Зарождение ткачества
Сложно судить о времени зарождения искусства и ремесел, корни которых теряются в глубине тысячелетий, а материальные следы (дерево, волокнистые материалы) непрочны и недолговечны. Нам остается один путь — путь аргументированной гипотезы, основанной на следующих основных группах источников информации:
этнографическая — древние устройства и методы, сохранившиеся в традициях современных цивилизаций или используемые примитивными племенами;
археологическая — находки ткацких устройств или их деталей, тканей;
художественная — изображения в произведениях искусства соответствующего периода (вазовая или настенная живопись, рельефы и т. д.);
литературно-фольклорная — исторические описания из различных литературных памятников соответствующего периода или описания, сохранившиеся в фольклоре;
аналитическая — основанная на анализе социально-экономических условий, сохранившихся тканей, их возможного распределения по географическим регионам.
Анализируя возможность использования приведенных групп информации, следует отметить, что применительно к начальному периоду истории ткацкой техники полезной будет только пятая группа, в той ее части, где речь идет об анализе социально-экономических условий. Основным стимулом появления одежды у человека считают необходимость защиты тела от неблагоприятных воздействий среды. По мнению некоторых исследователей, дополнительным стимулом служило удовлетворение инстинкта созидания у древних людей, в особенности у живших в местах с благоприятными климатическими условиями.
Необходимой предпосылкой для ткачества является наличие сырья. На этапе плетения это были полоски кожи животных, трава, тростник, лианы, молодые побеги кустов и деревьев. Первые виды плетеной одежды и обуви, подстилки, корзины и сети были первыми ткацкими изделиями. Считают, что ткачество предшествовало прядению, так как в виде плетения оно существовало еще до того, как человек открыл прядильную способность волокон некоторых растений, среди которых были дикорастущая крапива, «окультуренные» лен и конопля. Развившееся мелкое скотоводство обеспечивало различными видами шерсти и пуха.
Некоторые авторы относят возникновение ткачества ко времени использования огня и строительства укрытий. По другим источникам ткачество предшествовало возникновению гончарного производства. В частности, опираясь на Данные Моргана, об этом писал Ф. Энгельс: «Сравнивая друг с другом народы, которые знают уже лук и стрелу, но еще не знакомы с гончарным искусством (его Морган считает началом перехода к варварству), мы действительно находим уже некоторые зачатки поселения деревнями, известную степень овладения производством средств существования: деревянные сосуды и утварь, ручное ткачество (без ткацкого станка) из древесного волокна, плетеные корзины из лыка или камыша...» [1, с. 29—30].
По мнению советского историка П. П. Ефименко, «...обработка растительных волокон и шерсти животных, которая в своих наиболее простых формах известна у отсталых охотничьих племен недавнего прошлого, например у австралийцев, могла возникнуть уже в мадленское время» (предположительно 25—30 тысяч лет до н. э. — Прим. авт.)» [6].
В книге «Очерки истории техники докапиталистических формаций», выпущенной в 1936 году, на этапе развития ранней коммуны (от 25 до 20 тысяч лет до н. э.) отмечается «улучшение в изготовлении одежды, благодаря ... выделке нитей из сухожилий и травы» [20].
Этой же точки зрения придерживался историк текстильной техники Е. А. Цейтлин: «...Таким образом, к концу эпохи ранней коммуны ... человечеством были освоены уже такие элементы текстильного производства в широком смысле слова, как примитивная обработка кожи, использование древесной коры, стеблей, листьев и животных волос, с последующим свойлачиванием их, плетение прутьев, полос и лент, сшивание ... одежды, умение вить веревки и ссучивать элементарным образом нити» [30].
Интересно высказывание известного немецкого архитектора прошлого века Г. Земпера о взаимосвязи ткачества и архитектуры: «Несомненно, что ткачество древнее архитектуры, что орнамент переносился не со стен на ткани, а, наоборот, с тканей на стены. Достаточно лишь взглянуть на регулярное расположение линий и фигур, чтобы узнать в них чередование нитей» [44].
Конечно, ни один из видов волокнистых материалов не мог сохраниться длительное время. Самой старой тканью в мире является льняная ткань, найденная в 1961 году при раскопках древнего поселения у турецкого поселка Чатал Хюиюк и изготовленная около 6500 лет до н. э. Интересно, что эту ткань еще до недавнего времени считали шерстяной и лишь тщательное микроскопическое исследование более 200 образцов старых шерстяных тканей из Центральной Азии и Нубии показало, что ткань, найденная в Турции, льняная.
