Дальнейшее развитие станка для узорного ткачества
Уже упоминалось о первом усовершенствовании станка с подвязями, сделанном в конце XVII века Блашем и Галантье. Однако предложение поручить ткачу выполнение работы неквалифицированного ученика при том же объеме основных обязанностей не могло быть жизненным и это усовершенствование не получило широкого распространения.
В 1725 году лионский ткач Бэзил Бушон предложил использовать для отбора нитей основы и формирования зева бесконечную перфорированную ленту. Дергальщик дощечкой прижимал ленту к горизонтальным иглам. Иглы, которым соответствуют отверстия в ленте, проходят сквозь ленту и дощечку, другие иглы отжимаются лентой в прорези грабли. Ткач, нажимая на подножку, перемещает граблю вниз, заставляя через прут и рамный шнур подняться те нити, которые связаны с отжатыми иглами. Нити, скрепленные с иглами, прошедшими сквозь отверстия ленты, образу ют нижнюю часть зева.
Не устраняя дергальщика, Бушон в некоторой мере упростил его работу. Другим достоинством устройства было то, что теперь перебирать узор можно было вне станка. Однако число игл на станке Бушона ограничено, поэтому его можно было использовать для выработки тканей с очень простым узором. Кроме того, качество ткани продолжало определяться квалификацией дергальщика. Вследствие отмеченных недостатков станок Бушона не получил распространения.
Бушон продолжал работать над усовершенствованием станка, когда с ним познакомился Фалькон, состоятельный изобретатель со званием мастера и к тому же удачливый предприниматель. Фалькону в 1728 году удалось устранить ряд недостатков станка Бушона, основными новыми идеями в его первом станке были: увеличение числа игл за счет расположения их в несколько рядов, что позволило оперировать 400 рамными шнурами; замена бумажной перфорированной ленты цепью прямоугольных перфорированных картонов, двигавшихся на четырехгранной призме; изменение вида взаимодействия между прутками и граблей по типу крючки — ножи. При нажиме на педаль грабля опускалась вниз, захватывая крючки, связанные с иглами, которые вошли в отверстие картона. При этом через прутки и рамные шнуры поднимались соответствующие нити основы. Вверх грабля перемещалась под действием груза, перекинутого с помощью веревки через блок. Фалькон изобрел также устройство для изготовления картона.
Лионские власти с интересом встретили изобретение Фалькона. Ему была установлена премия в 1500 ливров. В Лионе того времени существовал запрет на установку в одной мастерской более четырех станков. Было разрешено пятым станком устанавливать станок Фалькона. Однако этот станок имел огромные размеры, был сложен и работал плохо. К тому же станок не устранял дергальщиков.
Пытаясь избавиться от недостатков, Фалькон создал второй станок. И хотя направление усовершенствования станка было неверным (Фалькон отказался от грабли и игл с их ножами и крючками), он работал лучше, вдвое быстрее, позволял использовать 800 рамных шнуров. На станках с подвязями дергальщик был просто физически не способен работать с таким количеством рамных шнуров.
Кроме того, на новом станке положение дергальщика было более удобным. Пенсия Фалькону была увеличена до 1800 ливров, а в 1764 году принято решение о выплате изобретателю по 300 ливров за каждый из первых 60 проданных им усовершенствованных станков.
Широко известен факт, что в год смерти Фалькона (1765) использовалось 40 его станков. Однако следует иметь в виду, что все станки Фалькон продал во время Семилетней войны. После окончания войны станки нашли более широкое распространение, так как в производстве мебельной камки и церковных орнаментальных тканей станку Фалькона не было равных. В 1773 году в одном только Лионе работало около сотни станков Фалькона. В 80-е годы в шелковом производстве наступил спад, но еще в 1825 году станки Фалькона применялись для производства церковных орнаментальных тканей.
Незадолго до смерти Фалькон создал третью конструкцию своего станка. Но в этот же год изобретатель Барбье представил свой станок, который показался лионским фабрикантам более перспективным. Лионские власти вместо вознаграждения даже потребовали от Фалькона возвращения 1000 ливров, выданных ему якобы в виде займа для работы над новым станком. В течение последовавших пяти лет Барбье удалось продать 21 станок.
Но вернемся ко времени после первого изобретения Фалькона. В 1735 году была изобретена барабанная машина. Очевидно, число основных нитей и пластин должно быть связано с размерами барабана. Барабаны имели диаметр 60—120 сантиметров и длину около 95 сантиметров. При смене ассортимента необходимо было менять барабан или производить новую набивку колышков. Машина работала удовлетворительно лишь при малой плотности ткани по основе.
От барабанных машин, стараясь уменьшить простои станка при смене ассортимента, пришли к так называемым полотняным. На этой машине имелись два валика, на которые натягивали прочное полотно. На полотне укреплялись колышки. Пластины отжимались колышками и попадали под действие ножей.
