Станки с подвязями

Под ткацким станком с подвязями (перебором) понимают обычный ткацкий станок с преступными подножками, оснащенный дополнительным узорообразующим устройством (подвязями). С помощью подножек образуется зев для грунтового, а посредством подвязей — для узорного утка.

Обслуживают такой станок два человека: ткач и дергальщик, в функции которого входит образование узорного зева.

На станке с подвязями нити основы пробирали в глазки галев, привязанных к аркатным шнурам, которые проходили сквозь отверстия кассейной доски, огибали валик и в горизонтальном положении закреплялись на стене. К горизонтальным участкам аркатных шнуров вертикально вниз привязывали подвязи и закрепляли их внизу. Каждую подвязь на уровне рук дергальщика обхватывали петлей. Все петли для одной прокидки утка соединялись одним шнуром в виде кружка, который закрепляли на опорном шнуре, идущем параллельно подвязям. Эти шнуровые кружки и дергал помощник ткача, поднимая таким образом нити и образуя узорный зев. После того как дергальщик отпускал кружки, все подвязи шнура и нити под действием грузов, подвешенных внизу к галевам, приходили в исходное положение. Ткач оперировал ремизками и прокидывал уток, в то время как дергальщик (большей частью ученик) тянул за подвязи.

Станок для крупноузорчатых тканей впервые появился у китайцев, на котором они и вырабатывали свои разнообразные шелковые ткани. Сложность узорных тканей времени династии Хань привела многих ученых к мысли, что такие ткани можно было выработать только на станке с подвязями. Однако Р. Бернхэм в 60-х годах нашего века довольно убедительно доказал, что эти ткани были изготовлены на станке с узорными прутками.

В настоящее время большинство исследователей текстиля полагают, что родиной станка с подвязями является сасанидская Персия. Фрагменты персидских тканей начиная с III века имеют регулярно повторяющийся раппорт узора с одним и тем же числом нитей основы в каждом раппорте — относительно небольшое в ранних тканях и постепенно увеличивающееся в тканях более позднего времени. Выяснение истины осложнялось еще и тем, что все сасанидские ткани находили где угодно, только не на территории Ирана, и сначала надо было доказать еще их происхождение. В частности, большинство тканей раннего периода было найдено в Антиное в Египте. Первые находки были сделаны еще в 1896—1897 годах, но лишь в середине нашего века Р. Пфистеру удалось окончательно доказать сасанидское происхождение тканей. Как и в китайских тканях династии Хань, в этих тканях также неравномерна плотность основных нитей по ширине ткани, что указывает на отсутствие на станке берда.

Самое раннее изображение станка с подвязями приведено в китайской рукописи XII века «Кенг-Тжи-Чу». В отличие от западных станков дергальщик здесь находился сбоку основы над станком.

Лидером в европейском узорном шелкоткачестве в cpeдние века была Италия. Все богато орнаментированные итальянские ткани с середины XIII до начала XV век имели ширину 115—120 сантиметров. В XV веке в связи появлением и широким распространением новых тканей - дамаста с гранатовым деревом в качестве основного элемента узора, узорного вельвета высшего качества, различных золотных тканей — конструкции станков видоизменялись применительно к особенностям выработки этих тканей. Ширина станка в среднем уменьшилась до 60—70 сантиметров; вместо кромок из толстых нитей стали вырабатывать аккуратные кромки полотняного переплетения, окрашенные в другой цвет. Нам неизвестен внешний вид итальянских узорных станков этого времени. В произведениях изобразительного искусства есть несколько изображений лишь простых станков с подножками.

В отличие от Италии во Франции сохранились упоминания о нескольких усовершенствованиях станка с подвязями Станок, приписываемый Жану ле Калабре, итальянцу из Калабрии, по приказу французского короля был установлен в 1470 году в Туре. Предполагают, однако, что это был довольно простой станок с кружками. Автором станка, в котором кружки заменены фигурной подвязью с «простыми шнурками», называют Клода Дангона из Милана. Во французском Музее консерватории искусств и ремесел есть «станок Дангона», но изготовлен он был к Всемирной выставке 1855 года, поэтому время его происхождения остается под сомнением. Говорят, Дангон был высококвалифицированным ткачом и нанимал для помощи четырех дергальщиков, но, возможно, он не изобретал этот станок, а скорее всего привез в Лион из Италии.

Дергальщик находился наверху станка. В 1604 году француз Симбло объединил шнуры сериями так, что дергальщик мог теперь находиться сбоку станка.

В конце XVII века Галантье и Блаш усовершенствовали станок с подвязями так, что мастер мог сам управлять подвязью. Для этого доска с валиком была повернута так, что кружки свисали над головой ткача.

Разновидностью станка с подвязями является кегельный станок, на котором подвязи не доходят до пола, а пробираются в так называемую кегельную доску. При оттягивании кегли через подвязь и аркатные шнуры поднимали нити основы. О происхождении станка нет единого мнения. Среди имен авторов называют уже упоминавшихся Жана ле Ка лабре и Клода Дангона.

Условно к станкам с подвязями относят и позументный станок, обслуживаемый одним ткачом. В этом станке шнуры аркатной подвязи поднимаются и опускаются с помощью сложного механизма, включающего множество преступных подножек, валики и верхний ремиз. Первое изображение такого станка сделано X. Вайгелем в 1698 году.

На особом станке ткали шали. При этом вместо челнока использовали длинные деревянные иглы по количеству цветов утка. Лицевая сторона шали обращена вниз. Вот как описывал ткачество шалей Ельфинстон в своем «Отчете о Кабуле»:

«Один ткацкий стан (поставленный иногда просто в палатке) работает иную шаль более года, есть ли она отменно тонка; а между тем на других станах в то же время можно приготовить шесть и восемь шалей на каждом. Три работника, обыкновенно за одним станом работающие, не могут соткать ни четверти дюйма в один день, есть ли шаль отличной работы и трудного рисунка. Таковые шали обыкновенно ткутся на нескольких станах, от чего и выходит, что когда разные куски составятся вместе, то они редко приходят в одну меру.

Стан стоит горизонтально; перед ним сидят работники на скамье, двое, трое или четверо. Гладкие шали работают только два работника, причем употребляется длинный, узкий, грубой отделки челнок. Напротив того шали с разными узорами ткутся без челнока, деревянными иголка ми: сколько цветов пряжи, столько и иголок. Работа производится скоро, судя по трудности рисунков. Когда ткут шаль, то левая (обратная — Прим. авт.) оной находится к верьху, а лицевая к низу; не смотря на то, Оостауд, или главный мастер, не ошибется в правильности самых трудных рисунков.

Оостауд надсматривает за всеми своими работниками; если им даны новые рисунки, к которым они еще не привыкли, то он указывает им по рисунку на бумаге узоры, цветы и пряжу, какую где надобно употребить» [15].

В этом же номере «Журнала мануфактур и торговли» приводится еще одна выдержка из сообщения Коджи-Юсуфа, армянина, заказывавшего в Кашмире шали по образцам для одного из константинопольских торговых домов:

«...Ткацкий стан прост и поставлен перпендикулярно, левая сторона ткани обращена к работникам. Мальчик сидит внизу, держа перед собою рисунок, и за каждым ударом челнока дает знать работнику, какого цвета должна быть нитка; нитки навиты на катушках..»








Дата добавления: 2015-10-13; просмотров: 1352;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.