Известны находки пряслиц* [*Пряслице — грузик, насаживаемый на веретено для придания ему устойчивости и равномерности вращения] на Крите, датируемые около 5000 лет до н. э. Это несомненное свидетельство культуры, знакомой с ткачеством. Неоднократно находили пряслица в поселениях этого же времени, найдены места для ткацких станков в египетских додинастических погребениях (5000— 3400 годы до н. э.).
При раскопках поселений озерных жителей Швейцарии было обнаружено большое количество тканей из лубяных волокон и шерсти. Это послужило еще одним доказательством того, что ткачество было известно людям каменного века (палеолита). Поселения были открыты зимой 1853— 1854 годов. Та зима выдалась холодной и сухой настолько, что уровень альпийских озер Швейцарии резко понизился. В результате местные жители увидели развалины свайных поселений, покрытые многовековым илом. При раскопках поселений был открыт целый ряд культурных слоев, самые нижние из которых датированы каменным веком. Были найдены грубые, но вполне пригодные для использования ткани из лубяных волокон, лыка и шерсти. Некоторые ткани были орнаментированы стилизованными человеческими фигурами, раскрашенными естественными красками.
В 70-е годы XX века с развитием подводной археологии вновь развернулись исследования поселений в обширном альпийском районе на границах Франции, Италии и Швейцарии. Поселения датировались от 5000 до 2900 лет до н. э. Найдено много остатков тканей, в том числе саржевого переплетения, клубков нитей, берд деревянных ткацких станков, деревянных веретен для прядения шерсти и льна, различных игл. Все находки указывают на то, что жители поселений занимались ткачеством сами.
Первые ткацкие станки были с вертикально расположенной основой, которая подвязывалась к горизонтальным ветвям деревьев. Внизу нити прикреплялись к стволам поваленных деревьев или зажимались камнями. Молодые гибкие побеги кустов и деревьев, закрепленные колышками на земле, также могли служить нижней частью такого вертикального станка. Уток сплетался с основой руками.
Вариантом вертикального ткацкого устройства была рама бразильского племени бакаири. В землю вертикально врывали два столба и обматывали их толстой хлопковой нитью, служившей основой. Уток продевали вручную, перебирая пальцами основу, с помощью палочки, на которую был намотан уток. Станок с вертикальной рамой был также первоначальной формой ткацкой техники у большинства африканских племен. Работа по перебору нитей основы вручную утомительна и малопроизводительна. Дальнейшим этапом в развитии ткацкой техники стало появление в V тысячелетии до н. э. ручного ткацкого станка.
В бронзовом веке ткацкие станки были усовершенствованы настолько, что и в настоящее время они используются некоторыми нецивилизованными племенами в неизменном виде. К. двум вертикально стоящим столбам вверху крепили перекладину, к которой подвязывали нити основы. Грузы, подвешенные снизу к нитям основы, обеспечивали их натяжение. Дальнейшим развитием станков этого типа стало введение накопителей основы и ткани (навоя и товарного валика).
Этнографы Чэпл и Кун делят все разновидности примитивных ткацких станков на три группы: 1) с одним неподвижным навоем, укрепленным на двух вертикальных брусьях; 2) с двумя неподвижными навоями и с подножкой (в большинстве случаев горизонтального типа); 3) с двумя вращающимися навоями.
Ткацкий станок появился на довольно позднем этапе развития человеческой культуры. Он остался неизвестен на всей территории полинезийской культуры, большинству индейских племен, племенам Южной Африки и Крайнего Севера, степным народам Азии. Все эти племена пользовались плетельными или перевивочными устройствами, а также другими методами изготовления одежды (из древесной коры, из шкур животных, войлока и т. п.).
Первые ткани были очень просты по структуре. Как правило, они вырабатывались полотняным переплетением. Однако довольно рано стали производить орнаментированные ткани, используя в качестве декоративных элементов религиозные символы, упрощенные фигуры людей и животных. Орнамент наносился на суровые ткани вручную. Позднее стали орнаментировать ткани вышивкой.
Дошедшие до нас памятники культуры и прикладного искусства позволили восстановить характер применявшихся в то время узоров, покрывавших кайму ворота, рукава и подол одежды, иногда пояс. Характер узоров менялся от простых геометрических, иногда с использованием растительных мотивов, к сложным с изображением животных и людей.
Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 17683;