Помимо изобретений Бушона и Фалькона важной вехой в изобретении жаккардовой машины* [В «Британской энциклопедии» автором машины, носящей сейчас название жаккардовой, указан Фалькон] стала машина Жака де Вокансона, впервые устранившая дергальщика.
Жак де Вокансон родился в Гренобле 24 февраля 1709 года. Еще мальчиком он проявил интерес к механике и сам сделал деревянные часы, которые долго показывали точное время. Для изучения механики он поехал в Париж, где сделал механического флейтиста — игрушку, привлекшую всеобщее внимание. За ней последовала утка, которая плавала, крякала, трясла крыльями и даже принимала пищу. Кроме механических игрушек у Вокансона был целый ряд изобретений, в том числе и в текстильном производстве, например, две машины для различной отделки тканей. С 1741 года Вокансон работал инспектором шелковых предприятий и собрал большую коллекцию, в которую входили различные технические устройства и предметы искусства. Среди текстильных изобретений Вокансона — две шелкомотальные и тростильно-крутильная машины, способ устройства шелковых фабрик. О механическом ткацком станке мы уже упоминали. Что касается даты изобретения узорообразующей машины, то здесь в литературе имеются расхождения, очевидно, потому, что Вокансон не патентовал свою машину.
От машины Фалькона Вокансон взял идею управления подъемом нитей основы через иглы, однако вместо картона использовал цилиндр с отверстиями, соответствующими узору ткани. Грабля и прутки были заменены крючками особой формы, которые взаимодействовали с ножами специальной рамы. Цилиндр размещался на специальной каретке, передвигавшейся возвратно-поступательно. При этом цилиндр поворачивался на один ряд отверстий. Таким образом, величина узора вырабатываемой ткани зависела от длины и диаметра цилиндра, а раппорт ткани по утку не превышал 16 нитей. Необходимость соответствия движения каретки и поворота цилиндра моменту образования зева требовала определенной точности в изготовлении деталей машины, чего трудно было добиться в условиях мануфактурной мастерской. Поэтому машина была очень дорогой. Достоинствами изобретения были компактность машины, достигнутая благодаря расположению ее над станком и подвязке аркатных шнуров непосредственно к крючкам, а также резкое сокращение расходов на подвязи. Кроме того, уже говорилось, что машина Вокансона полностью устраняла дергальщика.
Определенное техническое несовершенство машины лег ко могло быть преодолено таким гениальным механиком, каким был Вокансон, и не оно явилось причиной неиспользования машины и ее полного замалчивания в технической литературе второй половины XVIII века.
Основной причиной стали социально-экономические факторы, на что указывают слова, сказанные Вокансону канцлером Франции в 1754 году: «Очень досадно, сударь, что приходится подавлять в зародыше столь славную диковину, но, упрощая так сильно работу станков, мы уморили бы голодом многих работников и слишком облегчили бы имитацию наших тканей за границей».
Несмотря на свой высокий пост инспектора шелковых мануфактур, Вокансону так и не удалось добиться внедрения своей машины. После смерти Вокансона в 1782 году эта машина вместе с другими его изобретениями попала в Консерваторию искусств и ремесел Франции, организованную в 1800—1801 гг.
Целый ряд изобретателей после Вокансона пытались усовершенствовать станок с подвязями. Так, в 1770 году талантливый художник-декоратор Ла Саль внес небольшие изменения в конструкцию обычного типа станка с подвязями. В 1775 году только в Лионе работало 35 его станков. Кроме того, станки были установлены на некоторых мануфактурах Парижа и Нима. Позднее станки для выработки несложных узорных тканей, устранявшие дергальщика, сконструировали Женен, Лапра, Тиссар, Пайтон, Мейнар и Массой, Буржуа, Папийон, Полэ, Дардуа и Перрен. Дардуа в 80-е годы XVIII века даже удалось сконструировать подобный станок для выработки сложных узорчатых тканей и получить вознаграждение и премию в 50 ливров с каждого из первых 100 проданных им станков. Англичанин Д. Уилсон за изобретение машины, устранявшей дергальщика, был избран почетным гражданином города Данфермлайна.
Назовем еще два изобретения, имеющих отношение к направлению развития мысли конструкторов жаккардовой машины. В течение 1775—1780 годов Понсон создал конструкцию машины, в которой подъем нитей осуществлялся 8 подножками. Последние в свою очередь управлялись с помощью комбинации веревок. В 1798 году Верзье удваивает количество подножек на станке Понсона, но при этом получает слишком громоздкую конструкцию. В конце XVIII века станок Понсона был самым распространенным среди новых моделей станков для узорного ткачества.
В 1799 году венский механик Вальдхер изобрел машину, в которой узор программировался с помощью углублений на деревянном барабане. В углубления входили иглы. Для подъема крючков использовался довольно сложный аппарат. Машина часто выходила из строя, вследствие чего не получила распространения.
Следующий этап развития машин для узорного ткачества связан с именем Жаккара.
Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 1530;