейным рисунком на темном фоне, так называемых пурпурных, в качестве фонового утка применяли нить из темной шерсти, а в качестве узорного утка — тонкую льняную нить, которую вводили с помощью иглы.
При выработке махровых тканей с петлями из утка через определенное число грунтовых уточин прокладывали уточину, которая в необходимых местах обвивала специальные стержни. После вытаскивания стержней на поверхности оставались петли. Похожую технику с несколько иным закреплением петель использовали при производстве ковров с разрезным ворсом.
Среди других видов техники существовало ткачество ремизных и двухслойных тканей.
Мы не располагаем полными данными о типе ткацких станков Греко-Римского и Коптского периодов. Вероятно, использовался как вертикальный гобеленовый станок, так и горизонтальный льноткацкий, в том числе и станок с педалями.
Геродот, посетив Египет около 450 года до н. э., отметил, «что в этой стране женщины предоставили мужчинам управляться с ткацким станком в то время, как они занимаются торговлей. Другие нации ткут ткань сверху станка, а египтяне — снизу» [33]. Эта особенность египетского ткачества на вертикальном станке, вероятно, основана на древней традиции и подтверждается изображением в одной из египетских гробниц в Тебесе (около 1500 года до н. э.).
Наиболее распространенные ткани полотняного переплетения с использованием в отдельных местах гобеленовой техники можно было вырабатывать на станках обоих типов, причем при небольшом размере узорчатых частей горизонтальный станок был предпочтительнее как более производительный. При раскопках в монастыре Епифания близ Фив обнаружено помещение для ткацких станков, которые, очевидно, были горизонтальными, оснащенными педалями.
Основываясь на тканях римского периода, найденных в Антиное и Александрии, археолог Э. Флемминг высказал предположение, что они были изготовлены на ткацком станке с подвязями. Однако вопрос о происхождении этих тканей долгое время оставался дискуссионным. Первые находки были сделаны в Антиное еще в 1896—1897 годах, и ведущие востоковеды того времени — Стржиговский и позднее Херцфельд — признавали иранское происхождение тканей, датируя их временем Сасанидов (224—651 годы). Немецкий историк искусства О. фон Фальке в своем известном труде «Художественная история шелкоткачества» [39] защищал гипотезу о местном происхождении тканей. Этой точки зрения придерживались многие ученые, в том числе и Э. Флемминг, пока Р. Пфистер на основе дополнительных материалов, полученных французской археологической экспедицией, не доказал, что ткани были изготовлены в сасанидской Персии. Крупнейший историк текстильного искусства А. Гайер, всю жизнь посвятившая изучению художественных тканей, так же как и Э. Флемминг, считает, что упоминаемые ткани были выработаны на станке с подвязями [42]. Иран является родиной этого примечательного технического изобретения, о котором мы еще будем говорить.
Однако вернемся к Египту. В птоломеевский период ткачество было царской монополией, но со II века до н. э. начинает распространяться и частное ткацкое производство. Как правило, частное ткацкое производство было семейным, но иногда использовали также труд наемных работников.
Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 1835;